Нефартовый припортовый

Публікації

Пять лет назад Дмитрий Парфененко отказался продать Одесский припортовый завод за 5 млрд. грн. Теперь он опять возглавляет Фонд государственного имущества, и ему необходимо доказать, что тогдашнее решение не было ошибкой. Хотя это почти невозможно.

Мимо "Нортимы"

9 сентября 2009 г. 99,567% акций Одесского припортового завода были почти что проданы на аукционе компании "Нортима", связанной с Игорем Коломойским. При начальной цене в 4 млрд. грн. "Нортима" вызвалась заплатить на 1 миллиард больше. Лицитатор торгов цену принял. Но, выражаясь футбольной терминологией, судья гол не засчитал. Через несколько минут после завершения аукциона к публике вышел глава ФГИ Дмитрий Парфененко и объявил результаты торгов недействительными.

Говорят, что повернуть приватизацию ОПЗ вспять конкурсную комиссию вынудил гневный телефонный звонок от премьера Юлии Тимошенко. Хотя господин Парфененко и старался, как мог, облечь скандальное решение в благопристойную аргументацию: "Позиция и Фонда госимущества, и правительства заключается в том, чтобы не продавать такие жемчужины по заниженным ценам. Ждем лучших времен". В ответ представлявший интересы "Нортимы" первый зам председателя правления "Приватбанка" Тимур Новиков пригрозил ФГИ добиваться принудительного заключения договора купли-продажи через суд. Из этой затеи ничего не вышло. Но дальнейших попыток продавать ОПЗ власти уже не предпринимали. До осени 2014-го.

По сентябрьскому курсу 2009 г. 5 млрд. грн. равнялось примерно 600 млн. долл. Парфененко же после отмены продажи назвал адекватной цену актива в 8-10 млрд. грн. Но, видимо, за 5 лет лучшие времена так и не наступили. Поскольку сейчас, в правительстве были бы вполне довольны, получив за завод те же 600 млн. долл. В частности, в июле текущего года Дмитрий Парфененко заявил, что рассчитывает получить от продажи ОПЗ именно такую сумму.

Продавать по-новому

Позже премьер-министр Арсений Яценюк уточнил, что теперь большая приватизация в Украине будет проходить по-иному. И как раз Одесскому припортовому судилось пройти эту процедуру первым. Она заключается в том, что для установления реальной цены объекта сначала продадут его небольшой пакет на внешних биржах, и уже исходя из результатов таких тестовых торгов, будут выставлять на конкурс остальные акции. "Относительно ОПЗ и других заводов предлагаем, чтобы пробные пакеты акций, до 5%, размещались на биржах не в Украине, а на западных, чтобы увидеть реальную цену", – объяснил Яценюк 5 сентября на заседании Кабмина. В частности, пакет одесского завода он предложил выставить на Варшавской фондовой бирже, где уже котируются ценные бумаги ряда украинских частных компаний.

Правда, стартовую стоимость этого 5-процентного пакета ФГИ оценил очень скромно – в 39,927 млн. грн., т.е. всего лишь в 3 млн. долл. Получается, что для достижения приемлемого уровня продажная цена пакета должна превысить стартовую в 10 раз. На фондовом рынке подобные чудеса встречаются крайне редко. Поэтому в эксперименте с продажей 5-процентного пакета государство может получить не только искривленный результат, но и дополнительную мигрень в виде частного миноритария, просочившегося в управляющие органы ОПЗ. Если только в этом и не заключалась подспудная цель затеи.

Согласно приватизационному плану, тестовая продажа должна состояться до 31 октября. Новичку выйти за полтора месяца на торги на Варшавской фондовой бирже практически нереально. Поскольку же требование об иностранных торговых площадках нигде документально не прописано (а заявление Яценюка – всего лишь слова), то, вероятно, ФГИ все же придется устроить маленький аукцион в Украине. А здесь легче обеспечить победу тому, кто возьмет на себя обещания выкупить впоследствии целый пакет. По иронии судьбы, торги смогут снова свести Дмитрия Парфененко с Игорем Коломойским. И повторного отказа последний уже не потерпит. Особенно, если учесть, что сегодня он имеет не только денежный, но и политический вес.

Ни газа, ни навара

Искренне говоря, 5 лет назад ФГИ как продавец находился в гораздо более сильной позиции, чем сейчас. Тогда Одесский припортовый находился на пике своей прибыльности: за 2008 г. он заработал почти 800 млн. грн. чистой прибыли. За последующие 5 лет завод еще только один раз сработал в плюс (в 2011 г. прибыль составила 336 млн. грн.). Все остальные годы были неудачными, а в 2013-м убытки достигли удручающего уровня – более 1,1 млрд. грн.

На самом предприятии, когда речь заходит об убыточности, в первую очередь пеняют на дорогущий газ. Действительно, в 2009-2010 гг. ОПЗ покупал этот ресурс ниже 300 долл. за тысячу кубометров, в 2012-2013-м – выше 400 долл. А в себестоимости выпускаемой заводом продукции на газ приходится более 80%. Таким образом, рентабельность его работы упала более чем на 20%, по сравнению с периодом первой продажи.

В 2014-м предприятию не хватает даже дорогого газа. Весной в поставках этого сырья заводу отказала компания OstChem Дмитрия Фирташа. Предчувствуя напряженность в газообеспечении страны, Фирташ стал беречь ресурс для собственных азотных предприятий. Летом ОПЗ смог договориться об импорте газа из Венгрии по контракту с дочерней компанией немецкого концерна E.On. Но этих поставок не хватает для полной загрузки предприятия. По информации Одесской облгосадминистрации, в сентябрь завод вошел только с одним работающим аммиачным агрегатом из двух имеющихся. И если для лета такой расслабленный режим более-менее приемлем, то осенью, когда сезонный спрос на нитраты растет, недозагрузка оборачивается недозаработками.

Получается, что по одним только экономическим индикаторам условия для продажи ОПЗ сейчас менее благоприятны, чем в 2009 г. А еще ведь и геополитика давит. В последние месяцы практически все инвесторы, а тем более иностранные, заморозили все вложения в южных областях Украины до выяснения обстоятельств – пойдет российская армия к Черному морю или нет? Это касается и комплекса по приему LNG, и зерновых терминалов, и портовых мощностей. Вряд ли Одесский припортовый станет исключением. Поэтому, если не выбиваться из приватизационного графика, то заводу – прямая дорога в руки украинских бизнесменов. И вряд ли по более высокой цене, чем 5 лет назад.

Шипы и розы

Некоторые из игроков на рынке удобрений утверждают, что ОПЗ негласно уже обещан Коломойскому, который сейчас держит оборону на южных рубежах страны. На прошлых торгах его конкурентами выступали российский "Сибур", и украинско-российский предприниматель Константин Григоришин. Сегодня за ОПЗ готов побороться Дмитрий Фирташ. Управляющий директор Group DF Борис Краснянский недавно говорил, что компания будет принимать участие в приватизации ОПЗ, если таковая будет объявлена. Но посланцев Фирташа могут просто не допустить к конкурсу, поскольку этого не хочет "Приват", и поскольку Group DF находится в состоянии острого конфликта с ФГИ из-за разрыва арендных отношений на Иршанском и Вольногорском ГОКах.

Взглянем пристальнее, какие шипы и розы получит в букете будущий частный владелец Одесского припортового. Его производственный комплекс состоит из 4 основных агрегатов: двух – аммиачных (заявленной мощностью 450 тыс. т в год каждый) и двух – карбамидных (330 тыс. т в год каждый). Правда, в прошлом году завод использовал эти мощности более чем на 100%, произведя 1,15 млн. т аммиака и 760 тыс. т карбамида. Однако в первом полугодии-2014 объемы производства продукции в Одессе упали более чем в 2 раза.

Но, кроме того, в составе ОПЗ работает и крупнейший в Причерноморье комплекс по морской перевалке химикатов, который используется, как самим предприятием, так и клиентами со стороны. Его мощность по перегрузке аммиака составляет 4 млн. т, карбамида – 3,6 млн. т, а метанола – 1 млн. т в год. Сюда же примыкают склады на 120 тыс. т аммиака и 80 тыс. т карбамида плюс оборудование по их охлаждению. От ОПЗ напрямую зависит стабильность работы аммиакопровода "Тольятти-Россошь-Одесса", по которому на экспорт уходит аммиак из России. Так, в 2014 г., согласно заключенным контрактам, через завод транзитом должно пройти свыше 2,2 млн.т этого продукта. Оператором аммиачного транзита по территории Украины является государственное предприятие "Укрхимтрансаммиак", которое перечисляет ОПЗ плату за эксплуатацию его мощностей. Вполне логично, что новый владелец предприятия потребует эту плату поднять, чтобы улучшить экономику своего актива. В худшем случае он легко может заблокировать работу трубы, идущей из Тольятти. Как тут не вспомнить игры близких к "Привату" менеджеров с украинскими нефтяными трубами.

Еще одно рыночное преимущество дает группе "Приват" наличие у него собственного газового ресурса. Примерно 2 млрд. кубометров газа, которые за год добывает компания "Укрнафта" хватило бы на обеспечение и ОПЗ, и "Днипроазота" – еще одного химического актива Коломойского. Если только правительство не будет заставлять "Укрнафту" отдавать этот газ населению. На дешевом отечественном сырье, да еще и валютной разнице (газ покупается за гривни, а преимущественная часть продукции уходит на экспорт) ОПЗ смог бы сорвать неплохую добавочную стоимость.

В Фонде госимущества, конечно, говорят, что и иностранные компании не безразличны к Одесскому припортовому. Сейчас, мол, покупкой предприятия заинтересовались инвесторы из Франции, Катара, Японии и Ближнего Востока. Но в 2009 г. на торгах тоже ожидали около 13-14 компаний, а по факту явились только три, и ни одна из них не была западной.

Ярослав Ярош

МинПром

Новини

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

Споживання сталі у Польщі за підсумками 2023 року скоротилось на 11% 

Українська промисловість здатна забезпечити локалізацію локомотива на рівні 55%

Україна потребує альтернативних джерел енергії

В Україні зростає попит на електромобілі

BHP Billiton знизила видобуток залізної руди

Італійська Danieli збудує в Лівії завод з відновлення заліза

Байден запропонував підвищити мита на китайський імпорт сталі

Rio Tinto планує виробляти мільйон тонн міді у 2030 році

Vale збільшила видобуток руди 

Влада має вивести Україну з-під дії європейського екоподатку

УЗ продовжила заборону на перевезення до порту Чорноморськ

Екологічні фонди ЄС втрачають мільярди через зниження цін на вуглець

У березні експорт феросплавів впав до рекордного мінімуму

Росія знищила майже всю теплову генерацію України – Зеленський

ВСІ НОВИНИ ⇢