kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Антикризисные турбины

10.09.14
размер текста:

В сегодняшних сложных условиях харьковский завод "Турбоатом" продолжает модернизацию производства и выполнение контрактов. Дальнейшие перспективы предприятия будут зависеть от ситуации в стране, а также от итогов его приватизации.

Несмотря на обстановку в стране, харьковский завод "Турбоатом" продолжает модернизировать основное оборудование. Так, в конце августа стало известно, что до конца года будут обновлены три обрабатывающих центра для крупногабаритных деталей – 6640Ф2, НС-33Ф2 и Skoda-200, работы выполняются совместно с технологами компаний Waldrich Coburg (Германия) и Skoda (Чехия). На предприятии уточняют: после капремонта на продольно-фрезерном станке 6640Ф2 будет установлен современный суппорт (основной узел закрепления и перемещения режущего инструмента), новая 5-координатная универсальная головка и современная система ЧПУ немецкой фирмы Siemens. Главный инженер Григорий Ищенко уточняет, что в результате повысится качество деталей, сократятся производственные циклы, а также появится возможность равномерно распределить нагрузку на существующие станки и делать текущие ремонты основных агрегатов без остановки цеха.

Напомним, завод является одним из лидеров мирового турбиностроения и обладает полным циклом выпуска турбин для тепловых электростанций и ТЭЦ, АЭС, ГЭС, гидроаккумулирующих электростанций, а также газовых турбин и парогазовых установок для ТЭС, другого энергооборудования. Ежегодная производительность по паровым турбинам – 8 млн кВт в эквиваленте, по гидравлическим – 2 млн кВт. Считается, что на деятельность "Турбоатома" оказывает влияние промхолдинг "Энергетический стандарт" во главе с Константином Григоришиным, контролирующим миноритарный пакет акций компании.

Вокруг мощностей

Кроме станков, начат ІІІ этап модернизации литейных мощностей, в рамках которого будет установлена система газоочистки на первой сталеплавильной печи в литейном цехе (№50). Реконструкция цеха начата еще до глобального экономического кризиса 2008. За это время реализован ряд мероприятий: 1) для повышения качества поверхности заготовок деталей внедрены теплоизоляционные материалы и антипригарные покрытия Foseco (Англия; литейное подразделение небезызвестной промгруппы Vesuvius); 2) на формовочном участке литейного цеха вместо ленточных транспортеров внедряется мобильный 2-рукавный высокоскоростной смеситель непрерывного действия с производительностью холодной твердеющей смеси 20 т/ч, а также выбивная решетка, система предварительной регенерации и вибростол для уплотнения форм. Реконструкцию собственно сталеплавильных печей с переводом на постоянный ток намечено закончить в 2015 году.

Кроме того, завершается модернизация газовых термопечей. В мае в паротурбинном цехе №53 запущена печь с выкатным подом предприятия Tachtech (Чехия), предназначенная для термообработки крупногабаритных деталей, поковок и заготовок из углеродистых, легированных и нержавеющих сталей массой до 75 тонн. По словам Г.Ищенко, агрегат оснащен современной керамоволокнистой футеровкой, которая возвращает внутрь печи 98% тепла, а это обеспечивает снижение теплопотерь и экономию природного газа в размере до 20%. Благодаря установленным рекуператорам на подогреве воздуха экономится еще 7-8% потребляемого газа. "Это все означает повышенную производительность агрегата, и это последняя 10 термопечь, запущенная в рамках реконструкции литейных и металлургических мощностей", – говорит специалист.

Обновляется и сварочная техника. В 2014 году в сборочно-испытательном цехе №73 модернизирована портальная установка "Портал №1" для многопроходной автоматической или полуавтоматической дуговой сварки под флюсом кольцевых швов роторов турбин в глубокую разделку, а в паротурбинном цехе – стенд автоматической сварки Schumacher. Г.Ищенко информирует: "В итоге повысилось качество сварных швов, уменьшились циклы получения деталей, и возросла производительность труда. Сварка роторов для турбин-миллионников осуществляется только на таких крупных портальных установках, это наша уникальная технология и под нее необходимо модернизировать оборудование".

Также в паротурбинном цехе введена в эксплуатацию установка электронно-лучевой сварки для пакетов рабочих лопаток роторов цилиндров высокого давления паровых турбин, в комплекс входит вакуумная камера с электронно-лучевой пушкой, вакуумная станция, высоковольтный источник питания. На заводе сообщают, что электронно-лучевая технология позволяет сваривать готовые детали из высоколегированных трудносвариваемых сплавов в глубоком вакууме, это обеспечивает надежную защиту сварочной ванны и бездефектность сварных швов.

Контрактные направления

Параллельно продолжается активная работа по контрактам. Например, уже в военные летние месяцы "Турбоатом" отгружал продукцию Каневской, Кременчугской ГЭС, ДнепроГЭСу, Днестровской ГЭС-1, Добротворской и Трипольской ТЭС, которые и в СССР комплектовались базовой техникой харьковского производства (как и многие другие советские электростанции). Вместе с тем компания занимается на ТЭС Украины заменой "не своих" паровых турбин мощностью 200-210 МВт – всего их в стране сейчас 42. А также подготовила совместное с Siemens рыночное предложение по продолжению таких работ.

Отдельно отметим недавний договор о модернизации ранее законсервированного энергоблока № 6 Славянской ТЭС; соответствующие работы ведутся с августа 2013 и предусматривают разделение на два блока мощностью по 330 МВт с использованием сжигания угля в циркулирующем кипящем слое. В настоящий момент пуск блока № 6Б планируется в марте 2017, № 6А – еще через год. Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич напоминает, что СлавТЭС стала первой электростанцией в Советском Союзе и Европе, где в 1963 году были установлены энергоблоки мощностью по 800 МВт под сверхкритические параметры пара.

Наряду с этим совместно с НАЭК "Энергоатом" и ГП "Электротяжмаш" подготовлен план замещения импорта энергооснащения для АЭС Украины, по которому харьковчане поставят конденсаторы для Южно-Украинской и Запорожской АЭС, а в будущем – и для Ривненской. А также – начнут выпуск рабочих лопаток из титанового сплава и других компонентов турбин действующих энергоблоков. Также компания предлагает изучить возможность модернизации проточной части турбин ЮУАЭС и ЗАЭС с повышением экономичности, мощности и надежности.

Что касается экспорта, то летом предприятие продолжало выполнять заказы для Ростовской, Балаковской, Нововоронежской АЭС, Камской и Новосибирской ГЭС (все – Россия), Нурекской ГЭС (Таджикистан). Наряду с этим в июне с Siemens заключено предварительное соглашение о совместном участии в конкурсах на поставку комплекта оборудования для машинных залов АЭС, сооружаемых по проекту ВВЭР-ТОИ. Комплект включает турбину мощностью 1250 МВт на 1500 оборотов в минуту и генератор Siemens, и предлагается, в частности, для Курской АЭС-2 и Смоленской АЭС-2 (обе – РФ). А в конце 2013 года начались переговоры с индийской фирмой MaxWatt и отечественной EIG Engineering о совместной локализации в Харькове изготовления турбин установленной мощностью от 50 кВт до 20 МВт.

Что дальше?

При этом в 2013 завод нарастил чистую прибыль сразу на 89%, до 584 млн грн. В этом году вряд ли можно ожидать таких позитивных показателей (и вообще роста прибыли), но и сильного спада может не быть. На этом фоне неоднозначно выглядят планы Кабмина по приватизации 75,22% "Турбоатома". Экономисты допускают, что она может произойти по значительно заниженной стоимости в свете погони Киева за срочным наполнением госбюджета. Летом этого года экс-глава Фонда госимущества Валентина Семенюк, недавно погибшая при загадочных обстоятельствах, говорила: "Прибыльные госкомпании нельзя продавать ни в коем случае. К примеру, рентабельность "Турбоатома" – 147%, и К.Григоришин хочет его купить, чтобы уничтожить, у него под контролем есть российские предприятия-конкуренты".

А эксперт по экономической политике Виталий Кулик считает, что разгосударствление харьковского завода надо рассматривать в блоке с предполагаемой вскоре продажей госпакетов акций концерна "Азовмаш" и Одесского припортового завода: "Ко всем этим активам проявляют интерес вполне определенные финансово-промышленные объединения, связанные с новой властью, включая группу "Приват". Впрочем, это не значит, что она купит все эти 3 госпакета – возможны договоренности с более опытными претендентами, имеющими опыт в соответствующих отраслях. Скажем, "Турбоатом" по-прежнему интересен россиянам ("Росатом") и был одним из предметов декабрьских московских договоренностей Виктора Януковича. Сейчас приход россиян не очень вероятен по политическим причинам, но ведь могут быть задействованы посредники-оффшоры".

В целом за счет позиций на международных рынках "Турбоатому" и в сегодняшней обстановке удается поддерживать показатели работы, констатирует Д.Марунич. Если будет постепенно оздоровляться экономическая ситуация в стране и ослабнет напряжение в отношениях с Москвой, то у завода есть неплохие шансы продолжить стабильную деятельность, полагает аналитик. Тем более если возможные покупатели государственной доли компании сумеют сохранить и развить ее бизнес-динамику.

Максим Полевой

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
20.01.17, Игорь Воронцов
Рост мировых цен на сырье для ГМК позволяет ведущим компаниям отложить ранее заявленные планы по консолидации. Исключение составит только Китай, где власти были вынуждены начать реальную реформу металлургии в связи с экологической катастрофой. Дальнейшая глобализация в мировом ГМК, таким образом, откладывается до худших времен.
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!