Мини-милльными шагами

Публікації

Сегодня на пространстве бывшего СССР построено уже более 40 металлургических мини-заводов. Еще столько же существует в проектах. Однако большинство из действующих мини-миллов далеки от оптимальных показателей загрузки. Подобная тенденция характерна как для Украины, так и для других постсоветских государств.

Неполная отдача

В специализированной литературе можно встретить целый ряд определений для мини-миллов, но основные признаки таковы: это предприятие, производящее не более 1-1,5 млн тонн стальной продукции в год, использующее, как правило, электродуговую технологию и потребляющее в качестве сырья металлолом. В Украине в этот шаблон влезает 4 объекта: Донецкий электрометаллургический завод, кураховская "Электросталь", "Днепроспецсталь" и "Интерпайп Сталь". В России насчитывается более 20 мини-миллов, в Казахстане – около десятка, по 1-2 подобных предприятия существует в Беларуси, Молдове, Азербайджане, Армении, Грузии, Узбекистане. Таджикистан пока не имеет, но намерен построить у себя такой завод совместно с китайцами.

Согласно подсчетам компании "Металл эксперт консалтинг", по состоянию на начало 2014 года суммарная мощность всех мини-миллов СНГ составляла 35 млн тонн. Но реальная производительность их значительно ниже: в 2013 году она лишь немного превысила 10 млн тонн. В частности, украинские предприятия данной категории суммарно произвели приблизительно 1,7 млн тонн стали, казахстанские –1,2 млн тонн. Остальные страны, за исключением России, и того меньше. При этом для российского рынка характерна не только самая большая валовая производительность, но и самая высокая частота ротации игроков в данном сегменте. Одни мини-заводы закрываются или останавливают свою работу, но им на смену постоянно приходят новые проекты, в том числе довольно крупные.

По данным "Металл эксперт консалтинга", за период с 2000 по 2014 в РФ было введено в эксплуатацию 10 электросталеплавильных производств суммарной мощностью 7,5 млн тонн стали в год. Причем в последнее время на свет появляются крепыши с потенциалом выпуска продукции свыше 1 млн тонн годовых – НЛМК-Калуга, Абинский метзавод (вторая очередь), сортопрокатный завод "Балаково". На выходе – Ковровский сталепрокатный завод мощностью в 1,2 млн тонн. Наблюдая такой быстрый рост, даже серьезные аналитики не удерживаются от весьма смелых предположений. Директор Центра "Интеллектуальные ресурсы" МИСиС (Rusmet) Виктор Ковшевный считает, что в ближайшие годы мини-миллы займут до 40% российского рынка металлопродукции. Сейчас эта доля составляет около 10%. Впрочем, в условиях рецессии экономики России рассчитывать на такой скачек крайне оптимистично. Из стран первой десятки MEPS только в США мини-заводы имеют на рынке значение, сопоставимое с ролью крупных стальных корпораций полного цикла.

Что касается Украины, то за последние 10 лет в стране до конца доведен только один проект в сегменте мини-металлургии. Это – вышедший в 2013 году на промышленную мощность завод "Интерпайп Сталь" в Днепропетровске. Еще несколько подобных начинаний забуксовали на уровне хороших намерений, как, например, "Азовэлектросталь", "ТСА Стил Групп", "Ворскла сталь" и т.п. Тем не менее интерпайповский проект, позволяющий выплавлять до 1,5 млн тонн стали в год, является сегодня крупнейшим в своей области из воплощенных в жизнь на просторах СНГ. О российских новостроях уже упоминалось выше, в остальных постсоветских странах в эксплуатацию вообще вводились предприятия локального масштаба. Для сравнения: в Казахстане завод Caspian Steel 2009 года рождения имеет мощность 225 тыс. тонн годовых, Карагандинский ЭМЗ (2010 год) – 110 тыс. тонн, Таразский ЭМЗ – 180 тыс. тонн, в Армении – завод ASCE Group (2013 год) – 120 тыс. тонн.

И даже эти сравнительно небольшие мощности хозяевам далеко не всегда удается обеспечить работой. Если сравнивать производственные показатели 2010 и 2013 годов, то окажется, что у большинства из мини-миллов СНГ загрузка снизилась. В частности, на украинских заводах вот таким образом: ДЭМЗ – с 73% до 14%, "Днепроспецсталь" – с 41% до 29%, "Электросталь" – с 85% до 65%. "Интерпайп стали" в 2010 еще не существовало.

В России, как уже отмечалось, в 2013 наблюдался бум в открытии новых мини-мощностей, оценивать эффективность работы которых пока еще рано. Загрузка же старых мини-заводов держалась в прошлом году в пределах 50-70%, что несколько ниже, чем в целом по ГМК России (там среднеотраслевой показатель составил 78-80%), но выше, чем в других странах СНГ.

Вместе с тем самую завидную стабильность в регионе демонстрирует Узбекский меткомбинат (Бекабад), который 5 последних лет работает при полной загрузке. Больше таких феноменов на просторах СНГ не обнаружено. Выше 90-процентного уровня загрузки работал в 2011-2013 Белорусский метзавод (Жлобин). Хорошими показателями отчиталось в 2013 казахстанское предприятие "Казферросталь" – 74% загрузки. У остальных их коллег дела обстоят не столь радужно – там показатели использования мощностей ниже 50%, что косвенно указывает на нерентабельность сталеплавильного процесса.

Мини под крышей макси

При таких обстоятельствах предпосылок для массового появления на постсоветском пространстве новых мини-миллов немного, несмотря на ряд бесспорных преимуществ, которыми обладают металлургические объекты данного типа. Чтобы запустить мини-завод, не нужно огромных капиталовложений (достаточный минимум инвестиций эксперты оценивают в 20-70 млн долл.). Такие предприятия сравнительно легко монтируются, занимают незначительные производственные площади и обслуживаются небольшим количеством работников. Они гораздо гибче к конъюнктуре рынка и специфическим требованиям заказчика, чем крупные комбинаты. Еще одним преимуществом мелких заводов является тесная связь всех производственных операций. Оборудование мини-миллов, как правило, расположено так, что металл непрерывно движется во время одного технологического процесса, чем исключаются затраты, связанные с промежуточным хранением, накоплением запасов и транспортировкой.

Во всей этой бочке меда, правда, есть две ложки дегтя. Даже не ложки – поварешки. Во-первых, потенциальный дефицит лома в СНГ (особенно в Украине и Казахстане). Не говоря уже о далеком от идеала качестве данного сырья. Из того металлолома, который поставляется на украинские мини-заводы (как, впрочем, и российские, и казахстанские) можно производить сортовые изделия, но никак не ходовую и дорогую листовую сталь. В нем слишком высокая доля тяжелых металлов, удалять которые в процессе электросталеплавильного производства металлурги СНГ возможности пока не имеют. Да и в западных странах лишь на некоторых мини-заводах установлены листопрокатные станы для глубокой вытяжки. Но под такое производство организован очень тщательный отбор металлолома и поступление специальной чистой шихты.

Во-вторых, на рынке постоянно растут тарифы на электроэнергию, что прямо влияет на себестоимость стали, выплавленной в электродуговых печах. Чтобы минимизировать влияние этих факторов, мини-заводам приходится строить собственные интегрированные цепочки, уподобляясь традиционным металлургическим холдингам, или же просто становиться частью таких холдингов.

Примером и того, и другого может служить как раз днепропетровская "Интерпайп сталь". С одной стороны, этот завод стал частью крупной трубно-колесной группы компаний Виктора Пинчука, с другой – именно под него в "Интерпайпе" была выстроена собственная цепочка сбора металлолома. Наличие мощностей по заготовке скрапа стало предпосылкой для появления в Казахстане таких мини-заводов, как "Кастинг" и "ФеррумВтор". В России наиболее ярким примером синхронного развития ломозаготовительных и электросталеплавильных активов стала деятельность холдинга "Эстар" бизнесмена Вадима Варшавского. Под влиянием последнего, кстати, находится и Донецкий электрометаллургический завод.

Вместе с тем в России встречаются и другие варианты мотиваций строительства мини-металлургических мощностей. Оказывается, такие проекты могут быть интересны не только тем, у кого есть лом, но и тем, кто имеет доступ к дешевой электроэнергии. В частности, свои планы по созданию мини-миллов уже озвучили компания "Иркутскэнерго" и Братская ГЭС с партнерами. Опять же в России чаще всего среди стран СНГ мини-заводы изначально строятся как структурные подразделения тяжеловесов ГМК. Например, сортовой завод в Балаково принадлежит "Северстали", Калужский метзавод – Новолипецкому металлургическому комбинату, ОМК-Сталь – соответственно Объединенной металлургической компании.

Это дает основания полагать, что мини-металлургия СНГ потихоньку следует за глобальными тенденциями на западных рынках, где независимых заводов с каждым годом остается все меньше. Объяснить происходящее можно двумя причинами, но в конечном итоге обе приводят к одному и тому же результату – консолидации производства. Первый путь – скупка чужих мини-заводов и создание собственных крупными транснациональными корпорациями. На этой ниве больше всего преуспели Nucor, Gerdau, Dynamic Steel. Второй – создание на базе нескольких мини-заводов компании-надстройки, примером чего может служить итальянская Riva, испанские Acelaria и Megasa. В то же время в Турции и на Ближнем Востоке мини-металлургия представлена преимущественно игроками-одиночками. В этом указанные регионы пока перекликаются с СНГ. Хотя рано или поздно их все равно затянет в глобальный мэйнстрим.

По поводу открытия новых мини-металлургических производств в самой Украине, то вряд ли это сможет случиться раньше, чем страна выйдет из нынешнего экономического кризиса. Хотя еще в прошлом году аналитики Национального института стратегических исследований рекомендовали правительству экономически стимулировать строительство подобных заводов в стране. Обосновывали они свое предложение тем, что такие предприятия способны выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью небольшими партиями, что зачастую невыгодно для сталепроизводителей-гигантов. В качестве примера приводились такие товарные позиции, как спецстали и сплавы, фольга, калиброванный прокат, гнутые профили и т.п.

А, возможно, для Украины более приемлем несколько иной подход, который в свое время обсуждали в Минпромполитики. Речь идет о создании новых производств в формате не мини, а миддл-заводов. То есть они могли бы возникать на базе проблемных метпредприятий полного цикла, пользуясь благами их доменного цеха, но при прокатке эксплуатируя современное оборудование, предназначенное для мини-металлургии. Среди потенциальных площадок для таких гибридов рассматривались ДМЗ им. Петровского, Макеевский метзавод, Куйбышевский МЗ.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢