kjsdsf
Подробнее Запомнить город


Нацбанк ужесточил рефинансирование

22.05.09
размер текста:

В конце мая вступит в силу новая редакция Положения о регулировании ликвидности банков, в которой Национальный банк существенно откорректировал правила и механизмы рефинансирования украинских банков. Данный документ сокращает максимальный срок рефинансирования с одного года до одного квартала, что лишает украинские банки возможности покрывать свои проблемы за счет заемных эмиссионных денег. Следствием этого станет ускорение «очищения» банковской системы Украины, которая будет сопровождаться банкротством наиболее слабых участников.

В конце апреля Национальный банк Украины утвердил Постановление №259, которым ввел в действие новую редакцию Положения о регулировании ликвидности банков. Новое положение вступит в силу уже в конце мая и существенно усложнит доступ коммерческих банков к рефинансированию, с помощью которого многим банкам в 2008 году удалось не только отодвинуть на определенное время свои проблемы с ликвидностью, но и хорошо заработать на валютных спекуляциях.

Наиболее важным новшеством стало сокращение максимально возможного срока рефинансирования банков с 365 до 90 дней. Большинство экспертов сходятся на том, что это есть не ужесточение, а нормализация практики рефинансирования. Данный инструмент носит краткосрочный характер и предназначен для выравнивания финансового состояния банков в моменты разрывов между доходами и расходами. В случае же если, банк начинает испытывать хронические дисбалансы между активами и пассивами, то стабилизировать ситуацию можно будет только путем докапитализации. В противном случае есть риск того, что акционеры конвертируют рефинансирование в ликвидные денежные агрегаты и выведут его к себе в оффшоры, оставив пустой банк временной администрации.

Последствия бесконтрольной раздачи НБУ эмиссионных денег Украина хорошо увидела по ситуации на валютном рынке, который внес свою лепту в обвал экономики. После таких событий большинство экспертов пришли к выводу, что поскольку Нацбанк не способен эффективно управлять такими инструментами, то необходимо законодательно ужесточить сферу и параметры их применения. На этом настаивал и МВФ во время переговоров относительно второго и третьего траншей Стабилизационного кредита. К слову, очевидно именно Фонд сыграл определяющую роль в том, что НБУ утвердил новое Положение о регулировании ликвидности банков.

Стоит также отметить, что в Меморандуме об экономической и финансовой политике украинские власти взяли обязательство воздержаться от селективного рефинансирования банков в зависимости от отрасли кредитования или объектов кредитования, что существенно сужает возможности для маневров правительства. До последнего времени Кабмин мог себе позволить выделить 1 млрд грн. на рефинансирование для банков, кредитующих агросектор, или 300 млн грн. для привлечения кредита Киевской городской государственной администрацией.

В Постановлении НБУ №259 предусмотрено, что рефинансирование сроком до 90 дней будет осуществляться только путем проведения количественного или процентного тендера. График проведения тендеров должен быть оглашен НБУ. Тендеры будут проводиться каждую среду с такой периодичностью:

- три среды подряд - рефинансирование сроком до 14 дней;

- одна среда - рефинансирование сроком до 90 дней.

Стоит отметить, что Национальный банк в зависимости от состояния ликвидности банков может изменять периодичность и очередность проведения тендеров, а также объявлять внеочередные тендеры.

В обеспечение кредитов рефинансирования могут приниматься: государственные облигации Украины (внутренние и внешние), государственные облигации Украины, которые находятся в доверительной собственности банка, депозитные сертификаты, ценные бумаги Государственного ипотечного учреждения, иностранная валюта, ипотечные облигации, облигации местных займов, облигации предприятий, векселя субъектов хозяйствования - резидентов Украины.
В рамках уменьшения сроков рефинансирования банков, регулятор также сократил максимальный срок проведения операций репо с 60 до 30 календарных дней.

Таким образом, НБУ, очевидно, страхуется от утраты ликвидности залога, хотя и добавляет себе лишней работы. Еще одним новшеством новой редакции Положения о регулировании ликвидности банков стало сокращение количества инструментов рефинансирования. НБУ исключил из их списка операций своп-операции с иностранной валютой, что лишает украинские банки еще одного канала привлечения дешевых ресурсов.

Стоит отметить, что нормативное ужесточение рефинансирования является не единственным методом ужесточением доступа к рефинансированию. Напомним, что в черновике Меморандума украинского правительства и МВФ было указано четкое намерение держать ставку рефинансирования выше 18%, а в случае необходимости поднять ее и до 20%. В апреле НБУ выполнил это требование, установив ставки по кредитам овернайт на уровне 18% годовых для обеспеченных гособлигациями и 20% годовых для бланковых (без обеспечения).

МВФ четко требует от Украины, чтобы она держала ставку рефинансирования на позитивном уровне, то есть выше показателя инфляции. Правда, благодаря замедлению цен в апреле, ее показатель уже оказался ниже 20%, хотя инфляция считается в годовом измерении, поэтому есть предпосылки для снижения стоимости финансовых ресурсов.

Таким образом, НБУ существенно усложнил жизнь для отечественных банков, которые до последнего времени могли черпать длинные и относительно дешевые деньги из рефинансирования НБУ. Такая политика создает более жесткие условия, особенно для тех учреждений, которые не успели попасть в число отобранных правительством и НБУ для рекапитализации. Очевидно, власти взяли курс на избирательную поддержку сильных игроков рынка, дав возможность остальным самостоятельно выкарабкиваться из кризиса. С одной стороны, в этом есть некая доля рациональности, поскольку украинская банковская система явно засорена слабыми, карманными и коррупционными банками, которые опустошаются при первых же проблемах. С другой стороны, чрезмерно большое количество банкротств (даже из числа только проблемных банков) начнет снова подрывать доверие к банковской системе, положение которой немного стабилизировалось только в апреле. Впервые за последние шесть месяцев объем депозитов начал расти (+0,2% к марту).

Однако финансовое положение украинских банков по-прежнему остается тяжелым. По результатам первого квартала, национальная банковская система показала убытки в размере 7,02 млрд грн. Главная причина столь негативных результатов — рост невозвратов по кредитам, что не только уменьшает доходы банков, но и обязывает их отвлекать ресурсы на увеличение резервов под проблемную задолженность. Согласно официальной статистике, ее объем увеличился с 2,27% в январе до 3,68% в марте.

Очевидно, что ухудшение условий рефинансирования окажет дополнительное давление на банковскую систему. Фактически НБУ поставил вопрос ребром: либо банки сами решают структурные дисбалансы, либо они должны прекратить свое существование. Последний вариант будет сопровождаться банкротством слабых участников, но, в то же время, оставшиеся на рынке банки смогут предоставить своим клиентам более надежные гарантии сбережения и приумножения привлеченных денег.

 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
18.08.17, Ярослав Ярош
Начав сотрудничество с "ТИС", крупнейшим украинским стивидором, меткомбинат "ArcelorMittall Кривой Рог" надеется улучшить свою экспортную логистику. Но в более долгосрочной перспективе он может стать и соинвестором причальных мощностей в порту Южном.
10.08.17, Максим Полевой
В июле Госинспекция ядерного регулирования разрешила НАЭК "Энергоатом" начать строительство Централизованного хранилища отработанного ядерного топлива (ЦХОЯТ) реакторов типа ВВЭР с АЭС Украины, место строительства – зона отчуждения вокруг Чернобыльской станции.
04.08.17, Галина Резник
Во время предвыборной кампании Дональд Трамп обещал помочь возрождению американской сталелитейной промышленности. По его требованию начато расследование по статье 232, которое должно подтвердить, что импорт представляет угрозу национальной безопасности США, а после вынесения этого вердикта планируется ввести сверхвысокие тарифы (около 20%), квоты или комбинацию этих мер против импорта стальной продукции. Многие эксперты считают, что эти действия станут началом мировой торговой войны.
31.07.17, Максим Полевой
Кабинет министров Украины обновил правила компенсации при покупке отечественной агротехники: теперь возмещение получат не производители, а покупатели. Впрочем, они и без того наращивают закупки сельскохозяйственных машин.
24.07.17, Ярослав Ярош
В первом полугодии-2017 металлурги Украины смогли увеличить валютную выручку от экспорта черных металлов почти на 22% относительно прошлогоднего показателя. Второе полугодие может быть еще плодовитее, поскольку оно началось с тотального роста почти на всех интересных для отечественного ГМК рынках. Маятник между спросом и предложением уже в мае-июне основательно качнуло в сторону продавцов, и в ближайшие несколько месяцев они будут заказывать музыку на рынке.
14.07.17, Анна Ганзенко
Пока таможенные и квотные преграды на пути украинской сельскохозяйственной продукции к иностранным покупателям постепенно исчезают, внутренний логистический барьер остается незыблемым.
12.07.17, Максим Полевой
"Укрзализныця" продолжает декларировать планы закупки подвижного состава и локомотивов, однако пытается выстроить их под собственные заводы и импортеров.
07.07.17, Елена Курашина
В ближайшие дни должен состояться долгожданный отчет председателя правления "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, по результатам которого Кабинет министров примет решение продлевать или нет контракт с польским реформатором.
05.07.17, Максим Полевой
С окончанием Рамадана, которое произошло 24 июня, на глобальном металлорынке наметилось оживление. Параллельно повышается спрос в Китае, а в Турции в ІІІ квартале ждут ускорения темпов строительства, и эти факторы добавляют оптимизма в краткосрочные прогнозы.
30.06.17, Максим Полевой
Украина и Беларусь активизировали переговоры о создании транзитного речного хаба на границе двух стран, в с. Нижние Жары Гомельской обл. Минск заинтересован в порте типа "река-море", чтобы погружать свою продукцию на суда каботажного класса, способные идти в Черное море и прибрежные государства без дополнительной перегрузки – это снижает транспортные расходы. Стоимость порта составляет 8-10 млн долл., а подвод ж/д ветки – до 100 млн долл.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!