kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Авиапрому предложили вертикальный взлет

03.04.09
размер текста:

Национальный авиапром назначен очередным локомотивом по выводу Украины из кризиса. Образно говоря, не предоставив самолету необходимую полосу для разбега в виде финансовых условий, правительство требует от него немедленного взлета основных производственных показателей и, как результат, поступлений в бюджет.

В действительности Украина является одной из немногих стран, имеющих замкнутый производственный цикл в авиации, начиная от проектирования до сборки готовых самолетов. И это теоретически позволяет ей занять ключевые позиции на рынках «третьего мира». Но для этого необходимо выполнить целый ряд условий. Как отмечают руководители украинских авиапредприятий, сегодня успешная маркетинговая политика предполагает использование офсетной схемы. Это означает, что государство-заказчик для заключения контракта требует, чтобы часть деталей для самолетов была изготовлена на его заводах. Например, Индия ставит условие разместить заказ на выпуск 30% комплектующих на местных предприятиях. Точно также к этому подходят в Китае. Но для таких решений необходимы переговоры на государственном и межправительственном уровне, и пока в Украине они приняты разве что по сотрудничеству с Ираном.

Процесс идет далеко не теми темпами, которые сегодня диктует рынок. Достаточно сказать, что еще 3 февраля на межведомственном совещании в Кабмине премьер-министр Ю.Тимошенко поручила Минпромполитики определиться с направлениями международной кооперации в сфере самолетостроения. «Мы не можем оставаться одинокими в период такой жесткой конкуренции на мировых рынках. Мы должны найти стратегических партнеров для совместных согласованных действий», - заявила она. Следующее совещание по проблемам авиапрома состоялось уже 20 марта, и на нем премьер опять поставила тот же вопрос: решить, с кем же мы будем объединяться. Иными словами, за полтора прошедших месяца от ведомства так и не поступило конкретных предложений. Между тем у самих директоров авиапредприятий даже постановка такого вопроса вызывает удивление. Для них ответ очевиден: без кооперации с Российской Федерацией на украинском самолетостроении можно ставить жирный крест. Так уж сложилось исторически. Например, авиационные подшипники, без которых невозможно собрать украинский авиадвигатель, производят только в России.

Также в качестве препятствия для развития отрасли участники рынка называют отсутствие господдержки лизинга. В результате, самолет, находящийся в лизинге, может месяцами простаивать в аэропорту с незначительной поломкой - только потому, что у лизинговой компании нет средств на оплату ремонтных работ. А у самих авиапредприятий возможности для создания сервисных центров с качественной послепродажной поддержкой равны нулю. Поскольку сегодня финансовое положение Харьковского авиазавода и киевского «Авианта» таково, что задолженностью по зарплате в сумме около 40 и 17 млн грн. соответственно они рассчитались только после перечисления в марте средств из стабфонда госбюджета. Между тем общеизвестно, что при покупке автомобиля клиент, прежде всего, интересуется, как он впоследствии сможет ремонтировать автомобиль и во сколько ему это обойдется. Точно так же и с самолетами.

Еще одним аспектом госполитики в сфере авиации является отсутствие госзаказа. Например, уже не первый год Минобороны не может заказать для себя два самолета АН. Это вызывает определенное недоверие к продукции под маркой «Антонов» у потенциальных зарубежных партнеров. Они рассуждают следующим образом: если сами украинцы не покупают свои самолеты, то, видимо, что-то с этими самолетами не то… И их трудно упрекнуть в отсутствии логики. По словам министра промполитики Владимира Новицкого, в ближайшие четыре года госзаказ может составить 28 самолетов. Однако в нынешних условиях, когда бюджетных средств едва хватает на зарплаты, такие планы выглядят нереальными. Как и перспективы на законодательном уровне предоставить авиапредприятиям льготы по земельному налогу. В силу технологических особенностей они вынуждены использовать значительные площади, например, для проведения летных испытаний. И потому перечисляют в местные бюджеты суммы, которые ведут к финансовому истощению. Однако нетрудно заранее спрогнозировать, что категорически против инициативы по предоставлению налоговых льгот выступит Минфин.

В различной степени готовности на украинских авиапредприятиях в настоящее время находятся 55 самолетов. По расчетам Минпромполитики, для возобновления полномасштабной производственной деятельности авиапрому требуется 1,6 млрд грн. Из них для пополнения оборотных средств Харьковского авиазавода необходимо 313 млн грн., «Авианта» - 150-200 млн грн. Это позволит завершить сборку 6 самолетов в Харькове и 3 – в Киеве и получить за них в общей сложности 212 млн долл. В таком случае в 2010 году предприятия смогли бы выйти на уровень 1,2-1,5 млрд грн производства товарной продукции. При этом на Харьковском авиазаводе собрали бы 10 самолетов, а на «Авианте» - 12 сборочных комплектов для третьих стран, включая Иран. Далее, в 2011 году, выпуск товарной продукции превысил бы 2,5 млрд грн при сборке не менее 12 самолетов АН-140, АН-148, АН-74. Остается только ответить на вопрос, где взять эти самые 1,6 млрд грн?

Правительство планирует выделить эти средства из стабфонда либо в виде льготных кредитов от банков, в рекапитализации которых будет участвовать бюджет. Вот только источников финансирования для участия в рекапитализации пока что не наблюдается. Что же касается стабфонда, то в настоящее время в нем находится 2,9 млрд грн. Фактически это переходящие остатки на Едином казначейском счету с предыдущего финансового года. Причем на 1 января эта сумма составляла 5,7 млрд грн. Учитывая, что правительство в качестве приоритетов по борьбе с кризисом поочередно называет поддержку то АПК, то дорожного строительства, то жилищного, то высокотехнологичных отраслей машиностроения – нельзя быть уверенным, что средства пойдут на самолетостроение. Следует также напомнить, что в начале февраля, выступая в парламенте, премьер обещала, что до конца марта в стабфонде будет 21 млрд грн. Однако чуда так и не случилось. И не факт, что оно произойдет в будущем.

Возможным выходом из замкнутого круга, по мнению директоров, могло бы стать акционирование госпредприятий, в настоящее время входящих в состав корпорации «Антонов». Это позволило бы привлечь в отрасль достаточно серьезные инвестиции из третьих стран, прежде всего Индии и Китая. Но процесс реорганизации тоже невозможно провести за три-четыре месяца. Поэтому авиапрому в обозримом будущем приходится рассчитывать лишь на собственные возможности. Их хватит на сборку в 2009 году четырех АН-148 на «Авианте» и на окончательную доводку АН-74ТК-300 для Ливии.

 
Материалы по теме


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!