kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Евро-2012: только футбол

22.04.09
размер текста:

Евро-2012 не сможет открыть Украину для Евросоюза. Уже сегодня можно говорить о несбыточности этих планов. И дело не только в мировом кризисе. Конечно, он помешал притоку иностранных инвестиций, необходимых для подготовки к главному спортивному событию в Европе. Сегодня вполне очевидно, что первые прогнозы будущих дивидендов Украины как принимающей стороны делались в состоянии эйфории, мешающей объективному анализу.

Планов громадье

Протянуть железнодорожную колею по евростандарту (с более узким межрельсовым расстоянием) от западной границы до Киева,… пустить по украинским железным дорогам французские скоростные поезда, способные перевозить пассажиров со средней скоростью 200 км/ч.,… построить кольцевую автостраду вокруг Киева, включая мост протяженностью свыше 1 км,… построить метро в Донецке… - вот неполный перечень масштабных инвестпроектов, анонсированных властями в 2008 г. И это уже не говоря о строительстве новых пассажирских терминалов во всех принимающих аэропортах, призванном как минимум удвоить их пропускную способность. А также о капремонте автодорог с приведением их к европейским требованиям по качеству и обустройством прилегающей инфраструктуры.

Однако время, отпущенное на привлечение инвестиций и кредитов под эти проекты, было потрачено на выяснение, кто и как будет распределять выделяемые бюджетные средства. Напомним, что всего на подготовку к Евро-2012 госпрограммой предусмотрено освоить 27,5 млрд грн из государственного и 22,9 млрд грн из местных бюджетов, а также привлечь 20 млрд долл. частных инвестиций. Например, жаркими и затяжными получились дебаты про взлетно-посадочные полосы аэропортов: должны ли они остаться в госсобственности либо их следует приватизировать. Также с большим опозданием (из-за политических торгов) парламент принял ключевые законы, без которых было невозможно хотя бы начать разговор с потенциальными инвесторами. Это законы «О государственно-частном партнерстве» и «О порядке принудительного изъятия земельных участков для общественных потребностей». Тоже самое относится и к принятым изменениям в закон «О концессии», предусматривающим новый подход государства к взаимоотношениям с концессионером – компенсацию его затрат из бюджета в течение длительного периода времени. Все это было проголосовано лишь в первом квартале текущего года – когда в условиях кризиса и снижения инвестиционной активности Украине осталось рассчитывать только на кредиты Всемирного банка, Европейского инвестиционного банка и ЕБРР. Между тем отечественные компании не могут претендовать на участие в проектах, финансируемых за счет этих учреждений. Поскольку одним из главных критериев отбора является наличие соответствующего международного опыта. Так, реконструкцию первой очереди автотрассы «Чоп-Киев», финансируемую ЕБРР, было доверено выполнять македонской компании «Гранит-АЧМ» и турецкой «Онур».

Украинским предприятиям пришлось довольствоваться скромной ролью субподрядчика. Очевидно, что при реализации второй и третьей очереди проекта ничего радикально не поменяется. Ведь кто платит, тот, как известно, и заказывает музыку. А у ВБ, ЕБРР и ЕИБ есть собственные правила проведения тендеров, которых они неукоснительно придерживаются. Причем трасса Киев-Чоп является, пожалуй, единственным проектом, который будет реально завершен до начала Евро-2012. Учитывая, что возможности самого государства как инвестора невелики. Так, в 2009 г. предусмотрено выделить 500 млн грн на строительство и реконструкцию объездных автомобильных дорог вокруг городов, связанных с подготовкой и проведением в Украине Евро-2012 г. По подсчетам Укравтодора, данных средств хватит на капремонт примерно 50 км автодорог либо на строительство 11 км новой трассы. Это означает, что транспортным инфраструктурным проектам под Евро-2012 не суждено стать локомотивом по выводу национальной экономики из кризиса – вопреки ранее звучавшим обещаниям. Что же касается подготовки спортивных сооружений, то она, очевидно, будет завершена в срок. Но капитальная реконструкция стадионов в Харькове, Донецке, Днепропетровске и Киеве, при всей своей значимости, все-таки не тянет на роль вышеупомянутого локомотива. Не тот масштаб.

Анализируя динамику работ, которая имеется в аэропортах, также можно сделать вывод, что взлетно-посадочные полосы за счет бюджетных средств удастся отремонтировать. Сейчас такие работы ближе всего к завершению в Донецке и «Жулянах» и средства на них выделяются даже из резервного фонда Кабинета министров. Однако о новых терминалах не стоит вспоминать. В лучшем случае существующие аэровокзалы удастся «подмарафетить» перед самым приездом гостей - с помощью «косметического» ремонта. Как говорится, дешево и сердито.

А где туризм?

Но, пожалуй, наиболее сложная ситуация в туристической отрасли. Между тем именно от нее ожидалась наибольшая отдача. Условно говоря, существуют два сценария проведения чемпионата. Первый заключается в том, что болельщики прилетают (приезжают) непосредственно в день проведения футбольного матча и сразу же после его окончания уезжают. Второй вариант – когда болельщики приезжают на целый месяц, в течение которого проходят игры чемпионата. В свободные дни они проводят время на экскурсиях. В первом случае один приезжающий оставляет в Украине 500-600 евро в день, во втором случае – 100 евро в день. Но для этого необходимо, чтобы город либо область не только обладали значительным историко-культурным и природно-климатическим потенциалом, а и содержали этот потенциал в том виде, когда его не стыдно продемонстрировать. Плюс развитая туристическая инфраструктура. А она подразумевает как «мелочи» в виде табличек с названиями улиц на нескольких языках, так и более серьезные вещи в виде условий размещения.

Изначально планировалось, что под проведение Евро-2012 в Украине должно быть построено 143 новых отеля, из них 54 пятизвездочных, 67 четырехзвездочных и 22 трехзвездочных. В том числе в Киеве, согласно генплану, уже до конца 2009 г. должно действовать 24 пятизвездочных отеля, 40 четырехзвездочных, 23 трехзвездочных. Кроме того, предполагалось реконструировать (с повышением категории) 136 действующих отелей. Сейчас Гостуркурортслужба признала риск невыполнения по 31 объекту отельной инфраструктуры. Тем не менее, есть все основания полагать, что эта цифра окажется во много больше. Например, в Днепропетровске к Евро-2012 планировалось возведение 22 новых отелей, однако де-факто строятся лишь 4. Приблизительно в таком же соотношении ситуация и в остальных городах, мэры которых не скрывают, что самая серьезная проблема связана с пятизвездочными отелями – наиболее дорогими в обслуживании. Точнее, с их дальнейшим использованием. «Закончится чемпионат, а что дальше? Кто будет пользоваться услугами отеля?» - рассуждают инвесторы. Понятно, что в течение месяца они не смогут окупить понесенные многомиллионные затраты. На это требуется в среднем 7-10 лет, по оценкам гостиничных операторов.

Поэтому расходы могут оправдаться лишь в случае целенаправленного развития туриндустрии. Тогда при условии соответствующей рекламной и маркетинговой стратегии можно генерировать стабильный турпоток. Между тем организаторы Евро-2012 в Украине планируют решать вопрос размещения гостей путем аренды плавучих гостиниц на время проведения соревнований. Что фактически означает возврат к прежнему состоянию туристической отрасли сразу же после финального свистка на НСК «Олимпийский».



 


Комментарии
комментариев: 1
11:15 | 26.04.2009
оооо
Бу-га-га ! Какое Евро2012 в Украине ???Тут скоро такое начнется !!! Это правительство кретинов разворует инветиции и свалит !

...


Статьи
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.
10.04.17, Максим Полевой
Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!