Украина поедет на китайском?

Публікації

Минэнергоугля анонсировало договоренность с китайской PetroChina International Corporation Limited о создании в Украине нового нефтеперерабатывающего предприятия. Это подразумевает строительство полностью нового предприятия (в Одесской области) или как вариант реконструкцию существующего Херсонского НПЗ. По словам министра энергетики и угольной промышленности Эдуарда Ставицкого, дальнейших договоренностей по данному вопросу планируется достигнуть в І полугодии 2014 года. Проект оценивается в 1,5-2 млрд долл.

Важные детали

Эксперты отмечают, что PetroChina – одна из крупнейших нефтяных корпораций планеты, входящая в мировой Топ-10, и ее приход в страну вполне мог бы быть позитивом. Тем более что отечественная нефтеперерабатывающая отрасль по-прежнему в кризисе. В прошедшем году переработка сырья снова упала, в этот раз на 26,1%, до 3,4 млн тонн (в 2012 это было минус 50,8%). Работают только Кременчугский НПЗ и недавно запущенный Одесский, а также Шебелинский газоперерабатывающий завод, которые загружены украинским сырьем, импорт же прекращен в начале 2012 года. Простаивает 4 предприятия – Дрогобычский, Надворненский, Лисичанский и Херсонский НПЗ. Совокупная мощность национальных производителей составляет 34 млн тонн, и даже частичное возобновление их работы могло бы ослабить рыночные позиции импорта, уже достигшие 70%.

Совладелец контролирующей Херсонский НПЗ группы "Континиум", народный депутат Игорь Еремеев в комментарии МинПрому допускает, что реконструкция может включать строительство установки гидрокрекинга (каталитический крекинг в присутствии водорода) и современные западные технологии управления, тогда как базовые металлоконструкции и стройматериалы могут быть закуплены внутри страны. Нынешние собственники не подтверждают возможность продажи актива, да и реконструировать его намерены самостоятельно. По их оценкам, проект займет 3-3,5 лет. При этом в варианте "Континиума" ежегодная мощность предприятия достигнет 4,5 млн тонн при полной производительности до 8,6 млн тонн, глубина переработки составит 95%, а специализацией станет дизельное (около 2 млн тонн в год) и авиационное топливо. И.Еремеев уточняет, что это должен быть не просто НПЗ, а нефтехимический комбинат: "Такой профиль позволит оперативнее и полнее реагировать на запросы потребителей, заняв на внутреннем рынке около 20%. В подобном случае вдобавок к светлым нефтепродуктам может выпускаться химпродукция: пропилен, этилен, полистиролы и др.".

Интересно, что в "Континиуме" сомневаются в возможности профинансировать проект собственными силами (своих средств хватит на 30%). Гендиректор одного из акционеров ХНПЗ – компании WOG – Сергей Корецкий в качестве одного из вариантов ранее предлагал продать долю WOG в заводе и полученные деньги направить на реконструкцию. Среди возможных инвесторов называется Дмитрий Фирташ, с которым ведутся переговоры по этому вопросу.

При этом для производственных потребностей явно будет импортироваться сырая нефть. Данная задача может быть упрощена после отмены пошлин на экспорт энергоносителей в рамках СНГ, которая возможна весной в качестве дополнения к зоне свободной торговли содружества. А, значит, предприятие способно стать вторым в Украине, которое возобновит ввоз нефти после Одесского НПЗ, который намерен сделать это в І квартале 2014 года. Впрочем, Э.Ставицкий говорит, что для переработки может поставляться нефть, добываемая на отечественном шельфе (она может появиться через 3-4 года при реализации соответствующих инвестпроектов).

В поддержку отрасли

Напомним, ХНПЗ простаивает с 2005 года, когда предыдущий собственник, компания "Альянс" (РФ), остановила завод на реконструкцию, а затем так и не запустила его, ссылаясь на низкую рентабельность. "Континиум" получил контроль над предприятием в 2007 году и с тех пор неоднократно заявлял о планах реконструкции.

Аналитики сообщают, что примерно за 1 млрд долл. может быть не только реконструирован старый, но и построен новый НПЗ, поэтому не стоит забывать и об одесском варианте. А вот насчет сроков есть сомнения. Так, директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн полагает, что на реконструкцию нужно не менее 5 лет. Что касается сбыта, то у "Континиума" есть разветвленная розничная сеть в лице WOG, но специалисты напоминают об ограниченности национального спроса на дизтопливо. По данным С.Куюна, он составляет около 5 млн тонн и вряд ли сможет поглотить дополнительные 2 млн тонн. Тем самым возникает заинтересованность в экспорте, это будет касаться и китайской версии проекта. На это эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук замечает: на черноморском и средиземноморском рынках нефтепродуктов сложился профицит, поэтому экспортные перспективы нового НПЗ остаются туманными. "У тех же Болгарии и Румынии довольно мощная нефтепереработка, способная предложить продукцию по европейским стандартам и по низким ценам. Намного интереснее было бы продавать дополнительные ГСМ на украинском рынке, но при условии, что Кабмин сможет прикрыть его от демпинга Беларуси и РФ", – сказал он.

Действительно, экономисты солидарны в том, что действенная реанимация нефтеперерабатывающей отрасли возможна только в том случае, если производители смогут предложить рынку конкурентоспособное топливо, в том числе по евростандартам. "Одна из важных задач – повысить глубину переработки нефти с нынешних 76% до 95%, что даст возможность увеличить выпуск светлых нефтепродуктов с 63% до 80% и приблизить качество наших ГСМ к нормам европейских стандартов Евро-4 и Евро-5. Чтобы прийти к этому, отрасли нужна господдержка с использованием государственно-частного партнерства, включая распространение этих механизмов на управляющие компании нефтеперерабатывающих заводов для достижения баланса их взаимных финансовых обязательств с государством. Это должно включать стимулы в виде налоговых льгот и ускоренной амортизации основных фондов предприятий, и в то же время финансовую ответственность их собственников за невыполнение обязательств. Наряду с этим поддержка может быть выражена в форме госгарантий, что позволит получать кредиты по низким ставкам, и облегчит привлечение инвестиций. Наконец, на период проведения реконструкции (но не более чем на два года) НПЗ можно освободить от налога на землю. Параллельно нужно диверсифицировать источники снабжения нефтяным сырьем: самыми перспективными поставщиками могут быть Азербайджан, Казахстан, страны Ближнего Востока, Венесуэла", – считает глава подкомитета по вопросам нефтепромышленности и нефтепродуктообеспечения комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Игорь Васюник.

Введение даже части перечисленных преференций способно дать немалый импульс возрождению отрасли. Это может коснуться и нового совместного проекта с КНР, который способен стать первой успешной комплексной реконструкцией нефтеперерабатывающего завода в независимой Украине, заключают аналитики.

Максим Полевой

МинПром

Новини

24 Грудня 2023

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

ВСІ НОВИНИ ⇢