Украина закрывает рынки: второй полюс крайности

Публікації

Вступает в силу законодательная норма о введении 13% временной надбавки к ввозным пошлинам на большинство импортных товаров. Предполагается, что она будет способствовать оздоровлению платежного баланса страны и увеличению бюджетных доходов. Очевидно, что в разгар финансово-экономического кризиса, Украина обязана прямо или косвенно поддержать отечественного производителя и защитить внутренние рынки от наплыва дешевого импорта, однако тот радикализм, с которым власти взялись бороться с импортом может оказаться не лучше политики всяческого его поощрения, приверженцами которой еще недавно были эти же власти.

Идеей обложения дополнительной 13%-ной надбавкой импорта, украинское правительства загорелось еще в ноябре 2008 г., после того, как абстрактные проблемы платежного баланса страны, которые оно игнорировало последние годы, проявились в конкретных и осязаемых проблемах наполнения госбюджета и стабильности курса национальной валюты. Последний фактор является наиболее чувствительным для отечественного бизнеса и населения, поэтому пускать проблемы валютной стабильности на самотек для любого украинского правительства грозит серьезными негативными политическими последствиями.

Однако, стабилизация иностранной валюты, прежде всего, доллара и евро (хотя гривна девальвировала ко всей корзине валют), невозможно без преодоления колоссального разрыва между притоком и оттоком иностранной валюты, иными словами через выравнивания платежного баланса страны. Начиная с 2005 г., сальдо его «материальной» базы – внешней торговли товарами стремительно ухудшалось и за результатами прошлого года достигло рекордного негативного значения «-» 18,5 млрд долл. К слову, кроме торговли товарами на состояние текущего счета давит отрицательное сальдо по доходам, которое в 2008 г. составило – «-» 2 млрд долл.

Столь значительный отток валюты в прошлом году лишь отчасти перекрывался притоком валюты по услугам (+ 5 млрд долл.) В общей сложности отрицательное значение по текущему счету в прошлом году выросло более чем в два раза по сравнению с 2007 г., и составило 6,7% от ВВП. До начала финансово-экономического кризиса финансировать столь значительный отток валюты Украине удавалось с помощью крайне переменчивого и ненадежного финансового счета. Однако, мировой финансовый кризис в конце прошлого года вымыл весь спекулятивный капитал из страны, вследствие чего финансовый счет не смог покрыть потребности Украины в иностранной валюте.

Поскольку перекрыть дефицит валюты наращиванием экспорта в условиях резкого ухудшения условий внешней торговли в IV квартале прошлого года являлось невозможным, правительство решило действовать оперативно и просто – сбить импорт. По инициативе депутатов представляющих коалицию 23 декабря Верховная Рада Украины ввела временную целевую надбавку к ставкам ввозной пошлины в размере 13% на весь импорт, за исключением критического. Перечень критического импорта должен был самостоятельно определять Кабинет министров. Правда депутаты заранее запретили вносить в него мороженую говядину, свежую, охлажденную и мороженую свинину, мясные субпродукты и сало, сосиски, колбасы, мясные консервы, готовую или консервированную рыбу и ракообразных, икру, вино, ликеры, вермуты, крепкие спиртные напитки и этиловый спирт.

Помимо того к критическому импорту правительству запретили относить каменный уголь, ковры, трикотажные полотна, одежду, белье, обувь, головные уборы, печи и отопительные котлы, а также легковые и грузовые автомобили, автобусы, кухонные плиты, газовые колонки, насосы, вентиляторы и вытяжки, холодильники и морозильники, электрические водонагреватели и бытовые электромашины с вмонтированными электродвигателями. Предполагалось, что временные целевые надбавки будут действовать в течение как минимум шести месяцев, после чего правительство может продлить срок их действия еще на полгода.

В условиях стремительного падения экспорта такая мера, действительно, выглядела необходимой, тем более что авторы законопроекта четко сослались на подобную практику ВТО. В частности, согласно официальному документу организации под названием «Адекватность резервов» от 12 сентября 2002 года, в условиях угрозы для золотовалютных резервов допускается принятие временных надбавок в диапазоне 3-24% на все ввозимые товары, но на ограниченное время (6-9 месяцев). Более того, украинская сторона могла также сослаться и на тот факт, что после присоединения к ВТО в мае текущего года одна средневзвешенная эффективная таможенная ставка упала сразу же на 11,5%, что является очень сильным ударом по экономике страны.

Однако, имея хорошие аргументы для спокойного принятия организацией этих временных протекционистских мер, Украина не нашла нужным проконсультироваться с ее представителями перед голосованием за законопроект, что на пустом месте подпортило отношения Киева с торговыми партнерами. Более того, осталось не до конца понятным, зачем Украина публично взяла на себя обязательства перед МВФ воздержаться от протекционизма, заранее зная, что она нарушит это обещание.

Вышеперечисленные факторы изначально заполитизировали столь важный законопроект. Примечательно, что В.Ющенко 14 января наложил вето на этот закон. В то же время стоит отметить, что помимо моральных замечаний, введение 13%-й надбавки не отвечает положениям Меморандума об экономической и финансовой политике с Международным валютным фондом, а также учредительным документам ВТО, президент указал ряд неоднозначных сугубо экономических и юридических норм. Прежде всего, В. Ющенко не понравилось то, что ставки пошлин и время их действий будет устанавливаться Кабинетом Министров, тогда как Конституция Украины этим правом наделяет исключительно парламент.

Кроме того, пожалуй, наиболее важным с экономической точки зрения, было замечание, что временная целевая надбавка не может распространяться на страны СНГ и Македонию, которые в общей структуре импорта товаров обеспечивают 40% продукции. Это связано с тем, что Украина подписала с этими странами индивидуальные соглашения о свободной торговле. Стоит отметить, что именно с РФ Украина имеет резкое негативное сальдо внешней торговли, а российские компании являются главными конкурентами украинской продукции. Таким образом, исключение России из перечня стран, товары которой освобождаются от обложения временной надбавкой, резко снижает эффективность всего документа.

Верховная Рада 4 февраля не смогла преодолеть вето президента на закон, вынуждена была частично учесть замечания главы президента. Тогда же закон был принят в новой редакции, который В. Ющенко подписал, но опять таки с оговорками. Во-первых, ему не понравилось, что законом Кабинета министров предоставляется право принимать решение о продолжении применения процедуры введения временной надбавки. В связи с этим президент обратился за разъяснениями в Конституционный суд Украины. Во-вторых, В. Ющенко настаивает, что товарам тех стран, с которыми Украиной заключены международные договоры о свободной торговле, временная целевая надбавка применяться не может. Вместо этого, он предлагает применять к ним исключительно количественные ограничения. В. Ющенко уже обратился в Кабинет министров Украины с предложением «воспользоваться предоставленным ему данным законом правом и упразднить временную надбавку на товары, которые почти полностью импортируются из государств, с которыми Украиной заключены подобные международные договоры о свободной торговле». К слову, подобные замечания демонстрирует то, что даже столь важный документ в Украине стал поводом для личностных политических разборок. Во-первых, законность права правительства, которым призывает воспользоваться президент, он же и оспорил в КСУ, во-вторых, введение количественных ограничений импорта прямо противоречит правилам ВТО, в нарушении которых он упрекал правительство и парламент.

Так или иначе, но 6 марта Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью улучшения состояния платежного баланса Украины в связи с мировым финансовым кризисом» должен вступить в силу. Стоит отметить, что данный документ не только одноразово вводит 13%-ную дополнительную надбавку, но и закрепляет на постоянной основе данный механизм улучшения платежного баланса страны. В законе отмечается, что надбавка «не может использоваться как протекционистская мера для отдельной отрасли или товара». При этом список товаров, на которые вводится временная надбавка, и ее размер утверждаются теперь не Кабмином, а Верховной Радой. О введении надбавки Кабинет министров обязан уведомлять ВТО. При этом если чиновники организации выскажут недовольство, то правительство имеет право снизить или отменить надбавку на указанные товары.

Парламент уже принял решение о введении с 6 марта на шесть месяцев (до 1 октября 2009 г.) 13%-ной дополнительной надбавки на весь импорт, за исключением критического. Под дополнительную тарифную нагрузку попали практически все потребительские товары, продукты питания, а также те товары, которые не способны конкурировать с иностранными, иначе как с помощью более низких цен (в основном продукция машиностроения).

Полученные благодаря внедрению временной надбавки деньги, будут зачисляться в состав доходов стабилизационного фонда. Впервые созданный в прошлом году, он оказался тем бюджетным фондом, на который «повесили» большинство инвестиционных государственных проектов, но который не обладает надежными источниками доходов.

Таким образом, уже в марте Украину ждет усугубление падение импорта, которое из-за 70%-ной девальвации гривны и так достигает уже «-» 30%. На данный момент все еще неизвестны организационные последствия такого решения для Украины со стороны ВТО и МВФ, однако в экономической плоскости можно ожидать продолжение раскручивания инфляции. При этом надежды на стабилизацию курса национальной валюты благодаря протекционистским инструментам могут оказаться крайне преувеличенными. Ограничив импорт потребительских товаров, Украина может встретить в других странах аналогичное отношение к экспорту своей агропродукции, металлопродукции и химии. В данном контексте, высока вероятность того, что последствия от протекционистских мер против национальных производителей, попросту перекроют, если не ухудшат, позитивный эффект от тотальной борьбы с импортом.

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢