Южный поток: гора рожает мышь

Публікації

На днях зампредседателя "Газпрома" Александр Медведев заявил, что когда Россия построит "Южный поток", украинские магистральные газопроводы ей больше не понадобятся. Но это всего лишь попытка выдать желаемое за действительное. Угрозы, которые несет в себе проект ЮП для Украины, иногда слишком преувеличивают. Особенно в Москве.

Во-первых, отказаться от транзита через Украину полностью "Газпром" не сможет физически: геополитика пока еще не способна упразднить географию. Во-вторых, чтобы вывести "Южный поток" в рабочий режим, понадобится по самым оптимистическим меркам 3 года, по реалистическим – все 5, по пессимистическим – проект реализован не будет. В-третьих, те 1-1,5 млрд долл., которые потенциально потеряет Украина из-за ЮП, можно компенсировать, всего лишь подняв в два раза тарифы на транзит. В-четвертых, "Южный поток" имеет огромные шансы никогда не окупиться. Но не только о деньгах сейчас речь. "Южный поток" – это детектор, который безошибочно определит, сможет ли Киев рассчитывать на реальную поддержку Евросоюза в газовых спорах с Москвой. А их еще будет немало.

Территория лояльности

Проекту "Южный поток" выпала сегодня роль жвачки, перебивающей неприятное послевкусие от западных экономических санкций в ответ на российскую агрессию в Украине. Кремлю хочется доказать, что санкции – это так, для отвода глаз, а в серьезных сделках, в доходных операциях Европа продолжает живо сотрудничать с Россией. Исходя из таких соображений, россияне и развили сейчас бурную деятельность по продвижению "Южного потока".

В течение двух недель "Газпром" смог заключить два новых контракта в рамках ЮП: 24 июня был подписан договор о строительстве участка в Австрии с местным концерном OMV, 8 июля – похожий документ подписала и компания "Сербиягаз". В последнем предусмотрено, что проложенная на территории Сербии труба будет иметь два ответвления в сторону Хорватии и Республики Сербской в Боснии и Герцеговине. Параллельно министр иностранных дел РФ Сергей Лавров посетил 7-8 июня Болгарию и Словению, где вытянул из местных правительств признания об участии в "Южном потоке".

Правда, успех миссии Лаврова заметно омрачает перспектива досрочных парламентских выборов в Болгарии, поводом для которых стали как раз обвинения правящего кабинета социалистов в коррупционных действиях при присоединении к "Южному потоку". В апреле победителем тендера на строительство болгарского участка ЮП был признан "Стройтрансгаз консорциум", бенефициаром которого является один из самых близких к Владимиру Путину российских бизнесменов Геннадий Тимченко. Болгарская оппозиция назвала такое решение крупнейшей коррупционной сделкой в истории страны (ее объем оценивается примерно в 4 млрд долл.). Несколько позже заморозить строительство призвала Софию и Европейская комиссия. Но при этом она избрала более мягкие формулировки, ссылаясь на несоответствие проекта Третьему энергопакету ЕС. В результате болгарские власти оказались меж двух огней, поскольку страна одинаково зависима как от российского газа, так и от европейской финансовой помощи. Так что судьба "Южного потока", возможно, решится именно здесь.

"Газпром" тщательно подошел к выбору маршрута ЮП по Европе. 541 км газопровода должно пролечь по территории Болгарии, еще 402 км – по территории Сербии, то есть под юрисдикцией двух самых пророссийских стран на Балканах, а, возможно, и во всей Европе. Аннексия Крыма дает России по крайней мере формальный повод не обращаться за разрешением к Украине на прокладку подводной трубы в пределах ее морской территории. Протяженность морского отрезка – 925 км. Наименее надежными звеньями в "Газпроме" считали венгерский и австрийский куски, но пока их удается удерживать в цепи с помощью посул и денег. В начале июля премьер-министр Венгрии Виктор Орбан подтвердил, что его страна не намерена отказываться от участия в "Южном потоке". Об австрийском контракте "Газпрома" писалось выше. К сказанному можно добавить, что OMV готов также предоставить российскому концерну свои хранилища для складирования газа в преддверии зимы, плюс долю в местной газовой бирже. Однако и в Будапеште, и в Вене удерживаются от признаний, сколько они сами готовы инвестировать в ЮП.

Повторный интерес австрийцев к "Южном потоку" проснулся после того, как в прошлом году был заморожен, а фактически отвергнут проект Nabucco, предполагавший доставку в Европу газа из Ирана и Центральной Азии. У Евросоюза возникли серьезные сомнения в достаточности ресурсов для наполнения этой трубы. Хотя и к загрузке "Южного потока" тоже есть вопросы.

Закон соединяющихся сосудов

На входе в российской Анапе проектная мощность ЮП должна составить 62 млрд куб. м в год, на выходе в австрийском Баумгартене – 32 млрд куб. м. Но это по максимуму в четырехниточном исполнении. Пока "Газпром" начал строить только первую нить, которая способна прокачать не более чем 10-15 млрд куб. м. Ресурс для заполнения этой трубы "Газпром" будет отбирать из украинского транзита. Больше неоткуда. В прошлом году его объемы газодобычи сократились на 0,4%, в первом полугодии 2014 – почти на 1%. Чтобы добывать больше, "Газпрому" необходимо инвестировать в полярные месторождения, где значительные запасы, но сложные условия эксплуатации и выше конечная себестоимость газа.

Да только деньги, которые можно было бы вкладывать в добычу, теперь будет отвлекать на себя "Южный поток", чья последняя оценочная смета выросла до 25 млрд евро, что в полтора раза больше первоначально озвученной цифры. Причем нести это финансовое бремя "Газпрому" придется преимущественно одному. Его европейские партнеры отвиливают от прямых инвестиций в ЮП, соглашаясь покрывать свою долю издержек за счет будущих доходов от транзита, или же требуют прямых газпромовских гарантий под привлечение кредитов.

Итак, обладая ограниченным как газовым, так и финансовым ресурсом, "Газпром" не имеет другого выхода, как только перенаправлять в "Южный поток" экспортируемый природный газ с украинского направления. Фактически ЮП и украинская ГТС – это два сообщающихся сосуда: что убудет в одном, появится в другом. Исходя из этого, можно подсчитать и наши потенциальные потери. В 2013 году через Украину было прокачано около 84 млрд куб. м российского газа, на чем "Укртрансгаз" заработал порядка 3,6 млрд долл. Если предположить, что ЮП будет запущен до конца 2016 года, то еще три года транзитный доход страны будет оставаться более-менее стабильным. В дальнейшем Украина может лишиться примерно половины этого объема. И то – в худшем случае. Практика эксплуатации "Северного потока" показывает, что его заполняемость не оправдывает никаких предварительных планов. Так, в 2013 году по нему прокачано лишь 23 млрд куб. м газа при пропускной мощности в 55 млрд куб. м. Соответственно, и сроки окупаемости данного проекта сдвигаются уже в сторону 20 лет, а там и до бесконечности недалеко.

Если экономика "Южного потока" будет строиться по таким же принципам, то единственная цель, которой он достигнет, – отказ от части транзитных услуг со стороны Украины. Заплатить за это 25 млрд евро придется как российским налогоплательщикам, так и европейским потребителям газа. Согласно расчетам немецкой компании RWE, транспортировка по "Южному потоку" 1000 куб. м газа на 100-километровое расстояние будет стоить примерно 5,7 долл. Аналогичная прокачка по существующим маршрутам через Украину и Словакию обходится сегодня более чем в два раза дешевле. Это обусловлено двумя причинами. С одной стороны, общая протяженность "Южного потока" – почти 2,4 тыс. км, тогда как между Джубгой в Краснодарском крае и австрийским Баумгартеном – всего 1,6 тыс. км трубы, если транзитом через Украину и Словакию. С другой – морской газопровод априори дороже в эксплуатации, чем сухопутный.

Поток и плотина

Украина может подождать, развалится ли "Южный поток" сам по себе или приобщиться к процессу его расшатывания. Несколько инструментов вмешательства у Киева есть. Самый действенный – передать ключи от украинской ГТС в руки европейских компаний. Тогда у них будет больше экономических стимулов игнорировать газпромовский проект. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. По словам министра энергетики и угольной промышленности Юрия Продана, его ведомство созывает большую конференцию европейских и американских компаний, которым предложат сотрудничество по управлению газотранспортной системой. Операторам, в которых имеет долю "Газпром", в доступе к отечественной ГТС будет отказано, пообещал министр. Напомним, что 4 июля Верховная Рада поддержала в первом чтении законопроект, согласно которому оператором этой системы может быть частная компания. Но при этом не менее 51% ее корпоративных прав должно контролироваться государством, остальная доля – газотранспортными операторами из ЕС или США.

Со своей стороны глава украинского МИД Павел Климкин заявил, что даже некоторые из стран, по чьей территории должен пройти "Южный поток", сомневаются в реализации проекта. По его словам, намного эффективнее вложить всего несколько миллиардов евро в модернизацию украинской ГТС. Это как раз и доказывает сейчас Киев Брюсселю. Формально Еврокомиссия не может запретить строительство "Южного потока", но она может поставить его в такие условия, что трубой никто не захочет пользоваться. Например, установить квоту на поставку газа по данному маршруту. Или потребовать равного доступа к трубе ЮП для других операторов, кроме "Газпрома" и его многочисленных европейских дочек.

Что Украина может предложить взамен "Южного потока"? Согласно утверждениям "Укртрансгаза", он способен увеличить объемы транзита в Европу даже вдвое против нынешних. Хоть в направлении Балкан, хоть в сторону Австрии. Для этого достаточно лишь несколько доукомплектовать существующие газовые магистрали. В частности, в первом случае можно протянуть еще одну нитку на участке "Тальное-Ананьев-Измаил" и реконструировать газоперекачивающую станцию "Орловка" на границе Украины и Румынии. За счет таких поправок в ГТС и при весьма скромном бюджете (не более 2 млрд долл.) реально увеличить пропускную способность системы до прокачки 30 млрд куб. м газа в год в направлении Южной Европы. По такому же лекалу – добавить дополнительные нитки и компрессоры: предлагается увеличить мощности отрезка "Богородчаны-Ужгород", подающего газ в Словакию, Чехию, Венгрию, Австрию.

Наконец, передача украинской ГТС в оперативное управление международному консорциуму позволяет "Газпрому" пойти на попятную в "Южном потоке" без потери лица. Отказываясь от баснословно дорогого проекта, он может сослаться на то, что теперь бесперебойность и сохранность транзита через Украину гарантируют его западные партнеры, покупатели газа. Соответственно, острая необходимость в обходе Украины с юга отпадает. Только вот что делать с компаниями Геннадия Тимченко, Юрия Ковальчука, братьев Ротенбергов и прочих друзей Путина, которые привыкли поднимать миллиардные прибыли на текущих стройках "Газпрома"? Согласно наблюдениям гендиректора американской консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаила Корчемкина, после прихода в "Газпром" команды Миллера при рассмотрении различных инвестиционных проектов концерн ни разу не выбрал вариант, сокращающий доходы посредников. Последние же могут заработать на "Южном потоке", по оценкам Корчемкина, до 15 млрд долл.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

22 Грудня 2023

120 контейнеровозів змінили маршрут через напади у Червоному морі

Окупанти завдали двох авіаударів по вугільних шахтах у Торецьку

Україна та Молдова підписали домовленості про спільний контроль на пунктах пропуску на кордоні

Країни G7 погодили відтермінування виплати Україною держборгу до 2027 року 

21 Грудня 2023

Марченко заявив про ризики фінансування держбюджету у началі наступного року

Чеський меткомбінат Liberty Ostrava залишився без електроенергії

Судна оминають Червоне море 

Ангола вирішила вийти з ОПЕК

Fitch підвищив кредитний рейтинг Нафтогазу

Видобуток залізної руди у Китаї зріс на 6,6%

Через обстріли з боку окупантів знеструмлення зазнали шість шахт

Порт Констанца збільшує перевалку завдяки українській агропродукції

Відновити роботу конфіскованого у Дерипаски глиноземного заводу поки неможливо 

Україна посіла 21 місце в рейтингу світових виробників сталі

Україна отримала 1,5 млрд євро макрофінансової допомоги від ЄС

БЕБ виявив ухиляння від сплати 65 млн грн мита при експорті металобрухту

ВСІ НОВИНИ ⇢