kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Украина в преддверии национализации: что заберет государство?

08.04.09
размер текста:

Конкретным проявлением финансово-экономического кризиса в Украине стало банкротство множества крупных компаний как финансового, так и реального секторов экономики. Еще большее количество находится в преддверии своего банкротства. Активы некоторых из них перейдут в руки других инвесторов, однако часть предприятий может оказаться попросту не востребованной. Закономерно, что в этих условиях государство будет принимать радикальные меры, национализируя или докапитализируя наиболее важные объекты. Этот процесс уже стартовал в банковской системе и в ближайшем будущем распространится на другие сферы экономики.

Финансово-экономический кризис застал Украину врасплох. На волне ажиотажного спроса на внутренних и внешних рынках, многие отечественные компании, начали проводить неоправданно рискованную политику. При минимальных инвестициях в качественное развитие бизнеса они привлекали колоссальные кредиты для экстенсивного расширения производственных мощностей. Такая тенденция была характерна для большинства отраслей экономики, начиная от химии и металлургии, заканчивая ритейлом, автомобилестроением и банками.

Однако кризис значительно сузил спрос на товары и услуги отечественной экономики, поэтому дополнительные мощности оказались невостребованными. Кредиты же, которые были привлечены для их строительства, приходится возвращать, причем в резко подорожавшей валюте. В сложившихся условиях многие компании вынуждены признавать свою неплатежеспособность и обращаться за помощью к государству.

Максимально «хитрыми» в этой ситуации оказались строительные компании (точнее девелоперские). Им удалось «выбить» не только ряд важных льгот, но и прямое финансирование достройки жилых домов. Таким образом, получив значительную поддержку от правительства, они сохранили за собой контроль над бизнесом, который во многом пострадал именно от просчетов акционеров и руководителей этих компаний.

Аналогичную схему использовали и некоторые металлурги. Полученные ими льготы в первую очередь направлены на увеличение ликвидности предприятий ГМК. Эти средства, очевидно, в большей мере будут направлены на погашение долгов, чем на модернизацию производства. Еще одним инструментом косвенной господдержки металлургов являются крупные инфраструктурные проекты. В частности, правительство финансирует строительство нового стадиона и модернизацию аэропорта в Львове. Подрядчиками данных проектов без конкурса были признаны компании одной из крупнейших металлургических ФПГ – «Индустриального союза Донбасса» Виталия Гайдука и Сергея Таруты.

Между тем, далеко не все отрасли украинской экономики имеют столь сильное лобби в правительстве, поэтому многие предприятия не могут рассчитывать на прямую государственную поддержку без риска потери контроля над компанией.

Разрыв в активах и пассивах вынуждает их соглашаться и на такие условия. Первыми кандидатами на национализацию являются отечественные банки, у которых этот процесс будет крайне сложным: им придется погашать кредиты и возвращать депозиты, притом, что прибыль от активов будет минимальной. Инструмент рефинансирования, с помощью которого НБУ в последние полгода удавалось поддерживать относительную стабильность в банковской сфере, уже не дает желаемого эффекта. Это объясняется тем, что рефинансирование используется только для преодоления временных разрывов между активами и пассивами банков, обусловленных, к примеру, несовпадением сроков поступлений от активов и выплат по обязательствам. При этом подразумевается, что ресурсы банка покрывают его обязательства. В ситуации же когда эти ресурсы отсутствуют, проблему банков необходимо решать за счет докапитализации. Однако финансово-экономический кризис подкосил не только банки, но и их акционеров, поэтому большинство не готовы вливать дополнительную ликвидность в свои учреждения.

Не удивительно, что в таких условиях между банками развязалась настоящая конкурентная война за право быть национализированным. В подавляющем большинстве случаев, они в добровольном порядке принимают решение о передаче контроля в руки государства. В частности, внеочередное общее собрание акционеров банка «Финансы и кредит» приняло решение о передаче государству и инвесторам 50% +1 акции банка. По словам председателя правления банка «Финансы и кредит» Владимира Хлывнюка, вопрос вхождения государства в капитал банка является важным для его успешной работы и реализации намеченных планов. И это несмотря на то обстоятельство, что еще менее года назад владелец группы «Финансы и кредит» Константин Жеваго считался одним из самых успешных и перспективных отечественных олигархов.

Всего же на «государственные» 44 миллиарда гривен, которые правительство может в этом году потратить на скупку и докапитализацию банков, сегодня претендуют 6 учреждений: «Финансы и Кредит», «Укрпромбанк», «Надра», «Родовид», «Укргазбанк» и «Имэксбанк». При этом только «Надра» и «Укрпромбанк» просят у государства 12 млрд. грн.
Между тем, банковское лобби в Украине также достаточно влиятельно, поэтому процедура национализации для них более чем приемлема. Предполагается, что государство будет временным собственником, нынешние акционеры после стабилизации ситуации «должны» будут выкупить не менее 51% акций банка. Очевидно, что такой формат национализации очень похож на скрытую государственную поддержку частных банков, в результате которой государство не получит даже процентов за пользование его ресурсами.

Среди небанковской сферы уже также числятся крупные компании, желающие перейти под контроль государства. Еще в октябре прошлого года, такой вариант событий для ММК им. Ильича не исключал его бессменный руководитель Владимир Бойко. Гендиректор комбината сетовал на то, что предприятие работает себе в убыток, поэтому он готов рассматривать вариант национализации. Большинство экспертов склонны полагать, что вероятность перехода ММК им. Ильича под контроль государства достаточно высока. Предприятие не успело провести модернизацию, вследствие чего себестоимость его продукции выше, нежели у конкурентов. Стоит также отметить, что «Ильич-сталь» не имеет собственных источников качественного ЖРС и кокса, и она, в отличие от других ФПГ, не обладает аккумулированными финансовыми ресурсами или ликвидными активами в других отраслях национальной экономики. Очевидно, что работать в убыток ММК им. Ильича долго не сможет.

Аналогичные проблемы испытывает и корпорация «Индустриальный союз Донбасса». При этом ситуацию усугубляет значительная долговая нагрузка предприятий ФПГ. В нынешнем году она должна погасить около 5 млрд грн. кредитов. Больше всего долгов сконцентрировано на Алчевском (2,8 млрд грн.) и Днепровском (1,04 млрд грн.) меткомбинатах.
В случае дальнейшего ухудшения ситуации на рынках металлопродукции, названным компаниям придется обращаться за помощью к все тому же государству. При этом речь, скорее всего, будет идти не о полной национализации, а об участии государства в докапитализации посредством выкупа эмитированных акций. К слову, возможность участия государства в акционерном капитале частных компаний сейчас активно обсуждается в правительстве.

Как констатируют эксперты, национализация является нормальной практикой даже для рыночных стран. Многие из них активно прибегают к данным инструментам в условиях нынешнего кризиса. Финансовый кризис уже дал импульс волны национализации, которая прокатилась по США и Европе. Так, еще в сентябре прошлого года правительство США приняло решение о переходе в госсобственность крупнейших ипотечных агентств Fannie Mae и Freddie Mac.

Кроме того, американское правительство вошло в состав акционеров девяти системообразующих банков страны: Bank of America, J.P Morgan, Citigroup, Wells Fargo, Goldman Sachs, Morgan Stanley, Bank of New York, Mellon и State Street. В Великобритании были национализированы второй по величине британский банк Royal Bank of Scotland, а в HBOS и Lloyds TSB государственная доля составила 43,5%. Кроме того, подверглись национализации бельгийско-голландская финансовая группа Fortis, исландский банк Landsbanki и др.

На данный момент большинство национализированных компаний приходится на финансовый сектор. Между тем, как показывает практика, после разворачивания полноценного экономического кризиса, страны ЕС и США возьмутся также и за национализацию реального сектора экономики. Очевидно, что такой участи не избежать и некоторым западным автопроизводителям.

Национализация увеличивает капитализацию неплатежеспособных предприятий, поэтому в условиях кризиса она является достаточно эффективным инструментом стабилизации отдельных отраслей экономики. Однако в Украине наряду с добровольной, в последнее время, поднимается вопрос о принудительной национализации неэффективно работающих предприятий. В частности, в начале марта премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что такие меры могут быть приняты к тем предприятиям, которые будут задерживать зарплату сотрудникам.

Первым в списке кандидатов на принудительную национализацию по таким критериям стоит Херсонский машиностроительный завод. После печально известных событий на данном предприятии глава правительства пригрозила внести на рассмотрение парламента специальный закон о возращении ХМЗ государству. Правда, спустя месяц никаких законопроектов ни относительно национализации ХМЗ, ни каких-либо других предприятий в Верховной Раде зарегистрировано не было. Среди других промышленных предприятий принудительному возврату в госсобственность может подвергнуться Запорожский алюминиевый комбинат, входящий в ОК «Русал». Конфликт с правительством длится еще с 2005 года, когда это предприятие уже было реприватизировано решением суда.

Между тем, принудительная приватизация хоть и является необходимой мерой в крайних случаях, в украинских условиях представляет серьезную опасность. В стране отсутствует законодательная база для национализации кризисных предприятий, и не определены четкие критерии и границы применения столь радикальной меры. Как показывает практика в основе движущих сил национализации в Украине лежит намерение перераспределить собственность, а не улучшить ситуацию на конкретном предприятии.

В итоге очень часто, случается так, что государство забирает эффективно работающие активы, тогда как полуразрушенные предприятия остаются в собственности безответственных акционеров. В данном контексте возникает множество рисков, и национализация, к которой, скорее всего, придется прибегнуть правительству, может закончиться хаосом и очередным попиранием прав частной собственности в Украине.

 


Комментарии
комментариев: 1
23:44 | 11.09.2009
Grajdanin
Украину заберут как всегда Граждане ,президент , рада.

И надеюсь будут служить народу (всем гражданам).

И да прибудет с Вами Свобода !

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!