kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Мания величия: российский бизнес объединяется в мегахолдингы

15.04.09
размер текста:

Экономический кризис в России стал толчком для дальнейшей концентрации капитала. Инициатива объединения компаний в «мегахолдинги» официально идет снизу, однако главным заинтересованным субъектом этого процесса является государство. Очевидно, что опыт нефтегазовой отрасли, где правительство ведет прямой диалог с ограниченным числом крупных корпораций, а не множеством рыночных субъектов, оказался достаточно успешным, поэтому данная практика может быть распространена на ГМК и химическую промышленность.

В последнее десятилетие в России прослеживается четкая ориентация на укрупнение и концентрацию капитала в рамках ограниченного количества финансово-промышленных групп, активным участником которых выступает государство. Создание подобных структур в стратегически важных отраслях экономики, очевидно, продиктовано особенностью складывающейся в РФ модели экономики. Идеальный экономический строй для современной России, с точки зрения ее элиты, заключается в создании некой трехуровневой модели экономики.

Согласно этой концепции, центральным звеном в стратегических отраслях хозяйственного комплекса страны должны выступать мегакорпорации, контролирующие важные и/или самые рентабельные активы. Структура акционеров данных субъектов характеризуется присутствием как государственного, так и частного капитала, в то же время, вне зависимости от пропорции различных форм собственности, решающий голос в принятии решений их стратегического развития закреплен за государством. Каждая такая квазигосударственная мегакорпорация в своей отрасли должна иметь более важный вес, чем остальные субъекты. Расширяться же до такого масштаба они, по всей видимости, будут за счет имущества неугодных олигархов. Более того, эти макроструктуры будут выполнять некие регулирующие функции, задающие тенденции в отрасли.

Второй уровень – это субъекты хозяйственной деятельности средней величины, которые должны пребывать в руках лояльных российских олигархов и играть роль неких «рабочих лошадок» в экономике.

И третий уровень – мелкие предприятия, полностью перешедшие в частные руки, что призвано создать иллюзию рыночной экономики в России.
На данный момент такой механизм апробируется во многих отраслях экономики, в частности ВПК, нефтяной и газовой промышленности. Ведущую роль в данных отраслях экономики играют «Рособоронэкспорт», «Роснефть» и «Газпром». Пожалуй, классическим можно считать пример газовой промышленности, где наиболее важные объекты (транспортная система, привлекательные газовые месторождения) находятся в подчинении у государственного «Газпрома», менее значимые – у лояльных олигархов, ну а совсем мелкие – во власти частного бизнеса, причем, независимо от его политической ориентации.

Такая экономическая модель превратила Россию в крупнейшего игрока газового рынка, а также усилила ее геополитическое влияние. Очевидно, что именно успех в данной сфере, стал толчком для распространения подобной практики на остальные отрасли экономики.

В 2005-2007 гг. указанная модель была внедрена в транспортной и авиастроительной отраслях, а также в сфере производства спецсплавов. Единственная важная сфера российской экономики, где присутствие государства все еще незначительно, - это горно-металлургический комплекс. Однако уже в ближайшем будущем и этот сектор экономики может превратиться в конгломерат 3-4 полугосударственных мегахолдингов.

В начале текущего года, после долгого периода согласований позиций «Норникель», «Металлоинвест» и «Русал» направили на одобрение в правительство план создания объединенной мегакорпорации. В ходе обсуждения формата будущей компании высказывались предложения о присоединения к ней также «Мечела», «Уралкалия», «Evraz Group» и «ВСМПО-ависмы». При этом государство в лице «Ростехнологий» должно получить 25% акций новой структуры, а частные акционеры от 4% до 11% акций.

Среди претендентов на поглощение данным мегахолдингом много бизнесменов, которые не разделяют убеждения в том, что такая структура будет эффективной. Интересно, что о возможности интегрирования своих активов в будущее объединение, собственники некоторых предприятий узнали только из прессы.

Позиции противников создания «мегахолдинга» пока что сильны, поскольку эту идею саботирует основной владелец ОК «Русал» Олег Дерипаска. Несмотря на публичную декларацию о готовности войти в такое объединение, он продолжает сопротивляться попыткам втянуть его бизнес в холдинг. Вариант участия в нем олигарх рассматривает как крайнюю меру на случай, если его компания не сможет расплатиться с долгами. Напомним, что общая задолженность «Русала» составляет 16,8 млрд долл. Долги перед российскими кредиторами равны примерно 2,1 млрд долл., перед группой «Онэксим» Михаила Прохорова – 2,8 млрд долл. (из них 2 млрд долл. уже реструктуризировано), а перед ВЭБом – 4,5 млрд долл.

Именно долги перед государством являются для О.Дерипаски самыми проблемными. Правительство заняло выжидательную позицию, и не очень охотно идет на их реструктуризацию, что может свидетельствовать о заинтересованности в национализации горнорудного бизнеса российского олигарха, после признания его неплатежеспособности.

Формально же правительство РФ не говорит о планах национализации промышленных активов, подчеркивая готовность оказать помощь отечественному бизнесу. В то же время, российские власти очень лояльно относятся к созданию мегахолдингов экономики. В частности о том, что власти РФ в принципе поддерживают концентрацию капитала, заявил первый вице-премьер Российской Федерации Игорь Шувалов. Он допустил, что крупные российские предприятия металлургии и по выпуску химудобрений могут объединиться в мегахолдинги. «Мы поддерживаем ответственные подходы, чтобы создавались новые бизнес-единицы, которые способны были бы конкурировать в мире», - сказал чиновник. Такие попытки объединения, по его словам, связаны с тем, что предприятия пытались найти новую стоимость, которая должна появиться в результате возможного объединения и которая позволит реструктуризировать кредиторскую задолженность компании. «И если эти процессы приводят к тому, что появляется более сильное предприятие, способное рассчитаться по долгам, способное производить высококачественную продукцию, генерировать доходы для обеспечения технологического перевооружения, то такое слияние мы поддерживаем», - отметил первый вице-премьер.

При этом, как отметил правительственный чиновник, если такая компания и будет создана в металлургии или в сфере производства химудобрений, то в созданном концерне не будет ни одного главного акционера. «Это будут корпорации, построенные по совершенно другим правилам, где руководит собрание акционеров, наблюдательный совет, менеджмент компании», - сказал И.Шувалов. Первый вице-премьер также добавил, что в настоящее время подобные возможности объединения серьезно обсуждаются с акционерами компаний.

Между тем, практика создания разнопрофильных мегаконгломератов с участием государства, является весьма неоднозначной. Как показывает опыт, они эффективно выполняют политические задачи (как-то скупить крупнейшие объекты в соседних странах), однако демонстрируют очень низкую экономическую эффективность. Правда, обладая политической поддержкой Кремля, завоевывать локальные рынки часто можно и без конкурентных преимуществ в продукции.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!