kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Национализация Фирташа

29.04.09
размер текста:

Юлия Тимошенко, очевидно, всерьез решила взяться за газовый бизнес одного из своих крупнейших соперников на газовом рынке - Дмитрия Фирташа. На днях премьер-министр страны заявила, что все облгазы Украины до конца текущего года будут национализированы. Чего пыталась добиться компания RosUkrEnergo, публично заявив в прошлом месяца о том, что она контролирует 75% рынка облгазов страны, остается загадкой…

Взаимоотношения Юлии Тимошенко и Дмитрия Фирташа давно отличаются особой остротой. «Газовая принцесса», как называют Юлию Тимошенко в народе, не особо лелеет своего прямого конкурента на газовом рынке – компанию RosUkrEnergo, которая является посредником в украинско-российских газовых отношениях.

Всем известна кампания госпожи Тимошенко по устранению RosUkrEnergo с газового рынка, в частности смещения ее с роли посредника в поставках российского газа в Украину. Помимо этого личная неприязнь украинского премьера отразилась и на других сферах деятельности Group DF. Следует вспомнить только покупку Дмитрием Фирташем банка «Надра» в начале этого года.

Банк «Надра» стал первым из публичных банков, попавшего в список финансовых учреждений со временной администрацией НБУ. Этот банк активно работал на внешних рынках капитала, в октябре-ноябре он погасил евробонды и синдикат на 230 млн долл. Именно тогда банк «Надра» столкнулся с массовым оттоком депозитов, так как агентство Fitch понизило его рейтинг до дефолтного уровня ССС. Большую роль в этом также сыграл экстренный кредит Нацбанка в 1,5 млрд грн. под 12% годовых. Всего банк «Надра» к концу января получил от НБУ 7,2 млрд грн., транш в 3 млрд грн. заблокировал окружной административный суд Киева. Словом, ходят слухи, что к данной ситуации в банке привело противостояние Юлии Тимошенко и Дмитрия Фирташа на газовом рынке.

Так как именно Дмитрий Фирташ обратился с просьбой о введении в банк временной администрации НБУ с целью защиты интересов его вкладчиков и спасении кредитного учреждения. А само руководство банка так и объясняет подобный инцидент в своем обращении: «Банк «Надра» стал заложником войны, которую развернула против главы совета директоров Group DF Дмитрия Фирташа премьер-министр Юлия Тимошенко». Выделение банку «Надра» вышеуказанных средств, однако не остановило кризис неплатежей и дефицит средств финансового учреждения. Более того, в кулуарах завели речь о банкротстве банка, так как снижение рейтинга банка до СС могло стать началом волны требований о досрочном возвращении кредитов. В результате ухудшение ситуации в нем вынудило Нацбанк ввести в учреждение временную администрацию – не помогло даже выделение банку со сторону НБУ 7 млрд грн. По мнению банкиров, мораторий на возврат средств кредиторов может спасти «Надра», а его санация, скорее всего, завершится национализацией.

И уже в этом месяце Юлия Тимошенко нанесла очередной удар по империи Фирташа. Она выразила уверенность, что до конца текущего года все облгазы страны будут возвращены в государственную собственность. Как показывает практика, Юлия Владимировна недвусмысленно выражает свою уверенность. Поэтому ее слова можно трактовать следующим образом – со следующего месяца Кабмин начнет кампанию по национализации облгазов. Она также отметила, что на данный момент около 70% облгазов находятся в собственности RosUkrEnergo. «С этим мы сейчас тщательным образом разбираемся, и думаю, что до конца года мы наведем там порядок, и все это будет в государственной собственности, потому что газопроводы - государственные, все системы поставок газа - государственные. Мы просто уберем надстройки, которые только усложняют сегодня систему подачи газа для людей», - сказала она.

Однако усложнение подачи газа – это не главная проблема, которая возникает у государства от деятельности собственников облгазов. Дело в том, что собственники облгазов не вкладывают в модернизацию объектов ни копейки, при этом зарабатывая целые состояния на этом бизнесе. В результате такой халатности нынешние облгазы пребывают в аварийном состоянии. Правительство же в ближайшее время намерено вложить в модернизацию котельных около 3 млрд грн., вырученных от продажи квот по Киотскому протоколу. По словам Тимошенко, сегодня в Украине насчитывается более 72 тыс. котельных, большинство из которых не пригодны к работе. С начала текущего года Кабинет министров провел инвентаризацию и разработал программу их реконструкции. «Мы имеем и программу реконструкции, и мы сократили выбросы углекислого газа в атмосферу, а за это получили больше 3 млрд грн. согласно Киотского протокола… Страна может продать квоты сокращения и получить эти деньги. Это значат, что 3 млрд грн. в этом году будут направлены на реконструкцию и модернизацию по всей стране этих котельных», - сообщила Тимошенко. По мнению премьер-министра, на протяжении 3 следующих лет все котельные в Украине будут реконструированы.

Еще одна проблема, которую создают облгазы – задолженность за поставленный природный газ. Тенденция образования задолженности облгазов за поставленный газ наблюдается с 1999 года. По данным ДК «Газ Украины», общая задолженность облгазов за использованный в течение 1999-2008 годов газ по состоянию на 1 января 2009 года составляет 6,7 млрд грн. Задолженность облгазов за потребленный в 2008 году населением и бюджетными организациями природный газ составляет 617 млн грн. Наибольшими должниками среди них являются: ОАО «Львовгаз» - 70 млн грн., ОАО «Ивано-Франковскгаз» - 42 млн., ОАО «Луганскгаз» - 80 млн, ОАО «Закарпатгаз» - 32 млн, ОАО «Черниговгаз» - 37 млн, ОАО «Волыньгаз» - 21 млн, ОАО «Ривнегаз» - 29 млн грн., ОАО «Харьковгоргаз» - 27 млн, ОАО «Харьковгаз» - 23 млн, ОАО «Днепропетровскгаз» - 33 млн, ОАО «Днепрогаз» - 25 млн., ОАО «Черкассыгаз» - 27 млн грн.

Все перечисленные проблемы, естественно, являются существенными, однако, по мнению экспертов, решение о национализации облгазов было вызвано последним «трюком» компании RosUkrEnergo. В частности, в начале этого года совладелец RosUkrEnergo Дмитрий Фирташ публично объявил, что его компания контролирует 75% внутреннего рынка газа в Украине. В результате этого Антимонопольный комитет взялся за расследование информации компании RosUkrEnergo, которая длилась около двух месяцев. По информации АМК, начиная с 2006 года никто не обращался за разрешением на приобретение более 25% акций какого-либо из украинских облгазов. А, согласно заявлению комитета, концентрация акций без его одобрения ведет к конкурентно-финансовым санкциям. Получается, что Фирташ собственноручно затянул петлю на своей шее, подвергнув деятельность своей компании RosUkrEnergo проверке со стороны антимонопольных органов.

В результате АМКУ отправил запросы RosUkrEnergo и всем 52 облгазам относительно структуры их активов. Как сообщил первый заместитель главы ведомства Юрий Кравченко, комитет получил полную информацию от газотрейдера и его владельцев. «И по результатам анализа ситуации и полученных данных мы не установили факт осуществления этой структурой контроля над украинскими облгазами», - сказал Кравченко. Советник премьер-министра Сергей Пашинский считает, что подобным заявлением Дмитрий Фирташ хотел напугать правительство. «Он не владеет 75% облгазов. Какие-то облгазы действительно находятся в управлении Фирташа, но их деятельность четко регламентирована. Думаю, своим заявлением он просто хотел напугать правительство», - сказал он.

Как бы ни банально выглядели намерения Дмитрия Фирташа напугать правительство, однако тем самым он буквально положил конец деятельности своей компании на внутреннем газовом рынке Украины. Сомнений в том, что премьер-министр приведет свои слова в исполнение, скорее всего ни у кого не возникает, так как в этом случае у Юлии Тимошенко более чем достаточно стимулов. А причины, по которым облгазы могут быть национализированы, долго выдумывать не придется. Поэтому следует ожидать, что вскоре в Украине на внутреннем газовом рынке появится абсолютный монополист – государство.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!