kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Марганцевый клондайк в степях Украины

25.03.09
размер текста:

В разгар кризиса в горно-металлургической отрасли корпорация "Индустриальный союз Донбасса" взялась за создание собственного ферросплавного производства. Базой для него выбрано Велико-Токмакское месторождение марганцевых руд в Запорожской области. В "ИСД" осознают, что сейчас не самое лучшее время обрастать сырьевыми придатками, но все их предыдущие попытки проникнуть на это месторождение натыкались на различные подводные камни. Сегодня же путь к Велико-токмакским рудам для структур Виталия Гайдука и Сергея Таруты, похоже, расчищен.

После того, как в конце февраля депутаты Запорожского облсовета дали согласие на разработку наиболее изученного участка Велико-Токмакского марганцевого месторождения производственно-коммерческой компанией "Минерал", контролируемой ИСД, ей осталось лишь получить лицензию в Министерстве охраны природной окружающей среды. И хотя для многих предпринимателей такая процедура сопряжена с невероятными сложностями, вряд ли это касается "Индустриального союза Донбасса". Хотя бы потому, что бизнес-партнер Сергея Таруты Виталий Гайдук возглавляет сегодня группу советников премьер-министра и считается одним из самых влиятельных лоббистов в команде Юлии Тимошенко. Более того, несколько лет назад разработка Велико-Токмакского месторождения всерьез интересовала донецкую компанию "Визави", созданную именно господином Гайдуком. Хотя последний, при любом удобном поводе утверждает, что, дескать, отошел от бизнеса, оставив все хлопоты с марганцевыми рудниками своему партнеру по ИСД Сергею Таруте.

Возможно, еще год назад эти хлопоты были бы весьма приятными, но сегодня, когда метпредприятия экономят даже на офисных скрепках, "ИСД" со своим амбициозным инвестиционным проектом и не менее внушительными долгами по банковским кредитам выглядит "белой вороной" в кругу коллег. Только на возведение горно-обогатительного комбината по добыче марганцевой руды и превращению ее в концентрат, не говоря уже о дальнейших переделах, придется потратить не менее 500 миллионов гривен. Решаясь на такие капиталовложения, руководители "Индустриального союза Донбасса" либо демонстрируют завидную прозорливость и терпеливость (ведь отдача возможна не ранее чем через 5-7 лет), либо, что более вероятно, пытаются несколько сгладить весьма неприятный осадок от массовых увольнений на уже действующих предприятиях корпорации. Напомним, что на Алчевском меткомбинате, только по официальной информации, планируется в течение ближайших трех месяцев уволить более 3 тыс. сотрудников из имеющихся на сегодня 17 тысяч человек, а на Алчевском КХЗ – 600 чел. из 3 тыс. чел. И это только начало кампании оптимизации численности персонала на предприятиях «ИСД». По итогам 2009 года приведенные цифры вполне могут увеличиться в 2-2,5 раза.

Дело в том, что у марганцевого проекта имеется толстая социальная подоплека. Еще в конце 80-х годов на Велико-Токмакском месторождении была обустроена и запущена в эксплуатацию первая марганцевая шахта, которой предстояло положить начало одному из крупнейших в Европе горно-обогатительных комбинатов под названием Таврический (всего в его рамках намечалось разбить до 10 шахт). Специально под эту стройку в степи возник поселок Степногорск, куда свезли горных специалистов чуть ли не со всего СССР. Но дальше одной шахты строительство не продвинулось, а позже и та была законсервирована, если точнее - затоплена водой. После этого Степногорск быстро превратился в глубоко депрессивное место, без тепла, газа и работы для местного населения. «ИСД» же пообещал ему газопроводы, школы, дороги и 3 тысячи рабочих мест. И подписался под этим в совместном с Запорожским облсоветом меморандуме. Но пообещать можно все что угодно, а вот удастся ли собственникам «ИСД» все обещанное воплотить в жизнь? Учитывая незавидное положение необеспеченных собственным сырьем и имеющим значительную долговую нагрузку металлургических предприятий корпорации, реализация указанных пунктов меморандума представляется в нынешних условиях маловероятной. Хотя, как PR-проект, призванный сгладить негативный осадок от массовых увольнений на основных активах «ИСД», он, безусловно, свою задачу выполнил.

Сейчас очевидно, что затопление степногорской шахты в 1995 году было серьезным экономическим просчетом, как и утверждения об убыточности разработки Велико-Токмакского месторождения. По данным геологических изысканий, проводимых от момента открытия месторождения (1932 год) и по 80-е годы прошлого века, здешние залежи марганцевой руды составляют не меньше чем 1,5 млрд. тонн, что равно примерно 70% всех отечественных запасов данного ископаемого, и намного больше, чем в соседнем Никопольском бассейне, который кормит Марганецкий и Орджоникидзевский ГОКи.

Государство попыталось исправить ситуацию в 1997 году, создав на базе остатков имущества Таврического ГОКа государственное предприятие "Стептехсервис". Однако денег на освоение Велико-Токмакского месторождения от этого не прибавилось и в начале 2000-х годов контрольный пакет это ГП, предварительно преобразованного в ЗАО, выкупила упомянутая выше компания "Визави" Виталия Гайдука. Еще два года спустя государство продало все остающиеся у него акции "Стептехсервиса" (48,75%). Но на этот раз покупателем выступил Запорожский ферросплавный завод, входящий в орбиту влияния группы "Приват". Два частных владельца "Стептехсервиса" сразу как-то не сработались. В корпорации "ИСД", участвующей в проекте от имени "Визави", небеспричинно предположили, что "Приват" вошел в состав степногорского ЗАО, чтобы тормозить его работу изнутри и тем самым сохранять свое монопольное положение на внутреннем рынке марганцевой руды.

"ИСД" же, активно наращивая в первой половине 2000-х годов свои стальные мышцы, все больше испытывала дефицит ферросплавов, в частности ферромарганца. Тем более, что на определенном отрезке времени приватовские структуры контролировали практически все ферросплавные заводы страны, в том числе и крупнейший - Никопольский. Ферромарганец, как известно, применяют в качестве раскислителя при производстве почти всех марок сталей и как легирующий элемент при выплавке низколегированных и специальных сталей. Его расход составляет более 1% от массы производимой стали, а доля в себестоимости сталепроката - достигает даже 5-8%; это больше, например, чем доля природного газа. То есть для ИСД, выплавлявшей в лучшие годы порядка 10 млн. тонн стали в год, потребность в ферромарганце измерялась более чем сотней тысяч тонн. Тем временем, в ее корпоративной среде производить ферромарганцы в небольших количествах мог лишь Краматорский металлургический завод. Да и то, сегодня это производство остановлено, как убыточное.

После нескольких лет безуспешного поиска общего языка с партнерами по "Стептехсервису" корпорация Виталия Гайдука сменила тактику. Там махнули рукой и на старую шахту, и на само ЗАО, созданное на базе Таврического ГОКа, постановив строить рядом совершенно новый горно-обогатительный комбинат - Степногорский. Благо, срок лицензии на недропользование на приглянувшемся ИСД участке истек у "Стептехсервиса" в 2008 году, а продлить его без согласия Минприроды и Запорожского облсовета юридически невозможно. Запорожские депутаты уже свое слово сказали, почти «единодушно» согласившись, чтобы на этом участке (северный блок Велико-Токмакского месторождения марганцевых руд) поработала фирма "Минерал", предусмотрительно зарегистрированная «ИСД» непосредственно в Степногорске. Как заявил председатель Запорожского облсовета Александр Нефедов, инвестор обещает построить кроме ГОКа и совершенно новый феросплавный комбинат на границе Васильевского и Михайловского районов области мощностью 350 тыс. тонн в год. Ради этого на должность директора "Минерала" даже пригласили российского специалиста, построившего у себя на родине целых три ферросплавных комбината. Впрочем, ранее в "ИСД" рассматривали и варианты выпуска марганцевых ферросплавов из токмакского сырья то ли в Краматорске, то ли на базе некоторых мартеновских мощностей на Алчевском металлургическом комбинате.

Готовый продукт мог бы там же, на АМК, и потребляться, допустим, для заливки в "печь-ковш" с последующим производством легированных сталей. Однако до ферросплавного цикла еще нужно дожить. Только на то, чтобы получить в Степногорске первую руду у ПКФ "Минерал" уйдет как минимум 2-3 года, и то при регулярном финансировании. Во-первых, закладывать новый ствол все же сложнее, чем расконсервировать затопленную шахту. Во-вторых, твердость велико-токмакских руд почти в 2 раза выше, чем в Никопольском бассейне. Зато токмакское сырье "жирнее". Содержание марганца в нем составляет 25,8%, тогда как в никопольской руде -- лишь 23%.

Бизнес-план, представленный В.Гайдуком и С.Тарутой Запорожскому облсовету, предполагает выход на добычу 500 тыс. тонн марганцевой руды в год на протяжении 5 лет. Для сравнения: проектная мощность шахты №1 Таврического ГОКа составляла 2 миллиона тонн в год. Но это были еще всесоюзные масштабы, для ИСД и 500-тысячный рубеж - высота. Хотя потенциал месторождения позволяет рассчитывать и на большее. Так, балансовые запасы только того поля, к которому "крепится" затопленная шахта, оценены почти в 100 млн. тонн марганцевой руды, промышленные - в 55-57 млн. тонн. И таких полей, как утверждают геологи, на месторождении с десяток. То есть запасов на век "Индустриального союза Донбасса" хватит. Были бы реальные возможности их извлечь. Был бы, в конце концов, спрос на это сырье.
По поводу спроса перспективы пока достаточно неопределенные. В принципе металлурги надеются, что через 5 лет о нынешнем кризисе будут вспоминать как о давнем несчастном случае. По мнению Александра Пилипенко, вице-президента "Индустриальной группы" (управляющей компании "ИСД"), восстановления среднемесячных объемов производства стали на уровне, зафиксированном в мае 2008 года, следует ждать не раньше, чем через 5-7 лет. В 2009 году металлургическая отрасль все еще будет опускаться ко дну, два следующих года - находиться в зоне турбулентности у этого самого дна, и только затем можно рассчитывать на плавное восстановление.

Ферросплавная подотрасль - не исключение из общей тенденции. Кризис сбыта и на нее дохнул холодом. В начале марта украинские ферросплавные заводы даже заявили о готовности на 13% снизить отпускные цены, лишь бы внутренний рынок забирал их продукцию. И в то же время Никопольский завод ферросплавов - самый большой в стране производитель ферромарганца - предпочитает импортировать марганцевую руду аж из далекой Ганы, лишь бы не покупать ее у ГОКов "Привата" (Орджоникидзевского и Марганецкого). Парадоксальный получается расклад, но он в некоторой степени играет на руку инициаторам строительства Степногорского ГОКа. Потенциально излишки руды они могут поставлять на тот же НЗФ - до него с Велико-Токмакского месторождения шапкой можно добросить. Не исключено также, что со временем "ИСД" появится в Степногорске в компании с группой ArcelorMittal. С ней Виталий Гайдук еще в прошлом году вел переговоры о совместном ферросплавном проекте в Запорожской области - с прицелом, что часть готового ферромарганца шла бы по щадящим ценам на "Криворожсталь".

Получается, что до недавнего времени забытый Богом Степногорск вскоре может очутиться в самом эпицентре внимания целой плеяды стальных гигантов. Ведь, вероятно, и "Приват" еще не совсем охладел к Таврическому ГОКу. И совладелец Полтавского ГОКа Константин Жеваго не так давно носился с идеей создания в этом же регионе независимого Токмакского ферросплавного завода. Разница лишь в том, что если у Виталия Гайдука (по понятным причинам) стройка уже почти на выходе, то конкурирующим проектам нужно еще пройти весьма утомительные процедуры согласования с многочисленными и далеко не дружественно настроенными государственными структурами.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!