kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Судостроение: держать курс

07.04.09
размер текста:

Несмотря на кризис, судостроители Украины продолжают работать по долгосрочным планам и контрактам. Правда, производятся в основном не готовые суда, а «судокомплекты» (корпуса).

Структура подотрасли

Сегодня в число основных судостроительных заводов страны входят Херсонский судостроительный (ХСЗ), Черноморский СЗ (ЧСЗ; подчиняется ХСЗ), «Залив» (Керчь), Wadan Yards Okean (быв. Damen Shipyards), ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» (оба – Николаев), Севастопольский морской завод. Ключевым производителем речных судов была столичная «Ленинская Кузница» - однако в последние годы, по словам экспертов, она пришла в упадок.

ХСЗ контролируется холдингом «Смарт», «Залив» - группой «Финансы и кредит», Wadan Yards – инвесткомпанией FLC West Holding (Россия), Севморзавод – группой «Энергетический стандарт» (Константин Григоришин). Последняя, как считается, контролирует монополиста речных перевозок – компанию «Укрречфлот». И уже в начале 2009 г. пыталась получить право санации еще одного производителя – ОАО «Феодосийская судостроительная компания «Море».

Отметим, что в этом году «Смарт-холдинг» начал реорганизацию своего бизнеса. Первым создан субхолдинг нерудных материалов «Смарт-Нерудпром». А следующей, по словам генерального директора управляющей компании Алексея Пертина, будет доформирована кораблестроительная субгруппа. В которую войдут ХСЗ и ЧСЗ.

Холдинг Wadan Yards сформированный в июле 2008 г., кроме «Океана», включает также 2 верфи в Германии (города Висмар и Варнемюнде).

Нельзя не сказать и о «наших за границей» - заводе Stocznia Gdansk S.A., 76% которого сравнительно недавно и не без труда купил Индустриальный союз Донбасса. Кстати, последний в начале нынешнего года все же договорился с польским правительством о предоставлении для верфи чрезвычайных госсубсидий в размере 150 млн злотых (50 млн долл.). Цель – погашение старых долгов, в т.ч. накопленных еще до приобретения. Cубсидии также будут направлены на реструктуризацию завода согласно требованиям Евросоюза. Заявленный 3-летний инвестплан предполагает вложение в предприятие в общей сложности 700 млн злотых. В Министерстве промышленной политики Украины нам говорят, что речь де-факто идет о строительстве новой современной верфи. Плановый ежегодный уровень производства (по освоении инвестиций) – 10-12 судов. Также намечено выпускать различные металлоконструкции, спрос на которые достаточно высок даже в кризисной Европе.

Параметры рынка

Несложно догадаться, что общая ситуация оставляет желать лучшего – спрос резко упал, нередки отказы и от уже заключенных контрактов. Или, как вариант, - замораживание заказа. Притом отечественные судостроители в основном выпускают не готовые суда, а корпуса, которые «доводятся» за рубежом. Внутреннее оборудование составляет приблизительно 50% от общей суммы себестоимости изделия, и специалисты напоминают, что украинские предприятия почти не изготовляют корабельной «начинки». Собственно, это и есть одна из причин того, что внутренние производители ориентированы на производство корпусов. Премьер-министр Юлия Тимошенко в начале года на фоне своей поездки по судостроительным компаниям страны даже заявила о необходимости пересмотра высоких пошлин на ввоз комплектующих для судов. На которые (на пошлины) кораблестроители постоянно жаловались еще до кризиса.

Так или иначе, сегодня мировой портфель заказов на рынке составляет примерно 500 млрд долл. – но проблема в том, что 300 млрд долл. из этого объема пока что не обеспечено финансированием. А это может означать, что по выполнении ранее сделанных заказов загрузка производства резко упадет. Да, сырье (в т.ч. металл), энергоносители и другие ресурсы производства несколько подешевели. Но и потребители ждут дальнейшего снижения цен, а то и попросту настаивают на нем.
Сузившийся рынок обостряет конкуренцию в геометрической прогрессии – как это ныне происходит и на большинстве остальных рынков. Небезынтересно, что особенно сильно упал сегмент кораблей-контейнеровозов.

На «Заливе» сетуют на конкуренцию со стороны ХСЗ, «Океана» и восточноевропейских кораблестроителей. А гендиректор ХСЗ Василий Федин самой жесткой называет политику конкурентов из Юго-Восточной Азии. По его информации, 90% глобального судостроения сконцентрировано в Японии, Китае и Южной Корее, и местные производители определяют весь международный рынок.

Говорят об агрессивной конкуренции со стороны верфей КНР и на ЧСЗ. Хотя главная проблема сейчас, по оценкам руководителей завода, - не конкуренты, а заказчики. Платежеспособность которых сильно упала. И в такой ситуации причастность к крупной промышленной группе считается большим плюсом.
В целом в портфеле ХСЗ, ЧСЗ и «Залива» доминируют заказы европейских и оффшорных покупателей, а вот «Океан» (Wadan Yards) во многом работает и на Украину. Хотя аналитики обращают внимание, что покупка компании российским инвестором связана с дефицитом профильных мощностей в РФ (по танкерам, газовозам).

На будущее

Впрочем, основные отраслевые игроки не отказываются от планов развития. Например, и ХСЗ, и «Залив» собираются в будущем «дорасти» до производства полнокомплектных судов (в то же время «Океан» в последнее время перестал делать таковые). Тем более что после такого кризиса ожидается не менее мощный подъем (другой вопрос, когда).

Кроме того, «Залив» намерен со временем выйти в сегмент крупнотоннажных судов для внутреннего потребителя, в т.ч. для перевозки грузов насыпью и навалом (балкеров). Первое судно этой серии грузоподъемностью 175 тыс. тонн может быть спущено на воду уже в 2011 году.

В целом отечественное судостроение работает нормально – по крайней мере, пока. Так, в Херсонской обл. около 2/3 вакансий – это вакансии корабельных заводов. Тот же «Залив» сейчас работает по 10 контрактам и заполнен заказами до середины следующего года. У ХСЗ – примерно такое же «расписание» и более 20 заказов. А владельцы «Океана» недовольны использованием большого дока под неполнокомплектные суда. И прорабатывают вопрос загрузки (по выполнении действующих договоров) или сухогрузами и балкерами, или танкерами дедвейтом 60 тонн и выше. Сложная ситуация на ЧСЗ.

Интересно, что группа Wadan Yards в конце февраля получила от правительства Германии кредит на 180 млн евро. Ситуация с кредитами сейчас известна – а тут транш получен еще и в ЕС. И Wadan – пока что единственный собственник немецких верфей, получивший государственный целевой кредит. Притом уже не первый раз: в январе-2009 холдинг получил в порядке предфинансирования еще 1 кредит – на 60 млн евро от правительства земли Мекленбург – Передняя Померания. На территории которой находятся мощности группы. В то же время о банкротстве заявили уже 3 немецкие верфи, сообщает председатель совета директоров Wadan Yards Андрей Бурлаков.

Поможет ли судостроителям государство? В 2008 г. Президент Виктор Ющенко высказался за завершение приватизации отрасли, а уже в текущем году – наоборот, за возрождение ее господдержки. И Минпромполитики уже заявило, что до конца 2009 г. разработает государственную целевую программу развития судостроения (на период до 2015 г.). Но есть и другие формы содействия – скажем, в феврале делегация Кабмина договорилась с норвежскими инвесторами о совместных проектах в украинском судостроении. Эти и другие благоприятные факторы позволяют утверждать, что данный сектор машиностроения Украины может пережить кризис относительно спокойно.


 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!