Удушливый углекислый газ

Публікації

В Брюсселе 23-24 октября состоялось заседание Европейского Совета, ставшее последним для его прежнего главы Хермана ван Ромпея, которого 1 ноября сменяет бывший премьер-министр Польши Дональд Туск. Впрочем, основной целью прошедшего заседания были отнюдь не кадровые изменения. В конце прошлой недели в Брюсселе были приняты важные решения о содержании энергетической и климатической политики Евросоюза до 2030 года, способные не только оказать значительное воздействие на экономику региона, но и повлиять на будущее развитие украинской промышленности.

Нет ничего важней погоды

В последние годы у европейской энергетической политики были два основных связанных между собой направления. Это борьба с неблагоприятными климатическими изменениями (глобальным потеплением) посредством снижения выбросов углекислого газа промышленными и энергетическими компаниями и повышение региональной энергетической безопасности путем сокращения импорта энергоносителей, уменьшения энергопотребления и увеличения доли альтернативных источников энергии.

За всеми этими действиями прослеживается четкая экономическая и политическая подоплека. Сокращение объема эмиссии углекислого газа, на который возлагается основная ответственность за глобальные климатические изменения, достигается прежде всего отказом от сжигания ископаемого топлива. В рамках этой политики в энергетике предполагается замена угольных и газовых энергоблоков станциями, использующими энергию солнца и ветра. В промышленности и коммунальном секторе стимулируется внедрение энергосберегающих технологий, так как это опять-таки позволяет сократить потребление традиционных энергоносителей.

Между тем все страны Евросоюза, кроме Дании, не обеспечивают себя энергоносителями и вынуждены импортировать нефть, газ и уголь. Причем их крупнейшим поставщиком является Россия, что не совсем приемлемо для Европейской комиссии по политическим мотивам. Таким образом, уменьшая потребление энергоносителей, Европа не только экономит средства, но и уменьшает, как считают в Брюсселе, влияние России.

Создание безуглеродной экономики, по мнению идеологов этого направления, может также сыграть роль экономического стимула для стран Евросоюза. Прежде всего альтернативная энергетика сама по себе представляет собой целую отрасль с миллиардными оборотами. Строительство ветряных установок и размещение солнечных панелей создает спрос на высокотехнологические материалы, оборудование для децентрализованных электросетей, новые технологии и рабочие места. На эту отрасль возлагаются немалые надежды как на будущий локомотив всей европейской экономики. Наконец, внедряя более жесткие энергосберегающие стандарты в строительстве, промышленности, потребительской сфере, ЕС в некоторой степени изолирует свой рынок, ограничивая проникновение на него конкурентов из других регионов.

Правда, оборотной стороной этой политики является рост затрат. Альтернативная энергия пока что остается значительно дороже традиционной, и для ее развития требуются субсидии, которые выплачиваются либо из государственных бюджетов, либо напрямую из карманов потребителей в виде целевых доплат за электроэнергию. Европейские промышленники со своей стороны должны нести дополнительные расходы на внедрение технологий, минимизирующих выбросы углекислого газа. Причем для них это чистые издержки, которые никак не влияют на уровень доходов.

В настоящее время в Евросоюзе действует программа "20-20-20", предусматривающая к 2020 году сокращение выбросов углекислого газа на 20% по сравнению с 1990 годом и доведение доли альтернативных источников до 20% в объеме выработки электроэнергии. Но на недавнем заседании Европейского Совета в Брюсселе была утверждена новая, еще более амбициозная программа действий.

В соответствии с ней, к 2030 году страны ЕС должны будут сократить эмиссию углекислого газа уже на 40% по сравнению с 1990 годом. При этом каждая страна получит конкретное задание, которое она обязана будет выполнить. И если ранее уменьшаться должны были в основном выбросы в промышленности и энергетике, то сейчас впервые заявлено, что отрасли, ранее находившиеся вне этого процесса (например, транспортный сектор или сельское хозяйство), к 2030 году должны сократить выделение углекислого газа на 30% по сравнению с 2005 годом.

Кроме того, к 2030 году на альтернативные источники в ЕС в целом должно приходиться как минимум 27% выработки электроэнергии, а удельное потребление энергии на единицу ВВП должно уменьшиться на 27% по сравнению с 1990 годом. Наконец, в ближайшие 15 лет страны Евросоюза планируют строить новые интерконнекторы, чтобы обеспечить создание по-настоящему единого регионального рынка газа и электроэнергии, на котором поставки могут осуществляться в направлении как с востока на запад, так и с запада на восток.

Однако все эти превосходные планы имеют и оборотную сторону. Борьба с глобальным потеплением – весьма дорогостоящее мероприятие. И больше всего платить за него приходится промышленникам и энергетикам (естественно, не считая конечных потребителей). Для них установлены весьма жесткие нормативы по эмиссии углекислого газа, и тот, кто в них не укладывается (а это почти все компании данных отраслей), должен покупать разрешения на выбросы.

В настоящее время стоимость таких разрешений низкая – порядка 6 евро/тонн. Вследствие экономического кризиса 2008 года промышленное производство и спрос на энергию в ЕС и так упали, поэтому нормативы по эмиссии углекислого газа в национальных масштабах выполняются сами собой. Металлургические компании вообще получают их бесплатно. Но с 2021 года эти льготы предполагалось отменить, а стоимость разрешений на выбросы довести до 30-40 евро/тонн, чтобы создать у промышленников стимулы для внедрения безуглеродных технологий. Такие перспективы вызвали у европейских производителей стали немалое беспокойство.

Декларации о намерениях

В начале октября 60 топ-менеджеров ведущих сталелитейных, машиностроительных и металлотрейдерских компаний Европы обратились в Европейскую комиссию и в Европейский Совет с открытым письмом, в котором прямо заявили о том, что нынешняя климатическая и энергетическая политика ЕС может нанести прямой ущерб региональной экономике.

Главная проблема здесь заключается в том, что страны Евросоюза придерживаются самого экстремистского подхода в вопросах борьбы с глобальным потеплением. Нигде за пределами ЕС альтернативная энергетика не достигла такой высокой ступени развития, а ограничениям выбросов углекислого газа не уделяется так много внимания. Из-за этого европейским компаниям приходится нести дополнительные затраты.

Как установили еще в 2013 году эксперты Комитета по стали ОЭСР, необходимость выполнения различных экологических требований обходится европейским металлургам в среднем в 30 евро/тонн выплавленной стали. А по оценкам Вольфганга Эдера, председателя европейской сталелитейной ассоциации Eurofer, необходимость приобретать за деньги разрешения на выбросы углекислого газа после 2021 года и повышение цен на сами разрешения и тарифы на электроэнергию за счет большей альтернативной составляющей приведет к увеличению затрат в масштабах отрасли на 7-10 млрд евро в год, то есть примерно на 40-60 евро/тонн. Этот показатель значительно превышает нынешнюю маржу европейских металлургических компаний, так что после 2020 года почти вся отрасль может оказаться убыточной.

При выплавке тонны стали с использованием доменного техпроцесса выделяется около 1,8 тонн углекислого газа, и существенно снизить этот показатель невозможно. Как заявил Вольфганг Эдер, современная европейская металлургическая промышленность уже практически дошла до предела эффективности и добиться сокращения эмиссии углекислого газа еще на 40% просто не в состоянии по техническим причинам.

Поэтому, как утверждают промышленники, если металлургической отрасли придется под нажимом Еврокомиссии и национальных правительств выполнять это невыполнимое задание, единственным выходом станет закрытие большей части производственных мощностей и перенесение их в те страны, где не действуют столь жесткие правила в отношении регулирования выбросов углекислого газа.

Вследствие этого, по словам европейских металлургов, под угрозой оказываются 350 тыс. рабочих мест в сталелитейной отрасли и 1,5 млн в смежных отраслях. Более того, как заявляет Эдер, вслед за металлургами из Европы могут уйти автомобилестроители и производители промышленного оборудования, что будет означать крах для региональной индустрии.

Участники заседания Европейского Совета 23-24 октября, можно сказать, прислушались к этим предостережениям. В итоговом документе форума отмечается, что 40% сокращение эмиссии углекислого газа должно происходить с наименьшими финансовыми издержками, а компании, уже сейчас достигшие наилучших результатов в своих отраслях, не должны нести никаких дополнительных затрат. Страны с уровнем ВВП на душу населения, меньшим, чем 60% от среднего по ЕС, будут иметь право до 2030 года предоставлять своим энергетическим компаниям бесплатные разрешения на выбросы и предоставлять им финансовую помощь в целях стимулирования перехода к безуглеродной экономике (под этим подразумевается прежде всего Польша со своей преимущественно угольной энергетикой).

Наконец, страны ЕС оставили себе небольшую лазейку. Реализация намеченной программы до 2030 года увязана с очередным саммитом ООН по климату, который должен состояться осенью 2015 года в Париже. Если на нем не будет принято решение о принятии реальных мер по уменьшению эмиссии углекислого газа в глобальном масштабе, страны ЕС оставляют за собой право смягчить требования к своим компаниям, чтобы они не несли бремя борьбы с глобальным потеплением в одиночку.

Тем не менее итоги заседания Европейского Совета дают достаточно четкий сигнал региональной металлургической промышленности. Брюссель продолжает свой крестовый поход против глобальных климатических изменений и сворачивать с этого пути не намерен. Весьма вероятно, что поставленная цель 40% сокращения эмиссии углекислого газа к 2030 году вступит в противоречия с интересами европейской индустрии.

В обозримом будущем в региональной энергетике будет продолжать расти доля выработки энергии ненадежными ветряными и солнечными станциями, что потребует создания и поддержки значительных резервных мощностей в виде газовых энергоблоков и приведет к дальнейшему повышению тарифов на электроэнергию. Чем сложнее будет выполнять новые требования по сокращению эмиссии углекислого газа (а в 2021-2030 годах ее надо будет уменьшать более чем на 2% в год), тем сильнее будет давление на традиционные индустриальные отрасли. Чем более жесткими будут требования по энергоэкономии и энергосбережению, тем более дорогостоящими станут необходимые технические решения.

Поэтому можно предположить, что в долгосрочной перспективе выплавка стали в европейских доменных печах будет сокращаться. Региональные металлургические компании преобразуются в прокатные с упором на дорогостоящую продукцию высокого передела, в себестоимости которой доля расходов на энергию будет относительно невелика, либо переходить на получение металла на мини-заводах.

Для украинских производителей стали эффект от данной тенденции может быть двояким. Во-первых, у них, вероятно, появится возможность для расширения поставок в Европу полуфабрикатов и подката. Однако, во-вторых, европейские металлурги уже сейчас заявляют о намерении уравнять шансы с конкурентами из других стран, распространив на них те же требования по ограничению эмиссии углекислого газа, что и в ЕС, либо инициировав введение специальных компенсационных пошлин.

В итоговом документе заседания Европейского Совета сообщается, что ЕС будет предпринимать усилия для того, чтобы и другие страны приняли те же правила и требования климатической политики. Это означает, что на Турцию и Украину как государства, имеющие соглашения об ассоциации с ЕС и входящие в Энергетическое содружество стран Юго-Восточной Европы, будет оказываться определенное давление с целью подвигнуть их на более решительную борьбу с глобальными климатическими изменениями.

Правда, в этом можно найти и положительные стороны. Украине, лишившейся значительной части промышленности, а в перспективе – и угольной энергетики, будет совсем просто выполнить требования о 40% сокращении объема эмиссии углекислого газа по сравнению с 1990 годом. А повышение тарифов на электроэнергию до европейского уровня приведет к быстрому уменьшению потребления электроэнергии и просто невероятному энергосбережению.

Виктор Тарнавский

МинПром

Новини

24 Грудня 2023

Криворізький залізорудний комбінат знизив виробництво аглоруди на 26,1%

ДТЕК розглядає можливість будівництва міні-АЕС на заміну ТЕС

Загальні інвестиції в інфраструктуру дунайських портів вже склали близько 100 млн дол

В Україні зареєстрували три нових індустріальних парки

Світова виплавка чавуну зросла на 0,1%

23 Грудня 2023

США почали термінові переговори з союзниками про передачу заморожених активів РФ Україні

Загарбники продовжують перешкоджати роботі МАГАТЕ на ЗАЕС

22 Грудня 2023

Порти Великої Одеси обробляють понад 900 вагонів із зерном щодня

Японія зменшила внутрішнє споживання сталі на 3,9%

В Україні за рік підключено понад 1100 нових зелених електростанцій

Румунський виробник сталі збільшує завантаження домни №5

Ворог обстріляв шахту на Донеччині: є загиблі

Уряд продовжив дію пільг на ввезення дронів

Турецькі металурги виробили 30,05 млн тонн сталі

НБУ готує новий механізм врегулювання військових ризиків

У порту Риги запустили регулярний контейнерний потяг 

ВСІ НОВИНИ ⇢