Новые последствия евроассоциации

Публікації

Соглашение об ассоциации с Евросоюзом вскоре может обернуться для Украины еще одним не совсем приятным последствием. В настоящее время США и Европейская комиссия ведут переговоры о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (The Transatlantic Trade and Investment Partnership, TTIP), которые могут завершиться успехом уже в текущем или в 2015 году. Если соглашение будет подписано в своем нынешнем виде, страны Евросоюза могут утратить значительную долю своего национального суверенитета, а Украина будет вынуждена в одностороннем порядке открыть свой рынок еще и для американских товаров.

Океан ‒ не помеха

"Свободная международная торговля ‒ это большое благо!" ‒ гласит один из основополагающих постулатов концепции глобализации. И чем крупнее рынок, где ведется такая беспрепятственная торговля, тем лучше для всех его участников.

С этой точки зрения создание зоны свободной торговли между США и Евросоюзом представляет собой огромное достижение для всей мировой экономики. Ведь на эти территории приходится около 60% глобального ВВП. Торговля товарами между Штатами и ЕС составляет порядка 33% от общемировой, а услугами ‒ 42% (на 2013 год).

В принципе американо-европейскую торговлю можно назвать достаточно свободной: средний уровень таможенных тарифов здесь составляет всего лишь около 3%. Однако основные барьеры в двусторонних экономических отношениях находятся в нетарифной сфере. Отличающиеся стандарты, нормативы и правила, протекционистские меры и различные законодательные положения ограничивают торговлю между ЕС и США, позволяя национальным правительствам регулировать внешнеторговые отношения и в той или иной мере защищать своих производителей от зарубежной конкуренции.

Идея Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (TTIP) как раз и состоит в том, чтобы снять либо значительно ослабить эти нетарифные барьеры, позволяя американским и европейским компаниям свободно поставлять товары и услуги по обе стороны Атлантики, везде пользуясь практически национальным режимом и нигде не сталкиваясь с дискриминацией.

По оценкам экспертов, поддерживающих эту идею, эффект от взаимного открытия рынков может быть громадным. Как, в частности, определили в Centre for Economic Policy Research, полная отмена ограничений будет способствовать дополнительному росту совокупного ВВП стран Евросоюза на 68-119 млрд евро в год к 2027 году, а США ‒ на 50-95 млрд евро. Европейская комиссия заявляет, что создание TTIP может привести к расширению объемов американо-европейской торговли на 50%, или более 350 млрд евро в год, если считать и товары, и услуги.

Однако на пути создания TTIP хватает и трудностей. Не зря переговоры между Европейской комиссией и США стартовали только летом 2013 года, хотя впервые предложение о создании Трансатлантической зоны свободной торговли было выдвинуто еще в 1995 году, когда стало ясно, что движение в сторону снятия всех торговых ограничений в рамках ГАТТ/ВТО потерпело крах из-за протекционистской позиции развивающихся стран, а идею TTIP в его нынешнем виде озвучила в 2006 году федеральный канцлер Германии Ангела Меркель.

Дело в том, что TTIP предполагает не просто снятие торговых барьеров. В рамках этого соглашения должны быть гармонизированы или взаимно признаны все действующие сейчас в США и ЕС нормативы и стандарты в различных отраслях. После подписания Трансатлантического партнерства на европейский рынок может, например, быть направлена американская пищевая продукция, содержащая ГМО либо имеющая повышенное содержание гормонов и антибиотиков. Европейские компании, с другой стороны, претендуют на американские военные заказы и хотят поставлять в США автомобили без дополнительной проверки их безопасности согласно американским стандартам.

У каждой стороны есть свои чувствительные места и свои списки исключений из новых правил, и согласовать по ним позиции ‒ нелегкий труд. Тем не менее большинство экспертов уверены, что переговоры будут доведены до конца, если не в этом году, то в следующем. И это вызывает большое беспокойство у многих специалистов.

Сила права и право силы

Все они видят основную угрозу в том, что TTIP ‒ это проект большого бизнеса, прежде всего, американского. И продвигается он в интересах транснациональных корпораций за счет населения и суверенитета отдельных европейских стран.

Так, одним из важнейших аспектов TTIP является создание так называемых экстерриториальных арбитражных судов, в которые американские и европейские корпорации смогут подавать иски напрямую против национальных государств, если посчитают, что решения, принятые правительствами, могут как-то повредить их бизнесу.

Неправительственная организация The World Development Movement (WDM) приводит в качестве примера конфликт между табачным концерном Philip Morris и правительством Великобритании, которое в рамках борьбы с курением собирается убрать яркие этикетки и названия брендов с пачек сигарет. Сейчас руководство Philip Morris может только грозить британским властям, что в случае принятия такого закона корпорация подаст в суд с требованием о взыскании 11 млрд фунтов стерлингов неполученной прибыли. На самом деле у нее нет практически никаких шансов юридически оспорить это решение правительства. В случае же создания TTIP корпорация получит полное право немедленно обратиться с иском в независимый экстерриториальный арбитраж и будет иметь высокие шансы на выигрыш дела.

Как отмечают эксперты, это будет означать, что правительства фактически лишатся возможности как-то влиять на глобальные корпорации, предъявляя им какие-либо социальные, экологические или культурные требования на национальном уровне. Суверенитет государств в этой области будет резко ограничен.

Характерно, что субъектом переговоров о создании TTIP со стороны Евросоюза выступает исключительно Европейская комиссия, в начале 2013 года получившая соответствующий мандат от Европарламента. Национальные правительства не имеют возможности напрямую влиять на этот процесс, а общественность не имеет никакой информации о ходе переговоров. Единственный контрольный механизм заключается в том, что соглашение о TTIP должно быть ратифицировано парламентами европейских стран.

Поэтому многие европейские общественные организации критикуют непрозрачные переговоры и выступают против Трансатлантического партнерства. Эксперты опасаются того, что при взаимном признании американских и европейских правил регулирования бизнеса общими для всего евроатлантического сообщества станут американские как менее обременяющие бизнес социальными, экологическими и прочими обязательствами.

В США, в отличие от европейских стран, весьма либеральное трудовое законодательство, нет всеобщего пенсионного и медицинского обеспечения, относительно слабо поставлена защита прав потребителей, базирующаяся в основном на судебных исках, а не на общеобязательных нормативах. После полного уравнивания в правах европейских и американских компаний по обе стороны Атлантики американский бизнес при прочих равных условиях будет более конкурентоспособным. Это может привести либо к массовым разорениям европейских компаний, либо к частичному демонтажу европейской социальной сферы и замене высоких европейских санитарных, экологических и социальных стандартов более слабыми американскими. Так или иначе, после создания TTIP экономическая самостоятельность европейских стран будет фактически сведена на нет. Европа окончательно превратится в бесправного американского сателлита.

Впрочем, за счет более свободных потоков товаров, услуг и капитала это может быть компенсировано созданием новых рабочих мест и повышением доходов некоторой части населения. Однако от взаимной либерализации торговли и инвестиций выиграют, прежде всего, США и ведущие страны ЕС, в то время как остальным придется туго.

Принуждение к сотрудничеству

Вне TTIP неизбежно окажутся страны, которые имеют соглашения о свободной торговле с ЕС или США. При этом, например, в Канаду и Мексику будут свободно поступать через США европейские товары, в то время как канадские и мексиканские компании не получат аналогичного доступа на европейский рынок. С аналогичными проблемами столкнутся страны ЕАСТ, Турция, Украина и другие государства, имеющие соглашения об ассоциации с ЕС. Все они окажутся открытыми для реэкспорта через Европу американских товаров, произведенных по американским стандартам, в то время как их собственная продукция по-прежнему не будет пользоваться в США никакими привилегиями.

Но наиболее серьезной проблемой специалисты называют замещение их товаров американскими и европейскими на соответствующих рынках. Например, европейской торговой компании будет выгоднее закупать бытовую технику, изготовленную в США, а не в Турции, так как импорт американской продукции, в отличие от турецкой, не будет сталкиваться ни с какими тарифными и нетарифными ограничениями. Точно так же украинская катанка на рынке США, возможно, будет проигрывать испанской или итальянской из-за необходимости прохождения таможенных и прочих импортных процедур.

При этом влияние TTIP на третьи страны может оказаться очень высоким. Проведенное в начале этого года исследование германского IFO Institute и компании Bertelsmann показывает, что наибольшую выгоду от создания Трансатлантической зоны свободной торговли получит США. Благодаря тому, что местные компании смогут выйти на европейский рынок, не внедряя более высоких и обременительных европейских стандартов, реальный ВВП США на душу населения возрастет на 13,4%. Евросоюз в среднем выиграет 5%, хотя для государств юго-востока и востока Европы эффект будет практически нулевым. Однако остальной мир за счет сокращения экспорта в США и ЕС проиграет. Больше всего ‒ 9,5 и 7,2% ВВП на душу населения лишатся Канада и Мексика, почти 6% потеряет Япония, от 3,5 до 5% ‒ Турция и страны Северной Африки, имеющие сегодня тесные экономические отношения с ЕС. Для Украины прогнозируемый объем потерь составляет менее 1% от ВВП, но, отметим, что исследование проводилось до подписания соглашения об ассоциации.

Правительства таких стран, как Турция и Швейцария, уже бьют тревогу. В частности, турецкие эксперты оценивают ущерб от создания TTIP в 20 млрд долл. в год вследствие сокращения экспорта в Евросоюз и ухудшения торгового баланса с ЕС и США. По данным швейцарского Института мировой торговли при Университете Берна, Швейцария может потерять около 3,4 млрд долл. в год. С наибольшими трудностями столкнутся местные производители автомобильных деталей и точных приборов, а также фармацевтическая и химическая промышленность. Возможно, компаниям этих отраслей придется переносить производство в ЕС.

Для Украины последствия создания TTIP могут также оказаться весьма неприятными. Ведь порядка 30% украинского экспорта в ЕС приходится на сельскохозяйственное сырье и пищевую продукцию, которые могут быть вытеснены с европейского рынка дешевым американским зерном и масличными культурами. Под большим вопросом оказывается и создание в Украине ориентированных на Европу производств комплектующих.

Единственный выход из положения видится в том, чтобы попытаться присоединиться к Трансатлантической зоне свободной торговли, полностью приняв все ее условия и даже не пытаясь что-то выторговать для себя. Такой вариант, в частности, обсуждается в настоящее время в Швейцарии. В турецких деловых кругах усилилось движение в пользу вступления в ЕС, хотя местные эксперты признают, что решение об этом будет приниматься не в Анкаре, а в Брюсселе и Вашингтоне.

Между тем одновременно США ведут переговоры о создании Транстихоокеанской зоны свободной торговли, куда предложили вступить 12 странам АТР (Китай в их число не входит). В связи с этим многие эксперты предполагают, что таким образом США стремятся создать всемирный торговый блок, в котором они сами будут устанавливать правила в интересах американского, в основном большого, бизнеса.

Зато, как утверждает британский министр торговли лорд Ливингстон, один из сторонников и пропагандистов TTIP, потребители получат от соглашения более широкий выбор товаров по более низким ценам, трудящихся ждет повышение зарплат благодаря росту производства, а малому бизнесу откроется доступ к экспортным рынкам. Интересно, что точно такими же аргументами подкрепляли свою позицию сторонники скорейшего вступления Украины в ВТО и подписания ассоциации с ЕС. И, учитывая конкретные результаты данных мероприятий, это не может не наводить на размышления…

Виктор Тарнавский

МинПром

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢