Подробнее Запомнить город


Сергей Бубка и цены на бензин

26.05.09
размер текста:

Нынешний взрывной рост цен на нефтепродукты в Украине – замечательный пример того, с какой готовностью операторы рынка реагируют на повышение нефтяных котировок мировых бирж и как неохотно они идут на снижение цен, когда котировки катятся вниз. Удивительно, но правительство, которое устами премьер-министра Юлии Тимошенко обычно журит нефтяников за такие шалости, в этот раз подыгрывает трейдерам. Установив новую формулу расчета индикативных цен на нефтепродукты, которая теперь отталкивается исключительно от котировок европейского агентства Platt’s, Кабмин фактически легализовал нынешнее подорожание бензинов.

Ряд крупных операторов розничного рынка, такие как WOG, «КЛО» и другие настолько увлеклись переоценкой своего топлива, что даже вышли за рамки ценового коридора, установленного экспертно-аналитической группой при Кабмине. И это несмотря на вполне приличные запасы нефтепродуктов, закупленного по старым ценам, а также то, что новые партии импортных бензинов и дизтоплива, в большинстве случаев еще просто не успели дойти в Украину. Закрыли глаза операторы и на существенное удешевление доллара, уступившего гривне 5-7% своей стоимости благодаря усилиям Нацбанка.

Методика расчета рекомендованных цен на топливо, которая по идее должна препятствовать неоправданным скачкам цен на топливо, сейчас защищает отнюдь не автолюбителей. Эта формула сама по себе способствует ограничению конкуренции на рынке. Ведь это своеобразный сигнал, который дает игрокам рынка возможность одновременно повышать цены и при этом избегать обвинений в ценовом сговоре. В данном случае речь идет не только о синхронном, но и неоправданном повышении, в пользу чего говорит и начавшееся расследование Антимонопольного комитета.

«Тот, кто ищет миллионы, весьма редко их находит, но зато тот, кто их не ищет, - не находит никогда!», – сказал когда-то Оноре де Бальзак. Вероятно, этим принципом и руководствовались владельцы крупных сетей, повышая цены на топливо, которые не то чтобы пробили психологический барьер в 6 гривен, но шагнули намного дальше. А, возможно, бизнесменам вспомнился пример знаменитого спортсмена Сергея Бубки, который, пытаясь взять высоту в 6 метров, прыгнул на все 6,15.

И все же рынок нефтепродуктов не сродни спортивным достижениям и выигрывает здесь отнюдь не тот, кто поставит более высокую планку цены. Примером тому могут служить АЗС под брендами «Укрнафта», ANP, «Авиас» и другие, входящие в группу «Приват».

Сеть заправок Игоря Коломойского настолько разрослась, что впору поиграть монопольными мускулами. Причем делает это «Приват» красиво, работая не на повышение цен, а на их удержание, что быстро завоевывает лояльность клиентов, считающих деньги. Причем едва ли сети делают это себе в убыток. Покупая нефть, добываемую «Укрнафтой», на аукционе УМБВ намного дешевле мировых котировок, «приватовцы» получают возможность обеспечивать свои заправки топливом по приемлемым ценам. А ведь цены на украинскую нефть, наряду с возможностью обеспечения местных НПЗ сравнительно (по отношению к ценам в Европе) недорогой российской нефтью, как раз и составляют особенность украинского рынка, который куда менее эластичен к колебаниям цены на мировых торговых площадках, чем хотят думать трейдеры. И именно эти факторы в новой формуле предлагает не учитывать Министерство топлива и энергетики. Это вдвойне странно, учитывая, что половина потребляемых страной нефтепродуктов производится на местных НПЗ, сбытовая политика которых формулой отныне просто игнорируется.

Самое интересное, что, сделав неосторожный шаг в пропасть высоких цен на бензин, операторы рынка быстро переходят на бег. Компании бойко аргументируют рост цен наметившейся устойчивой тенденцией подорожания черного золота на мировых рынках. Но это не так – по крайне мере, в части устойчивости. Спрос на сырье в мире подпортил ожидания оптимистов, возлагавших надежды на скорое восстановление мировой экономики.

Прогнозы ВВП развитых стран продолжают ухудшаться, безработица расти, а фондовые индексы, на которые в последнее время ориентируются и торговцы нефтью, падать. Уже в ближайшие недели нефть, после краткосрочного спурта, может снова упасть вплоть до 40 долл./барр., – прогнозируют международные аналитические агентства.

Интересно, будет ли реакция на коррекцию цен на нефть столь же бодрой, как и на ее рост? Лишив формулу расчета цен на нефтепродукты «украинской специфики», правительство само урезало себе возможности апеллировать к цифрам.

 


Комментарии
комментариев: 1
16:48 | 27.05.2009
Аноним
test

...


Статьи
17.11.17, Ярослав Ярош
Правительство Венгрии в очередной раз высказало вслух желание выкупить обратно в госсобственность единственный металлургический комбинат страны – ISD Dunaferr. Но у этой попытки шансов на успех не больше, чем у всех предыдущих. Дела у предприятия, в котором, возможно, еще присутствует украинский капитал, в последнее время пошли на поправку. Возможно, потому, что этими делами теперь занимается российский бизнесмен Сулейман Керимов.
10.11.17, Ярослав Ярош
Уходящий год в целом баловал металлургов. Цены на сталь в Европе достигли 6-летнего максимума. Мировое потребление выросло примерно на 7%. Капитализация отрасли увеличилась на 70%. На год 2018-й стальные ассоциации дают более осторожные прогнозы. Но и в начале текущего года они ожидали меньшего, чем получили по факту.
08.11.17, Игорь Воронцов
Нынешний отопительный сезон обещает надолго запомниться украинцам. Для этого есть все предпосылки: запасы угля на тепловых электростанциях и теплоэлектроцентралях текущей осенью побили антирекорд.
01.11.17, Ярослав Ярош
Группа ТАС Сергея Тигипко после 10-летнего перерыва снова вступает в права владельца крупнейшего в Украине производителя проволоки и гвоздей – завода "Днепрометиз". 27 октября его предыдущий собственник, российский холдинг "Северсталь", сообщил о завершении сделки по продаже актива неназванному покупателю. Но еще за день до этого в наблюдательные органы "Днепрометиза" вошли люди, представляющие группу ТАС.
31.10.17, Максим Полевой
"Зеленая" энергетика в Украине активно развивается, и к 2020 году ее долю в национальном энергопотреблении страны планируется довести до 11%, а к 2035-му – до 25%.
27.10.17, Ярослав Ярош
Российский бизнесмен Олег Дерипаска сделал вполне ожидаемый ход. Все свои украинские активы, в первую очередь, Николаевский глиноземный завод, он уступил крупному сырьевому трейдеру и давнему партнеру – компании Glencore. Теперь у НГЗ появился швейцарский иммунитет, но завод продолжает оставаться в орбите влияния "Русского Алюминия".
23.10.17, Максим Полевой
В мировой экономике наметилось оживление, но нельзя исключать и новую кризисную волну. Это особенно опасно для недостаточно стабильных развивающихся стран, включая Украину.
19.10.17, Игорь Воронцов
Никель в текущем году оказался в роли слабого звена мирового ГМК. Практически по всем цветным металлам, которые торгуются на Лондонской бирже металлов (LME), котировки в течение года уверенно шли вверх. Так, цинк подорожал с 2715 долл./тонну в январе до 3350 долл./тонну в середине октября, медь – с 5784 до 7146 долл./тонну, алюминий – с 1785 до 2142 долл./тонну.
13.10.17, Ярослав Ярош
Трубный холдинг Виктора Пинчука "Интерпайп" инициировал в Еврокомиссии пересмотр размера антидемпинговых пошлин на поставку бесшовных труб из Украины в страны Евросоюза. Но еще как минимум год этого не произойдет. Поэтому "Интерпайп" снова подался искать счастья на рынки СНГ, в т. ч. России. И уже достиг в этом некоторых успехов.
09.10.17, Максим Полевой
Несмотря на глобальный профицит металлургических мощностей, многие страны строят новые заводы и расширяют существующие. Ключевые причины: выпуск более дорогой продукции или импортозамещение.



Жми «Подписаться» и получай самые интересные новости портала в Facebook!