kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Уран теряет добычу

12.03.09
размер текста:

Амбициозные планы украинской ядерной энергетики на текущий год корректируются под влиянием кризиса. Так, и.о. вице-президента НАЭК «Энергоатом» Владимир Бронников сообщил, что в 2009 году корпорация недовыработает примерно три миллиарда киловатт-часов электроэнергии в связи со снижением объемов потребления промышленными предприятиями. В результате «Энергоатом» недополучит около 450 млн грн. Это, в свою очередь, означает паузу по новым проектам, которая растягивается на неопределенный период. Поскольку приоритетным для компании остается обеспечение безопасности действующих энергоблоков.

Одним из основных проектов развития в текущем году должно было стать строительство шахты на Новоконстантиновском месторождении урановых руд. Оно расположено в Кировоградской обл. и является крупнейшим в Европе. На эти цели еще в сентябре 2008 года Минтопэнерго планировало направить 120 млн долл. Кроме того, 80 млн долл. предполагалось выделить Восточному ГОКу, а также предприятиям «Цирконий» и «Смолы», входящим в госконцерн «Ядерное топливо Украины». Однако уже в ноябре-декабре стало ясно, что эти планы придется корректировать. И в окончательном варианте госбюджета на нужды всей энергетики было предусмотрено только 600 млн грн. Причем из стабфонда, наполняемость которого за счет внешних займов и приватизации вызывает сегодня большие сомнения не только у экспертов.

Недостающие средства правительство намеревалось занять у ЕБРР. Но, как пояснил в ходе февральского визита в Украину президент этого учреждения Томас Миров, здесь и сейчас ЕБРР готов кредитовать инфраструктурные проекты – строительство линий электропередачи, а также использование возобновляемых источников – ветра, солнца, воды, для производства электроэнергии. Могут также рассматриваться проекты модернизации тепловых теплоэлектростанций. О возможности кредитования атомщиков Т.Миров не упоминал даже вскользь. Между тем начало промышленной добычи Новоконстантиновского месторождения с выходом на проектную мощность 1,5 тыс. тонн в год требует освоения 900 млн долл.

Однако пока что у атомщиков нет даже окончательного варианта бизнес-плана строительства шахты в Новоконстантиновке. Есть только технико-экономическое обоснование. Под такой документ ни ЕБРР, ни любой другой банк деньги никогда не выделит. Кроме того, в неофициальных разговорах в Минтопэнерго признают, что к освоению масштабных инвестиций сейчас не готова не только дирекция предприятия, строящегося на базе Новоконстантиновского месторождения, но и сам ВостГОК- действующее предприятие, расположенное в Желтых Водах (Днепропетровская обл). Причина – убыточность его нынешнего функционирования. Себестоимость добычи урановой руды на ВостГОКе достигает 180 долл. за кг. Тогда как на мировых рынках его цена сейчас – 103 долл. за кг.

Понятно, что при таких производственно-финансовых показателях очереди инвесторов, желающих вкладывать средства в ВостГОК, не наблюдается. И предприятию, а также всей отечественной уранодобывающей промышленности, остается лишь ждать лучших времен. В прошлом они имели место. Так, в 2007 году стоимость килограмма урана на международных биржах достигала 300 долл. за кг. Тогда ВостГОК пользовался благоприятной конъюнктурой и активно экспортировал свою продукцию. Но в то время на рынке присутствовала спекулятивная составляющая. Инвестфонды скупали урановый концентрат, надеясь на дальнейший рост его стоимости: поскольку предполагалось, что к реализации собственных ядерных программ вот-вот приступят Индонезия, Турция и Вьетнам.

Достаточно сказать, что один только печально известный Leman Brothers скупил 450 тыс. фунтов уранового концентрата. Однако ожидания не оправдались и предложение на рынке превысило спрос. И в нынешних условиях продукцию ВостГОКа не хотел брать даже «Энергоатом», которому намного дешевле было приобрести концентрат у независимого международного поставщика. Правда, правительство волевым решением все же обязало атомщиков закупать сырье в Желтых Водах. При этом Кабмину не удалось полностью переложить на генерацию проблемы уранодобывающей отрасли путем присоединения строящейся шахты к «Энергоатому». Такая инициатива не нашла необходимой поддержки в самом Минтопэнерго. В итоге максимум, на что согласилась генерирующая компания – участвовать в разработке Новоконстантиновского месторождения на основе договора о совместной деятельности.

Но рассчитывать на такую совместную деятельность в обозримом будущем не приходится. По прогнозам, озвученным в Кейптауне на конференции добывающих компаний в феврале, в текущем и следующем году стоимость урана продолжит снижаться до 88-101 долл. за кг. А значит, у инвесторов не будет оснований для восстановления интереса к уранодобывающей отрасли в целом и ВостГОКу и Новоконстантиновке в частности. Правда, эксперты допускают, что при позитивном сценарии к концу 2009 года цена на уран повысится до 176 долл. за кг. Это возможно в случае практической реализации ранее объявленных программ строительства в Индии и Китае соответственно 7 и 5 новых ядерных реакторов. Пока что не было заявлений о замораживании данных программ, поэтому небольшой повод для оптимизма все же есть.

Следует напомнить, что Украина занимает шестое место в мире по добыче урановой руды – 800 тонн в год. При этом потребности отечественной ядерной энергетики составляют 2,4 тыс. тонн урановой руды в год. Таким образом, в будущем проблема с сырьем для «Энергоатома» станет более актуальной, поскольку до конца 2010 года (к началу нового ценового цикла) Украина не успевает создать резерв ядерного топлива. Его предполагалось создать в равных частях из руды и готового топлива. Но для этого необходима сумма, нереальная в условиях кризиса – 3,6 млрд грн. Между тем резервный запас позволил бы амортизировать колебания стоимости как уранового концентрата, так и топливных таблеток. Решить проблему за счет конечных потребителей сейчас тоже не представляется возможным: правительство ввело мораторий на повышение тарифов на электроэнергию.





 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!