Денежки любят счет

Публікації

Украинская банковская система завершила первое полугодие с приемлемыми результатами. По данным Национального банка Украины (НБУ), по итогам этого периода она получила в совокупности 1,25 млрд грн. прибыли. Однако еще в мае украинские банки рапортовали об общем убытке в 10,4 млрд грн., а вот в июне вдруг случилось воистину волшебное преображение. Впрочем, современные бухгалтерские технологии позволяют и не такую игру с цифрами. В действительности же положение украинского банковского сектора остается весьма сложным.

Удержаться на краю

Финансовый сектор часто называют кровеносной системой экономики. Благодаря банкам осуществляется кругооборот денег в хозяйстве страны, а финансовые средства собираются из множества мелких ручейков-капилляров и мобилизуются на выполнение различных проектов.

Однако сам банк обычно только прогоняет через себя чужие деньги, собственных ресурсов у него относительно немного. По данным на 1 июня 2014 года, в среднем по Украине – 15,2% от стоимости активов (то есть тех самых привлеченных средств, что находятся в обороте). По этой причине стабильность банков очень важна для всей финансовой системы государства, потому что потерпевшее крах финансовое учреждение по определению не может компенсировать большую часть убытков тех, кто доверил ему свои деньги.

Банковские кризисы, вызываемые банкротствами крупных финансовых учреждений, наносят огромный ущерб экономике. После 2008 года таким странам, как Испания, Ирландия, Греция, приходилось выделять из бюджета или привлекать в качестве международной помощи десятки миллиардов евро, чтобы их проблемные банки смогли погасить хотя бы часть обязательств и продолжить работу. Для Украины в ее нынешних условиях широкомасштабный банковский кризис может ускорить падение экономики и поставить финансовую систему на грань развала.

По состоянию на середину июля проблемными в Украине считались 18 банков, но из них только два крупных – "Брокбизнесбанк" и "Форум". Однако это больше, чем во время предыдущего финансового кризиса, когда максимальный показатель, достигнутый в середине 2009 года, составлял 17 банков.

Пять лет тому назад государство относилось к проблемным финансовым институтам более щадяще. Тогда банки могли достаточно долго (многие месяцы и даже пару лет) находиться в режиме так называемой временной администрации, то есть под управленческим контролем НБУ, пока решалась их судьба. Некоторые из них, в частности "Укргазбанк" и банк "Киев", были национализированы, и после вливания дополнительных средств из бюджета смогли возобновить работу. Другие финучреждения, например, "Надра" и "Проминвест", были выкуплены новыми инвесторами и тоже смогли продолжить свою деятельность. В результате ликвидировано тогда было немногим более половины проблемных банков, в основном мелких.

Во время нынешнего кризиса государство фактически отказалось от национализации потерпевших крах финансовых учреждений и их восстановления за свой счет. Период временной администрации ограничен тремя месяцами, в течение которых банк или должен восстановить свою деятельность – самостоятельно либо с привлечением внешних инвесторов, или ликвидироваться. Всего в апреле-июне 2014 года в Украине было отправлено на ликвидацию пять банков, включая "Брокбизнесбанк" и "Форум", но вскоре их число может возрасти. Ведь только за май-июль временная администрация была введена в семи украинских финучреждениях.

Пока что НБУ удается удерживать ситуацию под контролем. Вкладчики ликвидированных банков могут рассчитывать на возмещение в пределах 200 тыс. грн. от Фонда гарантирования вкладов. В начале июля его ресурсы достигали 8,1 млрд грн., увеличившись в течение июня на 18,4%. Ранее Фонд получил от НБУ кредит в размере 4,2 млрд грн., а по Закону о стабильности банковской системы от 10 июля Кабинету Министров было дано право выпускать облигации внутреннего госзайма (ОВГЗ) для пополнения его средств.

Тем не менее новые банкротства могут перенапрячь финансовые возможности государства, и так находящегося в тяжелейшем положении из-за войны, ускоряющегося падения экономики и промышленного производства, грядущего дефицита природного газа, а также необходимости выполнения требований Международного валютного фонда. Поэтому исключительно важно удержать банковскую систему страны на плаву и предотвратить массовое появление новых проблемных банков.

Прибыли и убытки

Но что представляет собой украинская банковская система в данный момент? Согласно информации НБУ, она закончила первое полугодие 2014 года с положительным результатом. В целом по всем финансовым учреждениям Украины сумма прибылей за этот период превысила сумму убытков на 1,25 млрд грн. Это должно означать, что многие банки обладают достаточной прочностью, чтобы пережить кризис.

Однако на самом деле ситуация более сложная. Прежде всего, многие специалисты обоснованно сомневаются в реальности представленных цифр. Ведь еще по итогам января-мая украинская банковская система показывала совокупные убытки в размере 10,4 млрд грн., а в одном только июне вдруг получила более 11,6 млрд грн. прибыли. При этом расходы финансовых институтов, обычно составлявшие 17-20 млрд грн. в месяц, вдруг сократились до 4,6 млрд грн. По мнению Станислава Дубко, генерального директора "Украинского кредитно-рейтингового агентства", банки откорректировали свои финансовые показатели, например, за счет меньшего выделения средств в резервы на покрытие убытков от невозвращенных кредитов, чтобы улучшить отчетность. В международной банковской практике такие действия называются занавешиванием (window-dressing).

Зачем украинским банкам вдруг понадобилось занавешивать свои финансовые прорехи? Частичный ответ на этот вопрос дают результаты так называемых стресс-тестов, проведенных в мае-июне текущего года согласно рекомендациям МВФ. Тогда в 37 крупных коммерческих банках Украины провели сценарное моделирование, то есть изучали, как скажутся на их финансовом положении различные проблемы в экономике страны, например, уже фактически состоявшаяся 40% девальвация гривны по сравнению с концом прошлого года.

Результаты этого тестирования оказались шокирующими. Только 9 из 37 ведущих банков Украины продемонстрировали достаточную устойчивость перед кризисом. При этом при проведении стресс-тестов за основу брались банковские балансы за первый квартал, когда еще не было войны, не был потерян Крым, гривна только начинала свое падение, а ситуация в экономике была еще не настолько тяжелой. Конечно, экономические процессы в банковской системе идут достаточно медленно, поэтому даже по итогам первых двух кварталов финансовые учреждения могут не учитывать уже очевидные, но еще формально непризнанные потери. Однако рано или поздно им придется их признать. Впрочем, уже в июле, по данным Фонда гарантирования вкладов, более 40 украинских банков имели проблемы с выплатами депозитов, что представляет собой четкий тревожный признак.

Убытки украинских финансовых учреждений имеют много источников. Это курсовые потери по взятым ими валютным займам. Это растущий невозврат кредитов – коммерческих, ипотечных и потребительских. По некоторым данным, за первое полугодие 2014 года проблемная задолженность украинских банков увеличилась на 30%. Это сокращение депозитной базы – на 18% или 86 млрд грн. по итогам первого полугодия, что лишает банки самого дешевого финансирования. Наконец, это потери бизнеса в Крыму и зоне военных действий на Донбассе.

Отдельный вопрос – конвертация в гривну валютных кредитов. Закон, который сейчас рассматривается в Верховной Раде, достаточно жесток к заемщикам, так как предусматривает пересчет долларовых и евровых сумм в гривны по текущему курсу. Однако процентная ставка по таким займам останется низкой, что причинит убытки и банкам. Впрочем, идеального решения, устраивающего все стороны, у этой проблемы нет.

Только по итогам стресс-тестирования было определено, что ведущим банкам страны необходима докапитализация, то есть увеличение собственных средств примерно на 50 млрд грн. Причем это относится только к крупным финучреждениям, в то время, как отмечал председатель правления Украинской межбанковской валютной биржи Анатолий Гулей, в пополнении капитальной базы нуждается практически каждый банк в Украине.

В принципе некоторые банки нашли средства на решение этого вопроса. В частности, "Дельта Банк" еще в апреле увеличил свой уставный фонд на 1,4 млрд грн., а в середине июля "ПриватБанк" отправил на докапитализацию 1,7 млрд грн. из прошлогодней прибыли. Но пока что таких сообщений было мало, и речь, как правило, шла о сравнительно небольших суммах. Сообщения о прибылях на бумаге, конечно, позволяют отсрочить рекапитализацию, но ее нельзя будет оттягивать до бесконечности.

Что может государство?

Обычно в банковских кризисах государство выступает в качестве так называемого кредитора последней надежды, приходящего финучреждениям на помощь, когда этого не может сделать свободный рынок. В принципе в 2008-2009 годах украинское правительство неоднократно выступало в такой роли, но сейчас его финансовые ресурсы резко ограничены. Безусловно, в случае обвала финансовой системы можно будет надеяться на экстренную помощь от МВФ, но вопрос, какой ценой для экономики?!

Пока что основная помощь, которую государство оказывает банкам, заключается в предоставлении рефинансирования от Национального банка Украины. Таким образом, НБУ дает им деньги на покрытие срочных обязательств и поддержание штанов. По данным ряда экспертов, с начала текущего года эта сумма превысила 100 млрд грн. Так, только 16 июля НБУ удовлетворил заявки 21 банка в целом на 5,236 млрд грн., в среднем под 14,25% годовых на срок 89 дней.

В принципе данные операции представляют собой краткосрочные займы под достаточно высокий процент. Тем более что с 17 июля НБУ поднял учетную ставку (по которой он сам предоставляет кредиты первоклассным банкам) до 12,5% годовых по сравнению с 9,5% с 15 апреля и 6,5% в начале текущего года. Для многих финучреждений это достаточно сложные условия, чреватые наращиванием кредитной пирамиды, когда новые долги берутся для оплаты предыдущих. В начале июля в Верховной Раде даже появился законопроект, в соответствии с которым задолженность финансовых институтов перед Нацбанком предлагается конвертировать в банковские ценные бумаги, то есть сделать его долгосрочным.

По некоторым оценкам, во второй половине текущего года НБУ, чтобы предотвратить крах национальной банковской системы, придется предоставить финучреждениям на проведение рекапитализации и компенсацию потерь порядка 60-100 млрд грн. Правда, государственный бюджет от этого вряд ли пострадает. Скорее всего, поддержание украинской банковской системы произойдет за счет эмиссии, благодаря которой, кстати, в последние месяцы покрывается немалая часть бюджетных расходов.

В принципе решение проблем банкиров посредством накачки финансовой системы свежеотпечатанными бумажками – это достаточно широко распространенный метод. Его, в частности, очень интенсивно использовали после 2008 года США, по некоторым оценкам, предоставившие своим банкам более 9 трлн долл. А в 2011-2012 годах свыше 1 трлн евро влил в региональную финансовую систему Европейский центральный банк. Пока эти деньги просто сгорают, обнуляя банковские убытки, роста инфляции не происходит. Скорее, в кризисной экономике искусственная накачка деньгами позволяет избежать более опасного явления – дефляции, когда цены на все падают, потому что никто ничего не может продать.

Кроме того, государство оказывает банкам и некоторую законодательную поддержку. В частности, закон о стабильности банковской системы упрощает процедуры, связанные с эмиссией банковских акций, проведением срочной докапитализации, продажей активов и привлечением новых инвесторов. Также, согласно этому нормативному акту, НБУ получил дополнительные полномочия на проведение решительных действий в случае появления угрозы стабильности банковской системы страны.

Тем не менее следует признать, что запас прочности большинства украинских банков отнюдь не велик. При этом с приближением осени и зимы риски в финансовой системе будут только нарастать. Угроза новой девальвации гривны, падение платежеспособности населения, спад в промышленности, массовое банкротство малого и среднего бизнеса, продолжение военных действий – все эти факторы ослабляют финансовые учреждения и повышают вероятность нового острого банковского кризиса. А противопоставить этому пока что можно только эмиссию гривны и надежду на международную помощь.

Виктор Тарнавский

МинПром

Новини

24 Квітня 2024

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

Постачальник китайсьих труб Vorex зриває програму буріння Укргазвидобування

Для відновлення енергосистеми треба запровадити графік підвищення тарифів на електрику – експерт

У березні Україна імпортувала 8,44 тис тонн довгого прокату

Фонд підтримки енергетики України зібрав 410 млн євро

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

ВСІ НОВИНИ ⇢