kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Империя Дерипаски: олигархи тоже плачут

19.03.09
размер текста:

Финансово-экономический кризис нанес удар не только по благосостоянию простых граждан, но и по сильным мира сего. За полгода лихорадки мировой экономики богатейшие люди планеты потеряли астрономическую сумму денег - 2 трлн. долл., что примерно составляет 17 украинских ВВП или 65 государственных бюджетов страны. Особенно пострадали бизнесмены, интересы которых концентрировались в сырьевых секторах экономки, то есть выходцы из постсоветского пространства. Нажитое ими в рекордно быстрые сроки на волне спекулятивного роста цен на сырье колоссальное богатство, сейчас столь же быстро и испаряется.

В середине марта американский журнал "Forbes"опубликовал очередной годовой список богатейших людей планеты. Как следует из динамики их доходов, миллиардеры, как и рядовые жители планеты, испытали на себе тяжелые последствия финансово-экономического кризиса. Особенно пострадавшими оказались российские олигархи, которые в последнее десятилетие активно копили деньги благодаря заоблачным ценам на газ, нефть и металл. Еще год назад "Forbes" насчитывал в РФ 87 миллиардеров, а спустя полтора месяца российский Forbes благодаря небывалому росту акций сырьевых предприятий включил в список еще 23 человека, доведя количество миллиардеров страны до 110 единиц. Однако, легкие деньги, также легко и испаряются. Мировой кризис съел большую часть накопленных доходов.

В новом списке богатейших людей планеты, миллиардеров российского происхождения, осталось всего 32 человека, да и это с учетом живущих за рубежом Бориса Березовского и Михаила Гуцериева. При этом, согласно данным журнала "Forbes", общее состояние российских олигархов снизилось более чем в 4 раза, с 471,4 млрд  дол. до 102,1 млрд долл. К слову, представительство украинцев в списке журнала Forbes в этому году также оказалось скромным – всего шесть человек.

Тяжелее всех на постсоветском пространстве пришлось Олегу Дерипаске, олицетворявшего «инвестиционного фигаро», который скупал все, что казалось ему привлекательным. В преддверии кризиса, он владел громаднейшим финансово-промышленным конгломератом, объединявшего широчайший спектр предприятий – от реализации книжной продукции до машиностроительных и горнорудных активов. По данным "Forbes" в 2008 году состояние россиянина оценивалось в 28 млрд долл. Он был самым богатым олигархом РФ и 9-ым в мире. Теперь же американский журнал оценивает его богатство всего лишь в 3,5 млрд долл., то есть почти в 10 раз беднее.

Такое резкое сокращение состояния О.Дерипаски обусловлено не только снижением капитализацией его бизнеса. По иронии, в столь сложной ситуации российский олигарх оказался по тем причинам, что и рядовые граждане. Как и большинство жителей постсоветского пространства, российский бизнесмен понабирал дешевых валютных кредитов. По оценкам экономистов, сейчас общая сумма задолженности составляет около 30 млрд долл. Это примерно равно государственному бюджету Украины на 2009 г.

Основными должниками в структуре бизнеса Дерипаски выступает горнорудная компания UC Rusal и машиностроительная группы ГАЗ. С обслуживанием долгов последней, которые составляют около 1,5 млрд долл., у олигарха, скорее всего, не возникнет проблем, поскольку поднятие российского автопрома кредитуется госбанками и является скорее политическом актом. В связи с этим, россиянин, который все еще поддерживает существование «Волги», может получить рассрочку по оплате кредитов или государственную поддержку в другой форме.

Значительно тяжелее обстоят дела с кредитами UC Rusal. Долг крупнейшего мирового производителя алюминия на данный момент составляет 16,3 млрд долл, 7 млрд долл. из которых компания задолжала иностранным банкам, 6,5 млрд долл. – российским, и еще 2,8 млрд долл. – Михаилу Прохорову за 25% «Норникеля». В принципе, для лояльного к Кремлю олигарха обслуживание такой суммы долга не является неподъемным делом. Однако погубить О.Дерипаску может его вечное стремление к накоплению богатства. В середине прошлого года он попытался поглотить крупнейшего производителя никеля - компанию «Норникель». Как оказалось, он выкупил у М.Прохорова не только 25% его акций, но и обязался приобрести еще 14% за 7,3 млрд долл.

Таким образом, долги О.Дерипаски создают реальную угрозу целостности его бизнеса. Очевидно, что сам олигарх уже не может справиться с нахлынувшими трудностями. Проблемы с ликвидностью привели к тому, что некоторые предприятия, входящие в компанию, не в состоянии расплатиться даже за потребленную электроэнергию. В частности, в начале марте российские энергетики пригрозили, что могут ограничить подачу электроэнергии некоторым заводам Rusal.
Для спасения бизнеса Дерипаска в отчаянии пытается действовать одновременно в трех направлениях: продать часть активов, чтобы погасить часть долгов, реструктуризировать долг, и выбить помощь от государства.

Для увеличения ликвидности, за счет которой он, скорее всего, намерен погасить часть кредитов, О.Дерипаска распродает свой конгломерат. В частности, В.Потанину он продал 50% акций их компании «КМ инвест», своей UC Rusal - 25% акций «Норникеля». Две сделки принесли бизнесмену около 8,5-9 млрд долл. Еще в прошлом году Дерипаска лишился 25% акций канадской Magna, 9,99% акций австрийской Hochtief. Ему также пришлось продать банк «Союз», и расстаться с долей в «Ингосстрахе».

Кроме того, олигарх вынужден выходить из непрофильных сегментов бизнеса. В частности, в этом году, подала заявку на банкротство принадлежащая предпринимателю книжная сеть «Букбери». Теперь же вслед за книжным бизнесом Дерипаска сворачивает и девелопмент. Принадлежащая ему корпорация «Главстрой» отказалась от инвестиционных планов в недвижимость, а компания «Главстрой-СПб» в конце февраля и вовсе была продана.

Позитивным фактором для бизнеса российского олигарха может стать то, что он сумел договориться с иностранными кредиторами об отсрочке выплат по основному телу долга компании UC Rusal. При этом, после 6 мая стороны могут продлить мораторий еще на месяц (все это время компания будет платить только проценты по займам). Важным аргументом в поддержку реструктуризации долга было письмо администрации президента России, в котором высказывались гарантии того, что UC Rusal, как системообразующее предприятие, может рассчитывать на господдержку в рамках антикризисной программы, утвержденной правительством.

Как ни странно, но самым тяжелым для О.Дерипаски является диалог с российскими властями. Формально они всячески поддерживают деятельность бизнесмена, особенно его непрофильные предприятия. В частности, в марте ВЭБ выделил Международному аэропорту Сочи, входящему в империю Дарипаски, кредит в размере 5,4 млрд руб. на 10 лет по льготной ставке. Кроме того, как было сказано, нет проблем с реструктуризацией долгов группы «ГАЗ».

Намного сложнее переговоры с властями проходят относительно помощи стратегическому активу Дерипаски – UC Rusal. Пул внутренних кредиторов включает ВЭБ (долг 4,5 млрд долл.) Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк (примерно в равных долях контролируют долг в 2 млрд долл.). Нежелание российских властей идти на помощь UC Rusal связано, по всей видимости, с планами создания и частичной национализации мегакомпании горнорудного сектора, которая объединила бы Rusal, Норникель, и «Металлоинвест». Пока что российский олигарх, всячески противиться вхождению государства в структуру акционеров его компании, предлагая обменять 6 млрд долл. долга на привилегированные акции. Эти акции не обладают правом голоса, гарантируя лишь дивиденды, перспективу начисления которых в условиях кризиса весьма туманны. Очевидно, что такая схема в принципе не может устроить государство, поскольку уж очень напоминает прямое выкачивание денег из казны.

Таким образом, удастся ли О.Дерипаске сохранить контроль над Rusal, во многом будет зависеть от позиции властей. Данный актив является осевым в бизнес-империи олигарха, а его потеря будет означать закат звезды бывшего самого богатого человека РФ, как и его модели бизнеса. Между тем, агрессивная, авантюрная и бессистемная стратегия ведения бизнеса оказалась весьма популярной на постсоветском пространстве, поскольку позволяла быстро сделать огромные деньги.

В частности, в Украине подобный стиль исповедовал собственник группы «Финансы и Кредит», а также владелец горнорудной компании Ferrexpo Константин Жеваго. Он давно известен своими разнопрофильными интересами в различных сферах экономики, в частности, в ГМК, электроэнергетике, радиоэлектронике, химии, машиностроении, транспорте, фармацевтике, финансах, и пр. Как и О.Дерипаска, К.Жеваго оказался в числе наиболее пострадавших от кризиса олигархов. Для того, чтобы расплатиться с долгами он был вынужден отказаться от крупнейшего болгарского метпредприятия – Кремиковцы, продать блокпакет акций Ferrexpo и свернуть большинство инвестиционных проектов.

Для украинских олигархов стоимость ошибки значительно выше, чем для российских. В отличие от РФ, украинская власть, вряд ли будет помогать им выжить в условиях финансово-экономического кризиса. С одной стороны, такой подход вполне оправдан, поскольку излишне авантюрные олигархи, должны быть наказаны соответствующим образом, однако с другой стороны, в отличие от той же РФ, у крупных отечественных бизнесменов уже не будет даже возможности переосмыслить свои ошибки.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.
05.10.17, Ярослав Ярош
Поддавшись давлению лоббистов из Eurofer, Еврокомиссия все-таки решилась на заградительные меры против горячекатаного плоского проката (HRC – в английской аббревиатуре) из Украины, России, Ирана и Бразилии. Такой исход более чем годового расследования порадует сталепроизводителей из ЕС, но лишь до того момента, пока не сыграет с ними злую шутку. Данное решение оголяет европейский рынок для индийско-турецкой интервенции.
29.09.17, Максим Полевой
Металлургический комбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" закончил реконструкцию конвертера, строит две новые МНЛЗ и две коксовые батареи. По планам предприятия до 2020 года инвестиции в производственное развитие должны превысить 1,1 млрд долл.
26.09.17, Игорь Воронцов
Новое руководство госмонополиста ПАО "Укрзализныця" пытается переложить возросшие затраты на потребителей своих услуг – вместо того, чтобы увеличивать объемы грузоперевозок и, соответственно, свои доходы. Однако это требует налаживания операционной эффективности, а железнодорожники пытаются идти по пути наименьшего сопротивления.
25.09.17, Ярослав Ярош
Вот и последний из динозавров европейской металлургии – немецкий концерн ThyssenKrupp – не устоял перед напором молодых азиатских волков. 20 сентября был подписан меморандум о слиянии его сталеплавильных активов с аналогичными активами в Европе индийского холдинга Tata Steel. Сделку предполагается закрыть в начале 2018 г. Если не помешают Еврокомиссия, профсоюзы, выборы и другие форс-мажоры.
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!