kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Продать Ильича

30.04.09
размер текста:

Бывший «главный социалист» металлургии Украины – владелец Мариупольского меткомбината им. Ильича Владимир Бойко – меняет структуру активов и намерен сократить от 20 до 25 тысяч рабочих. Эксперты связывают это с попытками продажи компании.

Методика Бойко

В марте 2009 г. в подборках новостей стали появляться интригующие заголовки вроде «ММК им. Ильича продал Кондратьевский огнеупорный завод». Подобная постановка вопроса обращает на себя внимание хотя бы потому, что завод был приобретен всего несколько лет назад в качестве одного из основных компонентов собственной сырьевой базы. (Напомним, огнеупоры, наряду с железорудной продукцией, коксом, ферросплавами, а также металлоломом являются базовыми сырьевыми и расходными материалами черной металлургии).

Однако, как и во многих иных случаях, за броским заголовком скрывается более простая суть: акции того же Кондратьевского завода проданы… ЗАО «Ильич-Сталь»… которому, по последним данным, принадлежит 90,41% акций ОАО «ММК им. Ильича». Аналогичным образом поступили со всеми главными «вторичными» активами объединения – «Уманьферммаш» (не столько производство сельхозтехники, сколько узловая металлобаза в центральном регионе), Комсомольским рудоуправлением (флюсовый известняк для металлопроизводства), страховым обществом «Ильичевское» и др.

Итак, значение «Ильич-Стали» в структуре владения «группы Бойко» возрастает. По мнению экспертов, если ранее ЗАО во многом было «сейфом» для акций основного актива – меткомбината, то ныне оно превращается в управляющую компанию холдинга, оставаясь при этом под полным личным контролем Бойко (учредители «Ильич-Стали»: Организация арендаторов ММК им. Ильича, а также физическое лицо Михаил Подъяблонский - председатель профкома комбината).
Одновременно концентрируются акции и самой «Ильич-Стали», которая уже скупила больше 50% своих ценных бумаг.

Отметим, изначально на ЗАО было зарегистрировано 12,52% его акций, а 87,47% принадлежало Организации арендаторов. Затем «Ильич-Сталь» стала выкупать акции у сотрудников комбината – в 2006 г. было аккумулировано почти 19%, а уже в 2007 – 50,5% (49,5% оставалось у Организации арендаторов).

Обычно собственные акции скупаются для повышения капитализации, перераспределения структуры собственности или для усиления контроля главных собственников над компанией. В данном случае просматривается последний из названных вариантов, - предполагает аналитический центр «Укрпромвнешэкспертиза».

Цели – продажные

Причем имеется в виду желание Бойко продать свой холдинг по возможности единым комплексом. Аналитики предполагали такое желание еще несколько лет назад, на подъеме международных металлорынков. Тогда металлургические олигархи России только начинали собирать активы для своих нынешних макрогрупп, а в корпорации «Миттал Стил» опасливо знакомились с неоднозначным отечественным инвестклиматом. И действительно, по достоверной информации от высшего руководства ММК им. Ильича, рассматривались разные варианты – от продажи тому же «Миттал Стилу» до «объединения активов» с российскими «Металлоинвестом» или «Евразом». Однако на взлете рынка каждая из сторон завышала условия, и в результате ни один из вариантов развития не получил. При этом сам комбинат не переставал поглощать активы – приобрел тот же Кондратьевский завод, закрепил контроль над ГОКом «Укрмеханобр» (Кривбасс), Комсомольским РУ, арендовал коксовые батареи на заводах группы «Энерго» (Виктора Нусенкиса) и др. А также участвовал в конкурсах по «Криворожстали», Криворожскому ГОКу окисленных руд (КГОКОР).

С наступлением кризиса ситуация изменилась. Теперь владельцы (точнее, владелец) ММК Ильича захотел выручить от продажи не максимум, а хотя бы просто достойную сумму. Но чуда не произошло – особый интерес каких бы то ни было покупателей не наблюдается, в т.ч. несмотря на самые привлекательные ценовые предложения. Как говорил еще в начале кризиса (осень 2008 г.) автору один из основных бенефициаров Индустриального союза Донбасса, «вы даже не представляете, что сейчас можно купить в Украине, притом за какие малые деньги». Покупателей не было, оставались лишь продавцы – те, кто на фоне быстро развивающегося спада, пытался избавиться от обесценивающейся собственности.

За полгода кризиса крупные международные операторы несколько освоились с новой ситуацией, что снова актуализировало вопрос продажи комбината. И именно с предпродажной подготовкой некоторые эксперты Министерства промышленной политики Украины связывают описанную выше реструктуризацию собственности.

Все просто: с консолидацией всех ликвидных активов в руках «Ильич-Стали» их будет намного проще продать – как единым имущественным комплексом, так и, если понадобится, по отдельности. А на балансе ОАО «ММК им. Ильича» можно оставить убыточные структуры, долги и т.п. В последние 10-15 лет подобным образом «реструктуризировались» многие крупные украинские предприятия, достаточно вспомнить пример Донецкого металлургического завода.

Напомним, в «группу Бойко» также входят порт, судоремонтный завод, авиакомпания «Ильич-Авиа», швейная фабрика, рыбоконсервный комбинат, многочисленные агропромышленные цеха, сеть супермаркетов, аптек, санатории и дома отдыха, телеканал, несколько газет. Промышленные активы – химико-металлургическая фабрика (выпуск электродов и т.п., а в целом – замороженное производство дорогих микротоннажных материалов вроде поликристаллического кремния); 12,956% акций ОАО «Донецккокс» (завод постепенно закрывается). И шахта «Интеринвестуголь» (ранее – им. Менжинского) – г. Первомайск Луганской обл., здесь к 2010 г. планируется ежегодно добывать 0,7-0,8 млн т угля марки Ж.

Кому оно надо?

Возможен и иной вариант концентрации активов – с ликвидацией прежних форм управления (ОАО, «Ильич-Стали» и Организации арендаторов) и образованием нового юрлица, свободного от обязательств юрлиц-предшественников. Такого варианта уже в апреле в беседе с корреспондентом «Минпрома» на предприятии также не исключили. Это позволило бы изъять из обращения абсолютно все акции компаний группы, во многом обезопасив ее от теоретически возможных исков насчет законности приватизации ММК Ильича (начиная с 2000 г.). А о необходимости пересмотра итогов приватизации комбината уже в 2009 г. успела заявить, например, премьер-министр Юлия Тимошенко. С учетом ее пока что неплохих перспектив на президентских выборах - это может быть достаточно опасно для нынешних владельцев комбината.

В целом, большинство специалистов считает, что подготовка к желаемой продаже и сокращение риска реприватизации ведутся параллельно и взаимосвязано. В этом контексте акцентируем внимание на еще одном векторе «оптимизации» - резком сокращении штата. По информации мариупольской мэрии, уже в ближайшие месяцы планируется увольнение, как минимум, 20-25 тыс. ильичевцев. Кроме того, в последние два года ММК им. Ильича стал значительно урезать поддержку социальной инфраструктуры г. Мариуполь, в развитии которой столь активно ранее участвовал.

И, наконец, по мере возможностей продолжается модернизация и реконструкция производства. Главный на сегодня проект – внедрение в аглодоменном переделе пылеугольного топлива (ПУТ), что позволит резко сократить расходы на природный газ. Несмотря на кризисную ситуацию, завершение проекта возможно уже в I половине 2010 г.

Кто может купить «Ильича»? Кроме россиян, у которых сейчас тоже полномасштабный кризис, всегда называлось два ключевых претендента – транснациональный стальной гигант «АрселорМиттал» и крупнейшая ГМК-компания с украинской пропиской «Метинвест». Причем, если «Метинвест» предпочитает не афишировать свои намерения по данному поводу, то инсайдерская информация из высших эшелонов руководства «АрселорМиттал» подтверждает, что ММК им. Ильича вполне может быть ей интересен. Правда пока что «индо-люксембургские» металлурги предпочитают ждать – пока металлорынки не войдут в застой еще глубже и профильные активы не подешевеют до полного минимума.



 


Комментарии
комментариев: 1
10:58 | 07.05.2009
наблюдател
интересно кгда ж его уже продадут ) хотя бойко вроде как известен тем что не хочет расставаться со своей вотчиной....

...


Статьи
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!