Дело на сто миллионов

Публікації

Арбитражный трибунал Постоянной палаты третейского суда в Гааге присудил выплатить 100 млн. долл. российской "Татнефти" в качестве компенсации за неудобства, связанные с потерей ею контроля над Кременчугским НПЗ (ПАО "Укртатнафта"). Такой вердикт – это откровенный проигрыш россиян в 7-летней тяжбе. Если монетизировать выгоды, которые за этот период получила группа "Приват", зашедшая в Кременчуг вместо татар, цифра получится на порядок выше.

Гуманный Гаагский суд

В цивильной юриспуденции широко распространена практика легализации самостроев, когда лицо, чтобы обойти бюрократию разрешительных органов, сначала осуществляет самовольную застройку на собственный страх и риск, а потом через суд и символический штраф узаконивает ее. Международный арбитраж в Гааге фактически сослужил нынешним владельцам "Укртатнафты" похожую услугу. Вхождение структур "Привата" в состав акционеров кременчугской компании в 2007 г., а после этого постепенная консолидация ее контрольного пакета акций не были безупречными с точки зрения права. Но вердикт международного арбитража придал этим процессам больше легитимности. Уже такой результат дорогого стоит. Даже 100 млн. долл. Хотя Игорь Коломойский перестал бы быть самим собой, если бы и в этой благоприятной ситуации не поторговался.

С одной стороны Укртатнафта" оперативно заявила, что готова компенсировать государству все издержки, связанные с выплатами по данному решению суда. С другой – Министерство юстиции Украины решило все же подать на него протест в Международный апелляционный суд в Париже. Это необходимо сделать до 29 августа. Представлять интересы украинской стороны будет довольно престижная юридическая компания Winston & Strawn. Ее услугами часто пользовался даже российский "Газпром", в т. ч. и в исках против "ЕЭСУ" и Павла Лазаренко. Но судя по опубликованной на портале госзакупок сумме гонорара Winston & Strawn – 65 тыс. долл. (без НДС), никто от них не требует сильно напрягаться.

На то, что решение Гаагского арбитража гораздо больше устраивает Украину, указывает и разная реакция на него в Киеве и Казани. Украинская сторона не стесняется комментировать свое якобы поражение. "Татнефть" же, вроде как выигравшая дело, набрала в рот воды. От оглашения вердикта прошло почти три недели, но российская нефтяная компания не проронила по этому поводу ни слова. С одной стороны она всегда может сослаться на договор о конфиденциальности, подписанный с правительством Украины еще в 2013 г. и предусматривающий неразглашение деталей арбитражного процесса. С другой – "Татнефть" вряд ли удовлетворена результатом. Даже вначале конфликта на "Укртатнафте", еще на досудебной стадии, она оценивала свои потери в 450 млн. долл., на пике же судебных претензий татары намеревались взыскать с Украины 2,4 млрд. долл.

По мнению партнера международной юридической компании Integrites по вопросам международного арбитража Всеволода Волкова, "Приват" легко отделался в этом процессе, даже если рассчитываться с "Татнефтью" вместо государства придется ему. Тем более, что расплату можно отсрочить. "Обращение Украины в апелляционный суд сможет затянуть выплату компенсации "Татнефти" еще примерно на год, – говорит юрист. – После этого россияне либо получат причитающуюся им по решению суда сумму, либо станут требовать взыскания на украинские активы за рубежом".

Рассмотрение иска "Татнефти" по сути началось только в прошлом году по процедуре, предусмотренной Комиссией ООН по праву международной торговли (UNCITRAL). До того времени стороны обменивались письменными претензиями и объяснениями. В итоге со временем оглашения приговора "Привату" отчасти повезло. Годом ранее тот мог быть и построже. Фемида по определению должна быть слепой и непредвзятой. Но сегодня в Европе не комильфо принимать решения в пользу российских субъектов. Решение о том, что Россия как государство должна выплатить более 50 млрд. долл. акционерам "ЮКОСа" издал в конце июля тот же Международный арбитражный суд в Гааге. В данном случае он полностью признал факт экспроприации активов "ЮКОСа". В деле же "Укртатнафты" ничего подобного не произошло. Но тут "Татнефти" приходится пенять на себя. Структура ее владения "Укртатнафтой" не отличалась прозрачностью. И "Приват" по полной воспользовался этой слабинкой.

"Корсан" – имя собирательное

На конец 2007 г. в составе акционеров ПАО "Укртатнафта" была только одна компания, связанная с Игорем Коломойским – ООО "Корсан" (Днепропетровск), владеющее 1,2% акций компании. Сегодня у "Корсана" уже 48,2% акций Кременчугского НПЗ, еще 8,6% зарегистрированы на другую днепропетровскую компанию "Вилорис". Остальные 43% акций числятся за "Нафтогазом Украины". С последним у "Привата" неровные отношения, но даже в период оттепелей, как сейчас, госкомпанию к управлению заводом близко не подпускают.

Ситуативными союзниками НАК и «Приват» выступили и 7 лет назад, когда 19 октября 2007 г. в директорский кабинет Кременчугского НПЗ при поддержке тренированных ребят из охранной фирмы вернулся Павел Овчаренко, возглавляющий завод до сих пор. "Татнефть" восприняла приход Овчаренко как рейдерский захват предприятия. Но официальный Киев после некоторых колебаний эти действия не осудил. Более того, он нанес "Татнефти" удар с другой стороны, признав незаконным договор купли-продажи более 18% акций "Укртатнафты" двумя иностранными компаниями – Am Ruz и Sea Group (на основании того, что акции были уплачены векселями, а не живыми деньгами). На тот момент упомянутые фирмы уже контролировались менеджерами "Татнефти". Впоследствии эти 18% у государства выкупил "Корсан". Несколько позже подобная история произошла и с пакетом величиной в 28,8% акций "Укртатнафты". В 2009 г. его списали со счета Министерства земельных и имущественных отношений Татарстана, в 2010-м – продали "Корсану".

Татарской стороне поставили в вину невыполнение инвестиционных обязательств, за что ее и наказали лишением актива. Невыполнение заключалось в недопоставке нефти на Кременчугский НПЗ, а сырье на завод "Татнефть" перестала отправлять с 2008 г. в знак несогласия с назначением Павла Овчаренко. Образовался некий замкнутый круг. "Татнефть" обвиняла украинцев в захвате ее имущества. "Укртатнафта" в ответ выдвинула претензии, что бывший татарский акционер никогда не обеспечивал предприятие нефтью в тех объемах, в которых обещал на момент создания СП в Кременчуге в 1994 г. Суммарно недопоставку оценили в более чем 60 млн. тонн, недополученную Кременчугским НПЗ прибыль – в 2,5 млрд. долл.

В 2010-м последних татар попросили удалиться из наблюдательного совета "Укртатнафты", после чего корень «тат» из названия можно было выбрасывать. Большинство мест в НС заняли люди, близкие к Игорю Коломойскому и харьковскому бизнесмену Александру Ярославскому. Ярославский оказал днепропетровскому коллеге финансовую поддержку при собирании контрольного пакета акций "Укртатнафты" в один флакон, играя при этом роль пассивного акционера. Сегодня мнения аналитиков расходятся насчет того, остается ли Ярославский владельцем доли в компании до сих пор, ведь в конце прошлого года шли разговоры о том, что ее очень стремился заполучить создатель группы ВЕТЭК Сергей Курченко. Но последующий крах ВЕТЭКа вряд ли дал возможность свершиться подобной сделке. Поэтому Игорь Коломойский сейчас чувствует себя в Кременчуге вполне комфортно и даже позволил себе такую роскошь, как проведение впервые за 5 последних лет собрания акционеров "Укртатнафты". Оно запланировано на 15 сентября.

Золотая смычка

После переломного 2007 г. «Укртатнафта» быстро превратилась в безнадежно убыточную компанию. Каждый год она стабильно заканчивала с минусом в 1 млрд. грн. и более. Но в 2013 г. тенденция неожиданно изменилась, и компания задекларировала умеренную прибыль по итогам года – 260 млн. грн. За первое полугодие 2014-го размер чистой прибыли составил уже 460,5 млн. грн. Это, конечно, все еще капля в море на фоне 5,7 млрд. грн. нераспределенных убытков, висящих на компании. И что интересно, рост прибыльности на Кременчугском НПЗ сопровождался значительным падением объемов производства. Так, в 2013 г. предприятие сократило выпуск бензинов на 35%, дизтоплива – на 20%., в первом полугодии-2014 – еще на 27,4% и 14,4% соответственно. Увеличивалось в этот период лишь производство низкомаржинального мазута.

Тогда за счет чего появилась прибыль? В "Укртатнафте" раскрывать ее источники не пожелали. Поэтому придется догадываться самим. Первый интересный нюанс обнаружен в прошлогодней отчетности компании. Оказалось, что 2013 г. "Укртатнафта" не только покупала украинскую нефть, но и продавала ее. Причем не на слабую сумму – свыше 1,2 млрд. грн. Исходя из прошлогодних среднерыночных цен – это более 200 тыс. тонн нефти. Как сказано в отчете "Укртатнафты", эти продажи осуществлялись по договорам с государственной нефтетранспортной компанией "Укртранснафта". Последняя же в свою очередь сообщает о том, что в 2013 г. произвела на давальческих условиях на Кременчугском НПЗ 195 тыс. тонн нефтепродуктов. Второй нюанс заключается в том, что главный добытчик и поставщик сырья в Кременчуг – компания "Укрнафта" – в прошлом году снизила прибыльность сразу в 7 раз. Нюанс третий, общеизвестный, – и "Укртатнафта", и "Укртранснафта", и "Укрнафта", несмотря на совершенно разные пропорции государственного участия в их капитале, одинаково цепко контролируются группой "Приват". И как раз наличие смычки из трех этик компаний предоставляет группе Коломойского максимум возможностей по перебрасыванию денег из кармана в карман и зарабатывания на подобных финансовых трансферах.

Иными словами, главная ценность Кременчугского НПЗ в том, что он часть большой отлаженной системы – от скважины до бензоколонки. И чтобы сохранить ее в целостности и неприкасаемости, "Приват" вполне готов будет заплатить "Татнефти" 100 млн. долл. отступных. Тем более, что за 7 лет имел массу удобных случаев окупить эти расходы сторицей. И, вероятно, будет иметь еще. Самый свежий пример – реализация на двух последних аукционах (в мае и июле 2014 г.) отечественной нефти, которую "Укртатнафта" приобрела по цене примерно на 15% ниже рыночной. По оценкам директора консалтинговой компании "А-95" Сергея Куюна, упущенная прибыль компании "Укрнафта" при этом составила 1,1 млрд. грн. – фактически получается сумма, адекватная претензиям "Татнефти" к Украине. А ведь половина из этого миллиарда – деньги государства, как обладателя 50-процентного пакета акций "Укрнафты".

Игры с ценами на нефть, топливо и услуги переработки – это классические методы извлечения добавочной стоимости для "Привата" из своей неформальной нефтяной вертикали. Но параллельно группой практиковались и более оригинальные ходы. Например, в 2009 г. "Укртранснафта" по просьбе Кременчугского НПЗ перевела в реверсный режим Приднепровские магистральные нефтепроводы, чтобы поставлять по ним на завод нефть, поступающую морем из Азербайджана в Одессу. Довольно скоро азербайджанский ресурс иссяк, зато трубу назад уже никто не разворачивал и один из немногих кременчугских конкурентов на внутреннем рынке – Одесский НПЗ – оказался полностью отрезанным от путей поставки сырья. Или еще один занятный пример. В 2009-2010 гг. Кременчугский НПЗ массированно выбросил на рынок диковинный продукт – компонент бензиновый. По сути, он ничем не отличался от обычного 92-го и 95-го бензина, кроме названия, но облагался в 6 раз меньшим акцизом. Пока схему прикрыли, приватовцы сэкономили на налогах, по подсчетам экспертов, более 300 млн. грн. Вот из таких колоритных фрагментов и состоит вся трудовая биография "Укртатнафты".

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

25 Квітня 2024

Модель економічного бронювання порушує основоположні принципи конституції – юрист

Тариф на світло треба поступово збільшити до ринкового – експерт

Сумихімпром після тривалої паузи відновив роботу

Україна може стати одним із найважливіших транспортних хабів Європи

НБУ погіршив прогноз зростання української економіки до 3%

Австралійська Mineral Resources збільшила видобуток літію

У НБУ очікують на уповільнення темпів інфляції

Нацбанк знизив облікову ставку до 13,5%

В Німеччині скорочується споживання сталі

SSAB очікує зниження цін на сталь у другому кварталі

Імпорт сталі до США у березні зріс на 1,5%

Нігинський кар’єр повторно виставили на аукціон за 26,32 млн грн

Україна продовжила антидемпінгові мита на імпорт арматури та катанки з рф

До порту Одеси прибув великий контейнеровоз з Китаю

Держава має прибрати перепони, які блокують інвестиції в розвиток зеленої енергетики – адвокат 

Centravis збільшив випуск труб на 14%

ВСІ НОВИНИ ⇢