Новая угроза от Газпрома

Публікації

Кремль вытащил из рукава новый козырь в большой игре за контроль над украинской газотранспортной системой. Поняв, что угроза строительства обходного газопровода "Южный поток" по дну Черного моря не производит на официальный Киев должного впечатления, президент РФ Владимир Путин и глава концерна "Газпром" Алексей Миллер вспомнили о второй очереди газопровода Ямал – Европа через Беларусь. Но может ли он, в отличие от "Южного потока", оказаться реальной угрозой для будущего ГТС Украины, а не очередным блефом?

Ставка на миллиарды долларов

Система магистральных трубопроводов протяженностью 37,6 тыс. км, 71 газоперекачивающая станция мощностью 5405 МВт и 13 подземных хранилищ газа емкостью 32,5 млрд куб. м – наиболее ценный актив, который достался украинским властям после обретения независимости в 1991 году. По разным оценкам, стоимость национальной ГТС составляет от 9,9 до 24,5 млрд долл.

Впрочем, "Газпрому" она интересна по другой причине. Российский монополист смог бы значительно упрочить положение на стратегическом для себя европейском рынке, контролируя не только добычу газа, но и его транзит конечному потребителю. Это минимизация расходов на транспортировку ресурса, в свою очередь дающая дополнительные преимущества в борьбе с конкурентами.

А такие аргументы россиянам сейчас нужны как воздух. С одной стороны, их поддавливают поставки сжиженного газа в Европу. С другой – пытается отжать долю рынка Норвегия, объявившая о программе увеличения морской газодобычи. По итогам 2012 Норвегия повысила газовые продажи в ЕС на 16%, тогда как "Газпром" сократил на 8%, до самого низкого уровня за последние 10 лет.

Между тем украинские предложения по консорциуму не устраивают кремлевское руководство. Отсюда и перманентное давление на Киев. Угроза строительства обходных газопроводов возникла в 2005, когда "Газпром" начал строить "Северный поток".

После того как заработала его первая очередь в 2011, россияне получили возможность поставок в Германию 27,5 млрд куб. м с Южнорусского месторождения. Эта цифра удвоилась после ввода в эксплуатацию второй очереди газопровода в 2012. Кроме того, "Газпром" при каждом удобном случае увеличивал прокачку через Ямал – Европа, поскольку "Белтрансгаз" с ноября 2011 на 100% принадлежит ему.

В результате по итогам 2012 транзит российского газа через Украину упал на 19,1%, или на 19,937 млрд куб. м в физических объемах, до 84,261 млрд куб. м. В денежном выражении снижение было меньшим, на 8,2%, или 2,116 млрд грн. Но все равно оно получилось достаточно ощутимым для НАК "Нафтогаз Украины". Таким образом, первый ход в этой игре вышел удачным для Москвы. Дальше возникли сложности.

Капризы монополиста

Экономический кризис в еврозоне объективно способствовал снижению потребления газа – за счет сокращения запросов местной промышленности. Несмотря на оптимистические заявления европейских лидеров, конца и края негативным явлениям в экономике ЕС пока не видно. Поэтому международное агентство Fitch Ratings прогнозирует в текущем году дальнейшее сокращение продаж "Газпрома" в ЕС. А предпринятая в 2005-2006 попытка частично переориентировать стратегическое направление сбыта с Запада на Восток не увенчалась успехом.

От задекларированного строительства газопроводов в Японию и Китай пришлось отказаться. В первом случае по техническим причинам: высокая сейсмоактивность в этом регионе создает угрозу для безопасной эксплуатации. Во втором – КНР не захотела гарантировать закупки в объемах, которые навязывал российский концерн. Предполагалось, что мощность газопровода "Алтай" составит 30 млрд куб. м в год и Пекин соглашался на take or pay в размере 41% от этого объема.

Россияне желали, чтобы показатель хотя бы примерно соответствовал евроконтрактам, где на take or pay приходится 80-85%. Неуступчивость китайских товарищей объясняется просто: к ним уже тогда началось строительство газопровода из Туркменистана на такой же объем газа. А больше им и не надо, в энергобалансе страны доминирует уголь. Поставки центральноазиатского газа в Китай начались уже в конце 2009, в текущем году предполагается выход трубопровода на проектную мощность.

В итоге А.Миллер и В.Путин пришли к неутешительному для себя выводу – диверсификации не получится, Европа их единственный рынок сбыта. И снова стал вопрос о транзите. И похоже, что при этом соображения экономической целесообразности были отброшены напрочь в угоду политическим амбициям хозяина Кремля. Иного объяснения анонсированным планам строительства "Южного потока" просто нет.

Так, его стоимость составит никак не менее 20 млрд долл. при мощности в 63 млрд куб. м в год. Модернизация ГТС Украины потянет в 4-6 раз меньше при увеличении пропускной способности на 60 млрд куб. м – что практически соответствует величине "Южного потока". Причем подводная часть обходного газопровода не предусматривает создание ПХГ, т.е. возникают риски для бесперебойных поставок.

С учетом этого украинское руководство не очень верит, что проект "Южного потока" пойдет дальше бумажных деклараций. Тем более что сам В.Путин при любом удобном случае говорит об экономическом прагматизме. Поэтому в Киеве не понимают, почему "Газпром" не устраивает паритетное распределение участия в консорциуме по управлению украинской ГТС. Со своей стороны, руководство страны пытается стращать россиян идеей строительства на черноморском побережье терминала по перевалке и регазификации сжиженного газа. Дескать, тогда появится техническая возможность импорта ближневосточного ресурса.

В Москве к перспективе данного проекта относятся также скептически, как в Киеве – к "Южному потоку". В основном из-за нежелания Турции пропускать танкеры со сжиженным газом через пролив Босфор. Таким образом, переговоры по газотранспортному консорциуму то возобновляются, то снова приостанавливаются уже четвертый год. В этом контексте и появилось в начале апреля поручение А.Миллеру от В.Путина реанимировать проект строительства Ямал – Европа II.

Подзабытое искусство блефа

Как известно, Ямал – Европа протяженностью 2 тыс. км был построен в СССР и соединяет западносибирские месторождения с европейскими потребителями. Он позволяет прокачать 33 млрд куб. м газа в год. Вторая очередь планируется с меньшей мощностью – 15 млрд куб. м в направлении Венгрии и Словакии. Впервые о ней заговорили в 2010.

Этот проект выглядит гораздо реалистичнее, чем пресловутый "Южный поток", по ряду причин. Во-первых, прокладка наземного газопровода в разы дешевле, чем подводного. Ее "Газпром" способен профинансировать без особого напряга. Во-вторых, в условиях кризиса и стремления ЕС снизить зависимость от российских поставок увеличение транзитного потенциала сразу на 63 млрд куб. м смотрится как чистое безумие.

А вот 15 млрд куб. м – вполне умеренные рыночные амбиции. И хороший повод призадуматься для НАК "Нафтогаз Украины". Но данную идею едва не погубили на корню ответственные исполнители. Их желание сделать как лучше привело к тому, что получилось, как всегда. Поручение "Газпрому" по Ямал – Европа II В.Путин озвучил 3 апреля. А уже 5 апреля пресс-служба российского концерна отрапортовала о подписании меморандума на строительство этого газопровода с польской Europolgaz.

Энтузиазм российских газовиков не остановил даже комментарий официальной Варшавы от 4 апреля, выразившей недоумение относительно планов строительства нового газопровода через свою территорию. Как справедливо отметил польский министр финансов Николай Будзановский, такие вопросы предварительно следует согласовать с правительством страны – чего сделано не было. В результате уже 6 апреля "Газпром" получил новое заявление от Польши, в котором его прямо обвинили во лжи.

Все тот же Н.Будзановский пояснил, что новый газопровод в Польше может построить только госкомпания Gaz System, а соглашение с Europolgaz касается всего лишь обмена информацией об экономических и юридических аспектах данного проекта, который может рассматриваться как гипотетический. В свою очередь, президент Бронислав Коморовский был вынужден выступить с публичным заявлением, что Польша не будет предпринимать шагов в газовой сфере, наносящих ущерб украинским интересам.

Учитывая, что Польша рассматривает Киев как стратегического союзника, а с Россией традиционно имеет очень прохладные отношения, такую реакцию следует считать вполне предсказуемой. "Газпром" вполне мог ее просчитать и предложить более правдоподобный вариант блефа, если бы так не торопился сделать свой ход в игре.

Тем самым российский монополист один в один повторил ошибку украинской стороны, в январе 2013 объявившей о подписании соглашения на строительство LNG-терминала с испанской компанией Gas Natural Fenosa. Буквально на следующий день выяснилось, что человек, в присутствии украинского премьера Николая Азарова подписавший документ от имени испанской компании, не имеет к ней никакого отношения. Таким образом, теперь в серии взаимных блефов и ляпов в украинско-российской газовой игре счет ничейный.

Директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич в комментарии МинПрому отметил, что строительство Ямал – Европа II для "Газпрома" гораздо выгоднее, чем "Южный поток". "Это дешевле и надежнее, а значит, во всех отношениях логичнее", – подчеркнул он. Эксперт также напомнил, что Ямал – Европа I имеет приоритетный статус для Евросоюза – именно такой статус россияне хотели бы получить для "Южного потока", но им это не удается.

Д.Марунич отметил, что жесткая позиция, занятая в данном вопросе польским правительством, выгодна для Украины. "Это позволяет надеяться, что проект не будет реализован, хотя с экономической точки зрения он выгоден для Польши и ее госкомпании PGNiG, они могли бы заработать дополнительные доходы на транзите российского газа", – сказал он.

Эксперт предположил, что Ямал – Европа II может быть построен только в случае смены действующего польского правительства на более лояльное к России. "Очевидно, что нынешние польские власти по политическим мотивам отказываются от проекта. Они негативно настроены, считая, что нужна диверсификация поставок газа и Еврокомиссия их в этом поддерживает. Таков общий тренд", – резюмировал он.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢