kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Минуглепром: в отрыве от реальности

13.05.09
размер текста:

Ведомство, управляющее госпредприятиями в угольной отрасли, отметилось удивительным заявлением. По словам заместителя министра Анатолия Корзуна, Минуглепром готов принять обратно в госсобственность частные шахты, владельцы которых, по его мнению, не совсем хорошо справляются со своими обязанностями. «Мы готовы рассмотреть вопрос возвращения в госсобственность частных угольных предприятий, если что у кого не выходит. Такая ситуация может быть по аналогии с банками, которые государство приняло решение выкупить. Мы готовы их взять на определенных условиях, достигнутых путем переговоров», - сказал он.

Сенсационный оттенок этому высказыванию придали предыдущие планы Минуглепрома о приватизации в 2009 г. ряда своих предприятий. Их перечень по предложению ведомства был утвержден Кабмином 8 декабря 2008 г. Среди них «Добропольеуголь» (добыча угля в прошлом году – 4,095 млн тонн), «Макеевуголь» (3,323 млн тонн), «Луганскуголь» (2,7 млн тонн), «Львовуголь» (2,85 млн тонн), «Донецкая угольная энергетическая компания» (2,65 млн тонн), «Антрацит» (1,9 млн тонн), «Краснолиманская» (1,72 млн тонн), «Селидовуголь» (1,64 млн тонн), «Шахтоуправление «Донбасс» (1,56 млн тонн), «Красноармейскуголь» (1,22 млн тонн) и «Донбассантрацит» (1,2 млн тонн). Причем вышеприведенный перечень никак не увязывается с задекларированными ранее намерениями избавиться, прежде всего, от малопроизводительных шахт с добычей менее 500 тонн в сутки. Иными словами, налицо двойная непредсказуемость в поведении угольного ведомства.

Сегодня его руководители с гордостью рапортуют, что, несмотря на кризис, не допустят снижения объема угледобычи. Однако при этом скромно умалчивают, что это стало возможно только благодаря энергетикам, которых в приказном порядке обязали скупать у госшахт весь добываемый уголь, независимо от насущной потребности. И что ежемесячно Кабмин взялся выделять 350 млн грн. из своего стабилизационного фонда для выплаты зарплаты шахтерам на госпредприятиях. В таких условиях можно позволить себе с пренебрежением говорить о частных угольных компаниях, которым приходится рассчитывать лишь на собственные силы.

Хотя на самом деле ситуация в госсекторе угольной промышленности критическая и лишь многомиллиардные дотации, ежегодно выделяемые из бюджета, позволяют покрывать результаты своего хозяйствования. Так, в 2008 г. по итогам I полугодия кредиторская задолженность предприятий Минуглепрома достигла 8,237 млрд грн. Из них 516,063 составили неуплаченные налоги в бюджет, 1,197 млрд грн. - неуплаченные платежи по различным видам обязательного социального страхования. Какому частному холдингу разрешили бы работать, при наличии такой задолженности перед государством? Все угледобывающие госпредприятия по итогам докризисного I кв. 2008 г. были убыточными. Сумма убытков, по данным Минуглепрома, составила 1,1 млрд грн. По итогам года лишь 5 госшахт показали позитивную рентабельность. Любой частный акционер при таких показателях разорился бы за очень короткий промежуток времени.

Отдельного разговора заслуживает освоение угольными госпредприятиями капвложений, выделяемых из все того же бюджета, а не из их прибыли. В частности, по результатам проверки ГлавКРУ в 2007 г. по Минуглепрому возбуждено 12 уголовных дел - при этом 3 руководителя были осуждены за хищения в общей сумме 200 млн грн. Дела минувших дней? Но вот уже в 2008 г. ГлавКРУ выявляет финансовые нарушения, допущенные угольными госпредприятиями, на 790 млн грн., утрату доходов, недополученных при реализации продукции – на 484 млн грн. Среди наиболее распространенных нарушений значатся реализация угля по ценам ниже себестоимости, отчуждение активов по заниженным ценам и закупка оборудования без тендеров по ценам, значительно превышающим отпускную стоимость заводов-производителей.

Например, ГП «Свердловантрацит» сдавало в аренду базу отдыха за 125 грн. в месяц. А ГП «Добассантрацит» перечислило поставщику 3,6 млн грн. за очистной комбайн, который, как выявила ревизия, на самом деле не был получен предприятием. Да и вообще найти того поставщика, который выиграл тендер, не смогла подключившаяся к расследованию прокуратура. Как уже отмечалось, ни один частный владелец угольной шахты не смог бы позволить себе подобную финансовую «благотворительность».

Неудивительно, что производственные показатели на государственных и частных угольных предприятиях не выдерживают сравнения по эффективности. Нагрузка на очистной забой в шахтах Минуглепрома составляет в среднем 482 тонн в сутки. В целом по отрасли - 599 тонн в сутки. Нагрузка на комплексно-механизированный забой - 783 тонн в сутки, в целом по отрасли - 870 тонн в сутки. В течение последних пяти лет коэффициент смертельного травматизма на 1 тонн добытого угля в Минуглепроме составлял в среднем 2,3, тогда как на частных шахтах (если отбросить Шахту им.Засядько) этот показатель находился в пределах 0,56-0,95.

Очевидно, что в такой ситуации заявлять о готовности «помочь» приватным угольным компаниям, вернув их в госсобственность – по меньшей мере, безответственно и некорректно. Тем более что, как признался сам А.Корзун, от самих частных акционеров Минуглепрому не поступало предложений о национализации. Между тем дальнейшее блокирование разгосударствливания угольных активов вынуждает заинтересованные компании покупать шахты за границей. Тем самым правительство поощряет инвестиции в зарубежную экономику. Что с его стороны, как минимум, недальновидно.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!