Американские горки

Публікації

Ожидается, что в текущем году спрос на сталь в США увеличится на 5-6%, опередив темпы роста мирового потребления. Производители стабильно повышают загрузку мощностей, а это увеличивает их маржу. Такие показатели приводят к росту котировок их акций, которые резко упали в 2008 году, когда экономика сорвалась в рецессию. Сейчас настроение на рынке – осторожно-оптимистичное, поскольку за последние несколько кварталов ситуация в отрасли существенно улучшилась. Компании считают, что теперь им недостает совсем немногого – защиты от импорта и восстановления экономики.

Со сдержанным оптимизмом

Сталелитейные компании США серьезно пострадали от последствий кризиса 2008 года – рецессия обвалила цены, и объемы производства пришлось резко сократить. А когда спрос начал понемногу восстанавливаться, сразу оживились иностранные конкуренты: они активизировали свой экспорт на американский рынок, и основная часть прибавки спроса стала обеспечиваться этими дешевыми поставками. В такой ситуации, у инвесторов возникли серьезные сомнения в перспективах восстановления отрасли, и акции компаний обвалились. Однако позднее ценные бумаги крупнейших производителей уверенно двинулись вверх, и теперь их котировки растут при малейших положительных переменах в отрасли.

В США крупнейший потребитель стали (40%) – строительная промышленность, которая более других отраслей пострадала от рецессии. После пика (1,2 трлн. долл.) в марте 2006 года, к февралю 2011-го расходы на строительство сократились до 746 млрд. Затем началось неспешное восстановление. Сейчас эта тенденция просматривается вполне отчетливо, хотя на докризисный уровень расходы выйдут весьма нескоро. Тем не менее, перспективы неплохие. В настоящее время разница в затратах на аренду и приобретение жилья мотивирует потребителей именно к покупке – в конечном итоге, это получается дешевле. Минимально возможные процентные ставки по ипотекам при первой покупке дома сделали собственные дома весьма доступными. По мере улучшения рынка труды в молодежном сегменте, нынешние молодые арендаторы начнут все чаще задумываться о покупке жилья. Администрация Обамы подталкивает банкиров к расширению кредитования и использованию займов Federal Housing Administration (FHA) для выдачи ипотек покупателям, приобретающим жилье впервые. При займах FHA, первый взнос составляет всего 3,5%, что весьма удобно для таких потребителей. Ожидается, что эта политика подтолкнет подъем в строительной промышленности, от которой остро зависят сталелитейные компании, в том числе, лидеры отрасли – ArcelorMittal, United States Steel Corp., Nucor Corp. и Steel Dynamics.

Второе место по объемам потребления (26%) занимает автомобильная промышленность. Крупнейший поставщик в этом сегменте рынка – ArcelorMittal, далее идут US Steel, Nucor и Steel Dynamics. В отличие от строительного сектора, в этой отрасли положительные тенденции выражены намного явственнее – восстановление рынка происходит гораздо быстрее. После обвала во время рецессии, который привел к банкротству GM и чуть не довел до него Chrysler, произошла консолидация отрасли, а в начале текущего года производство восстановилось до докризисного уровня. Годовой уровень продаж с учетом сезонных колебаний (SAAR) превышает 16 млн. единиц уже пять месяцев, и продажи растут пятый год подряд. За время рецессии автомобильный парк США изрядно постарел, в результате сформировался отложенный спрос, который теперь переходит в спрос реализовавшийся. По прогнозу правительственных аналитиков, в текущем году экономика США вырастет на 3%, индекс потребительского доверия улучшается, растет и уровень уверенности банков в качестве кредитов. Эксперты полагают, что эти факторы скомпенсируют отрицательный эффект от грядущего повышения процентных ставок. По мнению экспертов Moody’s, к концу 2015 года продажи выйдут на уровень 17 млн. единиц, а затем они уменьшатся до стабильных 15,5 млн. к концу текущего десятилетия.

С другой стороны, основная часть роста продаж, в том числе, июльского, связана с дисконтами и нулевыми процентными ставками, которые предлагают автомобильные компании. Поэтому многие аналитики сомневаются в устойчивости рыночного подъема, в отличие от автомобильных компаний и дилеров, которые уверены, что в ближайшие месяцы новые модели, привлекательные скидки и рост потребительской уверенности сохранят продажи автомобилей на высоком уровне.

На долю энергетики приходится 10% американского потребления стали, и рынок в этом секторе сейчас вступил в эпоху бурного подъема. Сланцевая революция и активное расширение добычи нефти привели к росту потребления бурового оборудования и трубопроводных труб (OCTG). Крупнейший в Северной Америке производитель этой продукции – U.S. Steel, и компания неплохо заработала на ее поставках, поскольку за 2008-2013 годы добыча нефти увеличилась на 50%. Цены на OCTG выше, чем на другие категории стали, и это обеспечивает поставщикам хорошую маржу.

Эксперты уверенно предсказывают продолжение этого подъема: сложная ситуация на Ближнем Востоке и повышенные цены на нефть создают почву для дальнейшего расширения добычи в США. Поэтому спрос на OCTG останется на высоком уровне. Опасность же сталелитейные компании усматривают в другом – основные проблемы им создает наплыв дешевого импорта, за счет которого обеспечивается почти половина потребления этой продукции в США.

Импорт всегда представлял серьезную угрозу для американских компаний, поскольку в периоды низкого мирового спроса производители из других регионов адресуют свою сталь на емкий рынок США. В последние годы объем иностранных поставок резко увеличился – этому способствуют увеличение спроса и соответствующее повышение цен. Страна оказалась крупнейшим в мире импортером стальной продукции: фактически, сейчас США импортируют четверть национального объема потребления. Разумеется, производители используют все возможности для защиты своего рынка: за 2013 год и первые два месяца 2014-го они возбудили 40 антидемпинговых дел и исков о введении компенсационных пошлин, и продолжают борьбу с импортом, в которой их активно поддерживают отраслевые профсоюзы. И правительство охотно идет им навстречу. Недавно министерство торговли США (Department of Commerce или DOC) приняло решение в пользу национальных сталелитейных компаний и ввело антидемпинговые пошлины на трубы из девяти стран.

Местные аналитики приветствуют это решение – они считают, что это шаг в правильном направлении, который поможет отрасли добиться успеха в конкуренции на мировом уровне. Сталь – капиталоемкий бизнес, с высокими постоянными издержками, и повышение уровня загрузки мощностей компаний. Сокращение объемов импорта даст возможность повысить эту загрузку, которая сейчас составляет менее 80%.

Финансовые эскулапы

Стоит напомнить, что глобальный финансовый кризис начался с проблем в субстандартном сегменте ипотечного рынка США. В погоне за прибылями, банки выдавали кредиты заведомо ненадежным заемщикам, и цепочка последствий для всего мира еще не дошла до логического завершения. После 2008 года американское правительство прилагало отчаянные усилия, чтобы вывести экономику из рецессии, а затем – чтобы стабилизировать подъем. Однако власти используют с этой целью «лекарство», весьма похожее на «препарат», который вызвал болезнь.

Чтобы остановить падение экономики, требовалось активизировать потребление, а в условиях кризиса и роста безработицы правительство усматривало для этого единственный способ: расширять кредитование. Однако банки, напуганные кризисом, резко ужесточили правила выдачи займов, поэтому, числе прочих мер, для восстановления строительной отрасли задействовали специальные программы кредитования покупки жилья. Причем ипотеки предоставляли таким же "субстандартным" заемщикам, но теперь – под правительственные гарантии. Хотя, разумеется, определенные ограничения сохранились.

Автомобильное кредитование, в отличие от ипотек, никогда не прекращалось полностью для заемщиков с кредитным рейтингом ниже 620, но число таких займов резко сократилось в 2009-2010 годах, когда общий объем выданных кредитов за 12 месяцев уменьшился на 40%. При этом, если до кризиса основная часть заемных средств использовалась для покупки новых автомобилей, то с началом рецессии значительно выросла доля займов, выданных для покупок на вторичном рынке. Поэтому для восстановления объемов продаж автомобильные компании задействовали аналогичные схемы кредитования через связанные с ними финансовые институты. Так же поступали и независимые финансовые компании, для которых субстандартные заемщики оказались привлекательной клиентской базой. В результате, восстановление в этом сегменте происходило быстрее, чем в сфере других кредитных продуктов.

При этом резко нарастала доля субстандартных займов. Некоторые потребители завышали свои возможности, а банкиры, во многих случаях, смягчали требования к таким заемщикам. Сразу после завершения рецессии этот сегмент кредитного рынка расширялся быстрее других. Позднее скорость уменьшилась и сравнялась с темпами роста в других рискованных сегментах. Все же, несмотря на двузначные цифры прироста, невыплаченные остатки задолженностей в субстандартном сегменте остаются ниже пика, через который рынок кредитования прошел в 2007 году. Параллельно, увеличивалась и доля «почти субстандартных» заемщиков, с кредитным рейтингом в диапазоне 620-699, но все же основной рост кредитования происходил за счет займов надежным клиентам.

Тем не менее, рост субстандартных ипотек и автокредитов наводит на размышления. Хотя непосредственной угрозы нового витка финансового кризиса пока не предвидится, такой способ лечения экономики представляется весьма опасным. Впрочем, опыт первого витка, вероятно, будет стимулировать правительство к жесткому контролю нынешних процессов. Но ответ на вопрос, чем это закончится для американской экономики, зависит от степени оптимизма и уровня доверия. И необязательно этот ответ окажется верным.

Галина Резник

МинПром

Новини

24 Квітня 2024

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

Сенат США схвалив пакет допомоги Україні на 61 млрд дол

Через недосконалість санкцій російські металурги стали багатшими на $50 млрд

Постачальник китайсьих труб Vorex зриває програму буріння Укргазвидобування

Для відновлення енергосистеми треба запровадити графік підвищення тарифів на електрику – експерт

У березні Україна імпортувала 8,44 тис тонн довгого прокату

Фонд підтримки енергетики України зібрав 410 млн євро

23 Квітня 2024

Уряд виділив додаткові 8 млрд грн на зведення фортифікаційних укріплень

Уряд США спрямував $7 млрд на встановлення сонячних панелей

Україна не виставлятиме газотранспортні потужності на аукціон після завершення договору з рф

ВСІ НОВИНИ ⇢