Изнанка гривны

Публікації

Подоплека

Владимир Стельмах стал разменной фигурой в схватке политических сил за Нацбанк.

Ключевая роль в борьбе с банковским кризисом отводится Нацбанку. Для политических сил он был лакомым куском всегда: кресло главы этого органа доставалось победителям в политборьбе в качестве приятного бонуса. Сейчас от того, под чьим влиянием будет находиться формально независимый НБУ, зависит будущее всей страны, а не только отечественных коммерческих банков. Но если ранее схватка за первенство в "пряничном" здании на Институтской инициировалась снаружи, то нынче она вспыхнула изнутри, а политсилы воспользовались случаем и подогревают страсти. Последствия ощущают все.

Доллар с подогревом

Последние две недели НБУ не перестает удивлять. С одной стороны, вполне адекватные и ожидаемые меры в ответ на легкое волнение валютного рынка (замораживание депозитов, рефинансирование проблемных банков, интервенции на межбанке и т. п.). С другой – странные, непоследовательные заявления первых лиц НБУ.

В ответ на первые признаки паники на валютном рынке – молчание. Когда котировки доллара и евро резко пошли вверх и превысили уровни до ревальвации – насыщенная экспрессией инвектива в адрес спекулянтов, создающих искусственный ажиотаж. Дальнейший рост американской валюты на украинском валютном рынке сопровождался такими же по смыслу комментариями. Стилистика изобличений удивительно точно перекликалась с не менее грозными заявлениями премьера в адрес фармацевтов, собственников торговых сетей и прочая, прочая, прочая – иными словами, всех тех, кто, по ее мнению, был виновен в "необоснованном" росте цен на потребрынке на различные группы товаров.

Немалый шок наблюдателей вызывал тот факт, что, гневно бичуя спекулянтов, упорный рост доллара на межбанке НБУ встречал с олимпийским спокойствием и не торопился с интервенциями, хотя к тому времени всем было понятно, что речь идет не о временном, ситуативном явлении, а о стабильной и усиливающейся тенденции.

К активным действиям Нацбанк принудили окрик президента и порция обвинений от премьера. Но и тут представители центробанка остались верны новому стилю: в очередной раз резко высказавшись в адрес спекулянтов, категорично отрезали, мол, никаких потаканий злодеям – никаких интервенций. На следующий же день НБУ, вопреки собственным заявлениям, вышел на межбанковские торги с продажей валюты по курсу значительно ниже реального, чем окончательно дезориентировал участников рынка. Официальный курс также отставал от рыночного. Курс тем временем продолжал расти (отметим мимоходом, обесценивая скудные доходы промышленников от реализации продукции на внутреннем рынке). Операторы рынка глухо делились впечатлениями от интервенций: НБУ продавал деньги не всем, немало заявок оставались неудовлетворенными, что, естественно, подогревало долларовый ажиотаж, и к концу торговых сессий котировки, вместо того чтобы падать под воздействием валютных впрыскиваний, росли и достигали дневного максимума.

Один из последних публичных аккордов – месседж о том, что курс доллара "подогрело" население, а объективных причин для его роста вроде бы и нет. К тому времени стало ясно, что "подогрев" имеет место быть. Но откуда?

Тайный курс

"Вторая очередь" активных действий НБУ по наведению валютного порядка заключалась в резком подъеме официального курса американской и европейской валют. Продолжающиеся интервенции не оказывали влияния на котировки, хотя первый в сезоне выход на межбанк (13 сентября) получился действенным. В середине октября в деловых кругах заговорили о кредите МВФ. Моментально следует реакция из НБУ: да, есть такое дело, но заем не нужен, справимся сами, ресурсы есть, предпосылки для стабилизации тоже. В конце октября, во время антикризисных перипетий в парламенте, оттуда же следует заявление: кредит нужен, без него – угроза дефолта.

Последние среда и четверг октября 2008 года запомнились всем: доллар на межбанке перешагнул за 7 грн., евро – за 9 грн., обе валюты установили абсолютные (со времен введения гривны) рекорды. Бурному развитию событий на межбанке предшествовало заявление Владимира Стельмаха о том, что "до конца года курс доллара будет не менее 6 грн.". При разнице между официальным и рыночным (межбанковским) курсами в 50 коп. – 1 грн. путем нехитрых арифметических действий получалось, что наличный бакс не упадет ниже 7 грн. На такой уровень он и "прыгнул" на межбанке, и итоговые котировки стали топ-новостью 30 октября. А 13 числа того же месяца Владимир Стельмах говорил о среднегодовом курсе на уровне 5,0–5,1 грн.

Широкие массы были шокированы и, как в лихие 90-е, ринулись в "обменки", где "зелень" продавали по 7 с лишком "украинских долларов". Некоторые представители бизнеса рванули напрямую к президенту. Виктор Ющенко распорядился стабилизировать ситуацию. Другие раздули скандал в парламенте. И в адрес НБУ зазвучали обвинения в коррупции, которые раскололи депкорпус: БЮТ требовал расследования, ПР защищал Нацбанк, остальные высказывались как Бог на душу положит.

Кто подставил НБУ?

Странности в действиях представителей Нацбанка наводят на мысль, что они не случайны, а являются реализацией тактических планов внебанковских сил. И в октябре план наткнулся на другой план, ситуация на какой-то краткий миг вышла из-под контроля, после чего стороны взяли тайм-аут.

В безраздельном влиянии на НБУ заинтересованы две силы: пропрезидентское окружение и БЮТ. Отчасти вовлеченными в процесс можно считать Блок Литвина и коммунистов, но Владимир Литвин, елико возможно, дистанцируется от финансовой тематики, а Петр Симоненко разве что получает эстетическое удовольствие, подыгрывая участникам схватки. Как ни странно, до поры до времени сторонним наблюдателем оставалась Партия регионов, явно не претендуя на НБУ. Однако "регионалы" поддержали Владимира Стельмаха, когда БЮТ потребовал его отставки. Так что сейчас Нацбанк представляет собой арену ожесточенных боев.

Владимира Стельмаха не без оснований считают человеком президента. С большой долей вероятности можно предположить, что он действует в интересах своего патрона. Вряд ли Виктору Ющенко на руку паника на валютном рынке. А вот легкая дестабилизация, порождающая невроз в деловых кругах, очень даже вероятна: бизнес на себе испытывает последствия премьерства Юлии Тимошенко и переходит под знамена других политсил. В пользу этой версии говорит тот факт, что "интервенционные" доллары доставались на межбанке не всем желающим, а ограниченному кругу, по официальной цене, которая, надо полагать, была сопоставима с реальной (а не подогретой) рыночной. Вряд ли опытный банкир и управленец мог не отдавать себе отчета в том, что делает. Но он не принимал в расчет оппозицию.

Оппозиция (пропремьерская) к Владимиру Стельмаху могла сформироваться через людей, близких к нынешнему спикеру Арсению Яценюку, а также через близких к Юлии Тимошенко членов Набсовета (отголосок "оранжевой революции"). Пока что эта оппозиция "подпольная", но тезисы некоторых представителей, усиливающие идеи главы НБУ, наталкивают на мысль, что они исполняли поручения слишком рьяно. Например, экстренное заседание НБУ, в результате коего возник новый валютный коридор. Пробить его для доллара стало делом нескольких дней, после чего процесс роста приобрел характер необратимого, но был легко погашен в один день, когда под Владимиром Стельмахом ощутимо зашаталось кресло. На все про все ушло 500 млн долл. США, однако, важный момент, НБУ не только продавал, но и покупал американскую денежную единицу, и удовлетворял все заявки. Страсти (пока) угомонились.

А вот строгая рекомендация Нацбанка не продавать баксы дороже, чем по 6,20 грн. за единицу, говорит о том, что он опасается нового и бесконтрольного роста доллара. Потому что в НБУ никак не ожидали такого развития событий на межбанке 30 октября. Отсюда вывод: октябрьский скачок был спровоцирован или проведен агентами нацбанковской оппозиции. В пользу этой версии свидетельствует мгновенное заявление премьера о том, что в девальвации гривны виноват НБУ. Стабильность в Нацбанке обеспокоила ПР, оттого там решили поддержать Владимира Стельмаха.

Впрочем, нельзя сбрасывать со счетов и другую версию. Быть может, близкое президентское окружение пришло к мысли "сбросить" одного из верных соратников Виктора Ющенко, достигшего почтенного возраста. А в обмен получить бонусы, как то: уход еще одного человека, имеющего прямой доступ к главе государства, вакантное место в НБУ (и торги!), доступ к финансовым ресурсам. И эта пауза – лишь передышка перед "сбросом".

Все эти предположения могут и не соответствовать истине. Однако Нацбанк явственно все больше втягивается в политические процессы, что не может не беспокоить деловые круги (особенно иностранные). Если под соусом кризиса некие силы решили переформатировать денежные потоки и замкнуть их на себя, то 30 сентября – всего лишь репетиция и следует ожидать повторения пройденного.

***
Скорее всего, скандал замнут: перед МВФ надо бы предстать белыми, пушистыми и респектабельными. Владимир Стельмах останется при своем кресле, а Юлия Тимошенко – при своем. Правда, БЮТ оставит "крючок" в виде идеи о следственной комиссии, на всякий случай. Но некоторые политики бомбардируют информационное пространство прогнозами о том, что стабилизация – ненадолго, что и кредит МВФ курсу не поможет, что скоро бакс опять будет по 7 грн…. Ждем второй серии?

Новини

19 Грудня 2023

Туреччина скорочує імпорт нержавіючої сталі

Держприкордонслужба повідомляє про рекордні черги вантажівок на кордонах

Нацбанк підрахував збитки експортерів від блокади кордону

З аеропорту Бориспіль вилетів пасажирський літак

Наступний рік для економіки України буде складнішим – Reuters

ЄС планує виявляти незаконну перевалку російської нафти

ЄС скоротив імпорт українських напівфабрикатів на 11,6%

Споживчі ціни в єврозоні у листопаді збільшилися на 2,4% 

Україна втратила понад 1 млрд євро внаслідок блокади кордону з Польщею

Болгарія заборонила експорт палива з російської нафти

Саудівська Аравія планує різке збільшення виробництва сталі

Новим коридором у Чорному морі пройшли вже понад 300 суден

Метінвест готовий виробляти більше військової продукції за умови державної підтримки

Уряд Великої Британії з 2027 року запровадить свій СВАМ

ЄБРР збільшив капітал на 4 млрд євро для підтримки України

ЄС у жовтні збільшив імпорт залізної руди з України на 9%

ВСІ НОВИНИ ⇢