ЗАлК сравняли с нулем

Публікації

Группа "Русал" Олега Дерипаски приняла решение закрыть последнее живое производство на Запорожском алюминиевом комбинате – линию по выпуску катанки. Это дает украинским властям дополнительный стимул, чтобы довести до логического конца процесс национализации комбината.

Ни литья, ни катанки

Ранее ЗАлК избежал участи "Криворожстали", хотя в списках кандидатов на реприватизацию ходил под вторым-третьим номером. Сначала Фонд госимущества обвиняли в нарушениях процедуры продажи комбината, в результате чего предложивший на треть высшую цену Константин Жеваго проиграл торги. А позже уже и сам ФГИ стал требовать от собственников ЗАлКа в лице российского бизнесмена Олега Дерипаски полного выполнения условий инвестиционного договора. Когда этого не случилось, ФГИ вместе с Генпрокуратурой попытались вернуть 68% акций ЗАлКа через суд. Предыдущий пик такой исковой активности пришелся на 2010 год, когда стало очевидно, что Олег Дерипаска вычеркнул украинский комбинат из списка перспективных.

В 2009 из эксплуатации было выведено сразу несколько сотен запорожских электролизеров (агрегатов по производству первичного алюминия) – примерно три четверти всех мощностей. В апреле 2011 электролизерный цех был законсервирован полностью. Предприятие перепрофилировали на выпуск алюминиевой катанки из российского полуфабриката. С августа 2014 года свернут и этот процесс. Теперь тут будут заниматься исключительно переклеиванием бирок на поступающую из России готовую катанку.

Ее импортом и продажами должно заниматься свежесозданное предприятие "Алюминиевая катанка Запорожья". "Фактически это структура, которая будет получать российскую катанку, перебивать бирки и отправлять потребителям", – объяснил агентству "Интерфакс-Украина" источник в ЗАлКе. Смысл подобной схемы, как объяснил МинПрому один из запорожских металлотрейдеров, экономия на таможенных платежах. Ведь, скорее всего, российская катанка будет поступать не как готовый продукт, а как сырьевой компонент.

Остановку электролизеров на ЗАлКе в 2010-2011 годах еще можно было воспринимать как часть глобального тренда. Из-за неблагоприятной мировой конъюнктуры "Русал" закрывал мощности по выпуску первичного алюминия не только в Украине. Подобная печальная участь массово постигла и российские активы группы. Электролиз остановили на Волгоградском, Богословском, Уральском, Волховском, Надвоицком заводах, сократили производство на Новокузнецком, Иркутском, Саянском и Хакасском. Но с катанкой дело обстоит совершенно иначе. В данном случае имеет место явный протекционизм. Закрывая ЗАлК, Олег Дерипаска стремится полностью зачистить рынок для продукции своего же Кандалакшинского алюминиевого завода (КАЗ).

"Русал" вложил 20 млн долл. в закупку нового немецкого литейного оборудования для КАЗ, монтаж которого завершается в сентябре, после чего предприятие сможет ежегодно выпускать 51,7 тыс. тонн катанки диаметром от 9 до 25 мм – вдвое больше нынешнего. Этих дополнительных объемов вполне достаточно, чтобы заместить продукцию ЗАлКа на украинском рынке. За прошлый год запорожский комбинат произвел около 17 тыс. тонн алюминиевой катанки. В первом полугодии 2014 года спрос на эту продукцию, как утверждают, в дирекции предприятия значительно упал.

Основными ее потребителями традиционно являются отечественные производители кабельной продукции. Они резкого спада объемов производства в первом полугодии не подтверждают, но отмечают существенный рост цен на запорожскую катанку. Возможно, это делалось искусственно. Хотя в руководстве ЗАлКа утверждают, что в связи с ростом тарифов на газ, электроэнергию, а также расходов на транспортные грузоперевозки и таможенное оформление сырья, производственная себестоимость катанки на комбинате возросла и в три раза превышает показатель российских аналогов. Вместе с тем ранее специалисты комбината подготовили для материнской компании обоснование, доказывающее экономическую целесообразность продолжения выпуска алюминиевой катанки на комбинате. Правда, для этого необходимо было расщедриться на капитальный ремонт печи. "Русал" счел такие издержки излишними. Хотя на модернизацию Кандалакшинского алюминиевого завода он потратил значительно больше.

На ЗАлК через НГЗ

Одна из ключевых претензий Фонда госимущества к нынешнему хозяину ЗАлКа как раз и сводится к тому, что тот не выполнил обязательств по вложению инвестиций в комбинат. Формальным поводом для обращения в суд стал отказ "Русала" погашать кредит на 76 млн долл., взятый запорожским предприятием под гарантии правительства еще в 1994 году для организации производства фольги. Россияне пришли на ЗАлК в 2001 и теперь упираются, что этот долг не имеет к ним никакого отношения. По логике вещей они правы, тем более что фольгопрокатный проект оказался мертворожденным. Но когда шла приватизация комбината, соглашались ведь погасить данный заем и, кроме того, вложить еще не менее 200 млн долл. в развитие актива. Но, получив желаемое, Дерипаска поспешил взять данное слово обратно. И выставить претензии ему непросто. ЗАО "АвтоВАЗ-Инвест", выступающее по документам покупателем 68% акций ЗАлКа в Украине, уже ликвидировано. А после серии перепродаж этот пакет вместе с несколькими мелкими теперь сконцентрирован в руках кипрской компании Velbay Holdings Limited. Ныне она является держателем более 90% акций комбината.

В июле прошлого года в прессе появилась информация, что украинские власти разослали ряду нескольких транснациональных алюминиевых компаний и инвестфондов предложения приобрести ЗАлК или создать на его базе СП – естественно, после реприватизации комбината. Но, как сообщил МинПрому источник в Минэкономразвития, пока предприятие де-юре находится в собственности "Русала" (если быть совсем точным – аффилированных с ним структур), речь может идти не больше, чем о каких-то неформальных консультациях. Никто из серьезных инвесторов не вложит деньги в актив, настолько отягощенный и политическими, и экономическими рисками.

Но у Дерипаски в Украине есть одна чувствительная точка, надавливая на которую украинские чиновники могут вынудить его все же покинуть ЗАлК, к тому же ставший ему ненужным. Как известно, кроме комбината в Запорожье, под флагами "Русала" работает и глиноземный завод в Николаеве. В алюминиевом холдинге Дерипаски он производит более 20% всего глинозема, и терять его или закрывать российский бизнесмен никак не намерен. Но у НГЗ в 2014 году окончился 15-летний договор аренды мощностей Днепро-Бугского порта – единственного канала доставки на завод бокситов, основного сырья для завода. ФГИ с Министерством инфраструктуры решили договор разорвать, но в августе завод отстоял в Хозяйственном суде Киева свое право продлить арендный договор еще на 15 лет. Теперь мяч на стороне госорганов, которые готовятся опротестовать данный вердикт. Но вполне возможно, что днепро-бугские причалы станут разменной монетой в споре с Дерипаской вокруг "ЗАлКа". Ведь по большому счету никому другому, кроме НГЗ, они не нужны. Завод же заинтересован выкупить землю под причалами.

Свет не по карману

Следующий вопрос, который волнует специалистов: даже если алюминиевый комбинат вернется в госсобственность, можно ли его реанимировать? Бывший директор ЗАлКа, ветеран украинской алюминиевой металлургии Иван Бастрыга считает, что это реально. Свои предложения по этому поводу он уже направил Президенту страны Петру Порошенко. Но есть и те, кто убежден, что "Русал" оставил после себя в Запорожье руину – проще строить аналогичный комбинат с нуля. Особенно учитывая, что часть оборудования электролизерного и глиноземного цехов уже вывезена с территории предприятия. А то, что осталось, морально устарело.

Только за прошлый год активы комбината сократились на 17 % и составляют сегодня 452,7 млн грн. Пять лет назад активы ЗАлКа оценивались чуть ли не в три раза дороже – в 1,17 млрд грн. Если пересчитать в долларах, пропасть окажется еще глубже. Свидетелями упадка выступают и другие цифры. Еще в 2007-2008 годах на ЗАлКе работали около 5 тыс. сотрудников, теперь – менее 100. Тогда он производил более 100 тыс. тонн первичного алюминия в год, теперь – ноль. Его проектные мощности состояли из 570 электролизных печей, теперь большинство из них не просто законсервировано, но неработоспособно. В ответ на обвинения в закрытии алюминиевых мощностей у "Русала" всегда были наготове две отговорки: слишком высокие цены на электроэнергию в Украине и слишком плохая конъюнктура на внешних рынках. Но если бы россияне после выкупа контрольного пакета ЗАлКа поспешили модернизировать электролизеры на более эффективные, то они могли бы экономить сейчас до 30% электричества, и проблема энерготарифов не стояла бы перед предприятием столь остро.

На момент закрытия основной части электролизеров в 2009 году себестоимость производства первичного алюминия, по данным самого предприятия, составляла 2500 долл./тонн, что на 100 долл. превысило тогдашнюю цену на алюминий на Лондонской бирже цветных металлов. Попытки договориться с правительством о льготном тарифе на электроэнергию не увенчались успехом. Одним из основных противников такой поблажки был тогдашний (и нынешний) министр энергетики Юрий Продан. А на ЗАлКе на электричество приходилось 46% в общей структуре себестоимости первичного алюминия, тогда как у его зарубежных конкурентов, в том числе и большинства российских – лишь 20-30%. Причем такой низкий показатель обеспечивался не столько специальными тарифами на электроэнергию, сколько применением более передовых технологий.

Меньше, но дороже

Кроме того, в 2008-2009 годах мировой рынок алюминия стремительно обвалился, от чего серьезно пострадали и более современные алюминиевые предприятия, чем ЗАлК. В 2011 после некоторого роста был зафиксирован еще один обвал, правда, медленный, который длился практически до конца прошлого года. И только в 2014 многие аналитики впервые отмечают позитивную динамику на рынке данного металла, хотя цена на него в Лондоне едва перевалила за 2000 долл./тонн. Впрочем, даже при такой цене первичный алюминий от ЗАлКа в его нынешнем виде был бы неконкурентоспособным на внешних рынках. Тем более что нынешние цены вверх гонит не рост потребления, а глобальное сокращение мощностей по производству алюминия.

Тот же "Русал" Олега Дерипаски намерен в 2015 году сбавить обороты алюминиевого производства по сравнению с показателями 2012 года на 650 тыс. тонн. В таком случае группа выпустит всего 3,55 млн тонн алюминия – самый низкий результат с 2008 года. Алюминиевые заводы закрываются и в Австралии – в частности, Point Henry, принадлежащий компании Alcoa, и Kurri Kurri (Norsk Hydro). При этом Alcoa планирует закрыть и не работающий уже два года завод Portovesme в Италии, а также сократить объемы выплавки алюминия в Бразилии. В целом в мире в 2014-2015 годах может закрыться до 50 алюминиевых производителей. Зато цены на этот металл, похоже, будут и дальше расти.

Российская инвесткомпания "Атлант-Финанс" считает, что в краткосрочной перспективе алюминий будет дорожать на 1-2% в месяц и к 2016 году его цена достигнет отметки в 2500 долл./тонн. Западные аналитики более осторожны в оценках, но саму тенденцию подтверждают. По их расчетам, уже в 2014 мир впервые с 2006 года может ощутить дефицит алюминия, в 2015 дефицит может вырасти до серьезных размеров. В частности, японская Sumitomo Corp. оценивает дефицит текущего года в 61 тыс. тонн, а следующего – уже более чем в 500 тыс. тонн. Специалисты упоминавшийся выше Alcoa говорят даже о возможном дефиците алюминия в объеме 930 тыс. тонн. Они объясняют свое видение тем, что спрос на металл вырастет со стороны большинства категорий потребителей, но в первую очередь – со стороны аэрокосмической и строительной индустрии.

В ракурсе ЗАлКа текущая конъюнктура в мире – это палка о двух концах. С одной стороны, торговля алюминием становится более прибыльным делом, с другой – выживают в ней только самые эффективные производства. Поэтому даже если запорожский комбинат будет возращен в государственную собственность и передан новому владельцу, то одновременно правительству страны придется дать предприятию то, что оно так долго отказывалось давать "Русалу" – электричество по льготной цене. Без этого комбинату не подняться никогда. Но такой тариф возможен только при двух условиях – наличии механизма компенсации потерь энергетикам и четкой программы модернизации ЗАлКа.

Еще одним залогом выживания предприятия может стать возврат отечественного рынка сбыта. До 2009 года более 80% запорожской алюминиевой чушки продавалось в Украине, а в числе клиентов ходили Завод им. Малышева, "Мотор-Сич", "Запорожтрансформатор", АНТК им. Антонова, "ФЭД" и др. Все они сегодня вынуждены потреблять продукцию российских заводов Дерипаски.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

25 Квітня 2024

Данія може інвестувати у портову інфраструктуру України

Три чверті роботодавців відчувають дефіцит кадрів

24 Квітня 2024

Байден підписав закон про надання Україні 61 млрд дол підтримки

Україна отримала черговий транш допомоги від ЄС на 1,5 млрд євро

Anglo American зберігає видобуток залізної руди на стабільному рівні

Постачання критично важливих акумуляторних металів задовольняє сьогоднішній попит

Заводи Ostchem виготовили 520 тис тонн мінеральних добрив у I кварталі

Енергетики продовжуватимуть вечірне обмеження постачань для промисловості

Інтерпайп пропонує скоригувати систему бронювання працівників

Канада збільшує видобуток залізної руди

Мініекономіки планує пришвидшити підписання промислового безвізу з ЄС

Канада дозволила компанії Airbus використовувати російський титан

Безпілотники атакували меткомбінат у Ліпецьку, якій постачає сталь для російської оборонки

Рада планує надати переваги працюючому “у білу” бізнесу

В енергосистемі зберігається дефіцит електроенергії

Пакистан у березні суттєво збільшив імпорт металобрухту

ВСІ НОВИНИ ⇢