kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Империя Дерипаски: олигархи тоже плачут

19.03.09
размер текста:

Финансово-экономический кризис нанес удар не только по благосостоянию простых граждан, но и по сильным мира сего. За полгода лихорадки мировой экономики богатейшие люди планеты потеряли астрономическую сумму денег - 2 трлн. долл., что примерно составляет 17 украинских ВВП или 65 государственных бюджетов страны. Особенно пострадали бизнесмены, интересы которых концентрировались в сырьевых секторах экономки, то есть выходцы из постсоветского пространства. Нажитое ими в рекордно быстрые сроки на волне спекулятивного роста цен на сырье колоссальное богатство, сейчас столь же быстро и испаряется.

В середине марта американский журнал "Forbes"опубликовал очередной годовой список богатейших людей планеты. Как следует из динамики их доходов, миллиардеры, как и рядовые жители планеты, испытали на себе тяжелые последствия финансово-экономического кризиса. Особенно пострадавшими оказались российские олигархи, которые в последнее десятилетие активно копили деньги благодаря заоблачным ценам на газ, нефть и металл. Еще год назад "Forbes" насчитывал в РФ 87 миллиардеров, а спустя полтора месяца российский Forbes благодаря небывалому росту акций сырьевых предприятий включил в список еще 23 человека, доведя количество миллиардеров страны до 110 единиц. Однако, легкие деньги, также легко и испаряются. Мировой кризис съел большую часть накопленных доходов.

В новом списке богатейших людей планеты, миллиардеров российского происхождения, осталось всего 32 человека, да и это с учетом живущих за рубежом Бориса Березовского и Михаила Гуцериева. При этом, согласно данным журнала "Forbes", общее состояние российских олигархов снизилось более чем в 4 раза, с 471,4 млрд  дол. до 102,1 млрд долл. К слову, представительство украинцев в списке журнала Forbes в этому году также оказалось скромным – всего шесть человек.

Тяжелее всех на постсоветском пространстве пришлось Олегу Дерипаске, олицетворявшего «инвестиционного фигаро», который скупал все, что казалось ему привлекательным. В преддверии кризиса, он владел громаднейшим финансово-промышленным конгломератом, объединявшего широчайший спектр предприятий – от реализации книжной продукции до машиностроительных и горнорудных активов. По данным "Forbes" в 2008 году состояние россиянина оценивалось в 28 млрд долл. Он был самым богатым олигархом РФ и 9-ым в мире. Теперь же американский журнал оценивает его богатство всего лишь в 3,5 млрд долл., то есть почти в 10 раз беднее.

Такое резкое сокращение состояния О.Дерипаски обусловлено не только снижением капитализацией его бизнеса. По иронии, в столь сложной ситуации российский олигарх оказался по тем причинам, что и рядовые граждане. Как и большинство жителей постсоветского пространства, российский бизнесмен понабирал дешевых валютных кредитов. По оценкам экономистов, сейчас общая сумма задолженности составляет около 30 млрд долл. Это примерно равно государственному бюджету Украины на 2009 г.

Основными должниками в структуре бизнеса Дерипаски выступает горнорудная компания UC Rusal и машиностроительная группы ГАЗ. С обслуживанием долгов последней, которые составляют около 1,5 млрд долл., у олигарха, скорее всего, не возникнет проблем, поскольку поднятие российского автопрома кредитуется госбанками и является скорее политическом актом. В связи с этим, россиянин, который все еще поддерживает существование «Волги», может получить рассрочку по оплате кредитов или государственную поддержку в другой форме.

Значительно тяжелее обстоят дела с кредитами UC Rusal. Долг крупнейшего мирового производителя алюминия на данный момент составляет 16,3 млрд долл, 7 млрд долл. из которых компания задолжала иностранным банкам, 6,5 млрд долл. – российским, и еще 2,8 млрд долл. – Михаилу Прохорову за 25% «Норникеля». В принципе, для лояльного к Кремлю олигарха обслуживание такой суммы долга не является неподъемным делом. Однако погубить О.Дерипаску может его вечное стремление к накоплению богатства. В середине прошлого года он попытался поглотить крупнейшего производителя никеля - компанию «Норникель». Как оказалось, он выкупил у М.Прохорова не только 25% его акций, но и обязался приобрести еще 14% за 7,3 млрд долл.

Таким образом, долги О.Дерипаски создают реальную угрозу целостности его бизнеса. Очевидно, что сам олигарх уже не может справиться с нахлынувшими трудностями. Проблемы с ликвидностью привели к тому, что некоторые предприятия, входящие в компанию, не в состоянии расплатиться даже за потребленную электроэнергию. В частности, в начале марте российские энергетики пригрозили, что могут ограничить подачу электроэнергии некоторым заводам Rusal.
Для спасения бизнеса Дерипаска в отчаянии пытается действовать одновременно в трех направлениях: продать часть активов, чтобы погасить часть долгов, реструктуризировать долг, и выбить помощь от государства.

Для увеличения ликвидности, за счет которой он, скорее всего, намерен погасить часть кредитов, О.Дерипаска распродает свой конгломерат. В частности, В.Потанину он продал 50% акций их компании «КМ инвест», своей UC Rusal - 25% акций «Норникеля». Две сделки принесли бизнесмену около 8,5-9 млрд долл. Еще в прошлом году Дерипаска лишился 25% акций канадской Magna, 9,99% акций австрийской Hochtief. Ему также пришлось продать банк «Союз», и расстаться с долей в «Ингосстрахе».

Кроме того, олигарх вынужден выходить из непрофильных сегментов бизнеса. В частности, в этом году, подала заявку на банкротство принадлежащая предпринимателю книжная сеть «Букбери». Теперь же вслед за книжным бизнесом Дерипаска сворачивает и девелопмент. Принадлежащая ему корпорация «Главстрой» отказалась от инвестиционных планов в недвижимость, а компания «Главстрой-СПб» в конце февраля и вовсе была продана.

Позитивным фактором для бизнеса российского олигарха может стать то, что он сумел договориться с иностранными кредиторами об отсрочке выплат по основному телу долга компании UC Rusal. При этом, после 6 мая стороны могут продлить мораторий еще на месяц (все это время компания будет платить только проценты по займам). Важным аргументом в поддержку реструктуризации долга было письмо администрации президента России, в котором высказывались гарантии того, что UC Rusal, как системообразующее предприятие, может рассчитывать на господдержку в рамках антикризисной программы, утвержденной правительством.

Как ни странно, но самым тяжелым для О.Дерипаски является диалог с российскими властями. Формально они всячески поддерживают деятельность бизнесмена, особенно его непрофильные предприятия. В частности, в марте ВЭБ выделил Международному аэропорту Сочи, входящему в империю Дарипаски, кредит в размере 5,4 млрд руб. на 10 лет по льготной ставке. Кроме того, как было сказано, нет проблем с реструктуризацией долгов группы «ГАЗ».

Намного сложнее переговоры с властями проходят относительно помощи стратегическому активу Дерипаски – UC Rusal. Пул внутренних кредиторов включает ВЭБ (долг 4,5 млрд долл.) Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк (примерно в равных долях контролируют долг в 2 млрд долл.). Нежелание российских властей идти на помощь UC Rusal связано, по всей видимости, с планами создания и частичной национализации мегакомпании горнорудного сектора, которая объединила бы Rusal, Норникель, и «Металлоинвест». Пока что российский олигарх, всячески противиться вхождению государства в структуру акционеров его компании, предлагая обменять 6 млрд долл. долга на привилегированные акции. Эти акции не обладают правом голоса, гарантируя лишь дивиденды, перспективу начисления которых в условиях кризиса весьма туманны. Очевидно, что такая схема в принципе не может устроить государство, поскольку уж очень напоминает прямое выкачивание денег из казны.

Таким образом, удастся ли О.Дерипаске сохранить контроль над Rusal, во многом будет зависеть от позиции властей. Данный актив является осевым в бизнес-империи олигарха, а его потеря будет означать закат звезды бывшего самого богатого человека РФ, как и его модели бизнеса. Между тем, агрессивная, авантюрная и бессистемная стратегия ведения бизнеса оказалась весьма популярной на постсоветском пространстве, поскольку позволяла быстро сделать огромные деньги.

В частности, в Украине подобный стиль исповедовал собственник группы «Финансы и Кредит», а также владелец горнорудной компании Ferrexpo Константин Жеваго. Он давно известен своими разнопрофильными интересами в различных сферах экономики, в частности, в ГМК, электроэнергетике, радиоэлектронике, химии, машиностроении, транспорте, фармацевтике, финансах, и пр. Как и О.Дерипаска, К.Жеваго оказался в числе наиболее пострадавших от кризиса олигархов. Для того, чтобы расплатиться с долгами он был вынужден отказаться от крупнейшего болгарского метпредприятия – Кремиковцы, продать блокпакет акций Ferrexpo и свернуть большинство инвестиционных проектов.

Для украинских олигархов стоимость ошибки значительно выше, чем для российских. В отличие от РФ, украинская власть, вряд ли будет помогать им выжить в условиях финансово-экономического кризиса. С одной стороны, такой подход вполне оправдан, поскольку излишне авантюрные олигархи, должны быть наказаны соответствующим образом, однако с другой стороны, в отличие от той же РФ, у крупных отечественных бизнесменов уже не будет даже возможности переосмыслить свои ошибки.

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
23.01.17, Ярослав Ярош
В начале января Министерство промышленности и торговли Египта разослало официальные "письма счастья" в Китай, Турцию и Украину, уведомляющие о начале антидемпингового расследования относительно ввозимой из этих стран строительной арматуры. Его результаты могут быть оглашены уже в конце февраля. В Украине с наибольшим замиранием сердца их ждут в Кривом Роге.
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!