Смягчить Европу

Публікації

Подобно США, Евросоюз готовится запустить программу "количественного смягчения". Наряду с ожидаемым позитивом, реализация подобного проекта в Европе сопряжена с рядом рисков. Но даже при позитивном исходе эффекта для Украины может и не быть.

В начале ноября эксперты заговорили о возможности запуска в Евросоюзе программы поддержки экономики, подобной "количественным смягчениям" (англ. quantitative easing, QE) в США. Так, глава Банка Австрии Эвальд Новотны полагает, что Европейский центробанк (ЕЦБ) может развернуть масштабную покупку активов и тем самым поддержать экономическую активность в регионе. По словам банкира, длительный период невысоких темпов посткризисного восстановления ВВП – самый серьезный риск, стоящий перед еврозоной и требующий новых подходов. Одной из опасностей считается дефляция, способная привести к спаду доходов компаний и, соответственно, усилить стагнационные тренды. В 2014 году в ЕС ожидается экономический рост в 0,8%, а в 2015 он может ускориться до 1,5%.

Напомним, Вашингтон запустил программу QE с началом мирового кризиса и ослабления экономики страны уже в ноябре-2008. Сначала проект был направлен на выкуп государством проблемных активов, прежде всего долгов в разной форме крупных корпораций и банков: как государственных, так и частных. Объем операций в ходе І этапа (QE-1) составил 1,7 трлн долл. Затем Федеральная резервная система сконцентрировалась на выкупе казначейских, а затем и ипотечных гособлигаций и их приобретении за счет эмиссии доллара. Это позволило насытить экономику деньгами и оживить ее рост: в 2013 ВВП США увеличился на 1,9%, в этом году ожидается плюс 3%, и в 2015 темпы могут снова вырасти. При этом ФРС накопила рекордный положительный баланс в 4,48 трлн долл. В целом было реализовано три этапа QE, решение об окончании последнего принято буквально в конце октября ввиду достижения поставленных задач.

На фоне такого опыта не первый год идет речь о мерах экономической стимуляции и в Европе. Так, в 2013 году в Брюсселе заговорили об отходе от прежних бюджетно-финансовых ужесточений в пользу поддержки роста ВВП (отдельных стран и объединения в целом). По словам евроэкономиста Сони Капура, предпринятая с началом кризиса-2008, в том числе с подачи МВФ, политика жесткой экономии оказалась неэффективной против кризисных эффектов. Поэтому уже в прошлом году ЕЦБ предпринял смягчающие меры, начиная с сокращения учетной ставки по евро, что ослабило обменный курс этой валюты.

Аналитики отмечают, что "евро-QE" в случае реализации тоже будет централизованным, под эгидой ЕЦБ. Но тут возникает коллизия: классическое количественное смягчение предполагает выкуп национальных облигаций, и уже возникает вопрос, обязательства каких именно стран Евросоюза будут приобретаться. Так, акцент на бумагах наиболее проблемных стран (Португалия, Испания, Греция) может спровоцировать обвинения в финансировании отдельно взятых правительств, говорит швейцарский экономист Флориан Айхер, а это весьма нежелательно. Кроме того, ЕС при поддержке своих проблемных членов уже практиковал страновые спасательные программы, проводимые совместно с МВФ.

В частности, ЕЦБ предоставлял крупнейшим банкам тонущих государств неограниченное дешевое рефинансирование под 1% годовых, общий объем которого, начиная с 2009 года, достиг 1 трлн евро (англ. LTRO, долгосрочная операция рефинансирования). Однако эти средства не попали в реальный сектор, так как банки укрепили ими собственные балансы. Поэтому возврат к подобной практике для макроэкономической стимуляции вряд ли случится. Скорее, будет сформирована некая корзина суверенных облигаций в привязке к удельному весу национальных ВВП в общеевропейской экономике. В этом случае преимущество получат сильнейшие экономики, начиная с Германии и Франции. С.Капур видит в этом здравый смысл и полагает, что экономические лидеры способны вытянуть за собой всю Европу, тогда как приоритетная поддержка отстающих будет лишь консервировать ситуацию и замедлять выход из стагнации.

С другой стороны, ЕЦБ может заняться выкупом долговых обязательств проблемных стран, тем самым пытаясь снизить их показатели госдолга. Как известно, в Греции он состоянием на осень достиг почти 180% ВВП, в Португалии и Италии – 128-130% и т.д. А усредненный показатель Евросоюза еще в 2013 перевалил за 90%. Вряд ли объем подобных операций позволит существенно ослабить задолженность хотя бы одной страны, но отыграть несколько процентов (и тем уменьшить стоимость новых заимствований) вполне реально.

Так или иначе, риском при этом является стимуляционный перегрев, когда пересыщение экономики деньгами приведет к чрезмерной инфляции с ее негативами (Брюссель считает желательной годовую инфляцию в 2%). Этот эффект может быть смягчен, продолжает Ф.Айхер, если ВВП будет расти быстрее, чем денежное предложение, вызванное QE. В том случае, когда это будет сопровождаться увеличением промпроизводства, производительность на единицу денег также может возрасти. Для всего этого нужна активизация кредитования, а не накопление средств банками, в отличие от упомянутых выше результатов LTRO.

И в любом случае евросмячгение дополнительно разогреет фондовые рынки, как это ранее произошло с американским QE. Хотя значение евро как глобальной резервной валюты намного меньше, чем доллара США, финансисты все равно прогнозируют, что запуск QE в Евросоюзе позволит заменить новым ростом зафиксированную в 2014 году тенденцию ослабления рынков ценных бумаг. Ф.Айхер добавляет, что последние несколько лет мировая экономика держалась на плаву во многом благодаря "количественным смягчениям" в Соединенных Штатах, а теперь, когда Вашингтон сворачивает программу, эту роль возьмет на себя ЕС.

По идее, успех европейского варианта QE должен отразиться и на Украине, так как в этом случае у Европы будет больше возможностей для поддержки. Тот же ЕБРР и без "евро-QE" анонсировал расширение инвестиций в нашу страну и создание специального фонда. Эксперты согласны, что, несмотря на продолжение экономической стагнации, у Евросоюза сохраняется достаточно большой запас прочности, в том числе для поддержки ключевых внешнеполитических проектов. В то же время за деньги украинских программ Брюсселя борются конкуренты с других направлений (например, из Северной Африки – Марокко, Алжир, Тунис, давние экономические партнеры и ассоциированные члены), не говоря уже о пророссийском лобби, препятствующем работе на данном направлении.

Поэтому даже самый позитивный исход внутренних экономических новаций ЕС может пройти для Киева бесследно. И, как и в нынешнем году, завышенные ожидания отечественных адептов евроинтеграции (десятки миллиардов европейской помощи, быстрое развитие поставок на европейские рынки, решительная политическая поддержка) останутся невоплощенными.

Максим Полевой

МинПром

Новини

19 Квітня 2024

Виробництво в будівельному секторі ЄС зросло на 1,8% 

США виділило $28 млн на розробку технологій очищення чавуну та сталі

Україна отримає від ЄІБ 560 млн євро на відновлення енергетики та житла

Китай у березні збільшив видобуток руди на 14,5% 

УЗ планує відремонтувати майже 1200 кілометрів колій

Зміна клімату призведе до значних економічних втрат у майже всіх країнах світу

Німецький виробник дронів відкриє завод в Україні

Розвиток зеленої енергетики підштовхує світовий попит на мідь

Німеччина готова інвестувати в ключові галузі української економіки

Туск закликав фермерів припинити блокування кордону з Україною

Вже навесні повернуться графіки відключення світла по всій Україні

В березні українська економіка зросла майже на 5%

Безпеку українського морського коридору посилять

Україна отримала від Німеччини енергообладнання на понад 800 тис євро

18 Квітня 2024

Укренерго поки що не планує обмежень енергопостачання для населення

Уряд Австралії надає великий кредит заводу з переробки високочистого глинозему

ВСІ НОВИНИ ⇢