kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Минуглепром: в отрыве от реальности

13.05.09
размер текста:

Ведомство, управляющее госпредприятиями в угольной отрасли, отметилось удивительным заявлением. По словам заместителя министра Анатолия Корзуна, Минуглепром готов принять обратно в госсобственность частные шахты, владельцы которых, по его мнению, не совсем хорошо справляются со своими обязанностями. «Мы готовы рассмотреть вопрос возвращения в госсобственность частных угольных предприятий, если что у кого не выходит. Такая ситуация может быть по аналогии с банками, которые государство приняло решение выкупить. Мы готовы их взять на определенных условиях, достигнутых путем переговоров», - сказал он.

Сенсационный оттенок этому высказыванию придали предыдущие планы Минуглепрома о приватизации в 2009 г. ряда своих предприятий. Их перечень по предложению ведомства был утвержден Кабмином 8 декабря 2008 г. Среди них «Добропольеуголь» (добыча угля в прошлом году – 4,095 млн тонн), «Макеевуголь» (3,323 млн тонн), «Луганскуголь» (2,7 млн тонн), «Львовуголь» (2,85 млн тонн), «Донецкая угольная энергетическая компания» (2,65 млн тонн), «Антрацит» (1,9 млн тонн), «Краснолиманская» (1,72 млн тонн), «Селидовуголь» (1,64 млн тонн), «Шахтоуправление «Донбасс» (1,56 млн тонн), «Красноармейскуголь» (1,22 млн тонн) и «Донбассантрацит» (1,2 млн тонн). Причем вышеприведенный перечень никак не увязывается с задекларированными ранее намерениями избавиться, прежде всего, от малопроизводительных шахт с добычей менее 500 тонн в сутки. Иными словами, налицо двойная непредсказуемость в поведении угольного ведомства.

Сегодня его руководители с гордостью рапортуют, что, несмотря на кризис, не допустят снижения объема угледобычи. Однако при этом скромно умалчивают, что это стало возможно только благодаря энергетикам, которых в приказном порядке обязали скупать у госшахт весь добываемый уголь, независимо от насущной потребности. И что ежемесячно Кабмин взялся выделять 350 млн грн. из своего стабилизационного фонда для выплаты зарплаты шахтерам на госпредприятиях. В таких условиях можно позволить себе с пренебрежением говорить о частных угольных компаниях, которым приходится рассчитывать лишь на собственные силы.

Хотя на самом деле ситуация в госсекторе угольной промышленности критическая и лишь многомиллиардные дотации, ежегодно выделяемые из бюджета, позволяют покрывать результаты своего хозяйствования. Так, в 2008 г. по итогам I полугодия кредиторская задолженность предприятий Минуглепрома достигла 8,237 млрд грн. Из них 516,063 составили неуплаченные налоги в бюджет, 1,197 млрд грн. - неуплаченные платежи по различным видам обязательного социального страхования. Какому частному холдингу разрешили бы работать, при наличии такой задолженности перед государством? Все угледобывающие госпредприятия по итогам докризисного I кв. 2008 г. были убыточными. Сумма убытков, по данным Минуглепрома, составила 1,1 млрд грн. По итогам года лишь 5 госшахт показали позитивную рентабельность. Любой частный акционер при таких показателях разорился бы за очень короткий промежуток времени.

Отдельного разговора заслуживает освоение угольными госпредприятиями капвложений, выделяемых из все того же бюджета, а не из их прибыли. В частности, по результатам проверки ГлавКРУ в 2007 г. по Минуглепрому возбуждено 12 уголовных дел - при этом 3 руководителя были осуждены за хищения в общей сумме 200 млн грн. Дела минувших дней? Но вот уже в 2008 г. ГлавКРУ выявляет финансовые нарушения, допущенные угольными госпредприятиями, на 790 млн грн., утрату доходов, недополученных при реализации продукции – на 484 млн грн. Среди наиболее распространенных нарушений значатся реализация угля по ценам ниже себестоимости, отчуждение активов по заниженным ценам и закупка оборудования без тендеров по ценам, значительно превышающим отпускную стоимость заводов-производителей.

Например, ГП «Свердловантрацит» сдавало в аренду базу отдыха за 125 грн. в месяц. А ГП «Добассантрацит» перечислило поставщику 3,6 млн грн. за очистной комбайн, который, как выявила ревизия, на самом деле не был получен предприятием. Да и вообще найти того поставщика, который выиграл тендер, не смогла подключившаяся к расследованию прокуратура. Как уже отмечалось, ни один частный владелец угольной шахты не смог бы позволить себе подобную финансовую «благотворительность».

Неудивительно, что производственные показатели на государственных и частных угольных предприятиях не выдерживают сравнения по эффективности. Нагрузка на очистной забой в шахтах Минуглепрома составляет в среднем 482 тонн в сутки. В целом по отрасли - 599 тонн в сутки. Нагрузка на комплексно-механизированный забой - 783 тонн в сутки, в целом по отрасли - 870 тонн в сутки. В течение последних пяти лет коэффициент смертельного травматизма на 1 тонн добытого угля в Минуглепроме составлял в среднем 2,3, тогда как на частных шахтах (если отбросить Шахту им.Засядько) этот показатель находился в пределах 0,56-0,95.

Очевидно, что в такой ситуации заявлять о готовности «помочь» приватным угольным компаниям, вернув их в госсобственность – по меньшей мере, безответственно и некорректно. Тем более что, как признался сам А.Корзун, от самих частных акционеров Минуглепрому не поступало предложений о национализации. Между тем дальнейшее блокирование разгосударствливания угольных активов вынуждает заинтересованные компании покупать шахты за границей. Тем самым правительство поощряет инвестиции в зарубежную экономику. Что с его стороны, как минимум, недальновидно.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
26.06.17, Василий Январев
Группа компаний Smart Energy в июне начинает коммерческую эксплуатацию скважины №109 на Мехедовско-Голотовщинском месторождении и проведет ряд капремонтов, что позволит увеличить добычу газа по итогам года до 220 млн куб. м. Генеральный директор группы Сергей Глазунов рассказал о производственных планах на ближайшее время, инвестициях в бурение новых и реанимацию законсервированных скважин, рентных ставках, а также о том, почему газодобыча похожа на открытие консервных банок.
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!