kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Мировой ГМК: Китай развивает вертикальную интеграцию

26.02.09
размер текста:

Китайские металлурги медленно, но уверено собирают горнодобывающие активы по всему миру. Дефицит собственного ЖРС и коксующегося угля на данный момент является одним из основных факторов, снижающих конкурентоспособность китайской металлопродукции, и препятствующих полному вытеснению конкурентов с азиатских и африканских рынков. Проблему нехватки ресурсов КНР решает с помощью интеграции в собственные производственные циклы сырьевых активов по всему миру. Однако если до последнего момента китайским инвесторам удалось получить перспективные, но еще не разработанные проекты, то сейчас они близки к поглощению одной из трех крупнейших горнодобывающих компаний, что грозит усилением и без того прочных позиций китайских металлургов на мировых рынках уже в текущем году.

Опережающий рост сталеплавильного передела в Китай еще в начале текущего десятилетия спровоцировал дефицит сырьевых ресурсов. При этом если проблемы с коксом удалось компенсировать, снижением его потребления, то нехватка качественного ЖРС превратилась в основной сдерживающий фактор черной металлургии КНР. Собственная добыча руды покрывает только 60% потребностей страны, при этом сами китайские металлурги из-за низкого качества используют ее неохотно. В настоящее время среднее содержание железа в добываемой в Китае железной руде ниже 28%, а на некоторых рудниках и вовсе – около 20%. К слову, в Украине руда с содержанием ЖРС ниже 30% практически не добывается, поскольку инвесторы считают это нерентабельным.

В связи с низким качеством собственного ЖРС и его острым дефицитом, КНР вынуждена докупать сырье на международных рынках. По мере роста объемов выплавки стали и требований к ее качеству, Китай стремительно наращивал импорт со всех регионов мира, от Индии до Бразилии. В 2008 г. по данным таможенной статистики КНР, местные металлурги закупили за границей 443,6 млн тонн руды, что на 15,9% больше чем в предыдущем году. Примечательно, что падение цен не только не охладило импорт сырье, но и, наоборот, способствовало его наращиванию. В частности, в декабре минувшего года Китай импортировал 34,53 млн тонн железной руды, что на 6,18% больше, чем в ноябре, несмотря на замедление производства стали. Данный факт, по всей видимости, обусловлен тем, что в условиях приближения цен металлопродукции к ее себестоимости, китайским металлургам приходится ориентироваться на более качественную, и в конечном итоге, более дешевую импортную руду.

Однако активизация закупок железной руды со стороны КНР на мировом рынке встретила согласованную реакцию трех крупнейших поставщиков: Vale (бывшая CVRD), Rio Tinto и BHP Billiton, которые контролируют свыше трети производства ЖРС, больше половины рынка, и около 70% морской торговли сырьем.

Синхронизируя свою ценовую политику, они за последние 5 лет сумели поднять стоимость ЖРС более чем в 10 раз. При этом в последние годы скачки цен достигали 70-80%, что наносило существенный урон китайской металлургии. В частности, в 2003 г. стоимость железной руды в среднем выросла на 5,4% по сравнению с 2002 годом, в 2004 г. - на 19%, в 2005 г. на 71,5%, в 2006 г. - на 19%, в 2007 г. - на 9,5%, в 2008 – на 65-80%. Примечательно, что, несмотря на государственную поддержку, более дешевую рабочую силу и более современное оборудование, себестоимость китайской стали в середине 2008 г. была на 10-15% выше, чем себестоимость металла российских и украинских вертикально-интегрированных металлургических компаний.

Перманентный рост цен на сырье, а также острая его нехватка способствовал экспансии китайских инвесторов во все регионы мира с целью приобретения активов по производству ЖРС. Особенно привлекательным для китайцев является Австралия, которая из-за географической близости позволяет экономить на транспортных издержках. Сейчас в КНР отгружается больше половины всей австралийской руды, в свою очередь, китайские потребители на 40% зависят от поставок с Зеленого континента. В последние 2-3 года китайские инвесторы скупили много мелких производителей ЖРС в Австралии, и вкладывают существенные средства в организацию добычи и строительство необходимой транспортной инфраструктуры. В частности, в 2007-08 гг. китайцы установили контроль над компаниями Midwest, Murchison и Gindalbie, в которые она готова инвестировать десятки миллиардов долларов. Реализация уже объявленных проектов даст китайским металлургам в ближайшие 3-4 года более 150 млн тонн качественной австралийской руды, дополнительно к тем 150 млн тонн, которые экспортируются в Поднебесную в настоящее время. При этом, кризис на глобальных рынках металлопродукции, вряд ли, нарушит объемы инвестиций, поскольку китайские власти ориентируются, как правило, на долгосрочную стратегию. Кроме Австралии, приоритетными направлениями китайской экспансии являются очень перспективная Африка и Бразилия.

Однако во всех этих регионах китайские проекты являются перспективными и на данный момент не оказывают резкого влияния на ситуацию на глобальном рынке ЖРС. В то же время, КНР давно заявляла, что готова выложить 250-300 млрд долл. за одну из трех крупнейших компаний, для того, чтобы решить проблему сырьевого дефицита в более оперативные сроки. К тому же ценовой диктат триумвирата приобрел угрожающий масштаб. Это подтолкнуло китайские власти активизировать собственные попытки поглощения одной из трех компаний. Однако в условиях благоприятной конъюнктуры никто из акционеров не хотел расставаться со столь прибыльными активами. Позиции всех трех компаний были прочны и они были готовы отразить попытку враждебного поглощения. Однако, в 2007 г. трещину дал второй по величине производитель ЖРС - Rio Tinto.

Компания и до этого вела авантюрную политику экстенсивного расширения, скупая активы по явно завышенным ценам, однако сделка по покупке канадского производителя алюминия Alcan, за которую она выложила 34,3 млрд долл. стала для нее чрезмерно непосильной. Для финансирования сделки Rio Tinto в августе 2007 г. привлекла синдицированный кредит на 40 млрд долл. Уверенность в собственной платежеспособности топ менеджмент компании (к слову, уволенный на прошлой неделе) основывал на уверенности в росте цен на ЖРС в 2008-2009 гг. Однако, даже после 60-70% повышения цен на свою продукцию в начале 2008 г., компания столкнулась с трудностями по обслуживанию своего долга. Этими проблемами и воспользовались желающие поглотить Rio Tinto, а именно ее конкуренты Vale и BHP Billiton, а также китайские власти в лице госкомпании Chinalco.

BHP Billiton единственная компания, которая сделала официальное предложение о покупке. В общей сложности ВНР была готова заплатить 109 млрд долл. Посредством слияния с Rio Tinto она имела возможность стать самым крупным производителем алюминия и меди в мире, а также сместить с лидирующих позиций по добыче ЖРС бразильскую Vale. Согласно подсчетам Citigroup, объединенная компания контролировала бы около 36% мирового рынка железной руды, а также стала бы ведущим поставщиком энергетического угля (14% рынка) и меди (13%).

Китайская сторона, которой такое объединение сулило значительные проблемы, активизировала свои действия. В ответ Chinalco и американская Alcoa объявили о покупке 12% акций Rio Tinto за 14 млрд долл. Основную часть расходов, связанных со сделкой, взяли на себя китайцы, доля Alcoa в общих инвестициях составила всего 1,2 млрд долл. Примечательно, что эта сделка состоялась всего за несколько дней до того, как истекает срок, в течение которого BHP Billiton должен либо сделать новое предложение о поглощении Rio Tinto, либо отказаться от своих планов как минимум на полгода.

В ответ BHP Billiton подняла предложение за компанию до 138 млрд долл., а потом и до 170 млрд долл. Однако, пока она согласовывала и получала разрешения на поглощение Rio Tinto, перегретый рынок металла обвалился, потянув вместе с собой и рынок ЖРС. В новых условиях 170 млрд долл оказались неоправданно высокой ценой за погрязшей в долгах разбалансированную компанию, поэтому BHP Billiton вежливо отказалась от своего предложения.

Между тем, сама Rio Tinto в новых условиях оказалась в очень сложном положении. Компания имеет долги в размере почти 39 млрд долл., при этом ее чистая прибыль в 2008 году составила всего 3,7 млрд долл., что на 50% хуже показателя 2007 г. Для улучшения своего положения она начала массовое сокращение штата, свертывание инвестиционных проектов и распродажу активов. Часть бразильских активов компании она продала своему конкуренту - Vale за 1,6 млрд долл.

Проблемы Rio Tinto дали возможность Китаю продолжить постепенное поглощение компании. В середине февраля стало известно, что Chinalco покупает активы Rio Tinto на сумму в 19,5 млрд долл. Согласно договоренностям, китайские инвесторы купят облигации Rio на 7,2 млрд долл, которые в случае конвертации в акции в будущем позволят ей увеличить свою долю в Rio с 9% до 18%. Срок обращения облигаций - семь лет, по ним будет выплачиваться купон 9-9,5%. Остальную часть денег (12,3 млрд долл.) Chinalco потратит на покупку миноритарных пакетов в девяти активах Rio Tinto по производству меди, алюминия и железной руды, в том числе в нескольких месторождениях. Сделка с Chinalco позволит Rio существенно сократить долг в 38,7 млрд долл. При этом, в октябре этого года Rio должна погасить 8,9 млрд долл. долга, в 2010 г. - еще 10 млрд долл.

Столь благоприятные параметры сделки для горнорудной компании дают основания предполагать, что для китайских инвесторов данные инвестиции, вряд ли, являются портфельными. Формально, Chinalco получит два места в совете директоров Rio Tinto. Кроме того, высока вероятность того, что горнорудная компания проявит лояльность к китайским металлургам во время переговоров по стоимости ЖРС, которая будет заложена в годовых контрактах на 2008 г. (контракты должны быть подписаны до 1 апреля).

Симптоматично, что в отличие от переговорного процесса прошлых лет, когда приблизительные ориентиры цен на ЖРС были известны еще в ноябре, в этом году по состоянию на конец февраля неизвестны даже приблизительные параметры сделок. Этот факт свидетельствует, прежде всего, об отсутствии взаимопонимания между самими производителями ЖРС. При этом Rio Tinto и вовсе вышла из переговорного процесса с китайскими покупателями. Не исключено, что цена на ЖРС для потребителей теперь будет формироваться на индивидуальной основе, с учетом вклада инвесторов КНР в оздоровление компании.

Скорее всего, на данном этапе лояльной ценовой политики Rio Tinto для Китая будет достаточно, поскольку полноценное поглощение компании вызовет широкий протест, начиная от антимонопольных регуляторов Австралии и заканчивая остальными претендентами на компанию. BHP Billiton уже выразил недовольство сделкой и дал понять, что будет стараться помешать ее реализации. Австралийские чиновники также против сделки, их не устраивает то, что иностранное правительство де-факто будет контролировать свыше половины горнорудной промышленности страны.

В то же время, вряд ли стоит ожидать, что в среднесрочной перспективе китайцы не воспользуются финансовыми проблемами Rio Tinto и не попытаются усилить свое влияние. Такие перспективы не сулят ничего хорошо для остальных металлургов, поскольку вертикальная интеграция китайских сталеплавильных мощностей и зарубежных сырьевых активов может существенно усилить позиции китайских предприятий на мировых рынках, которые даже с учетом сверхвысоких цен на сырье практически вытеснили конкурентов с большинства регионов Азии и Африки.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!