kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Сергей Бубка и цены на бензин

26.05.09
размер текста:

Нынешний взрывной рост цен на нефтепродукты в Украине – замечательный пример того, с какой готовностью операторы рынка реагируют на повышение нефтяных котировок мировых бирж и как неохотно они идут на снижение цен, когда котировки катятся вниз. Удивительно, но правительство, которое устами премьер-министра Юлии Тимошенко обычно журит нефтяников за такие шалости, в этот раз подыгрывает трейдерам. Установив новую формулу расчета индикативных цен на нефтепродукты, которая теперь отталкивается исключительно от котировок европейского агентства Platt’s, Кабмин фактически легализовал нынешнее подорожание бензинов.

Ряд крупных операторов розничного рынка, такие как WOG, «КЛО» и другие настолько увлеклись переоценкой своего топлива, что даже вышли за рамки ценового коридора, установленного экспертно-аналитической группой при Кабмине. И это несмотря на вполне приличные запасы нефтепродуктов, закупленного по старым ценам, а также то, что новые партии импортных бензинов и дизтоплива, в большинстве случаев еще просто не успели дойти в Украину. Закрыли глаза операторы и на существенное удешевление доллара, уступившего гривне 5-7% своей стоимости благодаря усилиям Нацбанка.

Методика расчета рекомендованных цен на топливо, которая по идее должна препятствовать неоправданным скачкам цен на топливо, сейчас защищает отнюдь не автолюбителей. Эта формула сама по себе способствует ограничению конкуренции на рынке. Ведь это своеобразный сигнал, который дает игрокам рынка возможность одновременно повышать цены и при этом избегать обвинений в ценовом сговоре. В данном случае речь идет не только о синхронном, но и неоправданном повышении, в пользу чего говорит и начавшееся расследование Антимонопольного комитета.

«Тот, кто ищет миллионы, весьма редко их находит, но зато тот, кто их не ищет, - не находит никогда!», – сказал когда-то Оноре де Бальзак. Вероятно, этим принципом и руководствовались владельцы крупных сетей, повышая цены на топливо, которые не то чтобы пробили психологический барьер в 6 гривен, но шагнули намного дальше. А, возможно, бизнесменам вспомнился пример знаменитого спортсмена Сергея Бубки, который, пытаясь взять высоту в 6 метров, прыгнул на все 6,15.

И все же рынок нефтепродуктов не сродни спортивным достижениям и выигрывает здесь отнюдь не тот, кто поставит более высокую планку цены. Примером тому могут служить АЗС под брендами «Укрнафта», ANP, «Авиас» и другие, входящие в группу «Приват».

Сеть заправок Игоря Коломойского настолько разрослась, что впору поиграть монопольными мускулами. Причем делает это «Приват» красиво, работая не на повышение цен, а на их удержание, что быстро завоевывает лояльность клиентов, считающих деньги. Причем едва ли сети делают это себе в убыток. Покупая нефть, добываемую «Укрнафтой», на аукционе УМБВ намного дешевле мировых котировок, «приватовцы» получают возможность обеспечивать свои заправки топливом по приемлемым ценам. А ведь цены на украинскую нефть, наряду с возможностью обеспечения местных НПЗ сравнительно (по отношению к ценам в Европе) недорогой российской нефтью, как раз и составляют особенность украинского рынка, который куда менее эластичен к колебаниям цены на мировых торговых площадках, чем хотят думать трейдеры. И именно эти факторы в новой формуле предлагает не учитывать Министерство топлива и энергетики. Это вдвойне странно, учитывая, что половина потребляемых страной нефтепродуктов производится на местных НПЗ, сбытовая политика которых формулой отныне просто игнорируется.

Самое интересное, что, сделав неосторожный шаг в пропасть высоких цен на бензин, операторы рынка быстро переходят на бег. Компании бойко аргументируют рост цен наметившейся устойчивой тенденцией подорожания черного золота на мировых рынках. Но это не так – по крайне мере, в части устойчивости. Спрос на сырье в мире подпортил ожидания оптимистов, возлагавших надежды на скорое восстановление мировой экономики.

Прогнозы ВВП развитых стран продолжают ухудшаться, безработица расти, а фондовые индексы, на которые в последнее время ориентируются и торговцы нефтью, падать. Уже в ближайшие недели нефть, после краткосрочного спурта, может снова упасть вплоть до 40 долл./барр., – прогнозируют международные аналитические агентства.

Интересно, будет ли реакция на коррекцию цен на нефть столь же бодрой, как и на ее рост? Лишив формулу расчета цен на нефтепродукты «украинской специфики», правительство само урезало себе возможности апеллировать к цифрам.

 


Комментарии
комментариев: 1
16:48 | 27.05.2009
Аноним
test

...


Статьи
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.
24.04.17, Максим Полевой
Спрос и цены на мировом металлорынке остаются нестабильными, подогревая конкуренцию и протекционизм. Однако потребление будет постепенно расти, сохраняя шансы и для украинских металлургов.
20.04.17, Владимир Никитин
Вечером 18 апреля энергоблок №6 Запорожской АЭС был отключен от сети действием автоматики. После устранения замечаний на подстанции "Днепровская" был снова подключен к сети. Этот случай мог бы считаться рядовым, если бы не увеличение числа подобных инцидентов на украинских АЭС в последнее время.
18.04.17, Игорь Воронцов
Ситуация со сбытом неуклонно ухудшается на традиционном для украинских металлургов рынке сбыта, Ближнем Востоке. С одной стороны, там пытаются получить прописку новые игроки, с другой – обостряется конкуренция между традиционными поставщиками. И все это на фоне снижения объемов стального потребления в арабских странах и ухудшения платежной дисциплины у покупателей. В таких условиях задача сохранить присутствие на Ближнем Востоке для украинских металлургов усложняется до предела.
14.04.17, Алексей Дмитренко
Деградация правовых основ украинской государственности хорошо прослеживается на примере ПАО "Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи". Почти год филиал этого предприятия в Днепропетровской области продолжает работать в Токовском гранитном карьере абсолютно нелегально – благодаря наличию коррупционных связей у его руководства.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!