kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Госбюджет поглотил чистый воздух

04.03.09
размер текста:

Cостояние окружающей природной среды в Украине было и остается весьма тяжелым. В отдельных регионах показатели загрязнения атмосферы превысили средний уровень по стране. В частности, в Донецкой области объемы выбросов в расчете на 1 кв.км территории выше в 7,8 раза, а на душу населения - в 3,5 раза, в Днепропетровской - соответственно в 4,4 и 3,2, Луганской - в 2,6 и 2,2, Не лучше обстоят дела и с загрязнением водных, лесных и земельных ресурсов страны. Своим видением возможных направлений решения экологических проблем с корреспондентом "Минпрома" поделился народный депутат Украины от фракции Партии регионов, первый заместитель Министра охраны окружающей природной среды в правительстве Виктора Януковича, секретарь Комитета Верховной Рады по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы Сергей Глазунов.

Сегодня практически все крупные промышленные предприятия-загрязнители давно приватизированы, но экологическая ситуация в стране достаточно тяжелая. Что мешает частным собственникам реализовывать необходимые экологические программы?

К концу 1990-х годов государство наконец-то осознало, что без помощи частных инвесторов украинская промышленность обречена на медленное самоуничтожение, и был дан старт процессам корпоратизации и приватизации крупнейших предприятий. При этом, контрольные пакеты акций государство, как правило, оставляло за собой. Что было делать в такой ситуации частному бизнесу, ставшему младшим партнером государства в управлении созданными на базе госпредприятий акционерными обществами? Естественно, не являясь полноправными собственниками и находясь в условиях перманентной политической и экономической нестабильности, инвесторы не работали на долгосрочную перспективу, стремясь реализовать лишь те проекты, которые позволяли бы получить намеченную прибыль уже сегодня-завтра. О необходимости охраны окружающей природной среды в те годы предпочитали умалчивать.

К 2003-2004 гг. государству удалось окончательно урегулировать отношения собственности и подавляющее большинство предприятий ГМК, химии и нефтехимии были наконец-то приватизированы. Новые собственники анонсировали амбициозные программы комплексной модернизации производства, в том числе и экологической.

И результаты не заставили себя долго ждать. К 2007 году практически все крупные промышленные предприятия вышли на свою проектную мощность. Инвестиции в металлургические предприятия Украины увеличились с 11 долл. на тонну жидкой стали в 2000 году до 44 долл. в 2007 году, т.е. в 4 раза. А такие предприятия как Алчевский МК и Азовсталь ежегодно инвестировали свыше 50 долл. на тонну стали. При этом инвестиции металлургов в природоохранные мероприятия, за тот же период, возросли более чем в 7 раз, с 0,4 долл./тонну до 3,0 долл./тонну, что привело к сокращению вредных выбросов в атмосферный воздух с 2,5 млн. тонн до 1,6 млн. тонн (на 36%) при увеличении объемов производства стального проката более чем на 50%.

Но если инвестиции в природоохранные мероприятия осуществляются, то почему же Украина тогда до сих пор не в числе самых экологически благополучных стран мира?

Даже таких внушительных инвестиций недостаточно, чтобы ликвидировать отставание от конкурентов. За тот же период мощные металлургические корпорации стран ЕС и США инвестировали на 35%-65% больше средств. В конкурентоспособных зарубежных компаниях управление охраной окружающей среды стало отдельным элементом системы управления предприятием. В целом, как свидетельствует сопоставление издержек и выгод, связанных с контролем над загрязнением окружающей среды, обеспечение экологически «чистого» производства у них является, в конечном счете, более экономически выгодным, чем борьба с последствиями загрязнения и уплата штрафов.

То есть наши собственники промышленных предприятий все-таки инвестировали меньше, чем это было необходимо?

Дело не в том: меньше или больше, а в том, что у отечественного бизнеса на модернизацию было намного меньше времени, чем у западных конкурентов, где право частной собственности на производственные активы было предоставлено несколько десятилетий назад. Вполне понятно, что за 4-5 лет решить все копившиеся десятилетиями технологические и экологические проблемы невозможно, когда только на проектные и строительно-монтажные работы иногда необходимо 2-3 года. Трудноразрешимой проблемой являются также значительные объемы промышленных отходов, накопленных за весь период развития промышленности в регионе, деградация почв, нарушение земель. Новые собственники не могут в одиночку отвечать за все то, что было сделано за десятки лет до их прихода.

Сергей Николаевич, какой Вы видите выход из сложившейся ситуации?

Преодоление тяжелого экологического наследия, доставшегося частным собственникам промышленных предприятий, требует эффективного взаимодействия государства и бизнеса на всех уровнях: центральные органы власти, областные и местные советы и администрации. Нужны и экономические стимулы для компаний, которые вкладывают средства в природоохранные мероприятия, в том числе и налоговые льготы по соответствующим платежам и сборам.

Основным источником поступлений местных фондов охраны окружающей природной среды, которые формируются в составе бюджета и средствами которых осуществляются природоохранные мероприятия в сфере экологии, являются отчисления от сбора за загрязнение окружающей природной среды. Для повышения эффективности природоохранных мероприятий необходимо, чтобы максимальная часть экологических и прочих платежей предприятий-загрязнителей оставалась на местах, а не уходила в центральный бюджет.

Например, в 2008 году Днепропетровская область обеспечила доходы общего фонда Госбюджета на сумму более 22,2 млрд грн., что почти в 2 раза больше в сравнении с 2007 годом. При этом лишь 24% из указанной суммы осталось в области, а 76% поступило в Госбюджет. Таким образом, по формированию доходной части общего фонда Госбюджета Днепропетровская область оказалась на 1 месте, а по затратам – только на 18.

Еще более критичная ситуация сложилась по городу Кривой Рог, который на протяжении многих лет уверенно лидирует по объему выбросов в атмосферу вредных веществ от стационарных источников загрязнения. В 2008 году в бюджеты всех уровней предприятиями города было перечислено 10,4 млрд грн., в том числе:

- в государственный бюджет – 8,9 млрд грн., или 85,8 %;
- в областной бюджет – 0,4 млрд грн., или 3,5 %;
- в бюджет города – 1,1 млрд грн., или 10,7 %.

При этом в виде дотаций и субвенций из государственного и областного бюджетов городом Кривой Рог получено лишь 376,5 млн грн., что составляет 4,3% от общей суммы перечисленных в Государственный и областной бюджеты средств.

Понятно, что такие «перекосы» не способствуют стабилизации ситуации в экологически неблагополучных регионах. Поэтому крайне необходимо делегировать регионам значительные полномочия для реализации природоохранных мероприятий, оставить в местных бюджетах максимально возможную часть соответствующих налогов и сборов, а тогда уже спрашивать с региональных чиновников по всей строгости за эффективность использования полученных средств.

 


Комментарии
комментариев: 2
10:55 | 04.03.2009
друг
Юлия Владимировна , подумайте о будущем, как будут жить наши дети и внуки, в каком экологическом состоянии вы оставляете им Украину?Свою программу Вы уже показали, как не состоятельную, поэтому мы уверены, что у Януковича эта программа будет для народа
10:50 | 04.03.2009
Денс
С таким подходом правительства к вопросам экологии народ лишится последнего глотка чистого воздуха.Юля, пожалуйста, отойдите в стороу, не мешайте Я.В.Ф. заботится о людях

загрузка...


Статьи
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.
06.12.16, Игорь Воронцов
Компании горно-металлургического комплекса в большинстве своем справились с очень серьезной проблемой, возникшей еще после первой волны глобального кризиса. Тогда на фоне обвала мировых цен они оказались один на один с высокой долговой нагрузкой. Теперь ее уровень резко снизился, но радоваться все равно нечему. Поскольку это означает отсутствие проектов развития, под которые есть смысл размещать новые облигационные займы или привлекать банковские кредиты. Металлурги и горняки потихоньку выпутываются из долгов, однако отрасль переходит в режим долгосрочной стагнации.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!