Ничего личного

Публікації

Перспектива избытка поставок железной руды совсем не беспокоит ее крупнейших производителей. Наоборот, они интенсифицируют свои новые проекты, в стремлении ускорить неизбежное падение цен, которое вытеснит со сцены менее эффективных конкурентов. Параллельно "большая тройка" начала борьбу между собой за новый передел рынка, и сейчас в этой сфере весомый бонус получила бразильская Vale.

Ваши ставки, господа!

В последнее время сталелитейный истеблишмент с интересом наблюдает, как крупнейшие компании железорудной отрасли ставят рекорды по наращиванию добывающих мощностей, хотя подъем китайской экономики затормозился резко и надолго. По усредненному прогнозу пула экономистов, опрошенных Bloomberg, в текущем году и в 2014 прирост ВВП в Китае будет составлять 7,5%, т. е. скорость роста окажется самой низкой за последние 23 года. При этом затормозится и потребление стали.

По прогнозу World Steel Association, спрос на сталь в Китае в 2014 году замедлит рост до 2,5%, по сравнению с 3,5% в 2013. Помимо макроэкономических факторов, эту тенденцию укрепляют и другие причины. Эксперты Reuters обнаружили, что металлоемкость китайской экономики уменьшается: в 2005 году потребление нерафинированной стали для генерирования 1 тыс. долл. ВВП составляло 155 кг, а в 2012 – 80 кг, т. е., почти вдвое меньше. Соответственно, сократилось и использование железной руды – до 120 кг от 236 кг в 2006 году. И понятно, что эта тенденция получит дальнейшее развитие, поскольку подъем замедляется, а правительство пытается перевести экономику от развития за счет инвестиций в инфраструктуру к росту за счет расширения потребительского рынка.

При подъеме экономики со скоростью 7,5% интенсивность потребления нерафинированной стали на 1 тыс. долл. ВВП уменьшится до 78,8 кг, а железной руды – до 118 кг. При этом, по прогнозу экономиста BNP Paribas Доминика Брайянта, к 2020 году китайский подъем может замедлиться до 5-6%. В этом случае, по подсчету экономистов Reuters, интенсивность потребления стали уменьшится до 76,8 кг, а руды – до 115,4 кг. При этом Д.Брайянт полагает, что если китайское правительство действительно сумеет перевести экономику на путь развития за счет потребительского рынка, в текущем десятилетии доля инвестиций в ВВП сократится с 45% до 30%. Соответственно, уменьшится и интенсивность потребления стали, которое, по мнению эксперта, в 2015 году прекратит расти, затем, вплоть до 2012, будет снижаться.

Наконец не исключено, что правительство более серьезно отнесется к вопросу закрытия заводов в чрезмерно раздутых отраслях. Сейчас избыток сталелитейных мощностей в Китае составляет, по официальным оценкам, 200 млн тонн. При этом повышение спроса замедлилось, рыночная конкуренция интенсифицировалась, экологические затраты растут, и недостаточно эффективным предприятиям становится все труднее бороться за выживание. Если же к этим факторам добавится действительно сильный нажим со стороны центральных властей, вполне возможно, что многолетние декларации чиновников воплотятся в реальность. В этом случае рекордные объемы производства стали останутся в прошлом.

Поэтому можно ожидать, что крупнейший в мире потребитель радикально снизит темпы увеличения импорта сталелитейного сырья, а единственная страна, сопоставимая с Китаем по численности населения – Индия – не станет подхватывать эстафету, поскольку владеет собственными богатыми ресурсами. Замены Китаю в сфере закупок нет и не будет, поэтому сейчас аналитики азартно оценивают размеры грядущего избытка поставок железной руды.

По мнению экспертов Goldman Sachs, в 2014 году избыток составит 82 млн тонн, поскольку морские поставки увеличатся на 9,7%, до 1,27 млрд тонн, а спрос вырастет только на 3,7%, до 1,19 млрд тонн. Аналитики Deutsche Bank предсказывают избыток в объеме 27 млн тонн, в Morgan Stanley называют еще более умеренную цифру – 8,8 млн тонн, а эксперты UBS прогнозируют 150,7 млн тонн. При этом Morgan Stanley утверждает, что 66% дополнительных поставок будущего года обеспечит Австралия. Кроме того, аналитики Goldman Sachs считают, что китайский импорт, на долю которого приходится 67% мировых закупок, увеличится на 4%, до 800 млн тонн, а рост глобального импорта замедлится до 2,5% (самая низкая скорость после 2008 года). Кстати, по прогнозу CISA, пик китайского импорта будет находиться в диапазоне 800-850 млн тонн. В этой ситуации не вызывает удивления усредненный прогноз 10 аналитиков, опрошенных Bloomberg: среднегодовая цена железной руды в 2014 снизится на 19% и составит 115 долл./тонн. А на 2015 год Goldman Sachs предсказывает цену 80 долл., и аналитики банка уверены, что рыночный дисбаланс сохранится до 2018. Некоторые же аналитики, в том числе – Йан Ропер из агентства CLSA в Шанхае, прогнозируют и 75 долл.

Бразильские маневры

По прогнозу экспертов BHP и Rio, спрос на сталь в Китае достигнет пика около 1 млрд тонн не ранее 2030 года. С другой стороны, на основе статистики Reuters по объемам выплавки, импорта и экспорта, в агентстве подсчитали, что уже в 2012 году потребление составило около 910 млн тонн. В этой ситуации вопрос о размере грядущего избытка поставок железной руды не имеет однозначного ответа. Еще одна трудность в составлении прогнозов связана с неопределенностью воздействия ценового фактора. Снижение цен может вынудить компании с высокой себестоимостью добычи остановить производство, но сколько руды будет при этом изъято с рынка – определить сложно.

По прогнозу Goldman Sachs, сокращение объемов добычи в прибрежных провинциях Китая составит за ближайшие два года около 15%. По данным австралийской компании Fortescue, себестоимость производства руды в Китае превышает 100 долл./тонн. У самой Fortescue она составляет около 60 долл., но, как отмечает Credit Suisse, интенсивная борьба за сокращение затрат может привести к их снижению до 30 долл. уже к 2015 году. При этом, по данным Goldman Sachs, у Rio в прошлом году все затраты составляли 34 долл., а статистика Bloomberg показывает, что железная руда составила 42% прошлогодних продаж компании. На том же уровне себестоимость руды и у BHP – у обеих компаний все затраты, с учетом доставки в Китай, составляют около 50 долл./тонн.

В Rio и BHP считают, что ценовый барьер, который не смогут преодолеть большинство китайских компаний и австралийские юниоры, которые начали реализацию своих проектов во времена бума, составляет 110 долл./тонн. С этим согласны и многие аналитики, хотя некоторые эксперты называют критической цену 100 долл. Именно поэтому в Credit Suisse считают, что избыток поставок, который неизбежно сопровождается падением цен, оставит на рынке весьма ограниченное число компаний. Понятно, что в этот узкий круг фаворитов входят Vale, Rio, BHP и четвертый производитель в мировой иерархии – Fortescue Metals Group, у которых есть серьезное преимущество по себестоимости перед конкурентами, такими как Anglo American, Cliffs Natural Resources и Ferrexpo. При этом горнорудные компании Австралии и Бразилии выигрывают еще и за счет ослабления национальных валют, что обеспечивает дополнительное сокращение затрат.

Поэтому, как ни парадоксально это звучит, эти четыре компании сейчас заинтересованы в падении цен, разумеется – в определенных пределах, которые просто дадут возможность вытеснить с рынка конкурентов. Фактически именно они и расширяют производство при нынешних неблагоприятных перспективах. Так, к середине 2014 года Fortescue собирается увеличить продажи до 155 млн тонн. В свою очередь Rio планирует нарастить добычу на 50 млн тонн, до 290 млн тонн уже в текущем году, а до конца 2014 года она собирается увеличить производство руды до 360 млн тонн. Правда, на всякий случай, Rio Tinto отложила на три года завершение проекта Simandou в Гвинее, поскольку выбрасывать на рынок дополнительные 95 млн тонн руды уже в 2015 году группа сочла чрезмерным. Проект BHP продвигается с опережением графика, и к декабрю компания планирует увеличить объемы производства до 220 млн тонн. Ну а Vale собирается инвестировать в проект расширения на месторождении Carajas 19,5 млрд долл. Уже в 2014 году поставки компания составят 350 млн тонн, на 40 млн тонн больше, чем в 2013.

Правда, до сих пор Vale, поставляющая высококачественную руду, при затратах на ее добычу на уровне Rio и BHP, проигрывала конкуренцию австралийским компаниям из-за большей дистанции транспортировки на китайский рынок. Однако теперь ситуация, скорее всего, изменится: китайское стальное лобби, похоже, победило лобби транспортное, и правительство собирается снять запрет на швартовку крупнотоннажных сухогрузов Valemax в китайских портах. Министерство транспорта наложило этот запрет в начале 2012 года, в первую очередь, чтобы поддержать национальных судовладельцев, которые опасались, что флотилия гигантских судов Vale изрядно сократит их рыночную долю в условиях кризиса. Правда, Министерство выдвинуло другую причину – угрозу безопасности и возможный экологический ущерб, связанные с заходом Valemax в порты, не рассчитанные на прием судов дедвейтом 400 тыс. тонн. Однако в последние годы китайские порты существенно модернизировали свою инфраструктуру, и сейчас их реальная мощность значительно превышает утвержденную. Поэтому Министерство транспорта собирается разрешить портам принимать суда, исходя из реальной мощности их инфраструктуры. Сейчас чиновники изучают этот проект, и предполагается, что положительное решение будет принято в ближайшие дни. Ожидается, что помимо портов Dalian и Lianyungang, принимать Valemax смогут Dongjiakou и Caofeidian, а также порты Zhanjiang и Ningbo Zhoushan, которые сейчас находятся на стадии строительства.

Разумеется, добиться такого прогресса было непросто. Официальный представитель Vale сообщил Reuters, что проблема даже стала предметом дискуссии на межправительственных переговорах. У концу текущего года флотилия Valemax увеличится до 35 судов, 19 из которых будет принадлежать непосредственно Vale, а владельцами остальных будут сторонние компании, которые заключат с Vale контракты на перевозку руды по фиксированным ценам. При использовании Valemax транспортные расходы Vale сократятся примерно на треть, что существенно уменьшит преимущество австралийских конкурентов.

Галина Резник

МинПром

Новини

10 Травня 2024

Європейські металурги побоюються виникнення дефіциту металобрухту

ArcelorMittal розпочала будівництво електродугової печі на іспанському заводі

Україна може повернутись до графіків погодинних відключень електроенергії

Уряд виділяє понад 7 млрд грн на відбудову енергосистеми

Інфляція у квітні уповільнилась до 0,2%

Шмигаль заявив про складну ситуацію в енергетиці і закликав до економії

Виручка від експорту чорних металів наблизилась до 1 млрд дол

Бразилія скорочує експорт чавуну

Морським коридором експортовано 45 млн тонн вантажів

Практика вирішення спорів щодо трансфертного ціноутворення відбувається у несприятливих обставинах – експерт

Україна збільшила імпорт електроенергії на третину, експорт скоротився у 13 разів

Японська J-Power планує здати на металобрухт декілька вугільних блоків ТЕС

У ЄС проведуть повторне розслідування щодо імпорту китайського прокату з полімерним покриттям

В уряді обговорюють можливість підвищення тарифів на електроенергію

Таксі у Вінниці: Зручне та надійне перевезення у місті

Енергетики продовжили обмеження постачання е/е для промисловості

ВСІ НОВИНИ ⇢