Новый Кабмин: без пощады к украинцам

Публікації

Сыграв на естественном желании граждан видеть в Украине перемены к лучшему, вчерашняя оппозиция, опять став властью, без колебаний продолжила курс "попередников". Схемы обогащения остались прежние, да и фамилии конечных получателей выгоды не изменились. Лишь слегка сместились акценты в распределении прибыли.

Тот факт, что подобная политика в итоге привела к досрочному свержению президента Виктора Януковича и его команды, не стал уроком для новых старых руководителей правительства и страны. Очевидно, что люди просто живут одним днем: есть возможность урвать, пока стоишь возле кормушки – действуй. А завтра будь что будет.

Крымские события новое старое правительство удачно использовало для того, чтобы перекроить госбюджет-2014 на свой лад. А именно увеличить на 6,9 млрд грн. расходы министерства обороны. Если бы не российский лидер Владимир Путин с его "зелеными человечками", то кто бы понял премьера Арсения Яценюка, который ради этих дополнительных 6,9 млрд грн. полностью отменил выделение денег на завтраки для учеников 5-11 классов – 607 млн грн.? А еще полностью отнял адресную помощь у молодых учителей – 100 млн грн., а также обеспечение жильем ветеранов войны – 300 млн грн. Кроме того, на 79% урезаны расходы на выплаты матерям-героиням – еще 300 млн грн.

Уже известно и то, кому эти деньги достанутся. Так, тендеры на поставку бензина и дизтоплива для армии на общую сумму 188 млн грн. в начале марта получило ПАО "Укртатнефть". То есть Кременчугский НПЗ, принадлежащий группе "Приват" Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. Они известны своими симпатиями к вернувшейся во власть партии "Батькивщина" и ее лидеру, экс-премьеру Юлии Тимошенко. Да чего там, уже и сам И.Коломойский назначен днепропетровским губернатором, перестав хотя бы формально дистанцироваться от власти.

Напомним, при В.Януковиче королем на рынке нефтепродуктов стал холдинг ВЕТЭК харьковского вундеркинда Сергея Курченко. Тогда, в 2010-2013 подавляющее большинство тендеров выигрывали связанные с ним фирмы. Теперь власть сменилась и "Приват" вернул утраченные позиции. Причем схема при этом совершенно не изменилась. Так, в нарушение главных положений законодательства об экономической конкуренции и о госзакупках "Укртатнефть" получила контракт на поставку горючего без всякого конкурса.

Правда, мотивация у Минобороны была железная: в связи ситуацией, сложившейся в Украине из-за событий, которые происходят в АР Крым, и с целью поддержания на должном уровне боевой готовности воинских частей Вооруженных сил Украины. У кого после этого поднимется рука против, кто сможет встать и сказать, что возражает? Родина в опасности, некогда деньги считать! Точнее, как раз считать есть кому… Вот И.Коломойский с Г.Боголюбовым и посчитают… Согласно данным официального издания "Вестник государственных закупок", военное ведомство закупает у "Укртатнефти" авиационный керосин по 14283 грн./тонн. При этом представители СМИ без всякого напряга нашли в интернете предложения по 13800 грн./тонн.

Исходя из объема поставки 7 тыс. тонн, получим 3,381 млн грн. переплаты. Немного меньше маржа на дизтопливе: оно закупается по 12862 грн./тонн при средней цене на момент проведения тендера 12769 грн./тонн, по данным консалтинговой компании UPECO. Итого выходит 230,18 тыс. грн. переплаты при закупке 2,48 тыс. тонн. Бензина будет поставлено 3,7 тыс. тонн по 15378 грн./тонн при наличии в тот момент предложений на рынке по 14850 грн./тонн за А-95. Получаем 1,94 млн грн. навара. Всего на одном тендере сразу "поднимается" 5,55 млн грн. И это из тех денег, которые А.Яценюк и его правительство забрали у школьников, матерей-героинь, учителей и ветеранов.

Сравнительно как бы немного. Но ведь это и не последний тендер Минобороны в этом году. Кроме того, есть множество госпредприятий и бюджетных учреждений в других отраслях. Справедливости ради надо отметить, что приватовские структуры и при В.Януковиче продавали горючее госучреждениям по завышенным ценам. Например, с 7 по 15 июля 2011 автохозяйство при УМВД Украины в Житомирской области на 1,98 млн грн. законтрактовало топливо в ООО ПТФ "Авиас" по 13,07 грн./л.

Кроме того, за тот же период городская клиническая больница экстренной медицинской помощи Запорожья закупила горючее в ООО "Запорожнефтепродуктгруп" на 851 тыс. грн. по 12,53 грн./л. Херсонская облСЭС законтрактовала топливо на 105 тыс. грн. в ООО ПТФ "Авиас" по 12,12 грн./л. Для справки: на тот момент средняя цена ДТ в Украине составляла 9,7 грн./л., бензина А-95 – 10,24 грн./л., А-80 – 9,44 грн./л., А-92 – 9,93 грн./л. То есть схема та же, просто масштабы у "Привата" при В.Януковиче были поскромнее. Перемены к лучшему уже почувствовал и другой представитель крупного бизнеса, известный оранжевой политической ориентацией. Речь идет о владельце группы компаний "Континиум" Игоре Еремееве.

Нельзя сказать, что при регионалах он сильно страдал за свои убеждения, будучи главным поставщиком топлива для одной из крупнейших украинских госкорпораций – "Укрзализныци". Так, в 2013 железнодорожники купили у структур И.Еремеева "ВК Импекс" и "Укрснаб-Нефтетрейд" дизтоплива на сумму 2,824 млрд грн. Кроме того, уже в конце 2013 "ВОГ Аэро Джет" из группы "Континиум" достался контракт с "Укржелдорснабом" на 2,62 млрд грн., предусматривающий поставку 200 тыс. тонн дизтоплива в 2014. Теперь же, со сменой власти, Игорь Миронович получил прекрасную возможность оприходовать средства еще одной крупной госкорпорации.

Так, все тот же "ВОГ Аэро Джет" в марте признан победителем тендера на поставку 822 тонн дизтоплива для ОП "Запорожская АЭС" НАЭК "Энергоатом". Цена, по которой атомщики его закупят, составит 13066 грн./тонн. При средней стоимости 12769 грн./тонн, как уже отмечалось выше. Стоит отметить, что в деле остаются и другие структуры, которые при В.Януковиче кормились на госзакупках ГСМ. Например, свой кусок пирога на мартовском тендере Минобороны откусило зарегистрированное в Севастополе ООО "ПКФ Броксервис". Оно поставит военным 6,3 тыс. тонн бензина А-80 на 94,18 млн грн. Средняя цена составит 14949 грн./тонн. Следует сказать, что на рынке А-95 можно было свободно купить по 14850 грн./тонн.

Как и в случае с "Укртатнефтью", контракт получен вне конкурса, по так называемой процедуре закупки у одного участника. Впрочем, и раньше "Броксервис" не особо тяготел к работе в условиях рыночной конкуренции. К примеру, в декабре 2013 фирма получила возможность поставить 578 тонн бензина А-95 для Минобороны, в начале февраля – еще 601,5 тонн. При этом на февральском так называемом тендере конкурентом "Броксервиса" было некое ООО "Альфа групп", зарегистрированное в Севастополе по тому же адресу, что и сам "Броксервис": Балаклавское шоссе, 30-А. То есть ребята даже особо не парились над хоть какой-то видимостью законности.

С другой стороны, если принять во внимание предположение экспертов нефтерынка, что за "Броксервисом" в конечном счете стоит старший сын экс-президента Украины Александр Янукович, тогда действительно зачем суетиться? Разве у правоохранительных органов могли быть к нему какие-то вопросы? И разве есть они сейчас? Да, уголовное дело по поводу контрабанды нефтепродуктов возбуждено только против экс-олигарха С.Курченко. По данным следствия, в общей сложности за 2012-2013 его структуры не уплатили около 7 млрд грн. из-за ввоза бензина и дизтоплива без уплаты акциза на таможне.

Между тем источник МинПрома в Одесском морском торговом порту утверждает, что подобным образом действовал не только ВЕТЭК, но и другие участники нефтерынка. "Бензин и дизтопливо проходит по документам как нефтяное сырье для дальнейшей переработки. Потом на таможне на цистернах просто меняются пломбы и дальше они идут по Украине уже как готовая продукция", – пояснил собеседник издания. Он уточнил, что таким образом, в частности, действуют и два крупных игрока с западноукраинской пропиской. Его информация косвенно подтверждается расчетами. Так, в 2013 официальный импорт бензинов вышел на показатель 1,76 млн тонн, ДТ – 4,283 млн тонн.

При этом его потребление составило 3,985 и 5,947 млн тонн соответственно, а производство – 0,963 и 0,950 млн тонн. Это означает, что для закрытия потребностей на самом деле пришлось импортировать 3,022 млн тонн бензина и 4,997 млн тонн ДТ. Отсюда получаем, что контрабандой было ввезено 1,262 млн тонн бензина и 714 тыс. тонн ДТ. При действовавших на тот период ставках акциза имеем недопоступления в госбюджет 5,245 млрд грн. с бензина и 1,713 млрд грн. – с ДТ. Итого – 6,958 млрд грн. Примерно столько же было и за 2012. По данным следствия, структуры ВЕТЭК не уплатили 7 млрд грн. за два года.

Значит, остаются еще 7 млрд грн., неуплаченные другими участниками рынка. Собеседник МинПрома утверждает, что сейчас, при новой власти, ситуация с растаможиванием нефтепродуктов не изменилась. Кстати, эта сумма практически соответствует увеличению расходов Минобороны в 2014. Оказывается, можно было бы спокойно их профинансировать и без ликвидации бесплатных завтраков у школьников и пособий у многодетных матерей. Всего лишь за счет детенизации нефтерынка. Знали ли об этом премьер Арсений Яценюк и министр финансов Александр Шлапак? Даже если нет, так днепропетровский губернатор Игорь Коломойский мог бы подсказать такое решение как человек, досконально владеющий нюансами функционирования рынка нефтепродуктов в Украине.

Игорь Воронцов

МинПром

Новини

19 Грудня 2023

Туреччина скорочує імпорт нержавіючої сталі

Держприкордонслужба повідомляє про рекордні черги вантажівок на кордонах

Нацбанк підрахував збитки експортерів від блокади кордону

З аеропорту Бориспіль вилетів пасажирський літак

Наступний рік для економіки України буде складнішим – Reuters

ЄС планує виявляти незаконну перевалку російської нафти

ЄС скоротив імпорт українських напівфабрикатів на 11,6%

Споживчі ціни в єврозоні у листопаді збільшилися на 2,4% 

Україна втратила понад 1 млрд євро внаслідок блокади кордону з Польщею

Болгарія заборонила експорт палива з російської нафти

Саудівська Аравія планує різке збільшення виробництва сталі

Новим коридором у Чорному морі пройшли вже понад 300 суден

Метінвест готовий виробляти більше військової продукції за умови державної підтримки

Уряд Великої Британії з 2027 року запровадить свій СВАМ

ЄБРР збільшив капітал на 4 млрд євро для підтримки України

ЄС у жовтні збільшив імпорт залізної руди з України на 9%

ВСІ НОВИНИ ⇢