kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Минуглепром: в отрыве от реальности

13.05.09
размер текста:

Ведомство, управляющее госпредприятиями в угольной отрасли, отметилось удивительным заявлением. По словам заместителя министра Анатолия Корзуна, Минуглепром готов принять обратно в госсобственность частные шахты, владельцы которых, по его мнению, не совсем хорошо справляются со своими обязанностями. «Мы готовы рассмотреть вопрос возвращения в госсобственность частных угольных предприятий, если что у кого не выходит. Такая ситуация может быть по аналогии с банками, которые государство приняло решение выкупить. Мы готовы их взять на определенных условиях, достигнутых путем переговоров», - сказал он.

Сенсационный оттенок этому высказыванию придали предыдущие планы Минуглепрома о приватизации в 2009 г. ряда своих предприятий. Их перечень по предложению ведомства был утвержден Кабмином 8 декабря 2008 г. Среди них «Добропольеуголь» (добыча угля в прошлом году – 4,095 млн тонн), «Макеевуголь» (3,323 млн тонн), «Луганскуголь» (2,7 млн тонн), «Львовуголь» (2,85 млн тонн), «Донецкая угольная энергетическая компания» (2,65 млн тонн), «Антрацит» (1,9 млн тонн), «Краснолиманская» (1,72 млн тонн), «Селидовуголь» (1,64 млн тонн), «Шахтоуправление «Донбасс» (1,56 млн тонн), «Красноармейскуголь» (1,22 млн тонн) и «Донбассантрацит» (1,2 млн тонн). Причем вышеприведенный перечень никак не увязывается с задекларированными ранее намерениями избавиться, прежде всего, от малопроизводительных шахт с добычей менее 500 тонн в сутки. Иными словами, налицо двойная непредсказуемость в поведении угольного ведомства.

Сегодня его руководители с гордостью рапортуют, что, несмотря на кризис, не допустят снижения объема угледобычи. Однако при этом скромно умалчивают, что это стало возможно только благодаря энергетикам, которых в приказном порядке обязали скупать у госшахт весь добываемый уголь, независимо от насущной потребности. И что ежемесячно Кабмин взялся выделять 350 млн грн. из своего стабилизационного фонда для выплаты зарплаты шахтерам на госпредприятиях. В таких условиях можно позволить себе с пренебрежением говорить о частных угольных компаниях, которым приходится рассчитывать лишь на собственные силы.

Хотя на самом деле ситуация в госсекторе угольной промышленности критическая и лишь многомиллиардные дотации, ежегодно выделяемые из бюджета, позволяют покрывать результаты своего хозяйствования. Так, в 2008 г. по итогам I полугодия кредиторская задолженность предприятий Минуглепрома достигла 8,237 млрд грн. Из них 516,063 составили неуплаченные налоги в бюджет, 1,197 млрд грн. - неуплаченные платежи по различным видам обязательного социального страхования. Какому частному холдингу разрешили бы работать, при наличии такой задолженности перед государством? Все угледобывающие госпредприятия по итогам докризисного I кв. 2008 г. были убыточными. Сумма убытков, по данным Минуглепрома, составила 1,1 млрд грн. По итогам года лишь 5 госшахт показали позитивную рентабельность. Любой частный акционер при таких показателях разорился бы за очень короткий промежуток времени.

Отдельного разговора заслуживает освоение угольными госпредприятиями капвложений, выделяемых из все того же бюджета, а не из их прибыли. В частности, по результатам проверки ГлавКРУ в 2007 г. по Минуглепрому возбуждено 12 уголовных дел - при этом 3 руководителя были осуждены за хищения в общей сумме 200 млн грн. Дела минувших дней? Но вот уже в 2008 г. ГлавКРУ выявляет финансовые нарушения, допущенные угольными госпредприятиями, на 790 млн грн., утрату доходов, недополученных при реализации продукции – на 484 млн грн. Среди наиболее распространенных нарушений значатся реализация угля по ценам ниже себестоимости, отчуждение активов по заниженным ценам и закупка оборудования без тендеров по ценам, значительно превышающим отпускную стоимость заводов-производителей.

Например, ГП «Свердловантрацит» сдавало в аренду базу отдыха за 125 грн. в месяц. А ГП «Добассантрацит» перечислило поставщику 3,6 млн грн. за очистной комбайн, который, как выявила ревизия, на самом деле не был получен предприятием. Да и вообще найти того поставщика, который выиграл тендер, не смогла подключившаяся к расследованию прокуратура. Как уже отмечалось, ни один частный владелец угольной шахты не смог бы позволить себе подобную финансовую «благотворительность».

Неудивительно, что производственные показатели на государственных и частных угольных предприятиях не выдерживают сравнения по эффективности. Нагрузка на очистной забой в шахтах Минуглепрома составляет в среднем 482 тонн в сутки. В целом по отрасли - 599 тонн в сутки. Нагрузка на комплексно-механизированный забой - 783 тонн в сутки, в целом по отрасли - 870 тонн в сутки. В течение последних пяти лет коэффициент смертельного травматизма на 1 тонн добытого угля в Минуглепроме составлял в среднем 2,3, тогда как на частных шахтах (если отбросить Шахту им.Засядько) этот показатель находился в пределах 0,56-0,95.

Очевидно, что в такой ситуации заявлять о готовности «помочь» приватным угольным компаниям, вернув их в госсобственность – по меньшей мере, безответственно и некорректно. Тем более что, как признался сам А.Корзун, от самих частных акционеров Минуглепрому не поступало предложений о национализации. Между тем дальнейшее блокирование разгосударствливания угольных активов вынуждает заинтересованные компании покупать шахты за границей. Тем самым правительство поощряет инвестиции в зарубежную экономику. Что с его стороны, как минимум, недальновидно.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!