kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Украинские металлурги теряют позиции

30.09.08
размер текста:

Как и прогнозировали многие аналитики, летняя жара внесла свои коррективы в ценовую конъюнктуру глобального рынка металлопродукции. В это время года спрос на основных рынках металла традиционно падает. Объясняется такая тенденция как климатическими факторами (жаркая погода существенно снижает спрос на металлопродукцию в странах Ближнего Востока и Африки, особенно со стороны строительных организаций), так и общим снижением деловой активности из-за летних отпусков.

Понижающие тенденции начали наблюдаться еще в июле. Первой подешевела арматура и фасонный прокат, дальше спад активности отразился на листе. К началу осени мировые рынки демонстрировали падение практически по всем видам металлопродукции. На некоторые виды металлопродукции цены упали на 40-45%. К началу лета предсказать подобное падение не брался ни один эксперт.

Но, в отличие от предыдущих лет, в текущем году и сентябрь не принес на мировой рынок черных металлов никаких позитивных изменений. Цены на стальную продукцию продолжили свое падение, причем, затронутыми этим процессом оказались даже США и Западная Европа, где в августе снижение цен было минимальным, а многие производители всерьез надеялись на рост цен в четвертом квартале.

Поэтому, на сегодняшний день уже можно утверждать, что основная причина падения ценовой конъюнктуры кроется далеко не в сезонности потребления металлопродукции. Этому способствовал целый ряд факторов, главный из которых – стагнация мировой экономики как следствие глобального финансового кризиса. Падение спроса в США и ЕС, вызванное ухудшением макроэкономической ситуации, оказывает понижающие давление на цены. Кроме того, растущие объемы экспорта стали из Китая, еще более усиливают эффект снижения.

Если на счет факторов, вызвавших данный кризис, мнения отраслевых аналитиков в большинстве своем сходятся, то относительно его последствий мнения разделились.

Часть аналитиков склоны считать, что падение цен на металлопродукцию близко к своему завершению. Основные предпосылки к этому: ожидаемая активизация строительного рынка на Ближнем Востоке в связи с завершением Рамадана (1 октября), а также постепенный рост деловой активности Китая после завершения Олимпиады 2008.

Однако отдельные эксперты настроены не столь оптимистически. По их прогнозам ценовой максимум пройден, и в следующем году продолжится снижение цен на сталь. Причиной ухудшения конъюнктуры, по их мнению, является все тот же «китайский фактор». Со второго квартала этого года КНР резко нарастила ежемесячные поставки стали на экспорт — 2,5 до 5,5 миллионов тонн, что свидетельствует о ее огромных резервах мощности, которые позволяют влиять на ценообразование на мировом рынке.

Металлурги Поднебесной продолжают наращивать производство достаточно качественной стали темпами, значительно превышающими рост ее внутреннего потребления, поэтому значительная часть металла будет отправлена на экспорт. Попытки китайского правительства сдержать своих экспортеров путем введения экспортных пошлин не возымели особого успеха. В итоге указанная ситуация может привести к тому, что цены на сталь на мировом рынке неизбежно пойдут вниз.

Даже если развитие событий не будет столь драматичным, нестабильность на рынке металлопродукции сохраниться, как минимум, до конца года. Однако существует и некоторая вероятность, что цены останутся на текущих уровнях, а при определенных условиях даже вырастут. Далее ситуация будет зависеть от множества факторов. Среди них: активность мировой экономики в целом, а также уровень цен на сырьевые и энергетические ресурсы в новом году. Также очень многое в ценообразовании будет зависеть от динамики китайского экспорта металлопродукции.

Как и ожидалось, спад на мировом рынке металлопродукции быстро отразился на украинских производителях стали, которые друг за другом начали заявлять о стремительном падении спроса на их продукцию. Здесь особо следует отметить тот факт, что все та же китайская металлургия в августе текущего года впервые смогла снизить себестоимость основных видов своей продукции ниже уровня украинских предприятий, что нивелировало основное конкурентное преимущество отечественных производителей.

Кроме того, правительственная политика, направленная на снижение темпов инфляции, обернулась в середине лета рядом негативных для металлургов тенденций. Ограничение денежной массы в обращении и ревальвация гривны спровоцировало в Украине ипотечный кризис, который, в свою очередь, привел к рецессии строительства и, как следствие, снижению внутреннего потребления металла. Бурно развивающая в последние годы строительная отрасль потребляла до 20% от общего количества потребленного в Украине металла. Но за 9 месяцев 2008 общие объемы строительства в Украине существенно снизились, большое число новых проектов было заморожено еще на начальных стадиях.

Неинтегрированные с меткомбинатами металлотрейдеры, особенно мелкие и средние, также оказались в достаточно сложных условиях. Не имея финансовой поддержки со стороны металлургов и доступа к недорогим кредитам финансовых учреждений многие компании, существенно снизили объемы закупок металлургической продукции у производителей.

Снижение спроса на внутреннем рынке обычно в некоторой степени компенсировалось за счет роста экспорта, когда внешняя конъюнктура была благоприятной. Однако по мере снижения спроса на мировом рынке, украинским металлургам стало просто некуда реализовывать избыток произведенного металла. Поэтому с середины июня отечественные металлопроизводители были вынуждены снижать цены на свою продукцию. Подобные ценовые маневры можно рассматривать, как защиту внутреннего рынка сбыта от экспансии зарубежных поставщиков.

Однако указанная превентивная мера существенно не повлияла на внутренний рынок. Спрос продолжил падение. Руководители многих предприятий, в том числе ММК им. Ильича, заявили даже о возможной остановке производства на неопределенный период. Они уверяют, что текущая рентабельность вертикально неинтегрированных метпредприятий упала до 3-5 %, а некоторые вообще балансируют на грани убыточности. Кроме того, быстрыми темпами растут нереализованные складские запасы, что ведет к дополнительным издержкам.

Однако кризис затронул не только металлургические предприятия, не обеспеченные собственными источниками сырья, но и существенно повлиял на отечественных гигантов. За три летних месяца владельцы пяти крупнейших ГМК-компаний Украины потеряли почти 55 млрд. грн. на ПФТС.

Конечно, снижение цен на металл не единственная причина столь катастрофического падения биржевой стоимости украинских предприятий. Существенное влияние также оказали нестабильная политическая ситуация в Украине и мировой финансовый кризис. Однако ключевой проблемой является именно неуверенность инвесторов в дальнейшем росте метпредприятий, в первую очередь, из-за нестабильности цен на их продукцию.

Еще одним важным фактором, настораживающим инвесторов, является усиливающийся в Украине дефицит необходимых для коксохимического производства марок коксующихся углей. Ранее эта проблема решалась путем импорта российского угля, но сегодня, в связи с бурным ростом металлургии РФ, образовавшийся дефицит коксующихся углей может быть покрыт только импортом из заокеанских континентов, где они в избытке – Австралии и Америки.

Столь бурная реакция отечественных металлургов на нестабильность рынка — признак серьезнейших проблем в стратегической для экономики Украины отрасли. Главная проблема заключается в отсутствии запаса прочности на большинстве металлургических предприятий. Вследствие значительного роста затрат на сырье, энергоресурсы, оборудование и железнодорожные перевозки себестоимость производства стали в нашей стране существенно возросла, тем самым лишив украинских металлургов последнего конкурентного преимущества — низких цен. А это значит, что отдельные украинские производители окажутся на грани банкротства в условиях длительной рецессии на рынке.

Сложившаяся ситуация - результат развития отечественной металлургии за последние семнадцать лет. Интенсивная эксплуатация унаследованных от СССР производственных мощностей и инфраструктуры при минимальных затратах на модернизацию и инновацию, привели к тому, что украинская металлургия стала одной из наиболее ресурсоемких и самой энергоемкой в мире. Мы слишком долго использовали доставшуюся в наследство инфраструктуру в базовой отрасли экономики, не обновляя и не модернизируя ее. Россия, которая также является наследницей металлургической империи СССР, в последнее время активно инвестировала в сталелитейный сектор экономики. Она снизила долю мартенов в производстве с 25% в 2002-м до 10% к концу прошлого года, а до конца 2010-го россияне намерены полностью отказаться от мартеновского способа производства стали. Доля стали, выплавляемой энергоемким мартеновским способом, в Украине составляет 39%.

Поэтому не удивительно, что российские и китайские производители, уже вытеснившие украинскую сталь с рынка Юго-Восточной Азии, продолжат завоевывать наши традиционные рынки сбыта теперь уже на Ближнем Востоке.

Но все же, нынешнее падение спроса и цен для украинского металлургического рынка лишь с натяжкой можно назвать полномасштабным кризисом. Скорее всего – это тревожный звонок, который показал, насколько неготовой к новым глобальным вызовам является наша ключевая отрасль. Из-за высокой себестоимости производства, отдельные металлургические предприятия оказались не в силах минимизировать последствия падения рыночной конъюнктуры.

Есть надежда, что в среднесрочной перспективе ситуация все же измениться к лучшему. Для сохранения относительно высоких цен на металлопродукцию есть и фундаментальные причины: объемы свободных мощностей на мировых сталелитейных предприятиях все еще не в состоянии удовлетворить текущую потребность в металле, а возможности их наращивания ограничены. Спрос на рынке стали вновь повысится, как только прекратится действие краткосрочных неблагополучных факторов. Мировой рынок стали может продолжить свой рост, стимулировать который должны такие бурно развивающиеся страны как Китай, Индия, Иран, Бразилия, Мексика, Россия, Украина, а также государства Ближнего Востока и Африки.

Тем временем, из-за высокой энергоемкости производства и низкой производительности труда, себестоимость украинской стали по-прежнему будет расти опережающими темпами. Как следствие, возможные глобальные отраслевые кризисы в будущем будут оказывать еще более сильное негативное влияние на отечественную металлургию. Иными словами, Украине грозит полномасштабный технологический дефолт в случае, если отечественные металлургические компании не успеют в кратчайшие сроки реализовать свои инвестиционные программы комплексной модернизации.

Необходимо в ближайшее время сформулировать и реализовать эффективную промышленную политику государства, направленную на комплексное решение ключевых проблем металлургической отрасли и связанных отраслей, в том числе инфраструктурных. Без партнерства государства и бизнеса радикальное обновление сталелитейного сектора невозможно. Нужно ликвидировать «узкие места» в инфраструктуре (в первую очередь, транспортной), а также предоставить льготные условия для проведения модернизации предприятий горно-металлургического комплекса. В частности, речь идет об освобождении от уплаты ввозной пошлины на оборудование и комплектующие для модернизации предприятий горно-металлургической промышленности.

Подобные инициативы, оформленные законодательно, будут стимулировать металлургов активнее инвестировать в реконструкцию и модернизацию производственных мощностей. Если же этого не произойдет, то мы можем потерять ключевую отрасль украинской экономики.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!