Подробнее Запомнить город


LNG-терминал вывели в люди

21.05.13
размер текста:

Украинские власти наконец-то внесли хоть какую-то ясность в Национальный проект "LNG-терминал", ставший уже нарицательным для epic fail стартапов нашего правительства. На прошедшей 17 мая Международной конференции "Мировая революция LNG: энергетическая независимость Украины" были названы конкретные даты и этапы строительства терминала по приему сжиженного газа в Украине.

В начале весны стало известно, что Украина выбрала новый вариант получения сжиженного газа – аренду плавучей установки (так называемая технология FSRU). Теперь же стало ясно, чем она выгодна – быстрыми темпами реализации и относительно небольшой стоимостью – 60 млн долл. в год. По информации Госинвестпроекта, капитальные затраты на установку платформы составляют 856 млн евро, а эксплуатационные расходы – 44 млн евро.

Реализовывать эту часть проекта будет американская компания Excelerate Energy, которая в апреле начала подготовку инженерных работ для размещения морской платформы в акватории порта "Южный" и, как обещает руководитель InvestUkraine, глава Координационного совета ГП "Национальный проект "LNG-терминал" Сергей Евтушенко, должна закончить их на текущей неделе. По его словам, по оптимистичным прогнозам к последнему кварталу 2014 года будет технически возможно поставлять газ с помощью FSRU, максимальная пропускная способность платформы должна составить 5 млрд куб. м в год. Украина выбрала для сотрудничества именно Excelerate Energy, так как специалисты этой компании первыми придумали и коммерциализировали подобную технологию. Американцы владеют 8 суднами для трансферта сжиженного газа и работает в полном цикле этой индустрии: закупка газа, его сжижение, транспортировка и регазификация.

В то же время глава Госинвестпроекта Владислав Каськив заверяет, что от наземного базирования терминала никто не отказывался. Это будет второй этап реализации проекта по параллельной инвестиционной модели; его планируют запустить в 2018 году и пропускать он будет уже вдвое больше газа – 10 млрд куб. м в год. Капитальные затраты на вторую фазу строительства составят 846 млн евро, а эксплуатационные – 40 млн евро. Польское подразделение международной компании ILF обеспечит выполнение предпроектных и изыскательских работ в рамках разработки первой стадии проектирования наземной части терминала. А С.Евтушенко также сообщил, что в течение 2013 года будет создан консорциум по наземной фазе проекта.

Кстати, еще в марте Президент Виктор Янукович поручил Государственному агентству по инвестициям и управлению национальными проектами и Министерству энергетики и угольной промышленности до конца июня 2013 года заключить договоры с инвесторами на строительство LNG-терминала. По подсчетам Госинвестпроекта, после заключения всех контрактов доля украинского капитала в проект составит 30%, а заимствованного – соответственно 70%; выплачивать долги за терминал мы будем на протяжении 25 лет.

Таким образом, по словам вице-премьер-министра Юрия Бойко, технический этап подготовки к строительству терминала практически завершен, следующий этап – коммерческий. Здесь намечены переговоры с Турцией о проходе танкеров со сжиженным газом через подконтрольные Турции проливы Босфор и Дарданеллы. Эксперты думают, что этот вопрос не должен стать проблемным. Ранее представители юридической компании Baker Botts, специализирующейся в сфере энергетики, предоставили юридическое заключение о возможности беспрепятственной транспортировки газа через проливы Босфор и Дарданеллы. В частности, согласно Конвенции Монтре, регулирующей режим использования пролива торговыми судами, ограничения на проход проливом могут применяться только для военных кораблей, или если Турция будет находиться в состоянии войны.

Несмотря на то что турецкие нормативные акты накладывают определенные ограничения на проход LNG-танкеров турецкими проливами, такие ограничения касаются безопасности судоходства и защиты окружающей среды и не должны препятствовать проходу судов при нормальных обстоятельствах. Профессор права Школы права в Лондоне Алан Райли подчеркивает, что в случае возникновения проблем с Турцией они станут международным прецедентом. Единственным аргументом со стороны турецких властей может быть негативное влияние трансферта газа на окружающую среду, но, с другой стороны, через проливы и так проходит множество танкеров с нефтью. В то же время у Турции есть свой вариант решения проблемы – в начале года премьер-министр Николай Азаров, и В.Янукович заявили, что Украина рассматривает предложение Турции о строительстве терминала на ее средиземноморском побережье.

Согласно плану Нацпроекта на Азербайджан и Туркменистан будет приходиться 5 млрд куб. м сжиженного газа или половина всей мощности наземного терминала. По долгосрочным контрактам Украина рассчитывает получать газ из Алжира, Египта, Нигерии и Катара, это по 4 млрд куб. м как с помощью плавучей платформы, так и будущего терминала на суше. На спотовые контракты должно приходиться по 1 млрд куб. м газа (20% пропускной способности всего LNG-терминала). Хотя не исключено, что пропорции могут измениться – по словам С.Евтушенко, сейчас на газовом рынке наблюдается новая тенденция: если в начале 2000 доля спотовых контрактов составляла 2%, то сейчас – 32%, а к 2015 году, по прогнозам, она вырастет до 50%.

В.Каськив и С.Евтушенко на конференции клятвенно уверяли, что никаких технических проблем для реализации данного нацпроекта не осталось. Единственной преградой, по словам В.Каськива, могут быть только политические решения. В этом контексте независимый эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут заявил, что диверсификация поставок газа в нашу страну искусственно тормозится "Укртрансгазом". Именно поэтому об LNG-терминале гораздо больше слов, чем дела. Также не исключено, что приостановка реализации проекта – одна из уступок, которую может потребовать Россия взамен на снижение цены импортируемого газа.

Кстати, эксперты совершенно не разделяют оптимизма властей касательно строительства терминала и вообще его необходимости в Украине. А.Нарбут убежден, что наиболее оптимальное решение для Украины – опираться на уже существующую инфраструктуру, которая могла бы работать в реверсном режиме. Так, только по одной трубе, по которой с 15 мая начались тестовые реверсные поставки газа из Словакии, можно получать в сутки 8 млн куб. м голубого топлива – или около 3 млрд куб. м в год. По мнению А.Нарбута, это будет самое быстрое и дешевое решение.

Иван Надеин, глава ГО "Комитет энергетической независимости Украины", также отмечает, что у украинского правительства нет единой энергетической стратегии и стратегии по диверсификации источников поставок газа. Он обращает внимание на то, что проект LNG-терминала возник как некий ответ на высокую цену импортируемого российского газа, и поэтому любые сообщения о подвижках в переговорах с "Газпромом" тормозили переговоры по его строительству. К слову, только на прошлой неделе министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий прогнозировал подвижки в переговорах с Россией о пересмотре цены на газ в течение двух недель. В этом контексте возникает вопрос: нужен ли вообще Украине этот терминал?

Еще одним фактором, который ставит под сомнение целесообразность данного проекта, является то, что многие LNG-терминалы в мире не используются на 100%. Так, польский эксперт по энергетическим вопросам Роберт Зайдлер сообщил, что терминал, построенный недавно в Польше, загружен только на 65%, поэтому власти страны на данный момент рассматривают альтернативные источники использования сжиженного газа – например, как топливо для перевозчиков и дорожного транспорта, и морского – чтобы снизить выбросы в атмосферу.

Александра Кривуля

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
25.08.16, Максим Полевой
Несмотря на кризис, в Украине продолжает развиваться "экологичная" энергетика. Отечественные производители оборудования для использования возобновляемых источников энергии борются с засильем импорта, расширяя номенклатуру и тарифные бонусы для внутренних клиентов.
22.08.16, Ярослав Ярош
В Канаде решили еще на 5 лет сохранить антидемпинговые пошлины на импорт углеродистого и легированного горячекатаного листового проката происхождением из Бразилии, Китая и Украины. Абсурдность вердикта в том, что самого факта демпинга со стороны украинских металлургов зафиксировано не было. По одной простой причине: в последние годы мы не отправляли горячий прокат в Канаду. Получается, что производителей из Украины наказали за действия, которые те только предположительно могли бы совершить. Презумпцию невиновности Канадский международный торговый трибунал (CITT) как-то не учел.
19.08.16, Игорь Воронцов
Намерения властей Ирана и Индии резко увеличить стальные мощности на фоне их глобального переизбытка выглядят как неусвоенный урок. Ведь все это металлурги уже проходили в Китае, который теперь не знает, что делать с десятками "лишних" заводов. Но даже если планы Тегерана и Дели в итоге останутся только на бумаге, они дезориентируют остальных игроков. Например, исходя из заявленных программ крупнейшие железорудные компании готовятся разворачивать новые проекты – в расчете на потенциальный рост спроса. Которого, вполне возможно, и не будет.
16.08.16, Василий Январев
Восстановление украинской экономики после затяжного двухлетнего падения тормозится даже не из-за отсутствия реформ, а по гораздо более прозаичным причинам. В первую очередь из-за неудовлетворительной работы железнодорожного транспорта. Проблема эта не нова, она возникла с начала перехода конфликта на Донбассе в "горячую фазу", но усилия, предпринимаемые для ее решения "Укрзализныцей", явно недостаточны.
15.08.16, Ярослав Ярош
В коксохимическом комплексе комбината "АрселорМиттал Кривой Рог" на бумаге все еще числятся 10 коксовых батарей, но большинство из них уже не рабочие, а некоторые и вовсе демонтированы. За 10 последних лет только одна батарея подверглась коренной реконструкции. И только сейчас она подходит к завершению. Заново отстроенная батарея №6 уже поставлена на сушку и разогрев и должна быть введена в эксплуатацию в четвертом квартале 2016 г. Хотя в одиночку она все равно не справится с сырьевыми и экологическими вызовами, стоящими сегодня перед АМКР.
11.08.16, Игорь Воронцов
Путешествовать за счет налогоплательщиков по дальним экзотическим странам давно вошло в привычку у руководителей независимой Украины. Нынешний президент Петр Порошенко не стал изменять сложившейся традиции, отправившись в начале августа, в разгар сезона отпусков, в вояж по Юго-Восточной Азии.
09.08.16, Максим Полевой
Несмотря на падение спроса на металлургическое оборудование в Украине и нарушение торговых связей с Россией, Новокраматорский машзавод в 2015 году нарастил чистую прибыль в 2,7 раза. Если внешние рынки металлопродукции будут постепенно "приходить в себя", то больше краматорского оборудования понадобится не только за рубежом, но и внутри страны. А значит, компания снова сможет продемонстрировать позитивную динамику, на этот раз уже без помощи девальвации.
04.08.16, Елена Курашина
Укрзализныця продолжает терять колоссальные средства на тендерах при покупке необходимых ей материалов и оборудования. Простое упорядочивание тендерных процедур могло бы принести железнодорожникам существенную экономию средств, а если в отрасли удастся победить коррупцию, то эта сумма будет исчисляться миллиардами гривен.
02.08.16, Ярослав Ярош
Кабинет министров распорядился приватизировать шахту "Бужанская", крупнейшую из тех, что работают на Волыни. Продать ее будет непросто ввиду сомнительной привлекательности. Но если затея вдруг окажется удачной, то послужит толчком к ликвидации государственного предприятия "Волыньуголь".
29.07.16, Галина Резник
Крупнейшие производители железной руды притормозили наращивание поставок. Однако ожидать восстановления цен пока не стоит: скоро увеличится экспорт из Бразилии, будет выведено на проектную мощность австралийское предприятие Roy Hill Джины Райнхарт и возобновят добычу некоторые мелкие поставщики. Аналитики полагают, что для восстановления рыночного баланса потребуется 5-10 лет.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!