Ненаучная фантастика

Публікації

Президентская "Стратегия-2020" содержит блок первостепенных реформ, воплощение которых действительно вывело бы страну на новый качественный уровень. Однако выполнить очерченные задачи за 5 лет малореально из-за бессистемности и популизма программы при серьезной нехватке средств на ее реализацию.

В конце сентября Президент Петр Порошенко презентовал свою "Стратегию реформ" на период до 2020 года. Среди ключевых целей – удвоение национального ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 8,5 до 16 тыс. долл. Наряду с этим в программный период предполагается дополнительно привлечь около 40 млрд долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ), то есть по 8 млрд ежегодно, хотя в 2003-2013 годах этот показатель составлял примерно 6,6 млрд долл.

Далее, дефицит госбюджета к 2020 году должен упасть до 3% ВВП с нынешних 10,1%, а инфляция – с 19% (2014) до 1,7%. Также кредитный рейтинг Украины намечено повысить с преддефолтного CCC до BBB (по методологии Standard&Poor’s), в годовом рейтинге Всемирного банка под названием Doing Business – войти в топ-20 (сейчас – 112 место), а в рейтинге глобальной конкурентоспособности – в топ-40 (сейчас – 84 место). Кроме того, планируются антикоррупционная, судебная, налоговая реформы, в том числе обновление власти и сокращение бюрократического аппарата, реформа силовых органов, децентрализация и дерегуляция. В целом документ насчитывает 60 одновременных реформ.

Сразу после появления "Стратегия-2020" вызвала экспертную критику. Специалист по экономической политике Виталий Кулик отмечает: по сути, заявлено коренное переустройство страны, что не так-то просто реализовать в современной сложной ситуации, да еще за сравнительно короткий срок. "Не секрет, что подобные масштабные планы заявлялись после электоральной победы и Ющенко, и Януковичем, но вопрос в их выполнении. Да, сегодня есть то отличие, что перед страной стоят острые неотложные вызовы, игнорирование которых ведет в экономическую и политическую пропасть, – говорит аналитик. – Это подстегивает реформы, начиная с бизнес-среды и заканчивая госуправлением, и изменения действительно должны быть комплексными. Но предшествующий опыт различных отечественных реформ заставляет сомневаться, что эту страну можно просто взять и перестроить на новый эффективный лад за 5 лет. Слишком устоялись переплетения интересов, они уходят корнями еще в советское время".

А экономист Анатолий Гальчинский уточняет, что программа носит предвыборный характер, и это не добавляет ей качества и веса. По словам эксперта, она не является тем, чем заявлено – стратегией развития государства и общества. "Притом важные части не вписаны в общую канву. Например, нельзя говорить о налоговой реформе, если она не сопоставлена концептуальным принципам реформирования всей экономики. В определении курса страны эта позиция является системообразующей, но в документе не затрагивается", – говорит он.

Есть сомнения и в столь оптимистичных темпах роста ВВП. Во-первых, в 2014 году финансисты ожидают снижения ВВП на 9-10%, а в следующем – стагнации. За счет чего же в 2016 вдруг начнется быстрый рост, во властных коридорах сказать затрудняются. Экономическая стабилизация возможна после прекращения войны на Донбассе и хозяйственной нормализации в регионе, но это пока просматривается лишь условно ввиду невыполнения Минских договоренностей. А позитивный экономический эффект от ассоциации с Евросоюзом чем дальше, тем более сомнителен. Киев заявляет о росте экспорта в ЕС на 15% в І полугодии, но это не компенсирует экономике всех потерь от событий в стране. Тем более что в свете поставок в Европу прежде всего идет речь о сырье и полуфабрикатах – продукции АПК, химии, о промышленных ресурсах и металле неглубокого передела, тогда как главным вектором сбыта машин и оборудования является Россия, и этот сбыт быстро слабеет.

А.Гальчинский замечает, что в 2000-2004 украинский ВВП вырос с 31,26 до 65,04 млрд долл., то есть в 2,1 раза, но этому предшествовал период глубоких системных преобразований экономики. "Сегодняшние же реалии хорошо известны, они напоминают 1994 год, когда ВВП обвалился на 23%. Так, уменьшение промпроизводства в этом году может превысить 20%. Положение тем сложнее, что нынешние экономические проблемы Украины уходят корнями в так и не окончившийся масштабный кризис, в 2009 год с его спадом ВВП на 14,8%. Это было самое глубокое в мире сокращение на пике кризиса. Наша экономика больна системно, и бессистемными подходами ее не вылечить. К тому же стратегии двукратного роста должна предшествовать стратегия стабилизации", – отмечает он.

С принципиальными болезнями экономики связан и размах коррупции в стране, продолжают специалисты, и эти проблемы тоже нужно решать в комплексе, а не разорванными схематичными блоками, как это подано в "Стратегии-2020". Что же касается целевых показателей инфляции, то они взяты не из анализа, а из "маастрихтских критериев" для членов ЕС, сетует президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Показательно, что ослабить инфляцию до 1,7% после обвала в 2014 намечено только через несколько лет, хотя еще в 2013 она составляла 0,5%, причем в течение года не раз фиксировалась дефляция. Кроме того, приблизительно 2% инфляции корреспондируется с ростом ВВП на 1,5-2%, но не с 7-8%, заложенными в Программе. В рыночной макроэкономике такой быстрый рост означает пропорциональное повышение цен. Это общеизвестные истины не только экономической теории, но и практики стран с опережающими темпами развития, однако это игнорируется, констатирует А.Охрименко.

Трудно рассчитывать и на какой-то особый приток ПИИ. Дело не только в том, что инвесторы опасаются войны и разрушающейся экономики, но и в непрозрачности действующих правил, размытости правового поля, в зарегулированности бизнеса и других традиционных минусах, утверждают аналитики. И не факт, что нечто реально изменится в ближайшие 5 лет, кроме самого очевидного – окончания военных действий и попыток восстановления Донбасса. В последние годы прилагались усилия по стабилизации и улучшению инвестклимата, сейчас же в данной области скорее слова, чем дела, отмечает А.Охрименко, и добавляет: "Раньше была мода вкладывать средства в банковский сектор Украины в контексте соответствующей общемировой моды. Но после всего происходящего его привлекательность будет восстанавливаться годами, тем более на фоне непрекращающихся финансовых проблем в Евросоюзе. Сегодня зарубежные собственники наших банков, в том числе из ЕС, наотрез оказываются докапитализировать свои "дочки". Рентабельность в секторе низка, много проблем с кредитами и депозитами, а, главное, слабо развивается страновая система безналичных платежей".

По-прежнему немало говорится об инвестиционных перспективах АПК. Отечественные аграрии действительно вышли на глобальный уровень производства зерновых, масличных и других культур, внешний спрос на которые продолжает расти. Однако в стране нет рынка с/х земли, и даже если он появится, то по закону нерезиденты не имеют права приобретать сельскохозяйственные угодья. Среди прочего, это значит, что земли нельзя передать в залог иностранным банкам, и это не подходит потенциальным агроинвесторам. Подвижки в этом плане были в 2012-2013 годах (включая создание Госзембанка), но сейчас они нивелируются, и все разговоры об арабах и их миллиардах вложений на селе – откровенная маниловщина, полагает А.Охрименко.

Примерно то же самое можно сказать о заявлениях насчет привлечения средств в другие сферы, включая популярную тему ИТ. Управляющий партнер аудиторской фирмы "Аксенова и партнеры" Елена Макеева убеждена: когда наступит реальная экономическая стабилизация, потенциальные инвесторы в любую сферу будут выжидать, по крайней мере, полгода, чтобы убедиться в отсутствии рецидива, и только тогда направят свои капиталы – не ранее 2016 года.

Итак, кроме поверхностности и схематичности "Стратегии-2020", на нее может попросту не хватить денег. Президент обещает, что программа будет финансироваться за счет новых внешних долгов, что само по себе не вполне здраво. По заявлениям П.Порошенко, делу поможет макрофинансовая помощь Брюсселя в 1 млрд евро и дополнительный 1 млрд долл. от США. Впрочем, экономисты обращают внимание, что западная поддержка замедленна и недостаточна даже в условиях внешней агрессии: в начале своей работы новая власть говорила о 15-20 млрд долл. помощи, но реальные объемы в разы меньше.

Евросоюз с марта по август вместо всех обещанных миллиардов пока что выделил Киеву всего 790 млн долл. в эквиваленте, информирует В.Кулик, из которых тот вынужден был погасить часть старых кредитов таким европейским институциям, как ЕБРР и Евроинвестбанк. МВФ предоставил кредитную линию на 17 млрд долл., из которых 2,8 млрд уже пошло на погашение существующих долгов, а до конца года пойдет еще 1,2 млрд. Соединенные Штаты дали госгарантию на 1 млрд долл., на сумму которой выпущены украинские еврооблигации, но все эти деньги пошли на погашение старых еврооблигаций, эмитированных при премьере Юлии Тимошенко.

В последние дни появилась информация, что Европа разработает для Украины своего рода восстановительный "план Маршалла" – подобно тому, как для Западной Европы после Второй мировой войны это сделал Вашингтон. Однако к настоящему моменту это лишь наметки перспектив, и реального появления каких-то подобных планов стоит ждать не раньше чем через год-два, полагают финансисты.

Тем самым, как и ранее, в экономической политике Кабмину приходится опираться на скудеющие внутренние ресурсы при определенной поддержке Запада в области рефинансирования прежних долгов. А это – прямая дорога к тому, чтобы объявленные широкие реформы так и остались на бумаге, уверен директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский: "К сожалению, рассматриваемая Программа – не более чем пиар. Президент говорит правильные, красивые слова, но пока не будет как минимум мира с соседями, ни о каких реформах не может быть и речи". Дальнейшие же возможные реформаторские действия будут весомо сдерживаться зависимостью от внешнего кредитования и несистемностью подхода к выполнению озвученных задач.

Максим Полевой

МинПром

Новини

24 Грудня 2023

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

Ціни на нафту зростають, Brent торгується вище 80 дол/барель

Black Iron оновить пропозицію щодо Шиманівського залізорудного проекту

ВСІ НОВИНИ ⇢