kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Антикризисные турбины

10.09.14
размер текста:

В сегодняшних сложных условиях харьковский завод "Турбоатом" продолжает модернизацию производства и выполнение контрактов. Дальнейшие перспективы предприятия будут зависеть от ситуации в стране, а также от итогов его приватизации.

Несмотря на обстановку в стране, харьковский завод "Турбоатом" продолжает модернизировать основное оборудование. Так, в конце августа стало известно, что до конца года будут обновлены три обрабатывающих центра для крупногабаритных деталей – 6640Ф2, НС-33Ф2 и Skoda-200, работы выполняются совместно с технологами компаний Waldrich Coburg (Германия) и Skoda (Чехия). На предприятии уточняют: после капремонта на продольно-фрезерном станке 6640Ф2 будет установлен современный суппорт (основной узел закрепления и перемещения режущего инструмента), новая 5-координатная универсальная головка и современная система ЧПУ немецкой фирмы Siemens. Главный инженер Григорий Ищенко уточняет, что в результате повысится качество деталей, сократятся производственные циклы, а также появится возможность равномерно распределить нагрузку на существующие станки и делать текущие ремонты основных агрегатов без остановки цеха.

Напомним, завод является одним из лидеров мирового турбиностроения и обладает полным циклом выпуска турбин для тепловых электростанций и ТЭЦ, АЭС, ГЭС, гидроаккумулирующих электростанций, а также газовых турбин и парогазовых установок для ТЭС, другого энергооборудования. Ежегодная производительность по паровым турбинам – 8 млн кВт в эквиваленте, по гидравлическим – 2 млн кВт. Считается, что на деятельность "Турбоатома" оказывает влияние промхолдинг "Энергетический стандарт" во главе с Константином Григоришиным, контролирующим миноритарный пакет акций компании.

Вокруг мощностей

Кроме станков, начат ІІІ этап модернизации литейных мощностей, в рамках которого будет установлена система газоочистки на первой сталеплавильной печи в литейном цехе (№50). Реконструкция цеха начата еще до глобального экономического кризиса 2008. За это время реализован ряд мероприятий: 1) для повышения качества поверхности заготовок деталей внедрены теплоизоляционные материалы и антипригарные покрытия Foseco (Англия; литейное подразделение небезызвестной промгруппы Vesuvius); 2) на формовочном участке литейного цеха вместо ленточных транспортеров внедряется мобильный 2-рукавный высокоскоростной смеситель непрерывного действия с производительностью холодной твердеющей смеси 20 т/ч, а также выбивная решетка, система предварительной регенерации и вибростол для уплотнения форм. Реконструкцию собственно сталеплавильных печей с переводом на постоянный ток намечено закончить в 2015 году.

Кроме того, завершается модернизация газовых термопечей. В мае в паротурбинном цехе №53 запущена печь с выкатным подом предприятия Tachtech (Чехия), предназначенная для термообработки крупногабаритных деталей, поковок и заготовок из углеродистых, легированных и нержавеющих сталей массой до 75 тонн. По словам Г.Ищенко, агрегат оснащен современной керамоволокнистой футеровкой, которая возвращает внутрь печи 98% тепла, а это обеспечивает снижение теплопотерь и экономию природного газа в размере до 20%. Благодаря установленным рекуператорам на подогреве воздуха экономится еще 7-8% потребляемого газа. "Это все означает повышенную производительность агрегата, и это последняя 10 термопечь, запущенная в рамках реконструкции литейных и металлургических мощностей", – говорит специалист.

Обновляется и сварочная техника. В 2014 году в сборочно-испытательном цехе №73 модернизирована портальная установка "Портал №1" для многопроходной автоматической или полуавтоматической дуговой сварки под флюсом кольцевых швов роторов турбин в глубокую разделку, а в паротурбинном цехе – стенд автоматической сварки Schumacher. Г.Ищенко информирует: "В итоге повысилось качество сварных швов, уменьшились циклы получения деталей, и возросла производительность труда. Сварка роторов для турбин-миллионников осуществляется только на таких крупных портальных установках, это наша уникальная технология и под нее необходимо модернизировать оборудование".

Также в паротурбинном цехе введена в эксплуатацию установка электронно-лучевой сварки для пакетов рабочих лопаток роторов цилиндров высокого давления паровых турбин, в комплекс входит вакуумная камера с электронно-лучевой пушкой, вакуумная станция, высоковольтный источник питания. На заводе сообщают, что электронно-лучевая технология позволяет сваривать готовые детали из высоколегированных трудносвариваемых сплавов в глубоком вакууме, это обеспечивает надежную защиту сварочной ванны и бездефектность сварных швов.

Контрактные направления

Параллельно продолжается активная работа по контрактам. Например, уже в военные летние месяцы "Турбоатом" отгружал продукцию Каневской, Кременчугской ГЭС, ДнепроГЭСу, Днестровской ГЭС-1, Добротворской и Трипольской ТЭС, которые и в СССР комплектовались базовой техникой харьковского производства (как и многие другие советские электростанции). Вместе с тем компания занимается на ТЭС Украины заменой "не своих" паровых турбин мощностью 200-210 МВт – всего их в стране сейчас 42. А также подготовила совместное с Siemens рыночное предложение по продолжению таких работ.

Отдельно отметим недавний договор о модернизации ранее законсервированного энергоблока № 6 Славянской ТЭС; соответствующие работы ведутся с августа 2013 и предусматривают разделение на два блока мощностью по 330 МВт с использованием сжигания угля в циркулирующем кипящем слое. В настоящий момент пуск блока № 6Б планируется в марте 2017, № 6А – еще через год. Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич напоминает, что СлавТЭС стала первой электростанцией в Советском Союзе и Европе, где в 1963 году были установлены энергоблоки мощностью по 800 МВт под сверхкритические параметры пара.

Наряду с этим совместно с НАЭК "Энергоатом" и ГП "Электротяжмаш" подготовлен план замещения импорта энергооснащения для АЭС Украины, по которому харьковчане поставят конденсаторы для Южно-Украинской и Запорожской АЭС, а в будущем – и для Ривненской. А также – начнут выпуск рабочих лопаток из титанового сплава и других компонентов турбин действующих энергоблоков. Также компания предлагает изучить возможность модернизации проточной части турбин ЮУАЭС и ЗАЭС с повышением экономичности, мощности и надежности.

Что касается экспорта, то летом предприятие продолжало выполнять заказы для Ростовской, Балаковской, Нововоронежской АЭС, Камской и Новосибирской ГЭС (все – Россия), Нурекской ГЭС (Таджикистан). Наряду с этим в июне с Siemens заключено предварительное соглашение о совместном участии в конкурсах на поставку комплекта оборудования для машинных залов АЭС, сооружаемых по проекту ВВЭР-ТОИ. Комплект включает турбину мощностью 1250 МВт на 1500 оборотов в минуту и генератор Siemens, и предлагается, в частности, для Курской АЭС-2 и Смоленской АЭС-2 (обе – РФ). А в конце 2013 года начались переговоры с индийской фирмой MaxWatt и отечественной EIG Engineering о совместной локализации в Харькове изготовления турбин установленной мощностью от 50 кВт до 20 МВт.

Что дальше?

При этом в 2013 завод нарастил чистую прибыль сразу на 89%, до 584 млн грн. В этом году вряд ли можно ожидать таких позитивных показателей (и вообще роста прибыли), но и сильного спада может не быть. На этом фоне неоднозначно выглядят планы Кабмина по приватизации 75,22% "Турбоатома". Экономисты допускают, что она может произойти по значительно заниженной стоимости в свете погони Киева за срочным наполнением госбюджета. Летом этого года экс-глава Фонда госимущества Валентина Семенюк, недавно погибшая при загадочных обстоятельствах, говорила: "Прибыльные госкомпании нельзя продавать ни в коем случае. К примеру, рентабельность "Турбоатома" – 147%, и К.Григоришин хочет его купить, чтобы уничтожить, у него под контролем есть российские предприятия-конкуренты".

А эксперт по экономической политике Виталий Кулик считает, что разгосударствление харьковского завода надо рассматривать в блоке с предполагаемой вскоре продажей госпакетов акций концерна "Азовмаш" и Одесского припортового завода: "Ко всем этим активам проявляют интерес вполне определенные финансово-промышленные объединения, связанные с новой властью, включая группу "Приват". Впрочем, это не значит, что она купит все эти 3 госпакета – возможны договоренности с более опытными претендентами, имеющими опыт в соответствующих отраслях. Скажем, "Турбоатом" по-прежнему интересен россиянам ("Росатом") и был одним из предметов декабрьских московских договоренностей Виктора Януковича. Сейчас приход россиян не очень вероятен по политическим причинам, но ведь могут быть задействованы посредники-оффшоры".

В целом за счет позиций на международных рынках "Турбоатому" и в сегодняшней обстановке удается поддерживать показатели работы, констатирует Д.Марунич. Если будет постепенно оздоровляться экономическая ситуация в стране и ослабнет напряжение в отношениях с Москвой, то у завода есть неплохие шансы продолжить стабильную деятельность, полагает аналитик. Тем более если возможные покупатели государственной доли компании сумеют сохранить и развить ее бизнес-динамику.

Максим Полевой

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
20.09.17, Максим Полевой
Конец лета и начало осени ознаменовались взлетом цен на железорудное сырье и металл ввиду сезонного оживления спроса. Подъем на мировом металлорынке продлится по крайней мере до конца года.
18.09.17, Ярослав Ярош
Китайская компания Beijing Skyrizon Aviation и т. д., которую до сих пор позиционировали как партнера и инвестора запорожского производителя авиатехники "Мотор-Сич", оказалась ее хозяином. Сейчас СБУ пытается заблокировать сделку, оформленную еще год назад. Но самолет уже улетел. Конечно, вывозить запорожский завод в Китай никто не намерен, но закрыть, предварительно откачав технологии и мозги, – такой вариант вполне реалистичен.
13.09.17, Максим Полевой
В последние годы в Украине активно растет интерес к электромобилям – экологически чистому транспорту, не зависящему от традиционного топлива и увеличивающихся расходов на него. В 2016 году рынок вырос примерно в 5 раз (1-е место в Европе по скорости роста), до 1434 шт., а в І полугодии этого года – еще в 2,7 раза, до 1668 шт. Аналитики даже называют это главным трендом всего национального авторынка.
08.09.17, Ярослав Ярош
Ценовая динамика на мировом рынке титана и соответственно титаносодержащего сырья в XXI веке движется по синусоидальной траектории. Со второй половины 2016 г. кривая цен потянулась вверх. Но частных добытчиков ильменита в Украине эта благоприятная конъюнктура не очень-то греет. Им больше приходится бороться за выживание.
07.09.17, МинПром
С началом осени курс доллара в обменных пунктах пошел вверх. МинПром решил выяснить, какие факторы влияют на снижение курса национальной валюты и на какой отметке стоит ожидать его стабилизации.
05.09.17, Максим Полевой
В странах Европейского Союза газ постепенно дешевеет из-за профицита предложения. Украина тоже экономит благодаря этой тенденции, но эффект сдерживается повышением цен со стороны НАК "Нафтогаз Украины".
31.08.17, Ярослав Ярош
Украина сама загнала себя в юридический капкан, сначала признав за крохотной нидерландской компанией Yuzgas B.V. право на освоение огромного Юзовского газоносного участка, а затем отказав ей в этом. Второй шаг был более рациональным, чем первый. Но запоздалым. Yuzgas быстро отсудил за собой право на Юзовку. И теперь в глазах любого другого инвестора этот проект выглядит как туманный приз на слишком шаткой правовой базе, за который нет смысла бороться.
29.08.17, Максим Полевой
В августе мировые цены на нефть колебались возле отметки в 51 долл./барр. Эта тенденция сформировалась из-за сохраняющегося профицита глобального рынка на фоне нежелания ключевых добытчиков договариваться о скоординированном долгосрочном сокращении добычи. Каждая нефтекомпания и страна, скрыто или явно, пытается сохранить свою долю поставок в тоннаже – даже ценой потери доходности.
21.08.17, Анна Ганзенко, Василий Январев
После ухода Войцеха Балчуна "Укрзализныця" испытывает все те же проблемы, что и до появления польского реформатора: дефицит вагонов, неспособность в полной мере удовлетворить заявки клиентов и всеобъемлющая коррупция. Однако главный метод их решения остается прежним – повышение тарифов на те же 22,5%. Правда, железнодорожники обещают учесть мнение бизнеса, но будет ли это сделано, покажет время.
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!