kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


К транспорту особая любовь

25.05.09
размер текста:

В условиях кризиса борьба олигархов за перераспределение сфер влияния на ликвидные украинские активы только обострилась. Так, к примеру, Константин Григоришин усиливает свое присутствие в транспортных сферах страны. Причем это касается как транспортного машиностроения, так и непосредственно транспортной отрасли.

Главный транспортолюб

Ранее «МинПром» уже писал о том, что группа Григоришина активно действует в направлении установления контроля над авиапромом Украины (см. статью «Крылья для олигарха?» от 16.04.2009). Однако авиастроение – далеко не единственная «транспортная» сфера интересов группы.

Напомним, что еще в 2007 г. (не без помощи лоббистов в отраслевых государственных органах) григоришинский холдинг «Энергетический стандарт» получил контроль над отечественным монополистом речных перевозок – предприятием «Укрречфлот». В то время обязанности генерального директора «Укрречфлота» исполнял Михаил Чубай, буквально в конце марта 2009 г. назначенный на должность заместителя министра транспорта и связи и главы Госадминистрации морского и речного транспорта (ГАМРТ). В беседе с корреспондентом «Минпрома» эксперты Минтранссвязи прямо связывают успешное получение Григоришиным контроля над «Укрречфлотом» именно с господином Чубаем.

Здесь самое время напомнить, что в последнее время, значительная доля доходов «Укрречфлота», поступала от перевозки грузов по Дунаю. Известно, что данная водная артерия связывает сразу несколько стран Евросоюза и Центральной Европы, в том числе не имеющих выхода к морю, и тем самым имеет достаточно большое грузотранспортное значение. С украинской стороны, кроме «Укрречфлота», на Дунае работает еще и государственное ОАО «Украинское Дунайское пароходство» (УДП).

Не удивительно, что «Энергостандарт» в последние месяцы развернул активную борьбу за УДП. Так, если развивать «кадровую» тему, то буквально одновременно с Чубаем, в конце марта, председателем правления – президентом ОАО «Украинское Дунайское пароходство» стал некто Вадим Сухоненко (и.о. с осени-2008). Господина Сухоненко отраслевые специалисты связывают с К.Григоришиным еще теснее: до прихода в УДП Сухоненко возглавлял департамент маркетинга в компании «Глобус эссет менеджмент», подконтрольной все тому же Григоришину.

И если новое назначение можно считать весомым аргументом к установлению контроля над пароходством, то отметим, что на него сегодня приходится почти треть всех грузоперевозок в районе дельты Дуная. А это значит, продолжает наш собеседник в Минтранссвязи, что «Энергетический стандарт» окончательно становится главным игроком на рынке водных перевозок страны. Так, в 2008 г. весь водный грузооборот Украины составил (по данным Кабмина) 19,5 млн тонн. При этом «Укрречфлот» перевез 8,4 млн тонн грузов, а УДП – приблизительно 3 млн тонн. Таким образом, выходит, что эти две компании занимают почти 60% данного рынка.

Судьба УДП предрешена?

Аналитики расценивают назначение Сухоненко не просто как «руку Григоришина» в госкомпании, а как ключевой шаг к приватизации УДП именно «Энергетическим стандартом». Действительно, еще в начале 2009 года Госадминистрация морречтранспорта заявила, что будет бороться за ликвидацию или приватизацию убыточных воднотранспортных предприятий из области своей компетенции. И сегодня в Администрации подтверждают: на май 2009 года убыточны примерно 25 предприятий отрасли, в том числе 9 – непосредственно подчиняющиеся ГАМРТ. Первыми кандидатурами на «выбывание» называются ГСК «Черноморское морское пароходство» (ЧМП), УДП, ГСК «Укркомфлот», ГП «Черазморпуть» (ЧАМП), ГСК «Укртанкер», ГП «Укртехфлот». Исходя из отечественных реалий, мы прекрасно знаем: если до приватизации «у руля» внедрен ставленник некой финансово-промышленной группы, то очень высока вероятность, что именно эта группа и приватизирует актив.

Осознавая это, уже в марте руководство Измаильского горсовета подготовило обращение в Кабмин с просьбой передать контрольный пакет акций УДП в коммунальную собственность. По словам наших собеседников в совете, цель ясна: затруднить «ползучую» приватизацию компании «Энергетическим стандартом». Тем более, продолжают в совете, накануне разгосударствления «прогригоришинское» начальство УДП начало сокращение штата, декларирует убытки и т.п. – в горсовете связывают подобную политику с желанием максимально обесценить актив перед продажей. Понятно, что горсовет (точнее, определенная его часть) в данном случае выражает интересы, в том числе и конкурентов Григоришина в борьбе за ОАО. В частности, один из «зачинщиков» постановки вопроса о передаче контрольного пакета УДП в собственность города – и.о. городского головы г. Измаил (Одесская обл.) Ирина Рудниченко – до последнего времени входила в горсоветскую фракцию Партии регионов и, вероятно, выражает интересы одной из бизнес-структур ПР. Впрочем, пока у власти не регионалы, то Григоришин может себе позволить непосредственно влиять на работу правительства, особенно на Минпромполитики и Минтранссвязи.

В этом контексте не удивительно, что за скорейшую приватизацию УДП выступает и министр транспорта и связи Иосиф Винский, который известен активным продвижением интересов ФПГ - «спонсоров» коалиции. Так, в апреле этого года Минтранссвязи инициировал изъятие ОАО «Украинское Дунайское пароходство» из списка предприятий, не подлежащих приватизации. При этом И.Винский не стесняется акцентировать внимание общественности на том, что он лично ратует за скорейшую продажу УДП. И обещает, что приватизация состоится никак ни позднее 2009 года.

Больше активов, хороших и разных

Добавим, интерес к УДП и к Дунаю в целом подогревается не только современной оживленностью этой водной артерии, но и ее перспективами. Скажем, весной нынешнего года заинтересованные компании Китая и России (а также отраслевые госорганы этих двух стран) озвучили интерес к возобновлению так называемых лихтерных перевозок по Дунаю. Напомним, лихтерная транспортировка – это когда при смешанном маршруте (включающем морские и речные отрезки) морской груз на речном участке перегружается и далее следует речными судами. Так вот, губернатор Одесской области Николай Сердюк поведал нам, что изучается проект восстановления лихтерного движения через Усть-Дунайский порт в 11 стран Европы, с выходом по каналу и рекам Майн и Рейн к Северному морю. Предполагается, что грузы будут двигаться из КНР и Индии. Как сообщает Н.Сердюк, СССР обладал крупным лихтерным флотом с ключевой базой в Усть-Дунайском порту, однако с распадом Союза, он был утерян. И теперь РФ выражает готовность заняться возрождением флота до масштабов бывшего Союза, когда ежегодный лихтерный грузооборот через указанный порт составлял примерно 4 млн тонн. Рано или поздно данный проект все равно начнет развиваться. И вот тут-то и пригодится Дунайское пароходство.

Кстати, весьма вероятно, что группа Григоришина поборется и за другие активы из «черного водного списка» Минтранса. Да, понятно, что самый «лакомый» объект – это именно УДП. Но с точки зрения формирования холдинга-монополиста водных грузоперевозок вполне интересны Черноморское морское пароходство (ЧМП) и другие компании. Так, контроль над специализированным ГП «Черазморпуть» (ЧАМП) позволит располагать собственным техническим дноуглубительным флотом. А значит – «Энергетическому стандарту» еще есть за что побороться.


 


Комментарии
комментариев: 0

загрузка...


Статьи
23.02.17, Максим Полевой
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича продолжает реконструировать основные переделы и развивать сортамент, рассчитывая на оживление продаж в 2017 году. Но для стабильной работы предприятия необходимо решить проблему блокады железнодорожного сообщения с неподконтрольными территориями.
21.02.17, Ярослав Ярош
В январе в поселке Рудничное под Кривым Рогом прошли общественные слушания на тему строительства нового железорудного ГОКа на базе Шимановского и Зеленовского месторождений. Сама идея уже обросла густой бородой. Но на этот раз жителям предложили готовиться к переезду в соседние села, с вещами и денежной компенсацией. Так что, возможно, теперь это всерьез. Под выселение попадают более 300 дворов и даже несколько многоквартирных домов. Инвестор проекта – компания Black Iron – намерена приступить к рытью карьера уже со следующего года.
17.02.17, Василий Январев
Украинская промышленность, отработавшая прошлый год с небольшим плюсом после пятилетнего спада, рискует если не опять сократить производство, то, по крайней мере, существенно снизить темпы его роста. Одна из главных угроз на сегодня – тарифная политика государства, которая в прямом смысле слова оказывает удушающий эффект на экономику.
14.02.17, Максим Полевой
Иран и страны Ближнего Востока продолжают развивать собственную металлургию, сужая возможности для импортеров. Однако у украинских металлургов сохраняются шансы для экспорта в регион.
10.02.17, Ярослав Ярош
Российская нефтяная компания "Лукойл" завершает процесс продажи своего последнего крупного актива в Украине – химического предприятия "Карпатнафтохим" (Калуш, Ивано-Франковская область). С конечными бенефициарами этой покупки еще надо разбираться. А вот главным промоутером сделки смело можно назвать министра топлива и энергетики Украины Игоря Насалыка, бывшего калушского мэра.
07.02.17, Максим Полевой
В начале года мировые металлорынки поддерживают общий тонус цен и спроса, который сохранится и в последующие месяцы. Украинские же металлурги, утратив часть экспортных объемов, рассчитывают на рост внутреннего потребления.
03.02.17, Галина Резник
Прогнозы по рынку железной руды становятся все более расплывчатыми: хотя тенденции в отношении поставок практически очевидны, предсказать уровень спроса – непростая задача. Этот уровень зависит, в первую очередь, от закупок крупнейшего потребителя – Китая, но ручное управление экономикой в Поднебесной зачастую приводит к непредсказуемым последствиям.
01.02.17, Ярослав Ярош
Два года украинский топливный рынок валился с ног, теряя объемы. В 2016-м кризис, похоже, остался позади. По итогам года по всем трем базовым нефтепродуктам – бензин, ДТ, сжиженный газ – зафиксирован рост продаж. Трейдеры называют две основные причины оздоровления: сужение теневого сегмента и увеличение спроса со стороны промышленности.
30.01.17, Игорь Воронцов
Глава НАК "Нафтогаз Украины" Андрей Коболев заявил о готовности избавиться от зарубежных нефтедобывающих активов компании, заодно посетовав на отсутствие желающих их купить. На фоне перманентного падения объемов добычи нефти в самой Украине подобная стратегия выглядит как минимум недальновидной.
27.01.17, Максим Полевой
В 2016 году мировая экономика росла рекордно медленными темпами, а в текущем может "взбодриться" за счет Соединенных Штатов Америки и Китая. Украина тоже имеет шанс на стабилизацию, хотя в то же время и ряд рисков.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!