Металлист против Днепра. Нефтяная лига

Публікації

Агрессивный маркетинг, активно применяемый группой "Приват", сегодня срикошетил по ней самой. Выражаясь футбольным языком, ей устроили прессинг по всему полю. Атакам подвергся и нефтяной бизнес Игоря Коломойского, включающий контроль над Кременчугским НПЗ и самой крупной АЗС-сетью в Украине.

Джокер Ярославского

В конце декабря футбольных болельщиков страны огорошила новость о скоропалительной продаже харьковским предпринимателем Александром Ярославским футбольного клуба "Металлист". Новым владельцем команды стал 27-летний харьковчанин Сергей Курченко, названный в официальной биографии создателем группы компаний "Газ Украина" (не путать с дочерней структурой НАК "Нафтогаз Украины", находящейся сейчас в процессе ликвидации, – это две большие разницы). Резонанс от этой, мягко говоря, неожиданной сделки выплеснулся далеко за рамки мира спорта. В частности, участники украинского нефтяного рынка подозревают, что ФК "Металлист" С.Курченко получил как бы в нагрузку. А основным предметом купли-продажи между ним и А.Ярославским стал пакет акций Кременчугского НПЗ "Укртатнафта" или, по крайней мере, опцион на приобретение этого актива.

А.Ярославский на протяжении довольно долгого времени являлся "спящим" акционером "Укртатнафты". Достаточно долгого, чтобы многие вообще забыли о его присутствии на предприятии. Тем не менее по состоянию на ноябрь прошлого года у него на руках находилось 28,4% акций кременчугской компании – примерно столько же, как и у приватовских держателей. Сам А.Ярославский подтвердил эту информацию на страницах журнала Forbes. Миноритарием "Укртатнафты" он стал еще в начале 2000, начав собирание своей доли с крохотных 1,154%. Примерно тогда же "УкрСиббанк" А.Ярославского стал главным обслуживающим банком компании и несколько лет харьковский бизнесмен вполне комфортно уживался с российской "Татнефтью", контролировавшей Кременчугский НПЗ. Однако когда у сторон возникли разногласия по поводу финансово-товарных потоков завода, А.Ярославский помог войти в состав акционеров "Укртатнафты", существовавшей в форме ЗАО, структурам "Привата". Впоследствии их альянс полностью вытеснил татар из Кременчуга, но сам А.Ярославский отошел в тень, отдав оперативный контроль над заводом людям И.Коломойского, а себя посвятив любимому футболу.

Но даже на таких пассивных ролях он сохранил влияние на ряд топ-менеджеров высшего звена "Укртатнафты". В частности, именно благодаря ему построил свою стремительную карьеру нынешний председатель правления кременчугской компании Павел Овчаренко, за один шаг преодолевший расстояние от директора Одесского консервного завода до руководителя крупнейшего нефтеперерабатывающего предприятия страны. На А.Ярославского ориентирован и один из членов наблюдательного совета "Укрататнафты" (хотя между ними и были определенные трения) Сергей Глушко. Да и сам Александр Владиленович сохраняет за собой должность члена НС. При таком раскладе выкупленного у А.Ярославского пакета "Укртатнафты" хоть и мало, чтобы взять под тотальный контроль Кременчугский НПЗ, но вполне достаточно, чтобы развернуть активные боевые действия за обладание заводом.

У сотрудничества А.Ярославского с И.Коломойским история довольно длинная и, что особенно важно, довольно ровная. Еще в конце 1990 они вместе рулили "Укрнафтой". Позже "Укрнафта" снабжала дешевым газом черкасский "Азот", когда тот еще принадлежал А.Ярославскому. Его структуры вместе с "Приватом" даже создали консорциум, который чуть было не приватизировал в 2009 году Одесский припортовый завод. Ну и на Кременчугском НПЗ, как уже отмечалось выше, И.Коломойскому не удалось бы закрепиться без поддержки его харьковского партнера. Поэтому тот, кто расколет их долголетний альянс (похоже, сейчас это произошло), уже получит серьезный козырь в дальнейшей борьбе за "Укртатнафту".

Правда, в кременчугском треугольнике есть еще одна сторона, вследствие чего ситуация особенно запутывается, – это НАК "Нафтогаз Украины". Национальной компании принадлежит около 43% акций ПАО "Укртатнафта", а главой ее наблюдательного совета является нынешний шеф "Нафтогаза" Евгений Бакулин – человек, близкий к Юрию Бойко и Дмитрию Фирташу. И Ю.Бойко, и Д.Фирташ сегодня вряд ли будут способствовать развитию нефтяного бизнеса С.Курченко. И на это у них есть свои причины. Во-первых, Ю.Бойко сейчас чувствует себя в вице-премьерском кабинете как в почетной ссылке: статус есть, а реальных полномочий нет. И пенять приходится на "молодую кровь" в правительстве Николая Азарова, не признающую старых авторитетов, но в то же время весьма благосклонно относящуюся к экономическим успехам группы компаний "Газ Украина". К примеру, только гостендеров за последние два года она выиграла, по подсчетам Forbes, более чем на 4,5 млрд грн. Во-вторых, именно эта группа сорвала Д.Фирташу сделку по покупке Лисичанского НПЗ. Если бы она не ввязалась на финальном этапе в торги за завод с ТНК-ВР, то, вероятно, Д.Фирташ успел бы приобрести завод еще до того, как туда пришла "Роснефть" и наложила мораторий на продажу. В итоге лисичанский производитель бензинов не достался ни Д.Фирташу, ни С.Курченко, и теплоте отношений между двумя украинскими бизнес-группами этот инцидент не способствовал. Так что пока за госдолей в уставном фонде "Укртатнафты" приглядывает Е.Бакулин, он, скорее, будет ситуативным союзником "Привата", чем его оппонентов. Вопрос лишь в том, насколько долго ему удастся еще продержаться у руля "Нафтогаза Украины".

Аппетит во время еды

Попытка группы "Газ Украина" осенью прошлого года зайти на Лисичанский НПЗ хорошенько встряхнула топливный рынок. Как же это никому не известная фирма посмела перейти дорогу самому Д.Фирташу, да еще и предложить россиянам за завод больше денег? Если бы это удалось, то у И.Коломойского, возможно, было бы проблем чуть меньше или они возникли бы чуть попозже. Но россияне в лице государственной "Роснефти" решили пока "ЛиНИК" не продавать, и тогда взоры команды С.Курченко обратились в сторону второго из "живых" украинских НПЗ. Тем более что они с ним уже наладили тесные коммерческие связи.

В последнее время компании из орбиты ГУ скупали фактически все объемы сжиженного газа, производимого в Кременчуге. Не то чтобы И.Коломойского очень устраивало такое партнерство, но до поры до времени оно было платой за спокойствие. Завод никто не трогал, зато "Газ Украина" настойчиво наращивал свое доминирующее положение на отечественном рынке газового топлива, учитывая, что и ресурс газоперерабатывающих заводов "Укрнафты" и "Укргазвыдобування", и существенная часть импорта сжиженного газа, проходят сегодня через ее руки. Группа и сама не скрывает, что в данный момент обеспечивает порядка 70% потребностей рынка страны в сжиженном газе.

В прошлом году у нее обострилось внимание и к смежному сегменту – бензиновому. Если суммировать все поставки нефтепродуктов, поступавших из-за рубежа по заказам группы, то можно считать, что ГУ уже вошла в десятку крупнейших топливных импортеров страны. Вывести точную цифру этого импорта крайне сложно, поскольку напрямую "Газ Украина" горючее почти не ввозит, но по различным оценкам она составляет не меньше 400 тыс. тонн годовых. Для справки: всего в Украину было ввезено в прошлом году порядка 5,7 млн тонн нефтепродуктов. Народный депутат Юрий Сиротюк утверждает, что импортные операции с топливом "Газ Украина" осуществляет через железнодорожные нефтебазы в Светловодске, Мироновке и Черноморском, а также через государственную морскую перевалочную нефтебазу в Феодосии. При этом депутат считает, что импорт ведется с нарушением налогового законодательства, и просит Генеральную прокуратуру проверить эти факты. С полным текстом депутатского обращения Ю.Сиротюка можно ознакомиться на сайте партии "Свобода", хотя группа "Газ Украина" уже выступила с опровержением, заявив, что оно базируется на недостоверной информации и служит для дискредитации компании. Вместе с тем в ГУ не отрицают, что группа сегодня заняла лидирующие позиции на рынке нефтепродуктов Украины, что ее клиентами являются все крупные заправочные сети страны и что еще в 2011 году она приступила к созданию собственной сбытовой сети АЗС на территории Украины и на рынках Центральной Европы.

На самом деле никакой сети у С.Курченко сотоварищи пока нет, но есть желание ее заполучить, и есть понимание, что в рознице на тонне нефтепродуктов можно заработать в 2-3 раза больше, чем в оптовом сегменте. Но на то, чтобы построить разветвленную АЗС-инфраструктуру с нуля, уйдет уйма времени. Поэтому "Газ Украина" в прошлом году стала прощупывать почву на предмет покупки готовых сетей. Сначала она приценивалась к украинским заправкам ТНК, позже – к "укрнафтовским". В последнем случае даже предлагался вариант "50:50". Но ни от того, ни от другого оператора до конца 2012 положительного ответа не последовало.

По чистой случайности как раз в это время (последняя декада декабря – первая декада января) налоговая служба приостановила работу ряда нефтебаз и заправок группы "Приват" в Винницкой, Житомирской, Харьковской, Тернопольской, Черновицкой областях, заподозрив их в продаже некачественного топлива. Сотрудники ГНС выкачивали нефтепродукты прямо из резервуаров и изымали их. Даже старожилы рынка не припомнят такого рвения контролирующих органов в борьбе с "некондиционкой" в предыдущие годы. Кременчугский НПЗ, на который упала тень подозрения, заявил, что временно прекращает отгрузку топлива на внутренний рынок и создает собственную комиссию, которая должна расследовать, действительно ли на АЗС продавались нефтепродукты, не соответствующие национальным стандартам.

В стране не с такой здоровой конкуренцией и не с такими развитыми традициями демократии могло бы показаться, что государственную машину в данной ситуации запустили, чтобы помочь частной фирме сделать сговорчивее оппонента. Но в Украине ведь все по-другому. Да и И.Коломойский уже неоднократно имел возможность доказать, что при любых властях умеет эффективно блюсти свои деловые интересы. После Рождества эскалация конфликта с налоговиками соскочила с нарастающей волны, и близкие к "Привату" медиа перестали ворошить эту тему, что, вероятно, указывает на то, что И.Коломойский все же сел за стол переговоров с честолюбивыми новичками топливного рынка.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

Україна примусово забере у росіян 92,67% акцій Енергомашспецсталі

Світове виробництво сталі у березні скоротилося на 4,3%

Європейські металурги скаржаться на бюрократичні затримки з фінансуванням зеленого переходу

Нафтогаз обіцяє ще рік не підвищувати ціну на газ для населення

Європейський парламент продовжив ліберальний режим торгівлі з Україною

У березні відвантаження руди з австралійського Порт-Хедленд збільшились на 29%

Виробництво чавуну у світі скоротилось майже на відсоток

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

Україна та Бразилія планують збільшити товарообіг

Україна підтвердила антидемпінгові мита зі сталевих кріплень з Китаю

Валютні обмеження блокують проекти з відбудови у приватному секторі 

ВСІ НОВИНИ ⇢