Европейская таможня в украинских реалиях

Публікації

Как известно, 16 сентября 2014 года Верховная Рада синхронно с Европарламентом ратифицировали многострадальное Соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом. Это действительно исторический шаг, который призван превратить нашу страну в истинно европейское государство. Каким оно будет в сфере таможенного регулирования? Что ждет украинских субъектов внешнеэкономической деятельности в обозримом будущем? Попробуем разобраться.

Следует отметить, что при подготовке Таможенного кодекса Украины в 2012 году были учтены много европейских практик и рекомендаций. Здесь и активизация электронного декларирования, и усовершенствование механизмов постаудита, и введение понятия уполномоченного экономического оператора. Правда, как у нас часто бывает, далеко не все нормы кодекса реализуются на практике. Тем не менее работы на законодательном поле еще более чем достаточно.

Текст пятой главы Соглашения об ассоциации, которая посвящена таможенным вопросам и содействию торговли, пестрит общими фразами и декларативными тезисами. Основные выводы из него можно сделать те, что наше таможенное законодательство должно стать более простым, прозрачным и приближенным к требованиям бизнеса. Украина берет на себя обязательства улучшить таможенные процедуры, сократить, упростить и стандартизировать данные и документы, требуемые таможенными органами. Также описываются сферы сотрудничества Украины и ЕС в таможенной деятельности с акцентом на обмен информацией и лучшими практиками, а также координацию работы соответствующих ведомств. С целью создания всеобъемлющей зоны свободной торговли наше законодательство должно быть максимально унифицировано с европейским.

Гораздо больше интересной информации находится не в тексте самого Соглашения, а в дополнениях к нему, где расписаны механизмы приближения законодательства Украины к таможенному праву ЕС. Здесь уже больше конкретики, с указанием норм и сроков их имплементации.

Первое, что должна сделать Украина в рамках унификации таможенного законодательства – это изменить правила транзита товаров. В течение первого года с момента вступления в силу Соглашения в украинское законодательство должны быть внедрены положения Конвенций об упрощении формальностей в торговле и о едином режиме транзита. По сути, это даст возможность транзита товаров через нашу страну по европейским транзитным документам (Т1 и Т2), которые сейчас используются Евросоюзе, в странах Европейской ассоциации свободной торговли и действуют только до границы с Украиной. Этот шаг упростит процедуру транзита европейских товаров через нашу страну.

Что касается такого больного для всех импортеров вопроса, как определение таможенной стоимости товаров, то в Соглашении ему уделена одна короткая статья, в которой говорится, что регулировка таможенной оценки будет проводиться согласно Соглашению о применении статьи VII ГАТТ-1994. Учитывая то, что нормы этой статьи были взяты за основу еще при разработке последней редакции Таможенного кодекса, а их практическое применение сегодня оставляет желать лучшего, то изменений в таможенной оценке от Соглашения об ассоциации ждать не приходится. Здесь пока не поменяется отношение таможенных органов и государства, мы будем иметь определение таможенной стоимости в большинстве случаев на основании данных с таможенной базы, которая удивительным образом может со временем меняться, и верховенство писем и разъяснений таможни над нормами Таможенного кодекса.

Примечательным является также факт приближения украинского законодательства по защите прав интеллектуальной собственности к европейским нормам, что уже само по себе имеет большое значение для всей экономики страны. Ведь для иностранного инвестора, который хочет вложить деньги в украинский бизнес, очень важно иметь развитые механизмы этой защиты, а в Украине они очень слабые. У нас есть три года для того, чтобы их усовершенствовать и унифицировать с нормами европейского законодательства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. И одну из ключевых ролей в этом вопросе должны играть именно таможенные органы.

Как известно, в Европе действует единый Таможенный кодекс Содружества, так называемый Модернизированный таможенный кодекс (МТК). Украина обязалась внедрить некоторые его положения в свое законодательство на протяжении трех лет с момента вступления в силу Соглашения. Начнем с того, что нормы МТК делятся на три группы: те, которые применяются исключительно к государствам-членам Евросоюза и не учувствуют в гармонизации; положения для гармонизации на основании принципа наилучших усилий и положения, которые должны быть внедрены. Если отбросить первую группу и взять за основу третью, среди множества других можно выделить наиболее важные грядущие изменения.

Новые задачи таможенных органов. В Европе таможня осуществляет не только надзор за международной торговлей Сообщества и защиту его финансовых интересов, но и обеспечивает охрану и безопасность государств Евросоюза и его жителей. Такими функциями планируется наделить и нашу таможню, что, по сути, должно дать ей полномочия правоохранительных органов. Хоть этот пункт МТК не есть обязательным и будет внедряться в наше законодательство по принципу наибольших усилий, но учитывая давнее желание таможни получить вышеупомянутые полномочия, можно с уверенностью говорить о его внедрении.

Уполномоченный экономический оператор. Это еще один пример плохого воплощения на практике норм Таможенного кодекса Украины. В нем детально описаны условия получения такого статуса и все его выгоды. Но отсутствие нормативов Кабинета министров, которые должны регламентировать применения соответствующих статей кодекса, так и не дало возможность полностью реализовать этот механизм. Со вступлением в силу Соглашения об ассоциации появилась надежда не только на то, что в Украине много "белых" компаний получат такой статус и соответствующие преференции, но и что этот их статус может быть признан в Европе.

Решения таможенных органов. По нормам МТК при вынесении негативного для субъекта внешнеэкономической деятельности решения таможня должна не только заранее, до его вынесения, уведомить об этом субъекта, но и дать ему возможность высказать свое мнение на этот счет. Очень важно еще то, что при обжаловании такого решения субъектом есть возможность приостановить его действие, чего нет сейчас у нас. Украина должна внедрить эти нормы в обязательном порядке.

Отсрочка уплаты таможенных платежей. Для нашей страны это пока звучит дико, но в Европе такой механизм уже действует. В МТК прописаны возможности отсрочки уплаты таможенных платежей сроком до 30 дней. Опять-таки у нас эта норма должна быть имплементирована по принципу наибольших усилий, и очень интересно будет посмотреть на эти усилия со стороны таможни.

Декларант. Таможенное законодательство Украины должно предусмотреть возможность выступать декларантом товаров нерезиденту в случае, если оформления проводятся не систематически, а также для оформления транзита или временного ввоза. Сейчас же это может делать только резидент Украины. Учитывая то, что согласно нашему таможенному законодательству декларант также может осуществлять оплату таможенных платежей от имени получателя, введение этой нормы теоретически даст возможность осуществлять международные поставки на условиях DDP, чего не было ранее.

Изменение сроков некоторых операций. И сроки эти будут меняться по-разному. Например, период временного ввоза товаров уменьшится на 12 месяцев и составит два года, а вот время от даты экспорта, на протяжении которого можно проводить реимпорт, увеличится до 3 лет. Хранение товаров на таможенных складах, за исключением некоторых случаев, вообще должно стать бессрочным.

Нет сомнений, что эти нормы европейского законодательства будут имплементированы в Украине. Но есть большие сомнения в их правильной практической реализации. Ведь многие законы у нас принимаются только для галочки, а их тексты все равно оставляют пространство для маневра. Принятие европейского законодательства не должно становиться самоцелью. Главная задача Украины – стать стабильно развивающейся, цивилизованной страной с развитыми демократическими институтами, а для этого недостаточно просто принять нужные законы. Необходимы радикальные структурные изменения самой системы государственного управления, которые дадут возможность эффективно применять новое законодательство и поменяют ментальность людей, которые его исполняют. Да, это длинный и тяжелый путь, но первые шаги на нем надо делать уже сейчас.

Дмитрий Лынник

МинПром

Новини

16 Квітня 2024

Обсяг металобрухту на майданчиках Міноборони до кінця року може сягнути 200 тисяч тонн

Металургійна промисловість Європи потребує 5 млн тонн водню на рік для декарбонізації

МВФ прогнозує зростання ВВП України цьогоріч до 3,2%

Поляки розблокували пункт пропуску Долгобичув-Угринів

Зеленський підписав закон про мобілізацію

Бронювання працює неефективно: кожен шостий працівник мобілізований – Петрук

Акціонери US Steel схвалили злиття з Nippon Steel

Компанія Дерипаски втратить 36% експорту внаслідок нових санкцій США та Великої Британії 

Українські металургійні компанії у березні скоротили експорт напівфабрикатів на 38,7%

Києву загрожують відключення світла за графіком – ДТЕК

Польська JSW скоротить видобуток вугілля на 850 тисяч тонн

АМКР збільшив виплавку сталі на 93% 

За три місяці китайські металурги відвантажили за кордон 25,8 млн тонн сталі

Майже 19 тисяч компаній переїхали по Україні від початку великої війни

Споживання сталі в Україні впало на чверть у 1 кварталі

Нафтогаз готовий викупити весь газ, запропонований українськими видобувниками

ВСІ НОВИНИ ⇢