Западный угольный фронт

Публікації

Шахты Львовско-Волынского угольного бассейна за год дают на-гора в 2-3 раза меньше угля, чем на Донбассе за месяц. Но так было до АТО. После того как значительная часть шахт на востоке страны выведена из строя, у западноукраинских горняков появилась возможность увеличить и сбыт, и добычу.

Несчастье помогло

В 2013 году на госпредприятии "Львовуголь" добыли чуть больше 1 млн тонн каменного угля. В году текущем компания отчиталась о первом миллионе уже накануне Дня независимости. По словам и. о. гендиректора "Львовугля" Андрея Дяченко, сейчас среднесуточная добыча по компании достигла 5 тыс. тонн, уже в текущем году планируется довести ее до 8 тыс. тонн. Понятно, что полностью заместить Донбасс Львовско-Волынский бассейн не способен, но сгладить дисбаланс ему вполне по силам. Можно вспомнить, что в середине прошлого десятилетия объемы добычи "Львовугля" достигали 2,5 млн тонн в год, в середине позапрошлого – 5 млн тонн, исторический максимум достигал 30 млн тонн.

По данным Минтопэнерго Украины, если в начале августа более-менее стабильно работали около 59 из 93 государтвенных угольных компаний, то к концу месяца таких осталось 24, и сосредоточены они либо на западе Донецкой области, либо на западе Украины. "39 шахт работают в режиме откачивания воды, и там задействовано минимальное количество людей, четыре полностью разбиты", – такие цифры привел 22 августа на круглом столе в Киеве начальник департамента реформирования угольной промышленности Минэнергоугля Александр Вивчаренко. В Независимом профсоюзе горняков Украины подобные оценки в целом разделяют. По словам главы НПГУ Михаила Волынца, сегодня из-за перебоев с подачей электроэнергии на Донбассе началось затопление около 10 шахт. Большинство из них еще можно спасти, но каждый день делает процесс все более необратимым. К тому же даже те шахты, что работают, далеко не всегда могут отгрузить товар из-за разрушенных железнодорожных путей.

Июльское падение угледобычи на Донбассе на 20% (в августе, вероятно, будет еще больше) заставило правительственных чиновников заговорить о необходимости импорта энергетического угля. Но одновременно и внутренние потоки поставок угля переформатировались. ТЭС Правобережной Украины как никогда были рады ресурсу из Львовско-Волынского бассейна. Фактически весь прошлый год и даже половину текущего руководство "Львовугля" сетовало на отсутствие сбыта и затоваренные склады. Сейчас эта проблема отпала сама по себе.

Еще по состоянию на 1 апреля на складах компании лежало около 300 тыс. тонн угля, то есть они были заполнены почти на 90%. За один только второй квартал 175 тыс. тонн этих неликвидов вымели. В июне "Львовуголь" отгрузил заказчикам рекордный месячный объем – 115 тыс. тонн. "Я не помню такой цифры за все годы своей деятельности на предприятии, – говорит и. о. генерального директора компании Андрей Дяченко. – Это позволило нам заработать почти 80 млн грн. и решить ряд социальных вопросов, своевременно выплачивать заработную плату, осуществить расчеты с коммунальщиками, уплатить налоги в бюджет". Что ж, следующие летние месяцы порадовали дирекцию еще сильнее. В августе, например, объем добычи превысил 140 тыс. тонн.

Ползущая техреволюция

Часть свежезаработанных денег была реинвестирована и в производственные процессы, благодаря чему в июле запущены новые лавы на шахте "Степная", в августе – на шахтах "Червоноградская", "Возрождение" и "Заречная". Правда, заряжать эти лавы приходится комплексами и комбайнами, уже побывавшими в эксплуатации прошедшими капремонт. На новую технику "Львовуголь" пока не накопил. Однако надеется теперь на большее внимание со стороны государства, в том числе и материальную подмогу.

Побывавший недавно в Червонограде первый заместитель министра энергетики и угля Юрий Зюков пообещал посодействовать в финансировании из бюджета работ по введению в строй нового высокопродуктивного забоя № 134 на шахте Степная (прогнозируемые объемы добычи – 1200 тонн в сутки). Но стоить это будет свыше 100 млн грн. В прошлом году рассматривалась возможность реализации данного проекта за счет средств китайского государственного кредита для украинской угольной отрасли. Но тогда одеяло на себя перетянули восточные шахты, а сегодня вообще под вопросом стоит само предоставление кредита.

Хотя как раз забой-134 – это самый эффективный с точки зрения капиталовложений проект "Львовугля". Ведь, во-первых, здесь будет добываться низкозольный уголь, тогда как большинство производимого на западе страны угля характеризуется высокой зольностью. Поэтому ранее электростанции и брали его с неохотой. Но теперь выбора нет. Во-вторых, по своему оснащению и себестоимости добычи "Степная" несколько выигрывает на фоне других шахт региона. К примеру, она же перешла на анкерное крепление, что позволило удешевить проведение горных выработок, – экономия достигает до 30%.

В целом на финансирование разработанной Минэнергоугля программы технического переоснащения ГП "Львовуголь" планировалось в 2014 году выделить 327,4 млн грн. Но вряд ли компания сможет в полной мере освоить эти средства. С одной стороны, ведомственный бюджет ввиду последних негативных тенденций в отрасли скуден, с другой – все шахтные ремонтно-механические заводы расположены на востоке страны, так что даже при наличии денег непросто заказать услуги и запчасти. В то же время без надлежащей модернизации существенно повышать объемы добычи "Львовуглю" не удастся. Согласно информации Андрея Дяченко, последнее более-менее серьезное обновление техники было на предприятии в 2004 году. За 10 лет и это оборудование уже устарело, не говоря уже о более давнем. Например, порядка 70% креплений на горных выработках служит еще с 1980-1990 годов.

Секреты обогащения

А еще Львовско-Волынский угольный бассейн не сможет стабильно работать не только без технического перевооружения, но и без эффективного обогащения угля. Только 30% добываемых на Западе углей имеют низкую зольность (в основном это Сокальский пласт), у остальных показатель зольности – 53-58%. Да и уровень серы слишком высок (бывает до 4%). Без обогащения этот товар не возьмет ни одна котельная, если у нее нет специального сжигающего оборудования. В Украине его нет ни у кого.

Зато обогатительная фабрика в регионе есть – единственная, но крупная. Центральная обогатительная фабрика "Червоноградская" в свое время считалась третьей по мощности в Европе и была рассчитана на переработку до 9,6 млн тонн угля в год. Однако сейчас она находится в глубоком кризисе и из-за нехватки оборотных средств не в состоянии рассчитаться не только со своими работниками по зарплате, но даже регулярно оплачивать воду, свет, газ. Поэтому местные энергетики регулярно отключают ее от электричества. Рикошетом это бьет по шахтерам.

Местные власти во всех бедах винят владельцев "Червоноградской" – Львовскую угольную компанию (ЛУК), контрольный пакет которой сконцентрировала группа луганских фирм (их связывали с именами Юрия Иванющенко и Натальи Королевской). Фонд госимущества безуспешно пытается продать свои 37,5% акций в ЛУК уже несколько лет подряд. Очередная продажа намечена на 17 сентября. Но она может быть интересна лишь для того, кто предварительно договорится о выкупе пакета у луганского пула. Либо же компанию лишат имущественных прав через суды. Во Львовском облсовете такие идеи уже витали. После чего фабрику предлагали передать в управление непосредственно "Львовуглю". Ему бы сегодня это не помешало.

Для стабилизации работы фабрики необходимо, чтобы она ежемесячно выпускала не менее 150-180 тыс. тонн угольного концентрата. Сейчас ее продуктивность в 1,5-2 раза меньше. ГП "Львовуголь" готово обеспечить "Червоноградскую" сырьем в нужных объемах, но ожидает в ответ бесперебойной работы – без стачек и простоев. Кроме того, отношения между обогатителями и шахтерами омрачают спорные 38 млн грн., которые, как считают во Львовской угольной компании, "Львовуголь" задолжал им за услуги, выполненные в 2004-2008 годах. Впрочем, сейчас между двумя субъектами царит относительное перемирие, поскольку изменение ситуации на внутреннем рынке угля дает шанс обеим выкарабкаться из нужды.

Уголь в пороховницах

Львовско-Волынский угольный бассейн был открыт в начале прошлого века, но его систематическая разработка началась только после Второй мировой войны. В 1951 году Советский Союз даже затеял с Польшей обмен территориями, чтобы получить перспективный бассейн целиком в свое распоряжение. Его площадь – примерно 10 тыс. кв. км, из которых сегодня более 5 тыс. кв. км – участки с выявленной промышленной угленосностью. Уголь в регионе залегает гораздо ближе к поверхности, чем на Донбассе, – преимущественно в интервале глубин 300-550 м, и, как правило, в горизонтальных пластах. Однако истощенность шести основных месторождений и финансирование бассейна по остаточному принципу в последние полвека (львиную долю капиталовложений съедали Донбасс и Кузбасс) сформировали устоявшееся мнение о невыгодности дальнейшего развития "Львовбасса". Возможно, сегодня настал момент переоценки ценностей.

По прогнозам Западного научного центра НАН Украины, имеющихся запасов Львовско-Волынского угольного бассейна хватит на добрых несколько десятков лет активной разработки, а ведь в процессе могут быть открыты и новые залежи. По состоянию на 1 января 2010 года у "Львовугля" имелось 167,8 млн тонн балансовых запасов и 67,4 млн тонн внебалансовых. Правда, из них только 42 млн тонн считались такими, что подлежат разработке с применением существующего оборудования и при этом могут приносить прибыль. Оставшуюся часть запасов специалисты Киевской политехники предлагают разрабатывать с активным применением бурошнековых технологий, которыми сейчас "Львовуголь" не обладает. По одной простой причине – их внедрение на 4 наиболее перспективных шахтах обойдется не менее чем в 1,5 млрд грн.

Сейчас в состав предприятия входят 8 шахт, работающих с разной интенсивностью и разной рентабельностью, поэтому некоторые слабые шахты приходится удерживать за счет более успешных. В прошлом году была закрыта шахта "Визейская", и это уже дало позитивный эффект для компании. Раньше на ее содержание тратили около 2 млн грн. в месяц, сейчас – 300 тыс. грн. Однако больше закрытий в структуре "Львовугля" не предвидится. Более того, Кабмин в августе исключил из приватизационных списков шахту "Заричная", решив приберечь ее в госсобственности.

Как бы ни развивались события на востоке страны в ближайшее время, до конца года ударные работы "Львовуглю" обеспечены. Запасы топлива на западных ТЭС (Бурштынской, Добротвирской, Ладыжинской) сегодня гораздо ниже прошлогодних, их склады накануне отопительного сезона не заполнены и наполовину. Павлоградский уголь в последнее время заходит сюда в минимальном количестве, предполагаемый морской импорт угля, скорее всего, также будет нацелен на тепловые станции в восточных областях Украины. Поэтому львовским горнякам судьба даровала хороший шанс продемонстрировать свою состоятельность и незаменимость. Другой вопрос, получится ли у них превратить сиюминутный тренд в долгоиграющий. Это во многом зависит и от поддержки со стороны Минэнергоугля, особенно в первые годы потенциального угольного ренессанса на Западной Украине.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢