kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Нацбанк ужесточил рефинансирование

22.05.09
размер текста:

В конце мая вступит в силу новая редакция Положения о регулировании ликвидности банков, в которой Национальный банк существенно откорректировал правила и механизмы рефинансирования украинских банков. Данный документ сокращает максимальный срок рефинансирования с одного года до одного квартала, что лишает украинские банки возможности покрывать свои проблемы за счет заемных эмиссионных денег. Следствием этого станет ускорение «очищения» банковской системы Украины, которая будет сопровождаться банкротством наиболее слабых участников.

В конце апреля Национальный банк Украины утвердил Постановление №259, которым ввел в действие новую редакцию Положения о регулировании ликвидности банков. Новое положение вступит в силу уже в конце мая и существенно усложнит доступ коммерческих банков к рефинансированию, с помощью которого многим банкам в 2008 году удалось не только отодвинуть на определенное время свои проблемы с ликвидностью, но и хорошо заработать на валютных спекуляциях.

Наиболее важным новшеством стало сокращение максимально возможного срока рефинансирования банков с 365 до 90 дней. Большинство экспертов сходятся на том, что это есть не ужесточение, а нормализация практики рефинансирования. Данный инструмент носит краткосрочный характер и предназначен для выравнивания финансового состояния банков в моменты разрывов между доходами и расходами. В случае же если, банк начинает испытывать хронические дисбалансы между активами и пассивами, то стабилизировать ситуацию можно будет только путем докапитализации. В противном случае есть риск того, что акционеры конвертируют рефинансирование в ликвидные денежные агрегаты и выведут его к себе в оффшоры, оставив пустой банк временной администрации.

Последствия бесконтрольной раздачи НБУ эмиссионных денег Украина хорошо увидела по ситуации на валютном рынке, который внес свою лепту в обвал экономики. После таких событий большинство экспертов пришли к выводу, что поскольку Нацбанк не способен эффективно управлять такими инструментами, то необходимо законодательно ужесточить сферу и параметры их применения. На этом настаивал и МВФ во время переговоров относительно второго и третьего траншей Стабилизационного кредита. К слову, очевидно именно Фонд сыграл определяющую роль в том, что НБУ утвердил новое Положение о регулировании ликвидности банков.

Стоит также отметить, что в Меморандуме об экономической и финансовой политике украинские власти взяли обязательство воздержаться от селективного рефинансирования банков в зависимости от отрасли кредитования или объектов кредитования, что существенно сужает возможности для маневров правительства. До последнего времени Кабмин мог себе позволить выделить 1 млрд грн. на рефинансирование для банков, кредитующих агросектор, или 300 млн грн. для привлечения кредита Киевской городской государственной администрацией.

В Постановлении НБУ №259 предусмотрено, что рефинансирование сроком до 90 дней будет осуществляться только путем проведения количественного или процентного тендера. График проведения тендеров должен быть оглашен НБУ. Тендеры будут проводиться каждую среду с такой периодичностью:

- три среды подряд - рефинансирование сроком до 14 дней;

- одна среда - рефинансирование сроком до 90 дней.

Стоит отметить, что Национальный банк в зависимости от состояния ликвидности банков может изменять периодичность и очередность проведения тендеров, а также объявлять внеочередные тендеры.

В обеспечение кредитов рефинансирования могут приниматься: государственные облигации Украины (внутренние и внешние), государственные облигации Украины, которые находятся в доверительной собственности банка, депозитные сертификаты, ценные бумаги Государственного ипотечного учреждения, иностранная валюта, ипотечные облигации, облигации местных займов, облигации предприятий, векселя субъектов хозяйствования - резидентов Украины.
В рамках уменьшения сроков рефинансирования банков, регулятор также сократил максимальный срок проведения операций репо с 60 до 30 календарных дней.

Таким образом, НБУ, очевидно, страхуется от утраты ликвидности залога, хотя и добавляет себе лишней работы. Еще одним новшеством новой редакции Положения о регулировании ликвидности банков стало сокращение количества инструментов рефинансирования. НБУ исключил из их списка операций своп-операции с иностранной валютой, что лишает украинские банки еще одного канала привлечения дешевых ресурсов.

Стоит отметить, что нормативное ужесточение рефинансирования является не единственным методом ужесточением доступа к рефинансированию. Напомним, что в черновике Меморандума украинского правительства и МВФ было указано четкое намерение держать ставку рефинансирования выше 18%, а в случае необходимости поднять ее и до 20%. В апреле НБУ выполнил это требование, установив ставки по кредитам овернайт на уровне 18% годовых для обеспеченных гособлигациями и 20% годовых для бланковых (без обеспечения).

МВФ четко требует от Украины, чтобы она держала ставку рефинансирования на позитивном уровне, то есть выше показателя инфляции. Правда, благодаря замедлению цен в апреле, ее показатель уже оказался ниже 20%, хотя инфляция считается в годовом измерении, поэтому есть предпосылки для снижения стоимости финансовых ресурсов.

Таким образом, НБУ существенно усложнил жизнь для отечественных банков, которые до последнего времени могли черпать длинные и относительно дешевые деньги из рефинансирования НБУ. Такая политика создает более жесткие условия, особенно для тех учреждений, которые не успели попасть в число отобранных правительством и НБУ для рекапитализации. Очевидно, власти взяли курс на избирательную поддержку сильных игроков рынка, дав возможность остальным самостоятельно выкарабкиваться из кризиса. С одной стороны, в этом есть некая доля рациональности, поскольку украинская банковская система явно засорена слабыми, карманными и коррупционными банками, которые опустошаются при первых же проблемах. С другой стороны, чрезмерно большое количество банкротств (даже из числа только проблемных банков) начнет снова подрывать доверие к банковской системе, положение которой немного стабилизировалось только в апреле. Впервые за последние шесть месяцев объем депозитов начал расти (+0,2% к марту).

Однако финансовое положение украинских банков по-прежнему остается тяжелым. По результатам первого квартала, национальная банковская система показала убытки в размере 7,02 млрд грн. Главная причина столь негативных результатов — рост невозвратов по кредитам, что не только уменьшает доходы банков, но и обязывает их отвлекать ресурсы на увеличение резервов под проблемную задолженность. Согласно официальной статистике, ее объем увеличился с 2,27% в январе до 3,68% в марте.

Очевидно, что ухудшение условий рефинансирования окажет дополнительное давление на банковскую систему. Фактически НБУ поставил вопрос ребром: либо банки сами решают структурные дисбалансы, либо они должны прекратить свое существование. Последний вариант будет сопровождаться банкротством слабых участников, но, в то же время, оставшиеся на рынке банки смогут предоставить своим клиентам более надежные гарантии сбережения и приумножения привлеченных денег.

 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
18.01.17, Максим Полевой
В 2016 году украинские рудники и горно-обогатительные комбинаты нарастили производство подготовленного сырья, но сократили экспорт. В новом году, в случае оживления рынков сбыта, можно надеяться на восстановление экспортных показателей.
16.01.17, Елена Курашина
Несмотря на заверения не повышать тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом без диалога с бизнесом, на практике все происходит с точностью до наоборот. "Укрзализныця" так и не предоставила бизнесу и профильным ассоциациям свой финансовый план на 2017 год, а "круглый стол" по вопросу повышения тарифов прошел без участия тех, кто их будет платить.
10.01.17, Галина Резник
США и ЕС отказались предоставить Китаю статус страны с рыночной экономикой. Основная причина – стремление защитить свои рынки от дешевой стальной продукции. Стальное лобби в западных странах обвиняет китайских поставщиков в субсидированном экспорте, и сейчас правительства поддерживают своих производителей введением высоких компенсационных пошлин против китайской стали.
29.12.16, Василий Январев
Министерство инфраструктуры Украины после недолгой борьбы и небольшой критики одобрило финансовый план "Укрзализныци" на 2017 год, который предусматривает повышение грузовых тарифов на 25%, а пассажирских – на 35%. Но это еще не все: "УЗ" и профильное министерство предлагают внести изменения в распоряжение №209-р от 2012 года, что даст возможность железной дороге бесконтрольно повышать стоимость перевозки в полувагонах.
26.12.16, Максим Полевой
Верховная Рада продлила льготы для украинского авиапрома до 2025 года. Однако эффективность преференций будет зависеть от грамотного маркетинга производителей авиационной техники.
22.12.16, Ярослав Ярош
После двукратной неудачи с продажей Одесского припортового завода украинские власти попытаются сделать в приватизации ставку на другую "голубую фишку". В декабре завершен процесс корпоратизации Объединенной горно-химической компании (ОГХК) и трансформации ее в ПАО. В 2017 г. Кабмин попытается найти на этот актив покупателя. В своем составе ОГХК объединяет крупнейшие ильменитовые ГОКи страны, а также имеет в управлении 51% акций Запорожского титано-магниевого комбината.
16.12.16, Игорь Воронцов
Рынок металлоконструкций в Украине находится в процессе важнейших изменений. Он пытается стать экспортно-ориентированным в условиях прекращения торговых отношений с прежним основным партнером – Российской Федерацией. По мнению участников рынка, перспективным направлением является Евросоюз. С ним связаны основные ожидания. Текущая ситуация в отрасли, которая является одним из главных клиентов металлургических предприятий, обсуждалась на V национальной конференции участников рынка стального строительства, состоявшейся в Киеве 13 декабря.
14.12.16, Ярослав Ярош
Если первую в 2016 г. неудачную продажу Одесского припортового завода можно было списать на случайность, то вторая – уже тенденция. Приватизация ОПЗ показала, что доверия у инвесторов не вызывает ни сам объект, ни бизнес-климат в Украине. Глава Фонда госимущества Игорь Билоус в сердцах даже заявил о возможной остановке завода. Правда, премьер Владимир Гройсман намекнул о возможной отставке самого И.Билоуса.
12.12.16, Галина Резник
Цены на железную руду упорно опровергают прогнозы экспертов: вместо предсказанного падения они удвоились и достигли двухлетнего максимума. Причем избыток поставок никуда не делся, и радикального роста потребления не произошло. Просто, как бывало уже не раз, одновременно возникло несколько непредвиденных обстоятельств, которые наложились друг на друга и создали неожиданный синергический эффект.
08.12.16, Ярослав Ярош
Уже с января зависимость стран ЕС от российского газа может увеличиться примерно на 10%, а Украина потеряет около 20% от нынешних объемов транзита через свою территорию. Таковы последствия допуска "Газпрома" к внутриевропейскому газопроводу OPAL. Единственный, кто еще способен помешать этому, — Польша, взявшаяся оспаривать решение Еврокомиссии в судебном порядке.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!