kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Авиапрому предложили вертикальный взлет

03.04.09
размер текста:

Национальный авиапром назначен очередным локомотивом по выводу Украины из кризиса. Образно говоря, не предоставив самолету необходимую полосу для разбега в виде финансовых условий, правительство требует от него немедленного взлета основных производственных показателей и, как результат, поступлений в бюджет.

В действительности Украина является одной из немногих стран, имеющих замкнутый производственный цикл в авиации, начиная от проектирования до сборки готовых самолетов. И это теоретически позволяет ей занять ключевые позиции на рынках «третьего мира». Но для этого необходимо выполнить целый ряд условий. Как отмечают руководители украинских авиапредприятий, сегодня успешная маркетинговая политика предполагает использование офсетной схемы. Это означает, что государство-заказчик для заключения контракта требует, чтобы часть деталей для самолетов была изготовлена на его заводах. Например, Индия ставит условие разместить заказ на выпуск 30% комплектующих на местных предприятиях. Точно также к этому подходят в Китае. Но для таких решений необходимы переговоры на государственном и межправительственном уровне, и пока в Украине они приняты разве что по сотрудничеству с Ираном.

Процесс идет далеко не теми темпами, которые сегодня диктует рынок. Достаточно сказать, что еще 3 февраля на межведомственном совещании в Кабмине премьер-министр Ю.Тимошенко поручила Минпромполитики определиться с направлениями международной кооперации в сфере самолетостроения. «Мы не можем оставаться одинокими в период такой жесткой конкуренции на мировых рынках. Мы должны найти стратегических партнеров для совместных согласованных действий», - заявила она. Следующее совещание по проблемам авиапрома состоялось уже 20 марта, и на нем премьер опять поставила тот же вопрос: решить, с кем же мы будем объединяться. Иными словами, за полтора прошедших месяца от ведомства так и не поступило конкретных предложений. Между тем у самих директоров авиапредприятий даже постановка такого вопроса вызывает удивление. Для них ответ очевиден: без кооперации с Российской Федерацией на украинском самолетостроении можно ставить жирный крест. Так уж сложилось исторически. Например, авиационные подшипники, без которых невозможно собрать украинский авиадвигатель, производят только в России.

Также в качестве препятствия для развития отрасли участники рынка называют отсутствие господдержки лизинга. В результате, самолет, находящийся в лизинге, может месяцами простаивать в аэропорту с незначительной поломкой - только потому, что у лизинговой компании нет средств на оплату ремонтных работ. А у самих авиапредприятий возможности для создания сервисных центров с качественной послепродажной поддержкой равны нулю. Поскольку сегодня финансовое положение Харьковского авиазавода и киевского «Авианта» таково, что задолженностью по зарплате в сумме около 40 и 17 млн грн. соответственно они рассчитались только после перечисления в марте средств из стабфонда госбюджета. Между тем общеизвестно, что при покупке автомобиля клиент, прежде всего, интересуется, как он впоследствии сможет ремонтировать автомобиль и во сколько ему это обойдется. Точно так же и с самолетами.

Еще одним аспектом госполитики в сфере авиации является отсутствие госзаказа. Например, уже не первый год Минобороны не может заказать для себя два самолета АН. Это вызывает определенное недоверие к продукции под маркой «Антонов» у потенциальных зарубежных партнеров. Они рассуждают следующим образом: если сами украинцы не покупают свои самолеты, то, видимо, что-то с этими самолетами не то… И их трудно упрекнуть в отсутствии логики. По словам министра промполитики Владимира Новицкого, в ближайшие четыре года госзаказ может составить 28 самолетов. Однако в нынешних условиях, когда бюджетных средств едва хватает на зарплаты, такие планы выглядят нереальными. Как и перспективы на законодательном уровне предоставить авиапредприятиям льготы по земельному налогу. В силу технологических особенностей они вынуждены использовать значительные площади, например, для проведения летных испытаний. И потому перечисляют в местные бюджеты суммы, которые ведут к финансовому истощению. Однако нетрудно заранее спрогнозировать, что категорически против инициативы по предоставлению налоговых льгот выступит Минфин.

В различной степени готовности на украинских авиапредприятиях в настоящее время находятся 55 самолетов. По расчетам Минпромполитики, для возобновления полномасштабной производственной деятельности авиапрому требуется 1,6 млрд грн. Из них для пополнения оборотных средств Харьковского авиазавода необходимо 313 млн грн., «Авианта» - 150-200 млн грн. Это позволит завершить сборку 6 самолетов в Харькове и 3 – в Киеве и получить за них в общей сложности 212 млн долл. В таком случае в 2010 году предприятия смогли бы выйти на уровень 1,2-1,5 млрд грн производства товарной продукции. При этом на Харьковском авиазаводе собрали бы 10 самолетов, а на «Авианте» - 12 сборочных комплектов для третьих стран, включая Иран. Далее, в 2011 году, выпуск товарной продукции превысил бы 2,5 млрд грн при сборке не менее 12 самолетов АН-140, АН-148, АН-74. Остается только ответить на вопрос, где взять эти самые 1,6 млрд грн?

Правительство планирует выделить эти средства из стабфонда либо в виде льготных кредитов от банков, в рекапитализации которых будет участвовать бюджет. Вот только источников финансирования для участия в рекапитализации пока что не наблюдается. Что же касается стабфонда, то в настоящее время в нем находится 2,9 млрд грн. Фактически это переходящие остатки на Едином казначейском счету с предыдущего финансового года. Причем на 1 января эта сумма составляла 5,7 млрд грн. Учитывая, что правительство в качестве приоритетов по борьбе с кризисом поочередно называет поддержку то АПК, то дорожного строительства, то жилищного, то высокотехнологичных отраслей машиностроения – нельзя быть уверенным, что средства пойдут на самолетостроение. Следует также напомнить, что в начале февраля, выступая в парламенте, премьер обещала, что до конца марта в стабфонде будет 21 млрд грн. Однако чуда так и не случилось. И не факт, что оно произойдет в будущем.

Возможным выходом из замкнутого круга, по мнению директоров, могло бы стать акционирование госпредприятий, в настоящее время входящих в состав корпорации «Антонов». Это позволило бы привлечь в отрасль достаточно серьезные инвестиции из третьих стран, прежде всего Индии и Китая. Но процесс реорганизации тоже невозможно провести за три-четыре месяца. Поэтому авиапрому в обозримом будущем приходится рассчитывать лишь на собственные возможности. Их хватит на сборку в 2009 году четырех АН-148 на «Авианте» и на окончательную доводку АН-74ТК-300 для Ливии.

 
Материалы по теме


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.
06.12.16, Игорь Воронцов
Компании горно-металлургического комплекса в большинстве своем справились с очень серьезной проблемой, возникшей еще после первой волны глобального кризиса. Тогда на фоне обвала мировых цен они оказались один на один с высокой долговой нагрузкой. Теперь ее уровень резко снизился, но радоваться все равно нечему. Поскольку это означает отсутствие проектов развития, под которые есть смысл размещать новые облигационные займы или привлекать банковские кредиты. Металлурги и горняки потихоньку выпутываются из долгов, однако отрасль переходит в режим долгосрочной стагнации.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!