Принцип казино

Публікації

Цены на железную руду снизились до пятилетнего минимума, и все эксперты считают, что на таком уровне – около 80 долл./тонн – они зависнут надолго. В этой ситуации, многие китайские производители вынуждены были уйти с рынка. В австралийской отрасли тоже начались банкротства, и похожая судьба ожидает большинство юниоров. Руководителям крупнейших компаний, которые завалили рынок избытками, предстоят объяснения с акционерами по поводу обещанного повышения дивидендов. Ну, а китайские потребители будут обеспечены дешевым сырьем. Таким образом, еще раз подтвердится тезис: мечты сорвать банк иногда сбываются, но в конечном итоге выигрывает только заведение.

Девятый вал

В текущем году спад цен составил 40%: в сентябре они опустились ниже 82 долл./тонн. Рынок переполнен австралийской и бразильской рудой, и избыток продолжает нарастать. Крупнейший потребитель – Китай, закупающий две трети морских поставок – в августе уменьшил объемы импорта на 9,3% по сравнению с июлем (хотя годовой прирост составил 8,5%). И существенного повышения спроса не предвидится: чиновники CISA утверждают, что на протяжении ближайших десяти лет китайский выпуск стали будет держаться на уровне около 800 млн. тонн в год. Именно эту цифру назвал заместитель генерального секретаря Ассоциации Ли Сыньчуан на горнорудной конференции в Мельбурне, оговорившись, что в его понимании, выпуск в любом случае не превысит 900 млн. тонн. Правда, китайская официальная статистика уже давно исчерпала кредит доверия, но, судя по перспективам экономики, объемы производства стали действительно не будут расти в таком же темпе, как в последние 10 лет.

По словам Ли, в текущем году импорт руды может достичь 900 млн. тонн (годовой прирост – 10%), и превысит этот объем, если цены упадут до 70 долл., поскольку тогда остановит добычу очередная партия высокозатратных китайских добывающих компаний. Перспектива такого спада вполне реалистична: по оценкам Morgan Stanley, мировой избыток руды составит 79 млн. тонн в текущем году, увеличится до 158 млн. тонн в 2015-м и до 256 млн. тонн – в 2018 году. Кроме того, аналитики банка сообщили, что цены действительно могут снизиться до 70 долл. в краткосрочном плане, но ожидается, что к концу года они вернутся на уровень порядка 90 долл.

Организаторы этого спада – Vale, Rio Tinto, BHP Billiton и Fortescue Metals Group – пытаются проявлять оптимизм. Так, резко нарастившая мощности Rio Tinto объявила, что в 2014 году другие горнорудные компании мира сократят объемы добычи на 125 млн. тонн, что почти полностью скомпенсирует дополнительные поставки из Австралии и Бразилии (132 млн. тонн). Глава компании Сэм Уолш сообщил Reuters: "Самые слабые игроки уже приняли решения об остановке своих предприятий, главным образом – в Китае, Индонезии, Иране, Южной Африке и Австралии". По его данным, 85 млн. тонн мощностей уже выведено с рынка – как и ожидали в Rio.

Среди юниоров Австралии уже есть первые потери: компании Termite Resources и Western Desert Resources не сумели реструктурировать долги и в сентябре перешли под внешнее управление. На очереди – Gindalbie Metals, Grange Resources, Mount Gibson и Atlas Iron, которые, по оценкам UBS, при нынешнем уровне цен работают в убыток. По данным экспертов UBS, для этих компаний уровень безубыточности составляет около 85 долл./тонн, тогда как для BHP и Rio – 40-45 долл. Фактически, только один из юниоров – Fortescue Metals Group сумел рационально использовать передышку между ценовыми спадами: когда цены упали ниже 90 долл. два года назад, долги компании составляли 10 млрд. долл., но за последующие месяцы подъема она интенсивно сокращала задолженность, параллельно расширяя объемы производства. Теперь ее мощности составляют 155 млн. тонн, затраты резко уменьшились, а кредитный рейтинг – повысился.

В отличие от Fortescue, долговые проблемы серьезно усложняют положение Anglo American, для которой железная руда – крупнейший источник доходов. Сейчас компания приблизилась к завершению своего дорогостоящего (8,8 млрд. долл.) проекта Minas Rio в Бразилии. Ожидается, что предприятие мощностью 11-14 млн. тонн будет введено в эксплуатацию в 2015 году. Понятно, что низкие цены серьезно нарушат финансовые планы Anglo American. Серьезные долговые проблемы существуют также у Atlas Iron (пятое место среди австралийских производителей, уровень безубыточности – 86 долл.) и американской Cliffs Natural Resources. Компания Arrium – ближайший конкурент Atlas Iron – планирует выручить 680 млн. долл. за счет продажи акций. Инвесторы и аналитики ожидают, что Atlas последует ее примеру – начнет продавать доли в своих месторождениях и отложит планируемые расширения.

Бедные богатые компании

Пожалуй, настолько резкого падения цен не ожидали и сами «виновники торжества». По мнению аналитиков, крупнейшим горнорудным компаниям придется отказаться от планов в феврале вернуть акционерам избыточную наличность путем выкупа акций. Они обещали это инвесторам, которые до сих пор терпеливо ожидают щедрой компенсации за два года, проведенных в режиме жесткой экономии.

Из-за торможения китайского подъема, лидеры рынка отложили программы расширения и передали бразды правления новым топ-менеджерам, поставив перед ними задачу распродажи активов и интенсификации добычи на уже существующих предприятиях. Эти шаги породили у инвесторов определенные надежды, тем более, что в августе Glencore ассигновала 1 млрд. долл. на выкуп собственных акций, Rio Tinto объявила о возврате капитала в феврале, а BHP сообщила, что «близка» к этому. После этих заявлений ожидалось, что одна только BHP Billiton сумеет вернуть инвесторам до 8 млрд. долл.

Однако с тех пор цены на железную руду упали до пятилетнего минимума из-за дополнительных поставок, которыми завалили рынок лидеры мировой отрасли, а большинство высокозатратных китайских производителей продолжают добычу благодаря поддержке местных властей. Поэтому ожидания, что рыночное дно окажется на уровне 90 долл./тонн, не оправдались. А падение цен резко ограничивает прибыльность не только у юниоров – от этого серьезно пострадали и Rio с BHP, несмотря на их низкие производственные затраты. В текущем году цена упала примерно на 50 долл., а ее снижение на каждый доллар удаляет 135 млн. долл. из прибылей BHP в финансовом году, который завершится в июне 2015-го.

Поэтому аналитики решили, что обещания возврата капитала вряд ли будут выполнены, во всяком случае – не в феврале. По мнению аналитика Standard & Poor's Мэй Дзон, теперь, когда цены упали еще на 8%, BHP и Rio должны быть еще менее склонны к возврату избыточной наличности. И действительно, гендиректор BHP Эндрю Маккензи уже сообщил, что правление решило не проводить выкуп акций, поскольку это сопряжено с большим риском из-за волатильности сырьевых рынков.

Таким образом, стратегия вытеснения конкурентов путем создания избытка руды поставила горнорудных гигантов в трудное положение. Для BHP и Rio крайне важно сохранить свои престижные кредитные рейтинги 'A'. Однако, по мнению кредитных и биржевых аналитиков, если цены останутся ниже 90 долл. до конца текущего года, эти компании окажутся под мощным давлением – от них потребуют не только вернуть капитал акционерам, а и повысить дивиденды. В то же время BHP и Rio приходится концентрировать усилия на сохранении консервативного баланса: обе компании уменьшают затраты, урезают расходы на проекты и сокращают долги, чтобы благополучно пережить падение цен на железную руду и другое сырье. А потери будут значительными.

Правда, инвесторы пока относятся с пониманием к трудностям компаний. Например, Росс Бакер, управляющий директор Australian Foundation Investment Co, одного из крупнейших акционеров BHP, сообщил: "Мы не давим на них непосредственно по поводу возврата капитала – этот возврат должен быть целесообразным в конкретных условиях". Но это было сказано в августе, а с тех пор ситуация изменилась. Вряд ли акционеры сохранят спокойствие и благожелательность надолго. И кресла под топ-менеджерами снова могут зашататься. Инвесторам нужны прибыли, и они не согласятся с продолжением режима экономии, а перспективы горнорудных компаний трудно назвать благоприятными.

Фактически, от затеянной горнорудными гигантами «игры в избытки» выиграли только китайские сталелитейные заводы: теперь они надолго обеспечены дешевым и высококачественным сырьем. А зачинщики игры, похоже, проиграли: китайских конкурентов вытеснить так и не удалось, поскольку местные чиновники заинтересованы в их выживании. Ну, а по поводу тенденций китайского рынка, Ли Сыньчуан из CISA представил вполне реалистичный прогноз. Хотя крупнейшие горнорудные компании давно предсказывают, что пик китайского сталелитейного производства составит 1 млрд. тонн в год, Ли утверждает, что он, скорее всего, не превысит 870 млн. тонн. По его словам, в ближайшее время стимулирования производства стали не ожидается, поэтому нет и перспективы возврата цен на руду к уровню 100 долл./тонн. Он полагает, что цена сохранится на уровне 80 долл. надолго, поскольку импорт увеличивается очень быстро. А на вопрос, почему его прогноз расходится с предсказаниями горнорудных компаний, эксперт ответил: "Возможно, это – сказка для инвесторов. Поверьте мне. Я в этом бизнесе 30 лет".

Галина Резник

МинПром

Новини

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

Єврокомісія відправила в Україну ще 500 електрогенераторів

Санкції зірвали запуск найбільшого у росії заводу з виробництва скрапленого газу

На кордоні з Польщею продовжують стояти майже 4 тисячі вантажівок

ВСІ НОВИНИ ⇢