Обходными путями

Публікації

Руководство "Мотор-Сичи" допускает создание СП в России для сохранения сбытовых позиций в этой стране. По подобному пути могут пойти другие украинские и российские производители, страдающие от ухудшения отношений между Москвой и Киевом. Возможны и иные приемы обхода запретов.

Весной на фоне действий России в Крыму Киев принял решение запретить поставки военной продукции в РФ, точнее, вооружений, военной техники и комплектующих. Запрет вступил в силу в конце мая и коснулся в том числе уже оплаченных грузов. Не секрет, что российский ВПК зависит от поставок из Украины по компонентам для боевых кораблей (производитель – "Зоря-Машпроект"), вертолетов ("Мотор-Сич"), космических систем ("Южмаш"). В свою очередь, отечественные оборонщики во многом ориентированы на федеральный спрос: в 2013 году он обеспечил примерно 50% военного экспорта страны, или 1,2 млрд долл. В обратном направлении завезено товаров военного и двойного назначения на 700 млн долл. Понятно, что с экономической точки зрения компании-поставщики не заинтересованы терять свои рынки сбыта.

Поэтому неудивительно, что, независимо от политической конъюнктуры, они ищут возможность сохранить свои позиции. Так, в начале сентября президент "Мотор-Сичи" Вячеслав Богуслаев на "Гидроавиа¬салоне-2014" в Геленджике (Краснодарский край) заявил, что введенные ограничения коснулись только поставок для нужд Минобороны России и что с этим государством возможно создание СП по выпуску авиадвигателей. По словам топ-менеджера, 90 % предприятий украинской оборонки не поставляют продукцию для Минобороны РФ, и тем самым может продолжать сотрудничество.

Мотивации руководства "Мотор-Сичи" прозрачны: в 2011 она заключила с концерном "Вертолеты России" крупный контракт на 1,2 млрд долл. на поставку в 2012 2016 годах 1300 двигателей для предназначенных третьим странам российских вертолетов Ми-8, Ми-17 и Ми-24. Вообще же данный запорожский завод – крупнейший в СНГ изготовитель авиамоторов для вертолетов "Ми" и "Ка", для самолетов "Ан" и "Як", а также промышленных газотурбинных установок. Рынок Содружества принципиально важен для компании, которая за счет своих сбытовых позиций даже в І полугодии нынешнего кризисного года смогла нарастить чистую прибыль (к январю-июню 2013) в 1,9 раза, до 1,54 млрд грн. Корпоративный портфель заказов на 2014 год оценивается в 950 млн долл. (плюс 5 % к 2013). По мнению экспертов, выполнение эмбарго в тех масштабах, которые допускает Киев, означало бы потерю значительной части данного портфеля.

В целом же ВПК Украины может ежегодно терять от блокирования оборонной торговли с россиянами до 600 млн долл., а последние – около 2 млрд долл., отмечает директор информационно-консалтинговой фирмы Defence Express Сергей Згурец. В свою очередь, "федералы" говорят об импортозамещении, но его организация займет долгие годы, говорят экономисты. Так, "Южмаш" и КБ "Южное" обеспечивают техобслуживание ракетно-ядерных сил России и обладают эксклюзивной документацией примерно на треть всех ракет, стоящих на боевом дежурстве в РФ. И она еще не скоро сможет подготовить альтернативных специалистов, говорит С.Згурец.

Таким образом, обе стороны заинтересованы в сохранении связей. Российский рынок зависит от отечественных поставок и по ряду других товаров. О самозапрете экспорта подобной продукции речь не идет, а вот Москва способна ограничить ее ввоз и развивать замещающие производства. В целом многие предприятия-экспортеры могут быть заинтересованы в обходе торговых запретов, в том числе за счет СП, констатирует директор Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Олег Устенко. Но это лишь один из способов, а другим могут быть поставки через третьи страны. Сейчас подобное обсуждается в связи с санкциями Запада против экспорта некоторых товаров в Россию и ее собственными запретами на западный импорт.

В числе возможных транзитеров называется Беларусь, входящая в Таможенный союз и не имеющая контролируемой границы с РФ. Также называется маршрут через Закавказье в Казахстан, тоже входящий в ТС. Однако аналитики уточняют: такая схема может использоваться для продукции, в которой заинтересовано российское руководство (военные компоненты, некоторые машины и оборудование, ТБД и др.). А иначе оно приложит максимум усилий для блокирования поставок, в том числе через механизмы Тамсоюза. В результате, скажем, запрещенное украинское продовольствие будет поступать на федеральный рынок разве что нелегально, то есть в ограниченном объеме и без стандартной маркировки. Подобным образом сейчас попадает в Украину значительная часть белорусских продуктов, затем реализуемых через розничные точки.

Операторы допускают применение схемы и для отечественной металлопродукции, важным вектором продаж которой является Россия. В 2013 году ее поставки в РФ упали на 7,2%, до 2162 млн долл., а в І полугодии этого (к 6 месяцам 2013) – уже на 35,4%, до 782 млн долл. В дальнейшем Кремль может ужесточить меры против украинского металлоэкспорта, и нельзя исключать, что производители ввиду общекризисной сбытовой ситуации пойдут на серые приемы работы с российскими потребителями.

Это касается, в частности, длинномерного проката, против ввоза которого из Украины уже давно ведут борьбу федеральные лоббисты и по которому на их внутреннем рынке растет избыток мощностей (см. также статью "Сортовые страдания"). Пока что эксперты затрудняются сказать, насколько успешными могут быть полулегальные каналы поставок металла в Россию в долгосрочной перспективе. С одной стороны, приводится пример Молдавского метзавода из непризнанного Приднестровья, к присутствию которого рынок давно привык. Однако Приднестровье – союзник Москвы, а в противном случае она предпримет максимум усилий по недопущению теневых схем, считает О.Устенко. Впрочем, и без этого подпольная деятельность на рынке делает позиции поставщика неустойчивыми и зависящими от ситуативных факторов вроде усиленных документарных проверок.

Россиянам же проще обойти отечественные торговые санкции, так как они обладают активами в нашей стране (площадки "Евраза", "Днепрометиз" и др.) и лоббистскими возможностями, акцентируют специалисты. Теперь к этому может добавиться серая перевалка грузов через не контролируемые Киевом территории Донбасса и через Крым. Мятежная часть Донецкой и Луганской областей де-юре остается украинской, и пока что не стоит вопрос о полной проверке идущих оттуда грузов, тем более железнодорожных. А по принятому Верховной Радой закону о свободной экономической зоне в Крыму тамошние компании могут иметь товарные сертификаты Украины, напоминает МинПрому первый замглавы комитета ВР по налоговой и таможенной политике Оксана Продан.

Далее, для различной продукции может быть использована и смена страны происхождения при оформлении партии. Этот способ нередко применяется для обхода торговых защитных мер и страновых санкций. Например, китайские изделия могут маркироваться третьими странами или же страной получателя (в том числе при незначительной доукомплектовке на резидентной территории, как это давно делается и на отечественном рынке). В этом случае украинские предприятия при экспорте в РФ теоретически могут маскироваться под государства не только Закавказья или Средней Азии, но и более далекие, в обмен на некие бонусы готовые поделиться национальным товарным кодом. Однако это усложняет, дестабилизирует и удорожает поставки, тем самым снижая конкурентоспособность на рынке назначения.

"Наши производители – это не китайцы с их минимальной себестоимостью, и если к конечной цене добавить еще и затраты на обход торговых запретов, то в ряде случаев она будет слишком большой даже при решении проблем с собственно физической поставкой. Это касается и продовольствия, и промышленной продукции, – сообщает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. – Из-за удорожания производственных ресурсов у тех же металлургов или химиков поле для ценового маневра было минимальным и раньше, а при манипуляциях с оформлением и вовсе сузится, не поможет даже девальвация нацвалюты. Угроза потери рынков ТС вполне реальна, что бы ни придумывали экспортеры или Кабмин".

Наконец, обе наших страны для оформления своих товаров могут использовать оффшоры. Эта схема уже отработана и она проще, чем операции со страной происхождения и маркировкой. Компании обеих сторон широко применяют оффшорные операции, и последние могут стать популярным методом обхода санкций в случае их пролонгации. Да, официально столицы будут бороться с этим, уточняет А.Охрименко, но вряд ли будут в состоянии значимо перекрыть оффшорную активность, в том числе по закону о санкциях, недавно подписанному Президентом Петром Порошенко. Для справки, в 2013 в Россию из оффшоров поступило продукции на 25-30 млрд долл., в Украину – приблизительно на столько же в гривне (то есть на 3,1-3,8 млрд долл. по старому курсу).

Аналитики резюмируют, что в обход торговых запретов можно действовать на рынках и России, и Украины. Но это затрудняет работу поставщиков и может снижать их конкурентоспособность, заодно сужая потребителям полноту выбора. Лучшим вариантом называют межгосударственные договоренности о невведении новых заградительных мер и о пересмотре существующих, примером чего можно считать недавние компромиссы по срокам применения договора о зоне свободной торговли с ЕС.

Максим Полевой

МинПром

Новини

19 Квітня 2024

ДТЕК попереджає про можливі відключення світла у Києві

Відвантаження довгого прокату за кордон зросли на 13,4%

EDF постачатиме зелену енергію для французького заводу з виробництва DRI

Асоціація портів України звернулась до уряду щодо ситуації на Дунаї

Ворог пошкодив припортову інфраструктуру на Одещині

Сім країн у світі виробляють всю свою енергію з відновлюваних джерел

Pilbara Minerals відзначає збільшення цін на літій

Nippon Steel намагається розвіяти побоювання з приводу придбання US Steel

Каметсталь освоює виплавку заготовки підвищеної якості

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

ВСІ НОВИНИ ⇢