Подробнее Запомнить город


Антикризисные турбины

10.09.14
размер текста:

В сегодняшних сложных условиях харьковский завод "Турбоатом" продолжает модернизацию производства и выполнение контрактов. Дальнейшие перспективы предприятия будут зависеть от ситуации в стране, а также от итогов его приватизации.

Несмотря на обстановку в стране, харьковский завод "Турбоатом" продолжает модернизировать основное оборудование. Так, в конце августа стало известно, что до конца года будут обновлены три обрабатывающих центра для крупногабаритных деталей – 6640Ф2, НС-33Ф2 и Skoda-200, работы выполняются совместно с технологами компаний Waldrich Coburg (Германия) и Skoda (Чехия). На предприятии уточняют: после капремонта на продольно-фрезерном станке 6640Ф2 будет установлен современный суппорт (основной узел закрепления и перемещения режущего инструмента), новая 5-координатная универсальная головка и современная система ЧПУ немецкой фирмы Siemens. Главный инженер Григорий Ищенко уточняет, что в результате повысится качество деталей, сократятся производственные циклы, а также появится возможность равномерно распределить нагрузку на существующие станки и делать текущие ремонты основных агрегатов без остановки цеха.

Напомним, завод является одним из лидеров мирового турбиностроения и обладает полным циклом выпуска турбин для тепловых электростанций и ТЭЦ, АЭС, ГЭС, гидроаккумулирующих электростанций, а также газовых турбин и парогазовых установок для ТЭС, другого энергооборудования. Ежегодная производительность по паровым турбинам – 8 млн кВт в эквиваленте, по гидравлическим – 2 млн кВт. Считается, что на деятельность "Турбоатома" оказывает влияние промхолдинг "Энергетический стандарт" во главе с Константином Григоришиным, контролирующим миноритарный пакет акций компании.

Вокруг мощностей

Кроме станков, начат ІІІ этап модернизации литейных мощностей, в рамках которого будет установлена система газоочистки на первой сталеплавильной печи в литейном цехе (№50). Реконструкция цеха начата еще до глобального экономического кризиса 2008. За это время реализован ряд мероприятий: 1) для повышения качества поверхности заготовок деталей внедрены теплоизоляционные материалы и антипригарные покрытия Foseco (Англия; литейное подразделение небезызвестной промгруппы Vesuvius); 2) на формовочном участке литейного цеха вместо ленточных транспортеров внедряется мобильный 2-рукавный высокоскоростной смеситель непрерывного действия с производительностью холодной твердеющей смеси 20 т/ч, а также выбивная решетка, система предварительной регенерации и вибростол для уплотнения форм. Реконструкцию собственно сталеплавильных печей с переводом на постоянный ток намечено закончить в 2015 году.

Кроме того, завершается модернизация газовых термопечей. В мае в паротурбинном цехе №53 запущена печь с выкатным подом предприятия Tachtech (Чехия), предназначенная для термообработки крупногабаритных деталей, поковок и заготовок из углеродистых, легированных и нержавеющих сталей массой до 75 тонн. По словам Г.Ищенко, агрегат оснащен современной керамоволокнистой футеровкой, которая возвращает внутрь печи 98% тепла, а это обеспечивает снижение теплопотерь и экономию природного газа в размере до 20%. Благодаря установленным рекуператорам на подогреве воздуха экономится еще 7-8% потребляемого газа. "Это все означает повышенную производительность агрегата, и это последняя 10 термопечь, запущенная в рамках реконструкции литейных и металлургических мощностей", – говорит специалист.

Обновляется и сварочная техника. В 2014 году в сборочно-испытательном цехе №73 модернизирована портальная установка "Портал №1" для многопроходной автоматической или полуавтоматической дуговой сварки под флюсом кольцевых швов роторов турбин в глубокую разделку, а в паротурбинном цехе – стенд автоматической сварки Schumacher. Г.Ищенко информирует: "В итоге повысилось качество сварных швов, уменьшились циклы получения деталей, и возросла производительность труда. Сварка роторов для турбин-миллионников осуществляется только на таких крупных портальных установках, это наша уникальная технология и под нее необходимо модернизировать оборудование".

Также в паротурбинном цехе введена в эксплуатацию установка электронно-лучевой сварки для пакетов рабочих лопаток роторов цилиндров высокого давления паровых турбин, в комплекс входит вакуумная камера с электронно-лучевой пушкой, вакуумная станция, высоковольтный источник питания. На заводе сообщают, что электронно-лучевая технология позволяет сваривать готовые детали из высоколегированных трудносвариваемых сплавов в глубоком вакууме, это обеспечивает надежную защиту сварочной ванны и бездефектность сварных швов.

Контрактные направления

Параллельно продолжается активная работа по контрактам. Например, уже в военные летние месяцы "Турбоатом" отгружал продукцию Каневской, Кременчугской ГЭС, ДнепроГЭСу, Днестровской ГЭС-1, Добротворской и Трипольской ТЭС, которые и в СССР комплектовались базовой техникой харьковского производства (как и многие другие советские электростанции). Вместе с тем компания занимается на ТЭС Украины заменой "не своих" паровых турбин мощностью 200-210 МВт – всего их в стране сейчас 42. А также подготовила совместное с Siemens рыночное предложение по продолжению таких работ.

Отдельно отметим недавний договор о модернизации ранее законсервированного энергоблока № 6 Славянской ТЭС; соответствующие работы ведутся с августа 2013 и предусматривают разделение на два блока мощностью по 330 МВт с использованием сжигания угля в циркулирующем кипящем слое. В настоящий момент пуск блока № 6Б планируется в марте 2017, № 6А – еще через год. Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич напоминает, что СлавТЭС стала первой электростанцией в Советском Союзе и Европе, где в 1963 году были установлены энергоблоки мощностью по 800 МВт под сверхкритические параметры пара.

Наряду с этим совместно с НАЭК "Энергоатом" и ГП "Электротяжмаш" подготовлен план замещения импорта энергооснащения для АЭС Украины, по которому харьковчане поставят конденсаторы для Южно-Украинской и Запорожской АЭС, а в будущем – и для Ривненской. А также – начнут выпуск рабочих лопаток из титанового сплава и других компонентов турбин действующих энергоблоков. Также компания предлагает изучить возможность модернизации проточной части турбин ЮУАЭС и ЗАЭС с повышением экономичности, мощности и надежности.

Что касается экспорта, то летом предприятие продолжало выполнять заказы для Ростовской, Балаковской, Нововоронежской АЭС, Камской и Новосибирской ГЭС (все – Россия), Нурекской ГЭС (Таджикистан). Наряду с этим в июне с Siemens заключено предварительное соглашение о совместном участии в конкурсах на поставку комплекта оборудования для машинных залов АЭС, сооружаемых по проекту ВВЭР-ТОИ. Комплект включает турбину мощностью 1250 МВт на 1500 оборотов в минуту и генератор Siemens, и предлагается, в частности, для Курской АЭС-2 и Смоленской АЭС-2 (обе – РФ). А в конце 2013 года начались переговоры с индийской фирмой MaxWatt и отечественной EIG Engineering о совместной локализации в Харькове изготовления турбин установленной мощностью от 50 кВт до 20 МВт.

Что дальше?

При этом в 2013 завод нарастил чистую прибыль сразу на 89%, до 584 млн грн. В этом году вряд ли можно ожидать таких позитивных показателей (и вообще роста прибыли), но и сильного спада может не быть. На этом фоне неоднозначно выглядят планы Кабмина по приватизации 75,22% "Турбоатома". Экономисты допускают, что она может произойти по значительно заниженной стоимости в свете погони Киева за срочным наполнением госбюджета. Летом этого года экс-глава Фонда госимущества Валентина Семенюк, недавно погибшая при загадочных обстоятельствах, говорила: "Прибыльные госкомпании нельзя продавать ни в коем случае. К примеру, рентабельность "Турбоатома" – 147%, и К.Григоришин хочет его купить, чтобы уничтожить, у него под контролем есть российские предприятия-конкуренты".

А эксперт по экономической политике Виталий Кулик считает, что разгосударствление харьковского завода надо рассматривать в блоке с предполагаемой вскоре продажей госпакетов акций концерна "Азовмаш" и Одесского припортового завода: "Ко всем этим активам проявляют интерес вполне определенные финансово-промышленные объединения, связанные с новой властью, включая группу "Приват". Впрочем, это не значит, что она купит все эти 3 госпакета – возможны договоренности с более опытными претендентами, имеющими опыт в соответствующих отраслях. Скажем, "Турбоатом" по-прежнему интересен россиянам ("Росатом") и был одним из предметов декабрьских московских договоренностей Виктора Януковича. Сейчас приход россиян не очень вероятен по политическим причинам, но ведь могут быть задействованы посредники-оффшоры".

В целом за счет позиций на международных рынках "Турбоатому" и в сегодняшней обстановке удается поддерживать показатели работы, констатирует Д.Марунич. Если будет постепенно оздоровляться экономическая ситуация в стране и ослабнет напряжение в отношениях с Москвой, то у завода есть неплохие шансы продолжить стабильную деятельность, полагает аналитик. Тем более если возможные покупатели государственной доли компании сумеют сохранить и развить ее бизнес-динамику.

Максим Полевой

МинПром

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
22.07.16, Игорь Воронцов
Кризис перепроизводства в мировой металлургии заставил ведущих игроков свернуть амбициозные инвестиционные программы. Или как минимум откорректировать в сторону уменьшения. Что же касается новых игроков, то для них прописка на рынке в нынешних условиях превратилась в заведомо невыполнимую задачу.
20.07.16, Василий Январев
"Метинвест" завершает масштабный инвестиционный проект на СевГОКе – в минувшую субботу в опытно-промышленную эксплуатацию была введена первая линия циклично-поточной технологии годовой мощностью 20 млн тонн. На очереди и реконструкция МНЛЗ на ММК им. Ильича. В компании видят возможность увеличения экспорта украинского металла и руды, однако этому сегодня мешают логистические и тарифные препятствия.
18.07.16, Ярослав Ярош
Европейская комиссия прислушалась к просьбе ассоциации Eurofer и начала антидемпинговое расследование относительно поставок горячего проката из Украины и еще 4 стран (России, Бразилии, Ирана, Сербии). В мае подобное расследование уже было возбуждено против китайских горячекатанных рулонов. Таким образом, 5 из 6 крупнейших поставщиков горячего проката на рынки Евросоюза могут оказаться под санкциями. Подозрений в демпинге избежала пока лишь Турция.
14.07.16, Максим Полевой
В последние пару лет власти все активнее говорят о необходимости повышать конкурентоспособность морских портов Украины, привлекать в них инвестиции и т.п. Однако, кроме серьезного политико-экономического кризиса, приведшего к обвалу грузопотока, у отечественных портов есть и другая проблема – завышенные портовые сборы, значительно усложняющие жизнь всем возможным грузовладельцам. Уже и профильные чиновники согласны с мнением, что тарифы надо снижать.
12.07.16, Игорь Воронцов
Украина теряет 0,5 млрд долл. валютной выручки в год из-за недозагрузки производственных мощностей мариупольских металлургических комбинатов им.Ильича и "Азовсталь". Обеспечить их полноценную работу не позволяет низкая пропускная способность железнодорожного участка "Камыш-Заря – Волноваха". Многочисленные обращения металлургов к правительству с просьбой обязать госкомпанию ПАО "Укрзализныця" провести модернизацию на этом отрезке пути пока не дали результата. Возможно, в "УЗ" отреагируют на рекомендации транспортного комитета Верховной Рады?
04.07.16, Евгений Ковальчук
Отходы деятельности украинских теплоэлектростанций традиционно рассматриваются больше с экологической точки зрения. Золошлаковые материалы скопились в стране в объеме не одной сотни миллионов тонн, а отвалы под ними занимают тысячи гектаров полезной площади. Между тем их переработка вполне может быть отдельным видом бизнеса, где отходы позиционируются уже в качестве побочного продукта теплогенерации.
24.06.16, Игорь Воронцов
Пессимизм экспертов в отношении глобальных цен на металлопродукцию подкрепляется не только котировками на крупнейших торговых площадках, но и последними событиями в сфере ГМК. Это приводит к неутешительным выводам: до выхода из кризиса металлургам, в том числе украинским, еще очень далеко. А ведь в марте-мае казалось, что свет в конце тоннеля потихоньку начинает пробиваться…
21.06.16, Галина Резник
По традиции страны, перегруженные сталелитейными мощностями, пытаются переложить решение проблем перепроизводства на своих же торговых партнеров. Однако индустриальные государства десятилетиями отрабатывали способы борьбы с наплывом импорта, поэтому такие попытки наталкиваются на мощные защитные барьеры. Как правило, в подобных ситуациях до масштабных торговых войн дело не доходит. Тем не менее сейчас столкновение интересов двух крупнейших экономик мира позволяет говорить о более жестком сценарии дальнейшего развития событий.
17.06.16, Максим Полевой
В июне госконцерн "Укроборонпром" создал в своей структуре "самолетостроительный кластер" – Украинскую авиастроительную корпорацию на основе ГП "Антонов" и нескольких производителей различных компонентов (киевский завод "Маяк", УкрНИИ авиатранспорта, Харьковский машиностроительный завод "ФЭД", Харьковское агрегатное конструкторское бюро). Поможет ли это авиапрому страны?
13.06.16, Ярослав Ярош
2 июня Евразийская экономическая комиссия еще на 5 лет продлила действие антидемпинговых пошлин на украинские трубы, поставляемые в Россию, Беларусь, Армению, Казахстан и Киргизстан. Представители группы "Интерпайп" пытались доказать необоснованность этой меры и выторговать для себя личный, более щадящий экспортный режим. Но исход антидемпингового расследования был более чем предсказуем. Россия не собиралась открывать свой рынок для дешевых, тем более украинских, труб. И своим побратимам по ЕАЭС не позволила.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!