Задний ход

Публікації

Оптимизм ресурсных компаний в отношении китайского спроса, похоже, оказался неоправданным. Хотя китайские сталелитейные заводы пока продолжают закупать импортную железную руду практически в прежних объемах, недавние решения китайских лидеров явно указывают на начало радикальных экономических реформ. В результате грядущих перемен к борьбе с перепроизводством будут подключены рыночные силы, которые действительно могут привести к остановке нерентабельных предприятий. Да и в целом рост азиатского спроса будет заметно отставать от увеличения добычи, связанного с реализацией анонсированных проектов. Поэтому "большая четверка" срочно пересматривает свои приоритеты – вместо расширений на первый план выходит экономия затрат.

Поднебесные планы

Весь уходящий год рынок железной руды кипел от слухов о событиях в Китае. Хотя планы торможения перегретой экономики и проведения структурных реформ декларировались еще несколько лет назад, бывшее правительство так и не сделало никаких шагов в этом направлении. Поэтому заявления новых властей о новой экономической политике и о решительных мерах, направленных на сокращение перепроизводства в ключевых отраслях, сначала не воспринимались всерьез. Крупнейшие производители руды анонсировали грандиозные инвестиции в расширение добычи, хотя если планы Пекина действительно будут реализованы, осуществление этих проектов чревато огромным избытком поставок. И даже тот факт, что рост китайского ВВП действительно замедлился до 7,5%, не смущал топ-менеджеров "большой четверки".

Недоверие международных гигантов к декларациям китайских лидеров было обусловлено главным образом пониманием, что правительство не может допустить существенного роста безработицы, неизбежного при выводе с рынка избыточных мощностей. Именно по этой причине до сих пор любые закрытия сталелитейных заводов в Китае сопровождаются строительством и пуском новых, современных и более мощных предприятий. В результате объемы выплавки стали продолжают расти, несмотря на низкие цены, обусловленные явным избытком поставок. Это обуславливает убытки производителей, часто функционирующих за порогом рентабельности, но не сказывается на объемах выплавки металла. При этом спрос на импортное сырье остается стабильным.

Однако сейчас ситуация, похоже, начинает меняться. В ноябре КПК обнародовала перечень реформ, направленных на освобождение рынка от чрезмерного администрирования и устранение центрального правительства от решения микроэкономических задач. Как сообщили источники Reuters, этот документ расчистит путь к долгожданной реструктуризации правительственных департаментов в марте будущего года, что может привести к созданию новых "суперминистерств" энергетики и экологии. В результате будет ограничена роль всесильной NDRC.

Сейчас Национальная комиссия по развитию и реформам занимается регулированием практически всех сфер – от сокращения эмиссии парниковых газов до определения цен на электроэнергию. Ее грубые интервенции в экономику и мощное сопротивление реформам уже давно вызывает серьезное недовольство у прогрессивных политиков. Тем не менее до сих пор явных попыток ограничить власть NDRC не наблюдалось. Но, наконец, свершилось: 10 декабря Госсовет объявил об освобождении ряда министерств от 82 властных функций, в том числе NDRC и министерства экологии.

В частности, NDRC больше не будет отвечать за выдачу лицензий на добычу угля, министерство транспорта утратит функцию утверждения проектов реконструкции портов, а министерство торговли – право определять компании, которым разрешается экспортировать вольфрам и сурьму. Кроме того, уменьшится степень влияния NDRC на утверждение новых промышленных проектов. Вместо этого деятельность Комиссии будет ориентирована на совершенствование правил и регулирования. Кроме того, китайские лидеры пообещали упростить гигантский бюрократический механизм и устранить перекрытия в администрировании – и то, и другое создает серьезные препятствия на пути реформ.

Наконец, руководство КНР обещает переосмыслить способы борьбы с перепроизводством, поскольку административное вмешательство в таких секторах, как сталь и алюминий, защищает предприятия от воздействия рыночных сил. Реализация этих планов действительно может навести некоторый порядок в сталелитейной промышленности – в первую очередь, в составляющем ее основу сегменте государственных предприятий.

В отличие от прежних деклараций китайских политиков, сейчас их заявления станут, похоже, руководством к действию. Причем об этом говорят не только аналитики. Важно, что горнорудные компании, у которых источники информации наверняка самые надежные, начинают интенсивно корректировать свои инвестиционные программы. Разумеется, они учитывают при этом и перспективы спроса в других регионах, но главным потребителем сталелитейного сырья остается все же именно Китай. А развитие событий в этой стране уже не стимулирует к реализации особо крупных проектов расширения. По прогнозу Fitch Ratings, в ближайшие годы рост производства стали в Китае замедлится, и его скорость весьма нескоро вернется к уровню 2013. Соответственно, уменьшится и спрос на сталелитейное сырье. При таких перспективах острая зависимость железорудных компаний от объемов китайского потребления чревата серьезной опасностью – малейшая ошибка в оценке необходимого увеличения поставок может привести к стабилизации цен на низком уровне.

Суровая неопределенность

Точная оценка будущих объемов производства стали в Китае – задача непростая. Эксперты Moody's Investors Service считают, что из-за перепроизводства и низкого спроса на сталь прибыли большинства азиатских производителей в 2014 году останутся на исторически низком уровне. Соответственно, агентство дает негативный прогноз по рейтингам сталелитейных компаний региона. В своем аналитическом обзоре Moody's предсказывает, что спрос на сталь в наступающем году увеличится всего на 2-3%, поскольку китайское правительство поставило целью умеренный рост ВВП и переориентацию экономики с инфраструктурных инвестиций на внутреннее потребление.

С другой стороны, решимость правительства в отношении вывода с рынка избытка мощностей сдвигает прогноз по рейтингам крупных компаний в положительном направлении. Тем не менее остается неопределенность по поводу сроков и масштабов сокращения. Дело в том, что большинство заводов было построено в течение последних десяти лет, они используют современные технологии и достаточно эффективны. При этом власти небольших городов остро заинтересованы в деятельности своих предприятий, поскольку на них держится местная экономика, и именно они обеспечивают занятость основной части местного населения. Однако рыночные силы действительно могут стать драйвером консолидации, а укрупненные производители будут заинтересованы в регулировании объемов выпуска в соответствии с уровнем потребления. Кроме того, эксперты Fitch отметили в своем аналитическом обзоре, что низкая прибыльность предприятий серьезно ослабила их финансовое положение, и этот фактор оказался самым эффективным средством против увеличения мощностей.

Еще одна проблема горнорудных гигантов связана с интересом, который китайские компании проявляют к инвестициям в зарубежные железорудные проекты: это приведет к дополнительному обострению конкуренции. В условиях пониженных спроса и цен, которые аналитики предсказывают на ближайшие несколько лет (например, по прогнозу Goldman Sachs, от 129 долл./тонн в текущем году средняя цена уменьшится до 108 долл./тонн в 2014 и до 80 долл./тонн – в 2015), этот фактор будет играть достаточно важную роль.

Ко всему этому следует добавить и еще один важный фактор: акционеры больше заинтересованы в сегодняшних доходах, чем в долгосрочных перспективах, поэтому весьма неодобрительно относятся к масштабным инвестиционным планам. Они оказывают мощное давление на менеджмент в этом направлении, и руководство компаний часто вынуждено идти навстречу их пожеланиям.

В условиях неопределенности по поводу будущего спроса руководители австралийских компаний предпочли пойти навстречу акционерам и начали жесткую коррекцию инвестиционных программ. В начале декабря Rio Tinto сообщила, что собирается ежегодно сокращать капитальные расходы на 20% в течение двух лет, поскольку намерена сократить задолженность (сейчас – 22 млрд долл.) и увеличить доходы акционеров. Компания объявила также, что с опережением достигла цели, поставленной на 2013 год, – сокращение затрат на 2 млрд долл. Реальное сокращение составило 2,6 млрд. В отношении же капитальных расходов Rio планирует уменьшить их от немногим менее 14 млрд долл. в текущем году до 11 млрд в наступающем и до 8 млрд – в 2015.

При этом Rio не отказывается от планов увеличения добычи на 20%, до более 350 млн тонн, но эта программа будет реализована только к 2017 году – на два года позднее, чем предполагалось раньше, зато затраты на нее окажутся на 3 млрд долл. меньше. Ну, а принятие инвестиционного решения по новому проекту на месторождении Silvergrass, который даст возможность увеличить мощности до 360 млн тонн, будет принято не ранее третьего квартала 2014 года. В отношении же другого нового рудника, Koodaideri, который увеличит совокупную добычу Rio еще на 30 млн тонн, компания примет решение в 2016 году.

Руководитель группы Сэм Уолш сообщил на семинаре для инвесторов в Сиднее, что потребление стали в Китае возобновит уверенный рост. По его словам, из ноябрьских решений Третьей пленарной сессии Госсовета следует, что правительство использует прагматичный подход к осуществлению реформ, а это указывает на постепенный характер будущих перемен, как и предсказывали аналитики Rio. Такой сценарий снижает вероятность внезапного спада. С другой стороны, Уолш высказал определенные сомнения по поводу перспектив глобальной экономики, несмотря на слабые, но отчетливые признаки ее восстановления.

В свою очередь BHP сообщила о планах сокращения капитальных затрат в 2014 году на 32%, до 15 млрд долл., от 22 млрд., израсходованных в 2013. В компании подсчитали, что увеличение добычи железной руды в Пилбаре может обойтись ей дешевле, чем Rio Tinto, которая обычно реализует свои программы расширения с меньшими затратами, чем BHP. Гендиректор группы Эндрю Макензи сообщил, что увеличение добычи на 50 млн тонн, до 270 млн тонн, можно осуществить при затратах 100 долл./тонн мощности, тогда как расходы Rio Tinto составят немногим более 120 долл./тонн.

Таким образом, производители руды, прогнозируя стабильное повышение китайского спроса, предпочитают отложить появление на рынке новых поставок. С одной стороны, годовой прирост объемов производства стали в Китае составил в 2013 около 10%, а, с другой – торможение действительно не за горами. Поэтому, по прогнозу аналитиков City, в 2014 году на рынке появится около 71 млн тонн избыточных поставок. Однако история свидетельствует, что олигопольные поставщики способны уловить правильный момент для сокращения объемов экспорта. Так что, скорее всего, рыночный баланс сместится не слишком существенно.

Галина Резник

МинПром

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢