kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Авиапрому предложили вертикальный взлет

03.04.09
размер текста:

Национальный авиапром назначен очередным локомотивом по выводу Украины из кризиса. Образно говоря, не предоставив самолету необходимую полосу для разбега в виде финансовых условий, правительство требует от него немедленного взлета основных производственных показателей и, как результат, поступлений в бюджет.

В действительности Украина является одной из немногих стран, имеющих замкнутый производственный цикл в авиации, начиная от проектирования до сборки готовых самолетов. И это теоретически позволяет ей занять ключевые позиции на рынках «третьего мира». Но для этого необходимо выполнить целый ряд условий. Как отмечают руководители украинских авиапредприятий, сегодня успешная маркетинговая политика предполагает использование офсетной схемы. Это означает, что государство-заказчик для заключения контракта требует, чтобы часть деталей для самолетов была изготовлена на его заводах. Например, Индия ставит условие разместить заказ на выпуск 30% комплектующих на местных предприятиях. Точно также к этому подходят в Китае. Но для таких решений необходимы переговоры на государственном и межправительственном уровне, и пока в Украине они приняты разве что по сотрудничеству с Ираном.

Процесс идет далеко не теми темпами, которые сегодня диктует рынок. Достаточно сказать, что еще 3 февраля на межведомственном совещании в Кабмине премьер-министр Ю.Тимошенко поручила Минпромполитики определиться с направлениями международной кооперации в сфере самолетостроения. «Мы не можем оставаться одинокими в период такой жесткой конкуренции на мировых рынках. Мы должны найти стратегических партнеров для совместных согласованных действий», - заявила она. Следующее совещание по проблемам авиапрома состоялось уже 20 марта, и на нем премьер опять поставила тот же вопрос: решить, с кем же мы будем объединяться. Иными словами, за полтора прошедших месяца от ведомства так и не поступило конкретных предложений. Между тем у самих директоров авиапредприятий даже постановка такого вопроса вызывает удивление. Для них ответ очевиден: без кооперации с Российской Федерацией на украинском самолетостроении можно ставить жирный крест. Так уж сложилось исторически. Например, авиационные подшипники, без которых невозможно собрать украинский авиадвигатель, производят только в России.

Также в качестве препятствия для развития отрасли участники рынка называют отсутствие господдержки лизинга. В результате, самолет, находящийся в лизинге, может месяцами простаивать в аэропорту с незначительной поломкой - только потому, что у лизинговой компании нет средств на оплату ремонтных работ. А у самих авиапредприятий возможности для создания сервисных центров с качественной послепродажной поддержкой равны нулю. Поскольку сегодня финансовое положение Харьковского авиазавода и киевского «Авианта» таково, что задолженностью по зарплате в сумме около 40 и 17 млн грн. соответственно они рассчитались только после перечисления в марте средств из стабфонда госбюджета. Между тем общеизвестно, что при покупке автомобиля клиент, прежде всего, интересуется, как он впоследствии сможет ремонтировать автомобиль и во сколько ему это обойдется. Точно так же и с самолетами.

Еще одним аспектом госполитики в сфере авиации является отсутствие госзаказа. Например, уже не первый год Минобороны не может заказать для себя два самолета АН. Это вызывает определенное недоверие к продукции под маркой «Антонов» у потенциальных зарубежных партнеров. Они рассуждают следующим образом: если сами украинцы не покупают свои самолеты, то, видимо, что-то с этими самолетами не то… И их трудно упрекнуть в отсутствии логики. По словам министра промполитики Владимира Новицкого, в ближайшие четыре года госзаказ может составить 28 самолетов. Однако в нынешних условиях, когда бюджетных средств едва хватает на зарплаты, такие планы выглядят нереальными. Как и перспективы на законодательном уровне предоставить авиапредприятиям льготы по земельному налогу. В силу технологических особенностей они вынуждены использовать значительные площади, например, для проведения летных испытаний. И потому перечисляют в местные бюджеты суммы, которые ведут к финансовому истощению. Однако нетрудно заранее спрогнозировать, что категорически против инициативы по предоставлению налоговых льгот выступит Минфин.

В различной степени готовности на украинских авиапредприятиях в настоящее время находятся 55 самолетов. По расчетам Минпромполитики, для возобновления полномасштабной производственной деятельности авиапрому требуется 1,6 млрд грн. Из них для пополнения оборотных средств Харьковского авиазавода необходимо 313 млн грн., «Авианта» - 150-200 млн грн. Это позволит завершить сборку 6 самолетов в Харькове и 3 – в Киеве и получить за них в общей сложности 212 млн долл. В таком случае в 2010 году предприятия смогли бы выйти на уровень 1,2-1,5 млрд грн производства товарной продукции. При этом на Харьковском авиазаводе собрали бы 10 самолетов, а на «Авианте» - 12 сборочных комплектов для третьих стран, включая Иран. Далее, в 2011 году, выпуск товарной продукции превысил бы 2,5 млрд грн при сборке не менее 12 самолетов АН-140, АН-148, АН-74. Остается только ответить на вопрос, где взять эти самые 1,6 млрд грн?

Правительство планирует выделить эти средства из стабфонда либо в виде льготных кредитов от банков, в рекапитализации которых будет участвовать бюджет. Вот только источников финансирования для участия в рекапитализации пока что не наблюдается. Что же касается стабфонда, то в настоящее время в нем находится 2,9 млрд грн. Фактически это переходящие остатки на Едином казначейском счету с предыдущего финансового года. Причем на 1 января эта сумма составляла 5,7 млрд грн. Учитывая, что правительство в качестве приоритетов по борьбе с кризисом поочередно называет поддержку то АПК, то дорожного строительства, то жилищного, то высокотехнологичных отраслей машиностроения – нельзя быть уверенным, что средства пойдут на самолетостроение. Следует также напомнить, что в начале февраля, выступая в парламенте, премьер обещала, что до конца марта в стабфонде будет 21 млрд грн. Однако чуда так и не случилось. И не факт, что оно произойдет в будущем.

Возможным выходом из замкнутого круга, по мнению директоров, могло бы стать акционирование госпредприятий, в настоящее время входящих в состав корпорации «Антонов». Это позволило бы привлечь в отрасль достаточно серьезные инвестиции из третьих стран, прежде всего Индии и Китая. Но процесс реорганизации тоже невозможно провести за три-четыре месяца. Поэтому авиапрому в обозримом будущем приходится рассчитывать лишь на собственные возможности. Их хватит на сборку в 2009 году четырех АН-148 на «Авианте» и на окончательную доводку АН-74ТК-300 для Ливии.

 
Материалы по теме


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
24.03.17, Максим Полевой
В 2016-м украинский рынок проката с покрытием продемонстрировал бурный рост. Сохранится ли этот тренд в текущем году, главным образом будет зависеть от общей экономической и политической обстановки в стране.
22.03.17, Игорь Воронцов
Долгоиграющее антимонопольное расследование Еврокомиссии в отношении "Газпрома" завершилось безоговорочной победой европейцев. Под их нажимом российский госконцерн был вынужден пойти на серьезные уступки. Вот только об интересах Украины, зачем-то вступившей в Европейское энергетическое сообщество, в Брюсселе никто не вспомнил.
17.03.17, Максим Полевой
Украинский металлургический экспорт в страны бывшего СССР продолжает снижаться. Если еще в 2012-13-м эти государства в структуре украинского металлоэкспорта занимали в совокупности около 20% и более, то в прошлом году эта доля упала до 13,2% в денежном выражении, или до 954 млн долл. Однако некоторые рыночные позиции сохраняются.
10.03.17, Максим Полевой
На фоне обострения конкуренции на мировых металлорынках и усиления протекционизма особое значение для металлургов Украины приобретает посильная географическая диверсификация экспорта. Она может касаться второстепенных регионов, где конкурентная борьба между влиятельными поставщиками не слишком остра – по крайней мере, пока.
06.03.17, Ярослав Ярош
Российская горно-металлургическая группа Evraz, чьим ключевым бенефициаром является Роман Абрамович, сообщила, что достигла соглашения о продаже своего украинского коксохимического завода "Южкокс". Это уже второй украинский актив, с которым она готова расстаться после начала войны на Донбассе. Но сделка до сих пор не закрыта.
02.03.17, Игорь Воронцов
Евросоюзу долгое время удавалось отбиваться от китайской экспансии в металлургической отрасли. Однако в последнее время защитные редуты дали серьезную трещину. На помощь компаниям из КНР пришел очень сильный и грозный союзник – кризис. Первыми под его напором начали сдавать позиции наиболее слабые игроки – восточноевропейские стальные производители. А там не успеешь оглянуться, как очередь дойдет и до гораздо более благополучных и устойчивых предприятий в Западной Европе.
23.02.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реконструировать основные переделы и развивать сортамент, рассчитывая на оживление продаж в 2017 году. Но для стабильной работы предприятия необходимо решить проблему блокады железнодорожного сообщения с неподконтрольными территориями.
21.02.17, Ярослав Ярош
В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.
17.02.17, Василий Январев
Украинская промышленность, отработавшая прошлый год с небольшим плюсом после пятилетнего спада, рискует если не опять сократить производство, то, по крайней мере, существенно снизить темпы его роста. Одна из главных угроз на сегодня – тарифная политика государства, которая в прямом смысле слова оказывает удушающий эффект на экономику.
14.02.17, Максим Полевой
Иран и страны Ближнего Востока продолжают развивать собственную металлургию, сужая возможности для импортеров. Однако у украинских металлургов сохраняются шансы для экспорта в регион.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!