kjsdsf
 
 
Подробнее Запомнить город


LNG-терминал вывели в люди

21.05.13
размер текста:

Украинские власти наконец-то внесли хоть какую-то ясность в Национальный проект "LNG-терминал", ставший уже нарицательным для epic fail стартапов нашего правительства. На прошедшей 17 мая Международной конференции "Мировая революция LNG: энергетическая независимость Украины" были названы конкретные даты и этапы строительства терминала по приему сжиженного газа в Украине.

В начале весны стало известно, что Украина выбрала новый вариант получения сжиженного газа – аренду плавучей установки (так называемая технология FSRU). Теперь же стало ясно, чем она выгодна – быстрыми темпами реализации и относительно небольшой стоимостью – 60 млн долл. в год. По информации Госинвестпроекта, капитальные затраты на установку платформы составляют 856 млн евро, а эксплуатационные расходы – 44 млн евро.

Реализовывать эту часть проекта будет американская компания Excelerate Energy, которая в апреле начала подготовку инженерных работ для размещения морской платформы в акватории порта "Южный" и, как обещает руководитель InvestUkraine, глава Координационного совета ГП "Национальный проект "LNG-терминал" Сергей Евтушенко, должна закончить их на текущей неделе. По его словам, по оптимистичным прогнозам к последнему кварталу 2014 года будет технически возможно поставлять газ с помощью FSRU, максимальная пропускная способность платформы должна составить 5 млрд куб. м в год. Украина выбрала для сотрудничества именно Excelerate Energy, так как специалисты этой компании первыми придумали и коммерциализировали подобную технологию. Американцы владеют 8 суднами для трансферта сжиженного газа и работает в полном цикле этой индустрии: закупка газа, его сжижение, транспортировка и регазификация.

В то же время глава Госинвестпроекта Владислав Каськив заверяет, что от наземного базирования терминала никто не отказывался. Это будет второй этап реализации проекта по параллельной инвестиционной модели; его планируют запустить в 2018 году и пропускать он будет уже вдвое больше газа – 10 млрд куб. м в год. Капитальные затраты на вторую фазу строительства составят 846 млн евро, а эксплуатационные – 40 млн евро. Польское подразделение международной компании ILF обеспечит выполнение предпроектных и изыскательских работ в рамках разработки первой стадии проектирования наземной части терминала. А С.Евтушенко также сообщил, что в течение 2013 года будет создан консорциум по наземной фазе проекта.

Кстати, еще в марте Президент Виктор Янукович поручил Государственному агентству по инвестициям и управлению национальными проектами и Министерству энергетики и угольной промышленности до конца июня 2013 года заключить договоры с инвесторами на строительство LNG-терминала. По подсчетам Госинвестпроекта, после заключения всех контрактов доля украинского капитала в проект составит 30%, а заимствованного – соответственно 70%; выплачивать долги за терминал мы будем на протяжении 25 лет.

Таким образом, по словам вице-премьер-министра Юрия Бойко, технический этап подготовки к строительству терминала практически завершен, следующий этап – коммерческий. Здесь намечены переговоры с Турцией о проходе танкеров со сжиженным газом через подконтрольные Турции проливы Босфор и Дарданеллы. Эксперты думают, что этот вопрос не должен стать проблемным. Ранее представители юридической компании Baker Botts, специализирующейся в сфере энергетики, предоставили юридическое заключение о возможности беспрепятственной транспортировки газа через проливы Босфор и Дарданеллы. В частности, согласно Конвенции Монтре, регулирующей режим использования пролива торговыми судами, ограничения на проход проливом могут применяться только для военных кораблей, или если Турция будет находиться в состоянии войны.

Несмотря на то что турецкие нормативные акты накладывают определенные ограничения на проход LNG-танкеров турецкими проливами, такие ограничения касаются безопасности судоходства и защиты окружающей среды и не должны препятствовать проходу судов при нормальных обстоятельствах. Профессор права Школы права в Лондоне Алан Райли подчеркивает, что в случае возникновения проблем с Турцией они станут международным прецедентом. Единственным аргументом со стороны турецких властей может быть негативное влияние трансферта газа на окружающую среду, но, с другой стороны, через проливы и так проходит множество танкеров с нефтью. В то же время у Турции есть свой вариант решения проблемы – в начале года премьер-министр Николай Азаров, и В.Янукович заявили, что Украина рассматривает предложение Турции о строительстве терминала на ее средиземноморском побережье.

Согласно плану Нацпроекта на Азербайджан и Туркменистан будет приходиться 5 млрд куб. м сжиженного газа или половина всей мощности наземного терминала. По долгосрочным контрактам Украина рассчитывает получать газ из Алжира, Египта, Нигерии и Катара, это по 4 млрд куб. м как с помощью плавучей платформы, так и будущего терминала на суше. На спотовые контракты должно приходиться по 1 млрд куб. м газа (20% пропускной способности всего LNG-терминала). Хотя не исключено, что пропорции могут измениться – по словам С.Евтушенко, сейчас на газовом рынке наблюдается новая тенденция: если в начале 2000 доля спотовых контрактов составляла 2%, то сейчас – 32%, а к 2015 году, по прогнозам, она вырастет до 50%.

В.Каськив и С.Евтушенко на конференции клятвенно уверяли, что никаких технических проблем для реализации данного нацпроекта не осталось. Единственной преградой, по словам В.Каськива, могут быть только политические решения. В этом контексте независимый эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут заявил, что диверсификация поставок газа в нашу страну искусственно тормозится "Укртрансгазом". Именно поэтому об LNG-терминале гораздо больше слов, чем дела. Также не исключено, что приостановка реализации проекта – одна из уступок, которую может потребовать Россия взамен на снижение цены импортируемого газа.

Кстати, эксперты совершенно не разделяют оптимизма властей касательно строительства терминала и вообще его необходимости в Украине. А.Нарбут убежден, что наиболее оптимальное решение для Украины – опираться на уже существующую инфраструктуру, которая могла бы работать в реверсном режиме. Так, только по одной трубе, по которой с 15 мая начались тестовые реверсные поставки газа из Словакии, можно получать в сутки 8 млн куб. м голубого топлива – или около 3 млрд куб. м в год. По мнению А.Нарбута, это будет самое быстрое и дешевое решение.

Иван Надеин, глава ГО "Комитет энергетической независимости Украины", также отмечает, что у украинского правительства нет единой энергетической стратегии и стратегии по диверсификации источников поставок газа. Он обращает внимание на то, что проект LNG-терминала возник как некий ответ на высокую цену импортируемого российского газа, и поэтому любые сообщения о подвижках в переговорах с "Газпромом" тормозили переговоры по его строительству. К слову, только на прошлой неделе министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий прогнозировал подвижки в переговорах с Россией о пересмотре цены на газ в течение двух недель. В этом контексте возникает вопрос: нужен ли вообще Украине этот терминал?

Еще одним фактором, который ставит под сомнение целесообразность данного проекта, является то, что многие LNG-терминалы в мире не используются на 100%. Так, польский эксперт по энергетическим вопросам Роберт Зайдлер сообщил, что терминал, построенный недавно в Польше, загружен только на 65%, поэтому власти страны на данный момент рассматривают альтернативные источники использования сжиженного газа – например, как топливо для перевозчиков и дорожного транспорта, и морского – чтобы снизить выбросы в атмосферу.

Александра Кривуля

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
23.09.16, Ярослав Ярош
21 сентября Кабинет министров представил в Верховной Раде проект бюджетного закона на 2017 г. под амбициозным слоганом "Честный бюджет". Премьер Владимир Гройсман призвал не превращать его обсуждение в "шоу покемонов", а решать вопросы путем честного диалога и профессионального подхода. Правда, скрытый дефицит, обнаруженный экспертами в бюджете, никак не вяжется со стандартами прозрачности, а ряд нестыковок в цифрах – с высоким профессионализмом. Покемоны сами выскакивают из законопроекта, как чертики из табакерки.
19.09.16, Игорь Воронцов
Стремительный рост мировых цен на коксующийся уголь в августе-сентябре сделал этот вид сырья наиболее "горячим" для биржевых торговцев. Позади остались прежние лидеры ралли: золото, цинк, серебро и железная руда. Насколько долгосрочным может быть этот тренд, приведет ли он по цепочке к подорожанию готовой металлопродукции и смогут ли извлечь из этого выгоду украинские производители?
16.09.16, Максим Полевой
В начале сентября малоизвестная кипрская компания Avellana Gold объявила о получении 3 спецразрешений на добычу полиметаллических руд в Закарпатье и намерении использовать их для реализации первого в Украине крупномасштабного индустриального проекта по подземной добыче металлического сырья. Впрочем, вопрос его успешной реализации остается открытым.
12.09.16, Ярослав Ярош
Планировали на лето, стартовали фактически с осени... Тем не менее на Запорожском алюминиевом комбинате возобновилось производство катанки. Отсуженный у группы "РусАл" Олега Дерипаски актив после двухлетней паузы вернулся к тому же виду деятельности, которую вел в последние годы при россиянах.
09.09.16, Игорь Воронцов
Сокращение избыточных стальных мощностей в Китае стало одним из самых обсуждаемых вопросов на саммите лидеров стран "большой двадцатки" в Ханчжоу 4-5 сентября. На первый взгляд, его итоги дают металлургам повод для оптимизма: Китай согласился на международный контроль над процессом вывода из эксплуатации "лишних" мартенов и конвертеров. Однако эксперты полагают, что радоваться рано – рынки останутся под давлением дешевой китайской стали в обозримом будущем.
06.09.16, Максим Полевой
Летом мировые металлорынки понемногу оживали, создавая предпосылки для дальнейшей стабилизации. А вот в Украине рост стального производства не подкрепляется доходами от экспорта, в том числе из-за внутренних проблем с перевозкой продукции горно-металлургического комплекса.
01.09.16, Ярослав Ярош
В преддверии осенне-полевой кампании в Украине разворачивается масштабная схватка между химическим и аграрным лобби. Конфликт уже затронул Минэкономразвития и МинАПК, Антимонопольный комитет и Верховную Раду, а стороны продолжают подтягивать силы. На кону – внутренний рынок азотных удобрений, т.е. сотни миллионов долларов ежегодно. Ставки в борьбе высоки, но и риски тоже: или запретительные пошлины на импорт удобрений из России, или штрафные санкции за монополизм для украинских производителей.
29.08.16, Галина Резник
Наступил очередной сезон прогнозов, и сейчас практически все аналитики, за редкими исключениями, предсказывают грядущее падение цен на железную руду. Недолгий подъем на рынке стали уже завершился, теперь ожидаются сокращение объемов производства и, соответственно, спад потребления сталелитейного сырья. При этом новые железорудные проекты в Австралии и Бразилии, в комбинации с возвратом на рынок некоторых остановленных мощностей, приведут к ускорению роста поставок, а торможение китайской экономики будет сдерживать расширение спроса.
25.08.16, Максим Полевой
Несмотря на кризис, в Украине продолжает развиваться "экологичная" энергетика. Отечественные производители оборудования для использования возобновляемых источников энергии борются с засильем импорта, расширяя номенклатуру и тарифные бонусы для внутренних клиентов.
22.08.16, Ярослав Ярош
В Канаде решили еще на 5 лет сохранить антидемпинговые пошлины на импорт углеродистого и легированного горячекатаного листового проката происхождением из Бразилии, Китая и Украины. Абсурдность вердикта в том, что самого факта демпинга со стороны украинских металлургов зафиксировано не было. По одной простой причине: в последние годы мы не отправляли горячий прокат в Канаду. Получается, что производителей из Украины наказали за действия, которые те только предположительно могли бы совершить. Презумпцию невиновности Канадский международный торговый трибунал (CITT) как-то не учел.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!