Принудительная экономия

Публікації

Хватит ли Украине газа этой зимой или не хватит? Сейчас пока никто не может точно ответить на этот вопрос – уж больно сложной и непредсказуемой выглядит ситуация. Тем не менее, правительство исходит из того, что в период с августа 2014-го по март 2015 года потребление газа окажется на 27% меньше, чем в тот же период годом ранее. Таким образом, экономия газа становится важнейшей государственной задачей. Но как и за счет чего (или кого) ее можно будет выполнить?

Пределы экономии

Украинский газовый баланс в ближайшие месяцы – вещь совершенно непредсказуемая. С одной стороны, потребность в газе будет в немалой степени зависеть от погоды. При этом, всего одна морозная неделя с температурой порядка 20 градусов ниже нуля может увеличить спрос более чем на 1 млрд. куб. м.

Еще больше неопределенности – в отношении поставок. В правительстве рассчитывают импортировать из Словакии, Польши и Венгрии более 7,2 млрд. куб. м с августа по март, т.е примерно по 900 млн. куб. м в месяц. Но в июле объем закупок составил всего 221 млн. куб. м.

По идее, импорт должен значительно возрасти после намеченного на начало сентября ввода в строй отвода, который соединит словацкую газовую сеть с украинской. Однако реверсные поставки газа в Украину фактически представляют собой перепродажу европейскими компаниями излишков российского газа, поступающего через ту же ГТС Украины. Поэтому недавние инициативы киевских властей о запрещении российского транзита могут обернуться для Украины потерей и реверсных маршрутов. К тому же, зимой цены на газ в Европе могут резко возрасти, что, очевидно, скажется не лучшим образом на объемах украинского импорта.

Так или иначе, в Кабмине исходят из того, что в период с августа по март следующего года в Украине будет использовано 30,2 млрд. куб. м природного газа, что на 27% меньше, чем в сезон 2013/2014 годов, при относительно мягкой зиме и ранней весне. В связи с этим в правительстве расписали лимиты, срезав потребление бюджетных учреждений и организаций (включая больницы, школы и т.д.) на 10%, а промышленности и предприятий теплокоммунэнерго – на 30%. Впрочем, если ориентироваться на данные, опубликованные СМИ в середине июля, получится, что наибольшим источником экономии должны стать промышленные потребители. На их нужды отведено всего 7,53 млрд. куб. м газа, при том, что прошлогодний объем потребления составил около 20 млрд. куб. м.

Правда, пока что наибольший резонанс вызывает ситуация в коммунальном секторе. Действительно, преимущественно газовые ТЭЦ зимой обеспечивают теплом от 50 до 90% потребителей в крупных городах Украины, и снижение для них лимита на 25-30% (например, в Киеве на ближайший отопительный сезон планируется выделить им менее 1,2 млрд. куб. м против более 1,5 млрд. прошлой зимой) непосредственно скажется на большей части населения страны. Уже сейчас массовое отключение горячей воды стало не критичным, но весьма раздражающим фактором в Киеве, а зимой коммунальщики уже «обещают» еле теплые батареи и прохладную водичку из крана по цене горячей.

Но есть ли способы избежать этих экстремумов? Теоретически, да – посредством экономии тепла и энергии, а также перевода котельных на другие энергоносители. Тем более, что украинский коммунальный сектор, не получавший толком необходимых инвестиций на протяжении последней четверти века, отличается крайней неэффективностью и запредельным уровнем потерь. По данным ряда исследований, проведение элементарных мероприятий по энергосбережению может обеспечить снижение национального потребления газа на 6-10 млрд. куб. м в год.

Однако, увы, не все так просто. В последнее время в украинских СМИ публикуют различные рекомендации по сбережению тепла и экономии воды и электроэнергии в многоквартирных домах и в частном секторе. Граждане усиленно утепляют стены пенопластовыми плитами и застекляют окна в подъездах. Однако все эти меры объективно направлены на то, чтобы удержать в квартирах те крохи тепла, что будут поступать туда этой зимой. Люди сейчас тратят собственные деньги на повышение комфортности своих жилищ, но чтобы это энергосбережение стало заметным на государственном уровне, требуется обратная связь.

Чтобы энергоэкономия в квартирах превратилась в реальную экономию газа на ТЭЦ, необходимо оснастить жилые дома счетчиками тепла и поставить в подвалах тепловые пункты, регулирующие поставки теплоносителя в домовые системы в зависимости от внутренней и наружной температуры. При этом, нужно также связать эти пункты в единую информационную систему с предприятиями теплокоммунэнерго, чтобы на ТЭЦ точно знали потребности города в тепле и могли регулировать свою загрузку. Кроме того, немалый выигрыш можно получить за счет снижения потерь благодаря модернизации теплотрасс.

Проблема в том, что все эти мероприятия весьма дорогостоящие. По оценкам USAID, энергоэффективная модернизация типового 100-квартирного жилого дома, включающая утепление стен, замену окон, реконструкцию вентиляционной системы и установку теплового пункта, в 2013 году должна была стоить порядка 250-500 тыс. долл., создание одного только теплового пункта – 15-25 тыс. долл. В масштабах государства на модернизацию жилого фонда требуется, по разным оценкам, от 25 млрд. до более 50 млрд. долл.

Понятно, что этих денег в распоряжении правительства нет и не будет. Государство не сможет и не станет оказывать поддержку гражданам и организациям в проведении энерго- и газосбережения, ресурсы же населения и предприятий в настоящий момент, увы, очень ограничены. По крайней мере, этой зимой экономия газа будет осуществляться просто за счет того, что потребители не получат причитающегося им "количества" тепла.

Частные решения

Министерство финансов еще в начале июля подготовило ряд рекомендаций по сокращению потребления газа. В частности, одно из его предложений заключалось в переводе котельных с газа на другие виды топлива, например, уголь или биомассу (прессованную солому, пеллеты из древесных отходов). Некоторые такие проекты в последнее время действительно реализуются на локальном уровне. Однако в масштабах всего государства провернуть такую операцию совершенно не реально.

И дело даже не в том, что, с учетом текущего положения дел на Донбассе не понятно, хватит ли этой зимой угля даже украинским "большим" ТЭС, а для замены хотя бы 1 млрд. куб. м природного газа понадобится порядка 5-6 млн. т соломы. Перевод котельных и ТЭЦ в общенациональном масштабе на другие источники энергии потребует создания с нуля логистической инфраструктуры для обеспечения поставок миллионов тонн твердого топлива в год. В свое время одна из основных целей газификации городов как раз и заключалась в том, чтобы избавиться от этих вечных проблем с углем и дровами, просто пустив газ по трубопроводу…

Одним словом, рассчитывать на существенную энергоэкономию в коммунальном секторе не приходится по причине отсутствия средств как у государства, так у потребителей. Впрочем, в правительстве, очевидно, отдают себе в этом отчет. Поэтому основную задачу по сокращению использования газа в стране придется взять на себя украинской промышленности.

Собственно, промышленные компании Украины начали принимать меры по экономии газа еще с середины прошлого десятилетия, когда цены на него впервые пошли вверх. В этом они добились значительных успехов. В 2013 году потребление газа украинской промышленностью сократилось, по меньшей мере, на 30-40% по сравнению с 2010 годом. И хотя частично это можно объяснить выводом из строя части мощностей, большая часть уменьшения спроса пришлась именно на газосберегающие мероприятия.

В частности, за последние годы значительно снизилось использование газа в металлургии. Благодаря остановке большей части мартеновских печей, внедрению в доменном переделе установок вдувания пылеугольного топлива, более интенсивному использованию отходящих газов и другим усовершенствованиям потребности в этом ресурсе в отрасли сократились от около 6 млрд. куб. м в 2007 году до 3,1 млрд. куб. м в 2013-том. А по данным ассоциации "Металлургпром", в первом полугодии текущего года украинские металлурги использовали только 1,4 млрд. куб. м газа, на 14% меньше, чем в тот же период годичной давности.

И сейчас на некоторых металлургических предприятиях реализуются проекты, направленные на дальнейшее снижение спроса на газ. Правда, из-за неблагоприятной экономической ситуации в стране и в отрасли выполнение этих мероприятий может замедлиться. В частности, на комбинате "Арселор Миттал Кривой Рог" закрытие мартеновского цеха, которое ранее было запланировано на конец текущего года, перенесено на 2015 год.

Экономический спад в Украине, резкое увеличение убытков промышленных предприятий является сегодня, по сути, главным препятствием в достижении экономии газа и энергии. В целом ресурсо- и энергосбережение представляют собой весьма дорогое «удовольствие». Чтобы добиться существенного снижения потребления того же газа, необходимо сначала инвестировать немалые средства в модернизацию или хотя бы переоборудование котельных под другой вид топлива. Поэтому рассчитывать на то, что украинские компании в ближайшие несколько месяцев смогут разработать и реализовать непростые и затратные энергосберегающие проекты, не приходится. Реально достигнутая на предприятиях экономия, очевидно, будет незначительной, а в случае урезания лимитов промышленникам придется просто снижать загрузку мощностей, а то и вовсе останавливать производство.

При этом, судя по всему, ближайшей зимой не обойтись без "ручного управления" поставками газа на предприятия. Ведь некоторые из них сократят или прекратят его потребление по "естественным" причинам. Так, остановлены такие крупные потребители газа как химические заводы "Стирол" и "Северодонецкий Азот", оказавшиеся в зоне боевых действий. При этом, не исключено, что вследствие дефицита и дороговизны газа будут вынуждены закрыться и другие украинские химические предприятия. Вероятно, не будут функционировать в ближайшие месяцы и многие другие заводы, расположенные на Донбассе.

Судя по всему, уменьшится потребность в газе в украинской промышленности строительных материалов. По данным Госкомстата, в первом полугодии 2014 года объемы строительных работ в стране сократились на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. Однако с учетом обесценения гривны реальный спад, очевидно, намного сильнее. По крайней мере, украинские производители проката уже в мае жаловались на сокращение спроса со стороны национальной строительной отрасли на 25-30% по сравнению с прошлым годом. Так что, цементные, кирпичные и стекольные заводы, являющиеся крупными потребителями газа, уменьшают его потребление в силу объективных рыночных обстоятельств.

В то же время, в июле министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Продан отмечал, что аграрии получили лимит всего на 2 млрд. куб. м газа, в то время как для работы элеваторов, сахарных заводов и тепличных хозяйств потребуется, по меньшей мере, 2,5 млрд. куб. м. Поэтому, собственно, и предлагается расписать лимиты на газ не столько по отраслевому принципу, сколько по географическому. По словам Юрия Продана, реальные объемы поставок конкретным потребителям будут контролироваться облгосадминистрациями.

Таким образом, во время отопительного сезона в украинском газовом секторе, очевидно, будет де-факто действовать режим чрезвычайного положения с административным распределением ресурсов. В этой ситуации вкладывать немалые средства в энергосбережение и вовсе становится весьма сомнительным мероприятием. А в 2015 году, если к тому времени не будет решен вопрос с российскими поставками, Украине и вовсе придется сокращать потребление газа на десятки процентов за счет банального демонтажа целых секторов экономики.

Виктор Тарнавский

МинПром

Новини

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

ВСІ НОВИНИ ⇢