kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Укрзализныця выпускает пар

03.03.09
размер текста:

Министерство транспорта и связи и подконтрольная ему "Укрзализныця" ведут активную работу по ускорению принятия нового Сборника тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанных с ним услуг. По имеющейся информации, указанный Сборник должен быть введен в действие с 1 апреля 2009 года.

Министр транспорта и связи Иосиф Винский и другие высокопоставленные чиновники неоднократно заявляли, что утверждение нового Сборника не приведет к увеличению тарифов для основных перевозчиков. Более того, администрация "Укрзализныци" через СМИ призывала, в частности, металлургов смириться и не препятствовать введению Сборника.

Но тщательный анализ последней редакции проекта данного документа показывает, что эти утверждения заинтересованных должностных лиц, мягко говоря, не соответствуют действительности. На самом деле, в Сборнике задействовано множество механизмов, которые позволят "Укрзализныце", как естественной монополии на рынке железнодорожных перевозок, увеличить свои доходы даже в условиях значительного сокращения объемов перевозок, вызванных кризисом.

В последние годы "Укрзализныця" освоила и успешно применяет технологии громкой PR-компании и широкого общественного обсуждения, которые уже успели стать верными предвестниками очередного повышения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Причем такие крайне непопулярные у грузоотправителей инициативы освещаются в дружественных "Укрзализныце" СМИ как примеры эффективного взаимодействия власти и бизнеса.

С виду все так и есть. Любые замечания и предложения к проектам своих приказов Минтранс и "Укрзализныця" с удовольствием принимают в неограниченных количествах в установленные законодательством сроки. Но при этом даже самые обоснованные и профессионально аргументированные возражения либо вызывают у руководства Минтранса и госмонополии откровенное раздражение, либо попросту игнорируются. В любом случае, в 2008 году мнения руководителей крупнейших промышленных предприятий и их отраслевых ассоциаций, местных органов власти и даже официальные запросы народных депутатов Украины чиновниками Минтранса и "Укрзализныци" в расчет абсолютно не принимались.

Не стала исключением и нынешняя наиболее креативная инициатива Министерства транспорта и связи - принятие нового Сборника тарифов. Кроме экономического, она имеет для "Укрзализныци" и стратегическое значение, учитывая возможное проведение корпоратизации и последующей приватизации госмонополии. Ведь после приватизации лоббирование принятия такого нормативного акта станет практически невозможным.

Поэтому "Укрзализныця" охотно откликнулась на предложение Госкомпредпринимательства относительно проведения заседания круглого стола на тему принятия нового Сборника, который состоялся 17 февраля 2009 года. В тот же день на сайте Минтранса оперативно появилась информация об этом мероприятии. Руководители "Укрзализныци" торжественно провозгласили, что новый тарифный Сборник станет базовым документом, в котором наконец-то будут четко прописаны рынку тарифные правила, а уровень новых тарифов практически не отличается от уровня действующих. Основным принципом нового Сборника было названо внедрение прозрачной методики расчета платы за перевозку в подвижном составе железных дорог и частных собственников. А руководитель Госкомпредпринимательства Александра Кужель высказала смелое ожидание, что благодаря новому Сборнику наконец-то удастся найти паритет интересов "Укрзализныци" и предприятий-грузоотправителей.

Но представители пользователей услуг "Укрзализныци" уже неоднократно слышали подобные обещания чиновников, которые заканчивались всегда одним и тем же - банальным ростом тарифов на грузоперевозки. Поэтому на заседании круглого стола они предложили создать рабочую группу по доработке проекта Сборника под председательством Минэкономики. Данное предложение было в целом поддержано Александрой Кужель, и участники заседания сошлись на мнении, что целесообразно будет создать рабочую группу общим приказом Минэкономики, Минтранса и Минпромполитики.

Но уже 23.02.2009 Минтранс грубо нарушило достигнутые в ходе заседания круглого стола договоренности, и приказом № 206 создало соответствующую Рабочую группа под… естественно, своим председательством. И уже через два дня (25-26 февраля) в здании администрации "Укрзализныци" состоялись первые заседания рабочей группы.

26 февраля представители металлургических, химических предприятий, ассоциаций “Металургпром”, “Укррудпром”, “Укрведтранс” на протяжении семи часов безуспешно пытались убедить "Укрзализныцю" в целесообразности учета более чем трех десятков замечаний, которые, по их мнению, как раз и должны были обеспечить вышеприведенные рыночные принципы формирования Сборника, задекларированные железнодорожниками на публичных презентациях. Но все их потуги были напрасными: представители "Укрзализныци" при традиционной поддержке Минэкономики отстаивали «насмерть» свои постулаты.

Основной спор, возник вокруг следующих подходов и положений, которые были заложены при разработке проекта Сборника:

  - Противоречие Закону Украины «О железнодорожном транспорте», в котором предусмотрено, что уровень тарифов на транспорте определяется согласно нормативным расходам на единицу продукции (работ, услуг);

  - Противоречие Закону Украины «О естественных монополиях», в котором предусмотрено, что регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется национальными комиссиями регулирования естественных монополий;

  - Противоречие Указу Президента «О дополнительных мерах относительно преодоления финансового кризиса в Украине», которым установлен мораторий на повышение цен на товары и услуги субъектов естественных монополий.

Кроме того, при разработке новых тарифов учтены фактические затраты "Укрзализныци" в 2008 году. Этот год стал уникальным по уровню роста цен на продукцию базовых отраслей экономики Украины. Соответственно, увеличилась себестоимость и цена услуг "Укрзализныци". Но уже сегодня и металлурги, и горняки, и химики столкнулись с необходимостью резкого снижения себестоимости продукции, чтобы сохранить конкурентоспособность при обвале цен на мировых рынках. "Укрзализныце" необходимо понять, что едва ли в ближайшие 2-3 года отечественной экономике удастся вернуться к показателям первой половины “золотого” 2008 года. Поэтому при построении Сборника необходимо исходить из сегодняшнего положения дел и сокращать расходы, в том числе, и субъектам госмонополий. Ведь все понимают, что в случае внедрения Сборника принцип практического равенства новых и старых тарифов будет некоторое время соблюдаться за счет введения понижающих коэффициентов, но от них Минтранссвязи сможет в любой удобный момент отказаться.

Не смотря на уверения руководства "Укрзализныци" в том, что незначительная разница в уровнях действующих и внедряемых тарифов вызвана погрешностями в расчетах, основные грузоотправители заметили, что почему-то эти погрешности составляют целых 5%-15% и все в пользу железной дороги. Это утверждение касается, в первую очередь, продукции горно-металлургического комплекса.

Еще одним камнем преткновения стало желание "Укрзализныци" выйти из под контроля Минтранса в некоторых вопросах формирования тарифов, в частности, путем получения самостоятельности при предоставлении скидки на тариф до 20% от определенного Сборником уровня. По мнению участников заседания, такая «прозрачность» больше смахивает на крепкий фундамент для коррупции.

Согласно трактовке "Укрзализныци", плата за перевозку грузов рассчитывается в зависимости от расстояния перевозки по маршруту, который фактически определяется самой "Укрзализныцей". Как отметили представители металлургов, сегодня участились случаи, когда маршрут определен "Укрзализныцей" на 30%-50% длиннее, чем оптимальный (кратчайший). Поэтому, по мнению предприятий, важно чтобы расстояние перевозки определялась на основе действительно кратчайшего маршрута.

Не смотря на то, что в новом Сборнике "Укрзализныця" действительно сократила ряд сборов за дополнительные услуги, увеличение стоимости в 1,5-2,5 раза тех услуг, которые остались, вызовет увеличение расходов промышленных предприятий на грузоперевозки на 20%-30%.

Особенно острым получился спор сторон относительно включения в Сборник платы за пользование вагонами. Этот вид услуг является последователем штрафов за сверхнормативную задержку пользователями вагонов на собственных подъездных колеях. Принцип платы за использование вагонов, внедренный "Укрзализныцей", не стимулирует снижение времени простоя вагонов у пользователя. Так, например, при последнем повышении уровня этой платы, наибольший повышающий коэффициент был применен для первых часов нахождения вагонов на подъездных колеях отправителей грузов, что характерно демонстрирует истинные цели данной инициативы – любой ценой найти дополнительный источник доходов госмонополии.

Имели место недоразумения и при рассмотрении других положений Сборника. Так, больше двух часов представители предприятий и «Укрведтранса» делали отчаянные попытки выяснить у представителей "Укрзализныци", каким образом рассчитывается вагонная составляющая в тарифе, которая, по единогласному утверждению всех частных перевозчиков, уж никак не способствует “прозрачности” и “равным условиям” для государственного монополиста и частных структур.
4-5 марта в Киеве должно состояться заключительное обсуждение замечаний и предложений относительно нового Сборника тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом. Хочется верить, что в его ходе действительно будет найдено взаимопонимание между "Укрзализныцей" и ключевыми потребителями ее услуг. Иначе процесс подготовки этого важнейшего для всей отечественной промышленности нормативного документа пойдет не по конструктивному руслу, а выльется в очередную PR-акцию выпускания пара из корпоративных клиентов "Укрзализныци".



 


Комментарии
комментариев: 1
15:04 | 03.03.2009
работник ЮЖД
ндэ... читаю и каждый раз стыдно, что работаю на ЖД.

...


Статьи
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!