kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Украинские порты: время для инвестиций

18.05.09
размер текста:

Несмотря на бушующий финансово-экономический кризис, украинские порты демонстрируют впечатляющую финансовую динамику. Сформированный финансовый ресурс, который останется после уплаты налогов и отчислений в бюджет, впору бы направить на инвестиции в портовую инфраструктуру, которая как показал прошлый год, уже не способна удовлетворить запросы национальной экономики. Нынешний спад промышленности немного сгладил эти проблемы, однако по мере восстановления экономики, узкие места портового хозяйства снова превратятся в один из факторов ее торможения.

I квартал текущего года, несмотря на спад грузооборота на всех видах транспорта, оказался достаточно успешным в финансовом плане для украинских морских торговых портов (МТП). Доходы предприятий, входящих в сферу ответственности Министерства транспорта и связи за три месяца выросли на 66% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и достигли 2,26 млрд грн., а чистая прибыль увеличилась почти в 4 раза – до 522,4 млн грн. При этом в бюджет в январе-марте было перечислено 376,3 млн грн., что на 189% больше в сравнении с I кварталом 2008 года, на который пришелся пик загрузки перегрузочных мощностей в прошлом году.

Достигнуть таких результатов украинским МТП удалось вопреки спаду объемов обработанных грузов. По итогам I квартала они переработали 25,8 млн тонн, что на 17,1% меньше, чем годом ранее. На фоне 30% спада объемов промышленного производства и такой результат выглядит достаточно неплохим. От более глубокого спада в физическом измерении порты удержало наращивание перевалки сельскохозяйственной продукции, прежде всего зерновых, и относительно стабильные транзитные перевозки.

Улучшение финансовых показателей обусловлено несколькими основными факторами:

• повышением более чем в 1,5 раза аккордных ставок;

• девальвацией гривны;

• повышением эффективности работы.

Повышение тарифов Минтранссвязи утвердило еще летом прошлого года после того, как сорвалась попытка увеличить доходы портов с помощью введения в качестве расчетной валюты евро вместо доллара. Поскольку большинство операций осуществляется в американской валюте, чиновники вынуждены были отказаться от этого нововведения и осуществить прямое повышение ставок - портовые тарифы для судов были увеличены на 55-60%, и на 44% для грузовых работ.

Поступления от переработки грузов и портовых сборов за заходы судов являются двумя основными источниками доходов портов, поэтому стремительный рост тарифов способствовал адекватному увеличению доходов МТП с коррекцией на уменьшение объема грузов. Дополнительную поддержку портам оказала 60% девальвация гривны по отношению к доллару. Поскольку тарифы номинированы в американской валюте, рост ее курса оказал такое же благоприятное влияние, как и для украинских экспортеров. Кроме того, спад ажиотажа на услуги водного транспорта позволил в этом году повысить эффективность и производительность их работы.

Улучшение финансовой ситуации в портах в I квартале, скорее всего, будет пиковым в этом году. По состоянию на конец весны с высокой долей уверенности уже можно констатировать, что улучшение внешней конъюнктуры на рынках металлопродукции в этом году ждать не стоит. Соответственно в сравнении с 2008 годом в нынешнем году сократятся не только экспортные поставки металла и железорудного сырья, но и импорт коксующих углей, ЖРС, марганцевой руды. Достаточно нестабильны в этом году и рынки химической продукции и строительных материалов.

В данном контексте, дальнейшие результаты деятельности украинских портов будут зависеть от способности удержать транзитные грузы, что требует внедрения более гибких тарифов и снижение бюрократической нагрузки, которая традиционно является одной из ключевых проблем не только портового хозяйства, но и всей экономики.

Несмотря на то, что денежный поток в украинские порты, скорее всего, в дальнейшем будет спадать, в этом году они смогут аккумулировать до 2 млрд грн. нераспределенной прибыли (без учета платежей в бюджет), что является хорошим ресурсом для активизации работ по модернизации портовой инфраструктуры, и, прежде всего, дноуглубительных работ.

Украинские порты не являются глубоководными, поэтому не могут принимать суда дедвейтом более 100 тыс. С этой проблемой в прошлом году столкнулись отечественные металлурги, которые импортируют ЖРС и коксующийся уголь. Для решения этой проблемы одно время применялась непростая схема: они завозили сначала сырье в румынский порт Констанца, который способен принимать и разгружать суда водоизмещением до 165 тыс. тонн. Затем сырье транспортировали в украинские порты более мелкими судами. Такая схема поставок существенно удорожает себестоимость продукции, но возить с разных концов света миллионы тонн угля и ЖРС балкерами типа «Handymax» или «Handysize» также очень долго и дорого.

Еще одной проблемой, которая сужает пропускную способность украинских МТП, являются узкие железнодорожные каналы, обеспечивающие доставку грузов непосредственно к причалам и складам. В прошлом году очень часто были случаи, когда вагоны, пришедшие в порт, простаивали на подходах. В то же время, во многих МТП вагоны простаивали потому, что мощности порта перегружены. Стоит отметить технические проблемы непосредственно самой портовой инфраструктуры. Износ основных фондов в портовом хозяйстве достиг 80-90%, что снижает оперативность погрузки и выгрузки грузов.

Таким образом, отечественные порты требуют колоссальных инвестиционных вливаний с тем, чтобы после восстановления экономики хотя бы до уровня 2008 года быть способными их обрабатывать. Именно инвестиционное направление должно стать одним из приоритетных в этом году. Финансово-экономический кризис создает для его реализации благоприятные условия, поскольку осуществлять модернизацию в условиях 100%-ной загрузки мощностей тяжело с технической точки зрения.

Главным препятствием, которое сдерживает инвестиционную активность, по-прежнему является отсутствие законодательной базы, регламентирующей отношения между государством и частными инвесторами. Согласно украинскому законодательству, а также решению Конституционного суда, приватизация действующих морских портов запрещена. Еще во второй половине 90-х годов, в разгар двух приватизационных волн, президент Украины Леонид Кучма подписал два закона: "О перечне объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации" и "О государственной программе приватизации", которые, несмотря на последующие дополнения, остались неизменными в отношении портов, отнесенных к группе предприятий, "имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства" и на этом основании не подлежащих приватизации.

Фактически, у частных инвесторов, «остается право» построить и эксплуатировать собственный МТП. Многие крупные ФПГ уже приступили к подобным планам. Более мелкие компании, пошли по другому пути, и, пользуясь лояльностью руководства портов, подписали с ними договоры о совместной деятельности. В результате в их собственности оказались не только земли, причалы, склады и оборудование, но в отдельных случаях и акватория. Стоит отметить, что далеко не все случаи такого партнерства оказались убыточными для государства, хотя злоупотребления часто имели место.

Министерство транспорта и связи решило уйти от индивидуального рассмотрения подобных партнерств, и залпом ликвидировать все совместные предприятия. Такую задачу в конце апреля поставил министр И.Винский. С одной стороны, этот шаг в определенной мере оправдан, поскольку в случае анализа каждого отдельного договора чиновники погрязнут в коррупции, с другой - пересмотр отношений с частными инвесторами стоило бы проводить более спокойно, «переводя» наиболее эффективные компании на другие формы отношений с портом – концессию либо аренду. Несмотря на существенное увеличение денежных ресурсов, государственные предприятия, вряд ли смогут сами добиться серьезных успехов в модернизации своего хозяйства.

 


Комментарии
комментариев: 4
15:53 | 18.05.2009
Вольтрон - оборонець всесвіту!
Уважаемый Юрий. Амортизационные отчисления не могут быть равны нулю. Ну могут быть по законодательству. Да и не предмет это статьи. Еще хочу спросить, а что до этого порты пересматривали стоимость фондов? И что же их побудило в этом году всех и единовременно заморозить стоимость основных фондов?
15:09 | 18.05.2009
ZNATOK
Алексей, надо внимательнее следить за сообщениями, которые касаются темы. 11 мая на коллегии Минтраннсвязи И.Винский заявил, что его не устраивают высокие финансовые показатели работы портов, потому что они дутые. По его словам, порты не проводят дооценку основных фондов, из-за чего их амортотчисления фактически равны нулю. Это и позволяет им относить на чистую прибыль значительные суммы. Надеюсь, Вам понятноы последствия такого подхода? И.Винский так и сказал: начальники портов просто проедают тот ресурс, что есть в их распоряжении.
Должен уличить Вас, батенька, в весьма поверхностном знании предмета, о котором вы взяли труд написать

...


Статьи
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.
10.04.17, Максим Полевой
Коксующийся уголь стремительно дорожает на мировом рынке из-за циклона в Австралии. Эта новость отнюдь не радует украинских металлургов, поскольку себестоимость их производства будет расти, а конкурентоспособность отечественного металла снизится.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!