kjsdsf
Подробнее Запомнить город


LNG-терминал вывели в люди

21.05.13
размер текста:

Украинские власти наконец-то внесли хоть какую-то ясность в Национальный проект "LNG-терминал", ставший уже нарицательным для epic fail стартапов нашего правительства. На прошедшей 17 мая Международной конференции "Мировая революция LNG: энергетическая независимость Украины" были названы конкретные даты и этапы строительства терминала по приему сжиженного газа в Украине.

В начале весны стало известно, что Украина выбрала новый вариант получения сжиженного газа – аренду плавучей установки (так называемая технология FSRU). Теперь же стало ясно, чем она выгодна – быстрыми темпами реализации и относительно небольшой стоимостью – 60 млн долл. в год. По информации Госинвестпроекта, капитальные затраты на установку платформы составляют 856 млн евро, а эксплуатационные расходы – 44 млн евро.

Реализовывать эту часть проекта будет американская компания Excelerate Energy, которая в апреле начала подготовку инженерных работ для размещения морской платформы в акватории порта "Южный" и, как обещает руководитель InvestUkraine, глава Координационного совета ГП "Национальный проект "LNG-терминал" Сергей Евтушенко, должна закончить их на текущей неделе. По его словам, по оптимистичным прогнозам к последнему кварталу 2014 года будет технически возможно поставлять газ с помощью FSRU, максимальная пропускная способность платформы должна составить 5 млрд куб. м в год. Украина выбрала для сотрудничества именно Excelerate Energy, так как специалисты этой компании первыми придумали и коммерциализировали подобную технологию. Американцы владеют 8 суднами для трансферта сжиженного газа и работает в полном цикле этой индустрии: закупка газа, его сжижение, транспортировка и регазификация.

В то же время глава Госинвестпроекта Владислав Каськив заверяет, что от наземного базирования терминала никто не отказывался. Это будет второй этап реализации проекта по параллельной инвестиционной модели; его планируют запустить в 2018 году и пропускать он будет уже вдвое больше газа – 10 млрд куб. м в год. Капитальные затраты на вторую фазу строительства составят 846 млн евро, а эксплуатационные – 40 млн евро. Польское подразделение международной компании ILF обеспечит выполнение предпроектных и изыскательских работ в рамках разработки первой стадии проектирования наземной части терминала. А С.Евтушенко также сообщил, что в течение 2013 года будет создан консорциум по наземной фазе проекта.

Кстати, еще в марте Президент Виктор Янукович поручил Государственному агентству по инвестициям и управлению национальными проектами и Министерству энергетики и угольной промышленности до конца июня 2013 года заключить договоры с инвесторами на строительство LNG-терминала. По подсчетам Госинвестпроекта, после заключения всех контрактов доля украинского капитала в проект составит 30%, а заимствованного – соответственно 70%; выплачивать долги за терминал мы будем на протяжении 25 лет.

Таким образом, по словам вице-премьер-министра Юрия Бойко, технический этап подготовки к строительству терминала практически завершен, следующий этап – коммерческий. Здесь намечены переговоры с Турцией о проходе танкеров со сжиженным газом через подконтрольные Турции проливы Босфор и Дарданеллы. Эксперты думают, что этот вопрос не должен стать проблемным. Ранее представители юридической компании Baker Botts, специализирующейся в сфере энергетики, предоставили юридическое заключение о возможности беспрепятственной транспортировки газа через проливы Босфор и Дарданеллы. В частности, согласно Конвенции Монтре, регулирующей режим использования пролива торговыми судами, ограничения на проход проливом могут применяться только для военных кораблей, или если Турция будет находиться в состоянии войны.

Несмотря на то что турецкие нормативные акты накладывают определенные ограничения на проход LNG-танкеров турецкими проливами, такие ограничения касаются безопасности судоходства и защиты окружающей среды и не должны препятствовать проходу судов при нормальных обстоятельствах. Профессор права Школы права в Лондоне Алан Райли подчеркивает, что в случае возникновения проблем с Турцией они станут международным прецедентом. Единственным аргументом со стороны турецких властей может быть негативное влияние трансферта газа на окружающую среду, но, с другой стороны, через проливы и так проходит множество танкеров с нефтью. В то же время у Турции есть свой вариант решения проблемы – в начале года премьер-министр Николай Азаров, и В.Янукович заявили, что Украина рассматривает предложение Турции о строительстве терминала на ее средиземноморском побережье.

Согласно плану Нацпроекта на Азербайджан и Туркменистан будет приходиться 5 млрд куб. м сжиженного газа или половина всей мощности наземного терминала. По долгосрочным контрактам Украина рассчитывает получать газ из Алжира, Египта, Нигерии и Катара, это по 4 млрд куб. м как с помощью плавучей платформы, так и будущего терминала на суше. На спотовые контракты должно приходиться по 1 млрд куб. м газа (20% пропускной способности всего LNG-терминала). Хотя не исключено, что пропорции могут измениться – по словам С.Евтушенко, сейчас на газовом рынке наблюдается новая тенденция: если в начале 2000 доля спотовых контрактов составляла 2%, то сейчас – 32%, а к 2015 году, по прогнозам, она вырастет до 50%.

В.Каськив и С.Евтушенко на конференции клятвенно уверяли, что никаких технических проблем для реализации данного нацпроекта не осталось. Единственной преградой, по словам В.Каськива, могут быть только политические решения. В этом контексте независимый эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут заявил, что диверсификация поставок газа в нашу страну искусственно тормозится "Укртрансгазом". Именно поэтому об LNG-терминале гораздо больше слов, чем дела. Также не исключено, что приостановка реализации проекта – одна из уступок, которую может потребовать Россия взамен на снижение цены импортируемого газа.

Кстати, эксперты совершенно не разделяют оптимизма властей касательно строительства терминала и вообще его необходимости в Украине. А.Нарбут убежден, что наиболее оптимальное решение для Украины – опираться на уже существующую инфраструктуру, которая могла бы работать в реверсном режиме. Так, только по одной трубе, по которой с 15 мая начались тестовые реверсные поставки газа из Словакии, можно получать в сутки 8 млн куб. м голубого топлива – или около 3 млрд куб. м в год. По мнению А.Нарбута, это будет самое быстрое и дешевое решение.

Иван Надеин, глава ГО "Комитет энергетической независимости Украины", также отмечает, что у украинского правительства нет единой энергетической стратегии и стратегии по диверсификации источников поставок газа. Он обращает внимание на то, что проект LNG-терминала возник как некий ответ на высокую цену импортируемого российского газа, и поэтому любые сообщения о подвижках в переговорах с "Газпромом" тормозили переговоры по его строительству. К слову, только на прошлой неделе министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий прогнозировал подвижки в переговорах с Россией о пересмотре цены на газ в течение двух недель. В этом контексте возникает вопрос: нужен ли вообще Украине этот терминал?

Еще одним фактором, который ставит под сомнение целесообразность данного проекта, является то, что многие LNG-терминалы в мире не используются на 100%. Так, польский эксперт по энергетическим вопросам Роберт Зайдлер сообщил, что терминал, построенный недавно в Польше, загружен только на 65%, поэтому власти страны на данный момент рассматривают альтернативные источники использования сжиженного газа – например, как топливо для перевозчиков и дорожного транспорта, и морского – чтобы снизить выбросы в атмосферу.

Александра Кривуля

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!