Подробнее Запомнить город


Автопром: выехать из тоннеля

06.03.09
размер текста:

Кризис привел к остановке ключевых автозаводов Украины. Однако, как и в других отраслях, в автомобильной промышленности есть «свет в конце тоннеля».

Общая картинка

Наши источники в Кабинете Министров подтверждают, что в январе 2009 г. отечественное производство легковых автомашин сократилось относительно первого месяца прошлого года на 85,6%. В натуральном выражении выпущено 4500 легковых авто. Производство автобусов упало несколько меньше – на 81% до 146 шт., грузовиков – на 90,1%, до 100 шт.

Напомним, основа украинского автопрома – это 4 крупных советских автозавода: Запорожский (ЗАЗ), Луцкий (ЛуАЗ), Львовский (ЛАЗ) и Кременчугский (КрАЗ). Причем с обретением независимости их специализация в основном сохранилась: ЗАЗ – «легковушки», ЛуАЗ – внедорожники, ЛАЗ – автобусы, КрАЗ – тяжелые грузовики. Позже добавились; Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ, крупноузловая сборка китайских марок Geely, Great Wall, Chana, корейских Ssang Yong, российских ВАЗ); «Черкасский автобус» (известная марка микроавтобусов «Богдан»); «Еврокар» (сборка марок VW, Skoda и SEAT).

Так вот, в конце 2008 г. сразу несколько лидеров остановили производство, работая лишь со склада. В частности, ЛАЗ остановил работу в декабре, формально объяснив это отключением электроэнергии (а также тем, что в январе много праздников). Кроме того, остановились КрАСЗ, КрАЗ.

С другой стороны, уже в январе замершие автопроизводители начали говорить о возобновлении выпуска продукции. Понятно, что это во многом «хорошая мина при плохой игре». Однако, по мнению наших экспертов, компании не стали бы совсем уж впустую заявлять подобное. Тем более, что дело не только в публичных заявлениях, но и в реальном стремлении восстановить производство. Так, на ЛАЗе «Минпрому» отмечают: в феврале проводилась работа по «возвращению в строй» подразделений завода, обеспечивающих выполнение существующих договоров. Вместе с тем, продолжают в компании, развивается работа по привлечению новых заказов – в минувшем году сформировать контрактный портфель не удалось. Понятно, что работа ЛАЗа будет зависеть от того, насколько активно коммунальные транспортные службы городов страны будут закупать новые автобусы и троллейбусы. И запчасти к ним. Кроме этого, завод продолжает начатый в 2008 г. диалог с иностранными потребителями.

А специалисты добавляют: стабилизации работы завода поспособствует его включенность в «большой» ЛАЗ-холдинг (управляющая компания «Сити Транспорт Групп»), созданный в позапрошлом году. В который также входят Днепровский автозавод (г. Днепродзержинск), Николаевский машзавод, ТД «Украинские коммерческие автомобили», сервисная структура «Бус-Сервис» и лизинговая LAZ Finance.

Отдельно о КрАЗе

А вот КрАЗ переносил запуск главного конвейера уже 2 раза, последний раз – на середину марта. Тем не менее, по результатам 1-го весеннего месяца предприятие все еще намерено выпустить порядка 150 грузовиков – в рамках договоров с покупателями СНГ. Отметим, грузовые «КрАЗы» сегодня используются в более чем 60 странах мира. Не удивительно, что в 2009 г. компания рассчитывает сохранить уровень производства за счет экспорта. Тем более что главный внутренний потребитель – строительство – сейчас в серьезном упадке. Так, в прошедшем году из 3634 автомашин в Украине было продано лишь 1097, остальное – за рубеж. Причем в Россию – 1088 шт., а на Ближний Восток, в Африку и Латинскую Америку – совокупно 10% автомашин. В том числе на Кубу – 192, в Нигерию – 101, Экваториальную Гвинею – 25, другие страны – 46. Среди прочего, в начале 2009 г. КрАЗ завершил отгрузку Кубе 160 машинокомплектов по программе модернизации местного парка «КрАЗов». Стоимость контракта – на уровне $17 млн, для сравнения, в 2007 г. весь украино-кубинский товарооборот составил $20 млн.

Также холдинг получил в свое управление кубинское предприятие по ремонту грузовиков (г. Сьенфуэгос), с помощью которого и будет обновлять устаревшие автомашины. На первом этапе будет восстановлена техника, прибывшая из СССР начиная с 1961 г., а это более 10 тыс. «КрАЗов»; глубина модернизации – 80%. На втором этапе будет начата сборка новых автомобилей, с правом реализации в латиноамериканских странах.
Скажем и об усилении позиций компании в Средней Азии – например, в Туркменистане, куда в прошлом году отгружено 178 авто. Это в 1,6 раза больше, чем в 2007 г., основные заказчики – ТЭК и строители, лидер спроса – полноприводные самосвалы. Обсуждается перспектива технического перевооружения туркменских аэродромов заправщиками на шасси «КрАЗ».

В целом в нынешнем году странам Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки КрАЗ предполагает поставить 30-40% грузовиков. Из прогнозируемых 2600-3000 – в холдинге полагают, что такого годового объема достаточно для сохранения рыночных позиций. Минимальный безубыточный уровень производства для кременчугского завода до конца 2009 г. оценивается в 300 автомобилей в месяц. Пока же традиционные конкуренты предприятия – КАМАЗ (РФ) и МАЗ (Беларусь) – не исключают активизации работы в Украине. И уже заявили о готовности идти для этого на серьезные ценовые скидки. «Контраргументом» КрАЗа тут могут стать неплохие лоббистские позиции (связь с «группой Жеваго»).

Не менее важно

Далее, исполнительный директор ООО «КрАСЗ» Николай Черныш информирует, что компания возобновит сборку никак не раньше апреля этого года. Производственные планы урезаны, но продолжаются переговоры с компанией Geely Holding Group (Китай) о новом совместном проекте. Напомним, еще в 2007 г. – в связи с началом активных продаж «бюджетных» авто Geely – данный производитель начал изучать возможность открытия на базе КрАСЗ уже не крупно-, а мелкоузловой сборки. Кременчугский горсовет уже выделил под новое производство 50 га земли. Начать проект стоит от 4-5 млн грн., уточняет Н. Черныш.

Интересно, что докризисный рост выпуска автомашин в стране был настолько велик, что его хватило на довольно весомые проценты по итогам ушедшего года. Так, легковых авто в 2008 г. было изготовлено на 5,6% больше (402 тыс.), автобусов – на 10,5% (10042). Впрочем, некоторые отечественные автопроизводители намерены развивать выпуск продукции и в наступившем году – если и не в «штуках», то географически. В этом смысле показательны планы корпорации «Богдан». В частности, во ІІ пол. 2009 г. она собирается возобновить строительство завода по производству автобусов и легковых авто в Нижегородской обл. России. По информации президента корпорации Олега Свинарчука, мощность нового предприятия – 120 тыс. автомашин и 6 тыс. автобусов в год. Параллельно с некоторыми банками идут консультации по финансированию проекта. Который, как известно, был начат в 2006 г. совместно с ЗАЗом (затем группа «УкрАвто», владеющая последним, допустила свое самоустранение).

Кроме банков, «Богдан» пытается пополнять свои средства и продажей акций. Так, уже в начале этого года мажоритарный акционер Автомобильного завода «Богдан» (новое название ЛуАЗа) – SV-Motors Ltd. – продал 3,85% акций завода британской инвестиционной фирме NLV Private Equity and Investments Ltd. Сумма сделки, по словам О. Свинарчука, - $13,3 млн, притом в собственности SV-Motors осталось 45% уставного капитала.
В целом считается, что падение украинского автопроизводства в 2009 г. может составить от 27% до 40%. Окончательная цифра будет зависеть от развития экономической ситуации.


 


Комментарии
комментариев: 1
15:22 | 11.03.2009
Ytanzyybr
В Москве запчасти для Богданов заказываем в Авто-Академии a-ac.ru

...


Статьи
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.
31.10.17, Максим Полевой
"Зеленая" энергетика в Украине активно развивается, и к 2020 году ее долю в национальном энергопотреблении страны планируется довести до 11%, а к 2035-му – до 25%.
27.10.17, Ярослав Ярош
Российский бизнесмен Олег Дерипаска сделал вполне ожидаемый ход. Все свои украинские активы, в первую очередь, Николаевский глиноземный завод, он уступил крупному сырьевому трейдеру и давнему партнеру – компании Glencore. Теперь у НГЗ появился швейцарский иммунитет, но завод продолжает оставаться в орбите влияния "Русского Алюминия".
23.10.17, Максим Полевой
В мировой экономике наметилось оживление, но нельзя исключать и новую кризисную волну. Это особенно опасно для недостаточно стабильных развивающихся стран, включая Украину.
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!