В Европу – за свой счет

Публікації

Прозвучавшее в начале октября заявление премьер-министра Николая Азарова о том, что адаптация Украины к техническим регламентам и нормативным требованиям Евросоюза обойдется нашей стране в 165 млрд евро в течение 10 лет, не то чтобы прошло совершенно незамеченным, но и не вызвало особой реакции. Так как эта несуразно огромная сумма, превышающая ВВП Украины, не была ни расшифрована, ни объяснена, большинство комментаторов, похоже, посчитали, что премьер зачем-то нагнетает страсти, с запозданием перейдя в лагерь "евроскептиков". Тем не менее, если Украина действительно намерена выполнить все требования, оговоренные в соглашении об ассоциации с ЕС, общие затраты на переход отечественной экономики на европейские стандарты и нормативы и в самом деле могут достигнуть суммы, названной премьером.

Европейская стандартизация

Вопрос о стандартах и технических регламентах может показаться неинтересным и скучным, но на самом деле их роль в современной экономике и международной торговле трудно переоценить. Стандарт, внедренный на национальном уровне, означает, что продукция, произведенная в соответствии с ним, отвечает определенным требованиям и обладает необходимыми потребительскими свойствами. Всем этим требованиям обязан соответствовать и любой товар, ввозимый в страну из-за рубежа, поэтому экспортироваться может только та продукция, которая удовлетворяет стандартам, принятым в стране-покупателе.

Создание единых правил и стандартов с момента основания Европейского союза считалось одним из важнейших элементов региональной интеграции. Цель этого процесса заключалась в том, чтобы любой товар, произведенный в какой-либо из стран ЕС, мог свободно продаваться на территории всего Союза без прохождения дополнительных процедур сертификации и проверки при пересечении границ.

Вначале в ЕС попробовали пойти по пути выработки единых стандартов, которые действовали бы в своем неизменном виде в каждой из стран-членов. Но так как решения на этот счет могли приниматься только консенсусом, данный процесс оказался невероятно сложным, медленным и забюрократизированным. К тому же стремление предусмотреть абсолютно все в рамках одного документа приводило к появлению таких перлов административного творчества, как стандарты, определяющие предельно допустимый уровень кривизны бананов и огурцов либо вместимость (с точностью до 0,1 л) сливных бачков для унитаза.

Поэтому в 1985 году в ЕС был принят так называемый Новый подход к технической гармонизации и стандартам, дополненный в 1989 году Глобальным подходом к техническим условиям, испытаниям и сертификации. Суть этих новшеств заключалась в том, что для каждого вида продукции определялись так называемые существенные требования, касающиеся прежде всего безопасности использования. Товары, соответствующие этим требованиям и изготовленные согласно национальным стандартам одной из стран ЕС, могли свободно продаваться на территории всего Евросоюза.

Одновременно все эти годы в ЕС продолжался процесс выработки единых стандартов на различные виды продукции либо технические процессы. После их принятия всеми членами ЕС такие стандарты и технические регламенты получали статус гармонизированных и обозначались индексом EN. В настоящее время в ЕС насчитывается несколько сотен EN-стандартов, регламентирующих самые разнообразные товарные группы и сферы деятельности – например, огнетушители, ламинат или автомобильный бензин, уровень безопасности детских игрушек, лифтов и наземного транспорта, методы тестирования цемента и размер зон безопасности для движущихся частей механического оборудования и т. д. и т. п.

В принципе во всех этих требованиях и стандартах нет ничего невозможного и даже сверхсложного. Те украинские компании, которые поставляют свою продукцию в страны ЕС, давно внедрили их в свою деятельность. Кроме того, в Украине с 1991 года ведется постепенная "европеизация" национальных стандартов. По данным Министерства экономического развития и торговли, по состоянию на начало 2013 года из около 27 тыс. украинских стандартов чуть более 7 тыс. или порядка 15% были гармонизированы с европейскими и международными, а в отношении еще около 400 велась работа по гармонизации.

Проблема заключается в том, что в соответствии со ст. 56 соглашения об ассоциации с Европейским союзом Украина берет на себя обязательство внедрить европейские стандарты EN в качестве национальных. В приложении III к соглашению указан перечень из 5 "горизонтальных" (общеэкономических) и 27 "вертикальных" (отраслевых) групп стандартов, которые Украина должна полностью перенять у европейцев и внедрить в течение 1-8 лет (наиболее распространены сроки 2-3 года). Это, в частности, положения об общей безопасности продукции, единицах измерения, ответственности за выпуск дефектной продукции, а также регламенты и стандарты, покрывающие такие товарные группы, как машины, оборудование, работающее под давлением (трубы, насосы, газовые баллоны), медицинские приборы, различные виды защитного оборудования, стройматериалы и т. д. Все действующие украинские стандарты, противоречащие европейским, включая ГОСТы, принятые до 1992 года, должны быть отменены.

Конечной целью этого процесса гармонизации указано заключение так называемых отраслевых соглашений об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции (ACAA). В соответствии с ними компания, прошедшая сертификацию в Украине, получит возможность свободных поставок своей продукции в ЕС без необходимости получения отдельного свидетельства о соответствии евростандартам.

На первый взгляд, в этом нет решительно ничего плохого. Как раз наоборот: постулируется, что товары, произведенные в Украине, будут обладать высоким европейским качеством, а отечественные компании получат открытый доступ на европейский рынок. Кроме того, соглашение предусматривает имплементацию в Украине европейского экологического законодательства, а это означает, что наши воздух и вода станут более чистыми, а выбросы парниковых газов электростанциями и меткомбинатами должны будут сократиться.

Однако остается открытым вопрос о цене всех этих перемен – именно тот, что поднял, но так и не начал развивать премьер-министр Н.Азаров.

Приложения к евроинтеграции

За каждым отдельным стандартом и техрегламентом стоит огромный труд многих людей, определявших требования, которым должен отвечать данный продукт, формализовали их, соотносили с технической базой и применяемыми технологиями. Все это закреплено в разнообразной технической документации, внутризаводских документах и подзаконных нормативных актах. Поэтому изменение стандарта, а тем более отмена старого и переход на новый представляет собой весьма сложный, длительный и, увы, дорогостоящий процесс, затрагивающий все звенья производственной цепочки.

А если все эти перемены нужно осуществить в широких масштабах и в сжатые сроки, как предписано в соглашении об ассоциации с ЕС, сложность задачи резко возрастает. Причем одна из наиболее серьезных проблем заключается в отсутствии в Украине достаточного количества квалифицированных специалистов, способных выполнить эту "перестандартизацию".

Насколько сложным и дорогим может оказаться переход на евростандарты, можно проиллюстрировать на нескольких достаточно простых и известных примерах. Так, в частности, в 2007 году в Украине был принят план внедрения новых европейских стандартов на автомобильный бензин и дизельное топливо (Евро-4 и 5) с параллельным отказом от прежнего стандарта, соответствующего европейским Евро-2, -3. Предполагалось, что уже с начала 2010 года отечественные НПЗ начнут выпускать горючее по новым стандартам, а старые через год будут полностью отменены. Однако срок действия старых стандартов неоднократно продлевали – в последний раз до ноября 2013 года, а Министерство энергетики и угольной промышленности предлагает в очередной раз перенести дату окончательной отмены Евро-3 на конец 2015 года.

Как выяснилось, из 7 действовавших в Украине нефтеперерабатывающих заводов (включая Шебелинский ГПЗ), только 3 смогли внедрить новые стандарты. Из четырех остальных предприятий Шебелинский ГПЗ был вынужден прекратить выпуск автомобильного горючего и сократить уровень загрузки мощностей до минимально возможного. Три вообще закрылись, вместо того чтобы пройти модернизацию стоимостью в несколько сотен миллионов долларов и освоить выпуск современной продукции, которая могла бы быть конкурентоспособной не только на украинском, но и на европейском рынке.

При более широком и, главное, ускоренном процессе перехода на евростандарты подобную эволюцию могут пережить и другие отрасли украинской экономики. Одни предприятия смогут перейти на более высокий уровень, но другие, которые сейчас дают работу людям и платят налоги, просто закроются. И эта опасность вполне реальна, ведь техническая "европеизация" непосредственно коснется компаний, выпускающих, скажем, насосы, железнодорожное оборудование, стройматериалы. А чего только будет стоить внедрение евростандартов в строительстве, на которое дан срок до 2020 года?!

Второй потенциально проблемной сферой может оказаться экология. Академик Валерий Геец в конце сентября приблизительно оценил затраты на переход к европейским экологическим стандартам в 50-100 млрд. грн Требования к охране окружающей среды в ЕС намного жестче, чем у нас. Но это означает, что практически всем промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, а также ЖКХ в течение нескольких лет придется полностью обновить свои очистные сооружения, установить новые фильтры для очистки дымовых газов и т. д. В последние годы подобные проекты постепенно реализуют украинские меткомбинаты и электростанции. Стоимость оснащения современными очистными системами одного энергоблока или доменной печи составляет сотни миллионов гривен. А одних только немодернизированных угольных энергоблоков в Украине более 60…

В качестве третьего примера можно привести железные дороги. Вопреки некоторым популярным страшилкам, соглашение об ассоциации не требует от Украины перешива всей железнодорожной сети на европейскую узкую колею. Однако в течение 8 лет Украине надо будет внедрить Директиву 2008/57/ЕС, устанавливающую существенные (то есть обязательные для исполнения) требования эксплуатационной совместимости (интероперабельности) железнодорожной сети. В нее входит более 20 требований, предъявляемых к качеству пути, различным узлам и деталям железнодорожной инфраструктуры и железнодорожного транспорта, управлению информационными потоками и т. д.

Выполнение этой Директивы фактически равнозначно радикальной модернизации всей железнодорожной сети Украины и замене большей части ее устаревшего вагонного и локомотивного парка. В 2012 году затраты на обновление подвижного состава оценивались руководством "Укрзализныци" в 113 млрд грн. до 2020 года, а стоимость модернизации 22 тыс. км железнодорожных путей может составить порядка 250-300 млрд грн.

Сумма прописью

Если собрать все подобные суммы по отраслям и сложить, у нас действительно может получиться что-то типа 1,8 трлн грн. или 165 млрд евро, названных Н.Азаровым. При этом Евросоюз после подписания соглашения об ассоциации готов предоставить нам щедрую техническую помощь на сумму 45 млн евро, что покрывает чуть меньше 0,04% от прогнозируемого уровня затрат. Очевидно, о финансировании остальных 99,96% украинское государство и украинские компании должны будут позаботиться сами.

В таких условиях вполне вероятно, что евроинтеграция станет для отечественного бизнеса стимулом не к тому, чтобы срочно модернизировать свои предприятия с надеждой на получение доступа к еврорынку, а к тому, чтобы поскорее закрыть их и перенести свою деятельность в более благоприятные и менее затратные сферы.

Правда, здесь возникает резонный вопрос: как же страны Центральной и Восточной Европы смогли не только безболезненно пережить переход на евростандарты, аналогичный тому, что предлагается Украине, а и вместо спада и развала национальной промышленности получить экономический подъем? Уж не нагнетают ли страсти украинские "евроскептики"?

Объясняю. Во-первых, в странах Восточной Европы переходный процесс начался еще в середине 1990, когда они были официально названы кандидатами в члены ЕС, и занял гораздо больше времени, чем предусмотрено в соглашении об ассоциации для Украины. Во-вторых, им была предоставлена от Евросоюза более весомая экономическая помощь. Например, Польша получила несколько сотен миллионов евро и списание части государственного долга. Украине ничего подобного не предлагается.

Наконец, в-третьих, европейская интеграция действительно привела к демонтажу большей части промышленности и существенной части сельского хозяйства в странах Восточной Европы. Этот процесс прошел относительно безболезненно в странах Центральной Европы и, отчасти, в Румынии по той причине, что одновременно западноевропейские компании в массовом порядке переносили в этот регион свои производственные мощности. Именно иностранные инвесторы в основном и выполнили модернизацию центральноевропейских предприятий либо построили там новые вместо закрытых.

А вот, например, Болгария и страны Балтии, ликвидировав большую часть своей прежней промышленности, не вписывавшейся в европейские стандарты, так и не получили практически ничего равнозначного взамен. Та же участь грозит и Украине. Во всяком случае, процесс деиндустриализации Западной Европы завершен, и рассчитывать на приток инвестиций в создание новых предприятий Украине никак не приходится.

Единственным выходом из положения в нашем случае может быть теперь только невыполнение большей части требований, указанных в соглашении, или растягивание переходного периода на более разумные сроки – порядка 10-15-20 лет. Впрочем, вполне вероятно, что украинские власти, готовясь к подписанию соглашения, и не собираются его всерьез выполнять – во всяком случае, если это обойдется стране слишком дорого.

Теперь последний вопрос: почему же эти проблемы всплыли только сейчас, когда текст соглашения парафирован обеими сторонами и не подлежит коррекции, до подписания осталось всего полтора месяца и что-либо предпринимать поздно? Возможно, частично ответ заключается в "квалификации" украинских переговорщиков, подготовивших это соглашение. Кстати, по большей части, это те же люди, что несколько лет назад так же "блестяще" организовали вступление Украины в ВТО.

Не исключено, что основная задача соглашения об ассоциации заключается лишь в том, чтобы окончательно разъединить украинскую и российскую экономики, сделав невозможной их воссоединение в какой бы то ни было форме. Эту задачу ассоциация Украины с ЕС, безусловно, выполняет, а попадет ли наша страна в европейскую сферу влияния, как говорится, тушкой или чучелом, – вопрос второстепенный и ни на что не влияет.

Виктор Тарнавский

МинПром

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢