kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Мировой ГМК: Китай развивает вертикальную интеграцию

26.02.09
размер текста:

Китайские металлурги медленно, но уверено собирают горнодобывающие активы по всему миру. Дефицит собственного ЖРС и коксующегося угля на данный момент является одним из основных факторов, снижающих конкурентоспособность китайской металлопродукции, и препятствующих полному вытеснению конкурентов с азиатских и африканских рынков. Проблему нехватки ресурсов КНР решает с помощью интеграции в собственные производственные циклы сырьевых активов по всему миру. Однако если до последнего момента китайским инвесторам удалось получить перспективные, но еще не разработанные проекты, то сейчас они близки к поглощению одной из трех крупнейших горнодобывающих компаний, что грозит усилением и без того прочных позиций китайских металлургов на мировых рынках уже в текущем году.

Опережающий рост сталеплавильного передела в Китай еще в начале текущего десятилетия спровоцировал дефицит сырьевых ресурсов. При этом если проблемы с коксом удалось компенсировать, снижением его потребления, то нехватка качественного ЖРС превратилась в основной сдерживающий фактор черной металлургии КНР. Собственная добыча руды покрывает только 60% потребностей страны, при этом сами китайские металлурги из-за низкого качества используют ее неохотно. В настоящее время среднее содержание железа в добываемой в Китае железной руде ниже 28%, а на некоторых рудниках и вовсе – около 20%. К слову, в Украине руда с содержанием ЖРС ниже 30% практически не добывается, поскольку инвесторы считают это нерентабельным.

В связи с низким качеством собственного ЖРС и его острым дефицитом, КНР вынуждена докупать сырье на международных рынках. По мере роста объемов выплавки стали и требований к ее качеству, Китай стремительно наращивал импорт со всех регионов мира, от Индии до Бразилии. В 2008 г. по данным таможенной статистики КНР, местные металлурги закупили за границей 443,6 млн тонн руды, что на 15,9% больше чем в предыдущем году. Примечательно, что падение цен не только не охладило импорт сырье, но и, наоборот, способствовало его наращиванию. В частности, в декабре минувшего года Китай импортировал 34,53 млн тонн железной руды, что на 6,18% больше, чем в ноябре, несмотря на замедление производства стали. Данный факт, по всей видимости, обусловлен тем, что в условиях приближения цен металлопродукции к ее себестоимости, китайским металлургам приходится ориентироваться на более качественную, и в конечном итоге, более дешевую импортную руду.

Однако активизация закупок железной руды со стороны КНР на мировом рынке встретила согласованную реакцию трех крупнейших поставщиков: Vale (бывшая CVRD), Rio Tinto и BHP Billiton, которые контролируют свыше трети производства ЖРС, больше половины рынка, и около 70% морской торговли сырьем.

Синхронизируя свою ценовую политику, они за последние 5 лет сумели поднять стоимость ЖРС более чем в 10 раз. При этом в последние годы скачки цен достигали 70-80%, что наносило существенный урон китайской металлургии. В частности, в 2003 г. стоимость железной руды в среднем выросла на 5,4% по сравнению с 2002 годом, в 2004 г. - на 19%, в 2005 г. на 71,5%, в 2006 г. - на 19%, в 2007 г. - на 9,5%, в 2008 – на 65-80%. Примечательно, что, несмотря на государственную поддержку, более дешевую рабочую силу и более современное оборудование, себестоимость китайской стали в середине 2008 г. была на 10-15% выше, чем себестоимость металла российских и украинских вертикально-интегрированных металлургических компаний.

Перманентный рост цен на сырье, а также острая его нехватка способствовал экспансии китайских инвесторов во все регионы мира с целью приобретения активов по производству ЖРС. Особенно привлекательным для китайцев является Австралия, которая из-за географической близости позволяет экономить на транспортных издержках. Сейчас в КНР отгружается больше половины всей австралийской руды, в свою очередь, китайские потребители на 40% зависят от поставок с Зеленого континента. В последние 2-3 года китайские инвесторы скупили много мелких производителей ЖРС в Австралии, и вкладывают существенные средства в организацию добычи и строительство необходимой транспортной инфраструктуры. В частности, в 2007-08 гг. китайцы установили контроль над компаниями Midwest, Murchison и Gindalbie, в которые она готова инвестировать десятки миллиардов долларов. Реализация уже объявленных проектов даст китайским металлургам в ближайшие 3-4 года более 150 млн тонн качественной австралийской руды, дополнительно к тем 150 млн тонн, которые экспортируются в Поднебесную в настоящее время. При этом, кризис на глобальных рынках металлопродукции, вряд ли, нарушит объемы инвестиций, поскольку китайские власти ориентируются, как правило, на долгосрочную стратегию. Кроме Австралии, приоритетными направлениями китайской экспансии являются очень перспективная Африка и Бразилия.

Однако во всех этих регионах китайские проекты являются перспективными и на данный момент не оказывают резкого влияния на ситуацию на глобальном рынке ЖРС. В то же время, КНР давно заявляла, что готова выложить 250-300 млрд долл. за одну из трех крупнейших компаний, для того, чтобы решить проблему сырьевого дефицита в более оперативные сроки. К тому же ценовой диктат триумвирата приобрел угрожающий масштаб. Это подтолкнуло китайские власти активизировать собственные попытки поглощения одной из трех компаний. Однако в условиях благоприятной конъюнктуры никто из акционеров не хотел расставаться со столь прибыльными активами. Позиции всех трех компаний были прочны и они были готовы отразить попытку враждебного поглощения. Однако, в 2007 г. трещину дал второй по величине производитель ЖРС - Rio Tinto.

Компания и до этого вела авантюрную политику экстенсивного расширения, скупая активы по явно завышенным ценам, однако сделка по покупке канадского производителя алюминия Alcan, за которую она выложила 34,3 млрд долл. стала для нее чрезмерно непосильной. Для финансирования сделки Rio Tinto в августе 2007 г. привлекла синдицированный кредит на 40 млрд долл. Уверенность в собственной платежеспособности топ менеджмент компании (к слову, уволенный на прошлой неделе) основывал на уверенности в росте цен на ЖРС в 2008-2009 гг. Однако, даже после 60-70% повышения цен на свою продукцию в начале 2008 г., компания столкнулась с трудностями по обслуживанию своего долга. Этими проблемами и воспользовались желающие поглотить Rio Tinto, а именно ее конкуренты Vale и BHP Billiton, а также китайские власти в лице госкомпании Chinalco.

BHP Billiton единственная компания, которая сделала официальное предложение о покупке. В общей сложности ВНР была готова заплатить 109 млрд долл. Посредством слияния с Rio Tinto она имела возможность стать самым крупным производителем алюминия и меди в мире, а также сместить с лидирующих позиций по добыче ЖРС бразильскую Vale. Согласно подсчетам Citigroup, объединенная компания контролировала бы около 36% мирового рынка железной руды, а также стала бы ведущим поставщиком энергетического угля (14% рынка) и меди (13%).

Китайская сторона, которой такое объединение сулило значительные проблемы, активизировала свои действия. В ответ Chinalco и американская Alcoa объявили о покупке 12% акций Rio Tinto за 14 млрд долл. Основную часть расходов, связанных со сделкой, взяли на себя китайцы, доля Alcoa в общих инвестициях составила всего 1,2 млрд долл. Примечательно, что эта сделка состоялась всего за несколько дней до того, как истекает срок, в течение которого BHP Billiton должен либо сделать новое предложение о поглощении Rio Tinto, либо отказаться от своих планов как минимум на полгода.

В ответ BHP Billiton подняла предложение за компанию до 138 млрд долл., а потом и до 170 млрд долл. Однако, пока она согласовывала и получала разрешения на поглощение Rio Tinto, перегретый рынок металла обвалился, потянув вместе с собой и рынок ЖРС. В новых условиях 170 млрд долл оказались неоправданно высокой ценой за погрязшей в долгах разбалансированную компанию, поэтому BHP Billiton вежливо отказалась от своего предложения.

Между тем, сама Rio Tinto в новых условиях оказалась в очень сложном положении. Компания имеет долги в размере почти 39 млрд долл., при этом ее чистая прибыль в 2008 году составила всего 3,7 млрд долл., что на 50% хуже показателя 2007 г. Для улучшения своего положения она начала массовое сокращение штата, свертывание инвестиционных проектов и распродажу активов. Часть бразильских активов компании она продала своему конкуренту - Vale за 1,6 млрд долл.

Проблемы Rio Tinto дали возможность Китаю продолжить постепенное поглощение компании. В середине февраля стало известно, что Chinalco покупает активы Rio Tinto на сумму в 19,5 млрд долл. Согласно договоренностям, китайские инвесторы купят облигации Rio на 7,2 млрд долл, которые в случае конвертации в акции в будущем позволят ей увеличить свою долю в Rio с 9% до 18%. Срок обращения облигаций - семь лет, по ним будет выплачиваться купон 9-9,5%. Остальную часть денег (12,3 млрд долл.) Chinalco потратит на покупку миноритарных пакетов в девяти активах Rio Tinto по производству меди, алюминия и железной руды, в том числе в нескольких месторождениях. Сделка с Chinalco позволит Rio существенно сократить долг в 38,7 млрд долл. При этом, в октябре этого года Rio должна погасить 8,9 млрд долл. долга, в 2010 г. - еще 10 млрд долл.

Столь благоприятные параметры сделки для горнорудной компании дают основания предполагать, что для китайских инвесторов данные инвестиции, вряд ли, являются портфельными. Формально, Chinalco получит два места в совете директоров Rio Tinto. Кроме того, высока вероятность того, что горнорудная компания проявит лояльность к китайским металлургам во время переговоров по стоимости ЖРС, которая будет заложена в годовых контрактах на 2008 г. (контракты должны быть подписаны до 1 апреля).

Симптоматично, что в отличие от переговорного процесса прошлых лет, когда приблизительные ориентиры цен на ЖРС были известны еще в ноябре, в этом году по состоянию на конец февраля неизвестны даже приблизительные параметры сделок. Этот факт свидетельствует, прежде всего, об отсутствии взаимопонимания между самими производителями ЖРС. При этом Rio Tinto и вовсе вышла из переговорного процесса с китайскими покупателями. Не исключено, что цена на ЖРС для потребителей теперь будет формироваться на индивидуальной основе, с учетом вклада инвесторов КНР в оздоровление компании.

Скорее всего, на данном этапе лояльной ценовой политики Rio Tinto для Китая будет достаточно, поскольку полноценное поглощение компании вызовет широкий протест, начиная от антимонопольных регуляторов Австралии и заканчивая остальными претендентами на компанию. BHP Billiton уже выразил недовольство сделкой и дал понять, что будет стараться помешать ее реализации. Австралийские чиновники также против сделки, их не устраивает то, что иностранное правительство де-факто будет контролировать свыше половины горнорудной промышленности страны.

В то же время, вряд ли стоит ожидать, что в среднесрочной перспективе китайцы не воспользуются финансовыми проблемами Rio Tinto и не попытаются усилить свое влияние. Такие перспективы не сулят ничего хорошо для остальных металлургов, поскольку вертикальная интеграция китайских сталеплавильных мощностей и зарубежных сырьевых активов может существенно усилить позиции китайских предприятий на мировых рынках, которые даже с учетом сверхвысоких цен на сырье практически вытеснили конкурентов с большинства регионов Азии и Африки.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!