kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Автопром: выехать из тоннеля

06.03.09
размер текста:

Кризис привел к остановке ключевых автозаводов Украины. Однако, как и в других отраслях, в автомобильной промышленности есть «свет в конце тоннеля».

Общая картинка

Наши источники в Кабинете Министров подтверждают, что в январе 2009 г. отечественное производство легковых автомашин сократилось относительно первого месяца прошлого года на 85,6%. В натуральном выражении выпущено 4500 легковых авто. Производство автобусов упало несколько меньше – на 81% до 146 шт., грузовиков – на 90,1%, до 100 шт.

Напомним, основа украинского автопрома – это 4 крупных советских автозавода: Запорожский (ЗАЗ), Луцкий (ЛуАЗ), Львовский (ЛАЗ) и Кременчугский (КрАЗ). Причем с обретением независимости их специализация в основном сохранилась: ЗАЗ – «легковушки», ЛуАЗ – внедорожники, ЛАЗ – автобусы, КрАЗ – тяжелые грузовики. Позже добавились; Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ, крупноузловая сборка китайских марок Geely, Great Wall, Chana, корейских Ssang Yong, российских ВАЗ); «Черкасский автобус» (известная марка микроавтобусов «Богдан»); «Еврокар» (сборка марок VW, Skoda и SEAT).

Так вот, в конце 2008 г. сразу несколько лидеров остановили производство, работая лишь со склада. В частности, ЛАЗ остановил работу в декабре, формально объяснив это отключением электроэнергии (а также тем, что в январе много праздников). Кроме того, остановились КрАСЗ, КрАЗ.

С другой стороны, уже в январе замершие автопроизводители начали говорить о возобновлении выпуска продукции. Понятно, что это во многом «хорошая мина при плохой игре». Однако, по мнению наших экспертов, компании не стали бы совсем уж впустую заявлять подобное. Тем более, что дело не только в публичных заявлениях, но и в реальном стремлении восстановить производство. Так, на ЛАЗе «Минпрому» отмечают: в феврале проводилась работа по «возвращению в строй» подразделений завода, обеспечивающих выполнение существующих договоров. Вместе с тем, продолжают в компании, развивается работа по привлечению новых заказов – в минувшем году сформировать контрактный портфель не удалось. Понятно, что работа ЛАЗа будет зависеть от того, насколько активно коммунальные транспортные службы городов страны будут закупать новые автобусы и троллейбусы. И запчасти к ним. Кроме этого, завод продолжает начатый в 2008 г. диалог с иностранными потребителями.

А специалисты добавляют: стабилизации работы завода поспособствует его включенность в «большой» ЛАЗ-холдинг (управляющая компания «Сити Транспорт Групп»), созданный в позапрошлом году. В который также входят Днепровский автозавод (г. Днепродзержинск), Николаевский машзавод, ТД «Украинские коммерческие автомобили», сервисная структура «Бус-Сервис» и лизинговая LAZ Finance.

Отдельно о КрАЗе

А вот КрАЗ переносил запуск главного конвейера уже 2 раза, последний раз – на середину марта. Тем не менее, по результатам 1-го весеннего месяца предприятие все еще намерено выпустить порядка 150 грузовиков – в рамках договоров с покупателями СНГ. Отметим, грузовые «КрАЗы» сегодня используются в более чем 60 странах мира. Не удивительно, что в 2009 г. компания рассчитывает сохранить уровень производства за счет экспорта. Тем более что главный внутренний потребитель – строительство – сейчас в серьезном упадке. Так, в прошедшем году из 3634 автомашин в Украине было продано лишь 1097, остальное – за рубеж. Причем в Россию – 1088 шт., а на Ближний Восток, в Африку и Латинскую Америку – совокупно 10% автомашин. В том числе на Кубу – 192, в Нигерию – 101, Экваториальную Гвинею – 25, другие страны – 46. Среди прочего, в начале 2009 г. КрАЗ завершил отгрузку Кубе 160 машинокомплектов по программе модернизации местного парка «КрАЗов». Стоимость контракта – на уровне $17 млн, для сравнения, в 2007 г. весь украино-кубинский товарооборот составил $20 млн.

Также холдинг получил в свое управление кубинское предприятие по ремонту грузовиков (г. Сьенфуэгос), с помощью которого и будет обновлять устаревшие автомашины. На первом этапе будет восстановлена техника, прибывшая из СССР начиная с 1961 г., а это более 10 тыс. «КрАЗов»; глубина модернизации – 80%. На втором этапе будет начата сборка новых автомобилей, с правом реализации в латиноамериканских странах.
Скажем и об усилении позиций компании в Средней Азии – например, в Туркменистане, куда в прошлом году отгружено 178 авто. Это в 1,6 раза больше, чем в 2007 г., основные заказчики – ТЭК и строители, лидер спроса – полноприводные самосвалы. Обсуждается перспектива технического перевооружения туркменских аэродромов заправщиками на шасси «КрАЗ».

В целом в нынешнем году странам Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки КрАЗ предполагает поставить 30-40% грузовиков. Из прогнозируемых 2600-3000 – в холдинге полагают, что такого годового объема достаточно для сохранения рыночных позиций. Минимальный безубыточный уровень производства для кременчугского завода до конца 2009 г. оценивается в 300 автомобилей в месяц. Пока же традиционные конкуренты предприятия – КАМАЗ (РФ) и МАЗ (Беларусь) – не исключают активизации работы в Украине. И уже заявили о готовности идти для этого на серьезные ценовые скидки. «Контраргументом» КрАЗа тут могут стать неплохие лоббистские позиции (связь с «группой Жеваго»).

Не менее важно

Далее, исполнительный директор ООО «КрАСЗ» Николай Черныш информирует, что компания возобновит сборку никак не раньше апреля этого года. Производственные планы урезаны, но продолжаются переговоры с компанией Geely Holding Group (Китай) о новом совместном проекте. Напомним, еще в 2007 г. – в связи с началом активных продаж «бюджетных» авто Geely – данный производитель начал изучать возможность открытия на базе КрАСЗ уже не крупно-, а мелкоузловой сборки. Кременчугский горсовет уже выделил под новое производство 50 га земли. Начать проект стоит от 4-5 млн грн., уточняет Н. Черныш.

Интересно, что докризисный рост выпуска автомашин в стране был настолько велик, что его хватило на довольно весомые проценты по итогам ушедшего года. Так, легковых авто в 2008 г. было изготовлено на 5,6% больше (402 тыс.), автобусов – на 10,5% (10042). Впрочем, некоторые отечественные автопроизводители намерены развивать выпуск продукции и в наступившем году – если и не в «штуках», то географически. В этом смысле показательны планы корпорации «Богдан». В частности, во ІІ пол. 2009 г. она собирается возобновить строительство завода по производству автобусов и легковых авто в Нижегородской обл. России. По информации президента корпорации Олега Свинарчука, мощность нового предприятия – 120 тыс. автомашин и 6 тыс. автобусов в год. Параллельно с некоторыми банками идут консультации по финансированию проекта. Который, как известно, был начат в 2006 г. совместно с ЗАЗом (затем группа «УкрАвто», владеющая последним, допустила свое самоустранение).

Кроме банков, «Богдан» пытается пополнять свои средства и продажей акций. Так, уже в начале этого года мажоритарный акционер Автомобильного завода «Богдан» (новое название ЛуАЗа) – SV-Motors Ltd. – продал 3,85% акций завода британской инвестиционной фирме NLV Private Equity and Investments Ltd. Сумма сделки, по словам О. Свинарчука, - $13,3 млн, притом в собственности SV-Motors осталось 45% уставного капитала.
В целом считается, что падение украинского автопроизводства в 2009 г. может составить от 27% до 40%. Окончательная цифра будет зависеть от развития экономической ситуации.


 


Комментарии
комментариев: 1
15:22 | 11.03.2009
Ytanzyybr
В Москве запчасти для Богданов заказываем в Авто-Академии a-ac.ru

...


Статьи
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!