kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Экспортная диета для ВПК

28.04.09
размер текста:

В условиях финансово-экономического кризиса украинский военно-промышленный комплекс (ВПК) оказался едва ли не единственной отраслью, сохранившей достаточно оптимистичные перспективы на 2009 г. По крайней мере, в том, что касается экспорта. Поскольку основные потребители украинских вооружений находятся в Азии и Африке. Они не держали средства в ценных бумагах Lemann Brothers и подобных ему учреждениях, а потому не собираются сокращать свои военные программы.

Например, Китай объявил об увеличении расходов на вооружение в 2009 г. на 14,9% по сравнению с предыдущим периодом - до 480,3 млрд юаней, что соответствует 68,94 млрд долл. При этом в ЦРУ считают, что Пекин существенно занижает официальные данные и что на самом деле его затраты на развитие вооруженных сил (без учета их содержания) колеблются в пределах от 97 до 139 млрд долл. Несколько скромнее выглядят достижения Индии, которая в 2005-2008 гг. израсходовала 12 млрд долл. на покупку только российских вооружений. Всего же до 2011 г. в Дели планируют увеличить расходы на закупки военной продукции до 30 млрд долл. Таким образом, в условиях кризиса экспортный потенциал для украинских предприятий ВПК не только сохраняется, но и увеличивается.

Это позволяет компенсировать потери от практически полного сокращения на этот год госзаказа по линии отечественного Минобороны. Хотя еще в августе прошлого года, при составлении первоначального проекта госбюджета-2009 предполагалось, что военное ведомство сможет, например, заказать на Харьковском заводе им. Малышева 10 новых танков Т-84 «Оплот», 3 бронированные ремонтно-эвакуационные машины «Атлет», а также 10 бронетранспортеров БТР-4. Тем не менее, несмотря на то, что принятый вариант госбюджета предусматривает финансирование лишь текущих расходов на содержание армии, источник в руководстве завода им. Малышева сообщил, что в 2009 г. предприятие планирует реализовать продукции не меньше, чем в 2008 г. Тогда этот показатель составил 230 млн грн. Из них 80 млн грн. пришлось на долю украинского Минобороны, закупившего 10 новых танков Т-64 «Булат». Это означает, что экспортные поставки завода им. Малышева в 2009 г. увеличатся примерно наполовину.

Только на экспортную составляющую в нынешнем году приходится рассчитывать и запорожскому НПК «Искра», специализирующемуся на производстве радиолокационных станций (РЛС) для войск ПВО. Первоначально планировалось, что в 2009 г. Минобороны закупит на предприятии две новые РЛС «Пеликан», а также модернизирует четыре действующие. Стоимость одного нового «Пеликана» составляет примерно 23 млн грн. и на протяжении двух предыдущих лет военному ведомству удавалось закупать лишь по одной новой РЛС. Теперь же, по мнению экспертов, предприятие при пессимистическом сценарии сможет реализовать продукцию на 5-6 млн долл., при оптимистическом сценарии – на 10 млн долл.

Намерены удержать в 2009 г. достигнутые показатели и на донецком заводе «Топаз», производящем знаменитые комплексы радиотехнической разведки «Кольчуга». При этом в 2008 г. по сравнению с предыдущим периодом предприятие увеличило реализацию продукции с 87,25 до 297,46 млн грн., то есть более чем в три раза. Следует отметить, что это вполне реальная задача – поскольку предприятия ВПК не торгуют «с колес» на бирже, а работают по долгосрочным контрактам, заключаемым на несколько лет вперед. Соответственно и финансирование по ним планируется и ведется заказчиком заблаговременно.

Всего же прошлом году, по оценкам экспертов, Украина экспортировала военной техники и вооружений, а также так называемой «продукции двойного назначения» на 1-1,2 млрд долл. Причем из вооружений значительная часть экспорта приходится на высокотехнологическую продукцию. Это системы управления огнем, а также двигатели для российских боевых вертолетов Ка-50-2 «Черная акула», комплектующие для оптико-электронных прицелов российских противотанковых ракетных комплексов «Хризантема-С», комплексы для диагностики зенитно-ракетных систем С-300, головки самонаведения для ракет типа «воздух-воздух». Их выпуск налажен на киевских заводах «Артем» и «Арсенал», черкасском «Фотоприборе», запорожском «Мотор-Сич». За исключением последнего, все предприятия являются государственными и находятся в управлении Минпромполитики. Следует также отметить, что еще с конца 1990-х годов целый ряд предприятий ВПК, подчиненных данному ведомству, по-прежнему находится в критическом финансовом состоянии на уровне банкротства и не ведет производственной деятельности. Примером может служить запорожский «Радиоприбор», ранее выпускавший радиостанции для бронетехники.

Кроме того, значительная часть предприятий ВПК находятся в управлении Минобороны. Это 10 авиаремонтных заводов, объединенных в госконцерн «Авиавоенремонт», а также 19 танкоремонтных заводов, входящих в концерн «Техвоенсервис». Они в 2008 г. увеличили экспорт продукции и услуг на 2,7% по сравнению с предыдущим периодом – до 792,9 млн грн. И только 10% от этой суммы пришлось на продукцию и услуги для потребностей самого ведомства. То есть и здесь четко прослеживается преобладание внешнеэкономической составляющей. Впрочем, несмотря на то, что заводы Минобороны являются действующими, их финансовое состояние оставляет желать лучшего. Так, дебиторская задолженность всех предприятий Минобороны в 2008 г. увеличилась на 5,9% - до 780,6 млн грн., зато кредиторская в тот же период возросла на 30,1% - до 1,183 млрд грн. Задолженность по зарплате увеличилась с 7,2 до 16,7 млн грн. При росте валовой прибыли на 22,1%, до 687,3 млн грн., чистая прибыль всех предприятий Минобороны составила лишь 65,5 млн грн.

В значительной мере это объясняется неэффективной моделью экспорта вооружений, при которой заводы Минобороны выполняют заказы для госмонополии «Укрспецэкспорт» либо ее дочерних структур. Которые основную часть маржи, полученной при реализации, списывают на производственные затраты, понесенные в ходе предпродажной подготовки. «Условно говоря, это все равно, что купить танк за 100 тыс. долл., якобы покрыть его сверху золотом – по документам, и потом продать за 2 млн долл. Государство при этом практически не получает никакой прибыли», - поясняют в ГлавКРУ. Там предлагают передать всю предпродажную подготовку непосредственно заводам Минобороны. Соответствующие предложения направлены в Кабмин. В свою очередь, военное ведомство внесло иное предложение: передать Киевский и Львовский танкоремонтные заводы на баланс «Укрспецэкспорта» - чтобы переложить на него все расходы по содержанию предприятий. Однако решения по данному вопросу так и не принято.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!