kjsdsf
 
Подробнее Запомнить город


Автобусостроению некуда падать

29.05.09
размер текста:

Выпуск автобусов в Украине почти полностью прекратился. Так, крупнейший производитель, корпорация «Богдан», сообщила о снижении в I квартале объемов на 89,45% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Всего в январе-марте на Черкасском и Луцком автозаводах было изготовлено 98 автобусов «Богдан». Напомним, что в прошлом году, несмотря на кризисный IV квартал, корпорация изготовила 3775 автобусов, что на 16,12% больше, чем в 2007 году. Причем в октябре-декабре 2008 года продажи автобусов в целом по рынку сократились на 30-35%, опять же в сравнении с аналогичным периодом 2007 года. Таким образом, динамика падения в нынешнем году нарастала по мере углубления негативных явлений в экономике.

В связи с критичной ситуацией владельцу «Богдана» Петру Порошенко в январе-феврале этого года пришлось продать 3,85% акций ОАО «Автомобильный завод «Богдан» (Луцкий автозавод) британской инвесткомпании NLV Private Equity&Investments Ltd за 13,3 млн долл. Которые были направлены на поддержание ликвидности предприятия. Кроме того, для снижения расходов «Богдан» пошел на сокращение 3 тыс. своих работников. Впрочем, несмотря на финансовые трудности, в 2009 году на ЛуАЗе завершится реализация инвестпрограммы общей стоимостью свыше 100 млн долл., позволяющая выпускать на заводе 9 тыс. автобусов и троллейбусов в год. «Это тот случай, когда достроить дешевле, чем «заморозить» проект – учитывая высокую степень его готовности» - говорят в корпорации. А вот от ранее объявленных планов по началу строительства в Нижегородской области (Российская Федерация) автозавода «Богдану» пришлось временно отказаться. Ожидалось, что практическая реализация проекта начнется во второй половине 2009 года. Завод рассчитан на выпуск 6 тыс. автобусов и 120 тыс. автомобилей в год.

Корпорация «Эталон», в состав которой входят Черниговский и Бориспольский и Галицкий (г.Львов) автобусные заводы, также пытается смотреть в будущее и продолжает работать над созданием низкопольных автобусов вместимостью 88 и 102 пассажира. Работы предполагается завершить в текущем году во Львовском институте автобусостроения «Эталон». Планируется, что новые автобусы на базе китайских аналогов будут соответствовать стандартам «евро-3» по выхлопам двигателей. Однако пока у «Эталона» нет реальных заказчиков на новые модели. И есть большие проблемы со сбытом существующих.

Поэтому производство не остановлено, однако находится на уровне убыточности. Так, в конце прошлого года президент «Эталона» Владимир Бутко сообщил, что точкой безубыточности для корпорации является производство не менее 150 автобусов в месяц на Бориспольском и Черниговском автозаводах. Между тем всего в январе-марте на этих предприятиях было изготовлено немногим больше 100 автобусов, то есть около 40 единиц в месяц.

В I квартале «Эталон» выиграл два тендера на поставку в рамках госпрограммы «Школьный автобус». Это позволяет предположить, что, по крайней мере, до конца первого полугодия производство в Чернигове и Борисполе сохранится в нынешнем объеме. Вместе с тем следует отметить, что «Школьный автобус» из бюджета даже в благополучные годы финансировался по остаточному принципу. Например, в докризисном 2008 году это госпрограмма была профинансирована лишь на 51% от предусмотренного объема. Понятно, что в нынешних условиях рассчитывать на госзаказ украинским автобусникам, увы, не приходится.

То же самое можно сказать и о муниципалитетах, в последние годы активно закупавших автобусы для своих коммунальных предприятий. Сейчас им не до обновления подвижного состава – лишь бы выплатить зарплату и рассчитаться за энергоносители. Что же касается частных автоперевозчиков, то здесь все тоже выглядит печально. Главным образом из-за отсутствия банковского кредитования либо непомерно высоких процентов. Между тем большинство автобусов ранее покупалось именно в кредит. А продажи на условиях лизинга, которые в конце прошлого года многие эксперты рассматривали как альтернативу банковскому кредитованию, на деле такой альтернативой не стали. Об этом свидетельствуют итоги производства автобусов в I квартале. Как отмечают в «LAZ-лизинг», причина в том, что лизинговый продукт на самом деле содержит значительную долю банковского кредита. Однако, в отличие от банков, лизинговые компании не имеют возможностей по рефинансированию со стороны центробанка.

Львовский ЛАЗ в январе-марте наиболее часто попадал в поле зрения СМИ. Главным образом благодаря массовым акциям протеста его работников, требующих выплаты задолженности по зарплате. В итоге дело дошло до вмешательства прокуратуры. Хотя, казалось бы, среди основных участников рынка это предприятие находится в наиболее выгодных условиях – имея контракт с Ираном на поставку в 2009 г. 300 новых автобусов.

Вместе с тем в нынешних условиях автоперевозчики остаются едва ли не единственным направлением бизнеса, чьи доходы в условиях кризиса фактически не снизились. При значительном, на 20-30%, падении объема грузоперевозок, пассажирские автоперевозки не только не уменьшились, но и наоборот, возросли. Данные Минтранссвязи за I квартал свидетельствуют о переориентации внутреннего пассажиропотока с авиационного и железнодорожного транспорта на автомобильный. Также следует отметить, что автоперевозчики, в отличие от металлургов, энергетиков и машиностроителей, не знают поблеем с неплатежами за предоставленные услуги. И, что особенно важно, имеют дело с наличным оборотом. Потому наблюдаемое падение спроса на новые автобусы скорее имеет субъективную природу, объясняемую снижением уровня делового оптимизма. Лучшим «лекарством» в такой ситуации стало бы возобновление банковского кредитования корпоративного сектора экономики. Минфин прогнозирует, что оно начнется в октябре-ноябре нынешнего года.



 


Комментарии
комментариев: 0

...


Статьи
22.06.17, Ярослав Ярош
9 июня жители небольшого прикарпатского городка Калуш в Ивано-Франковской области почувствовали в воздухе уже слегка призабытый неприятный запах и увидели черный столб дыма на небосводе. Подобные явления наблюдались и несколько следующих дней. Они четко обозначили намерения новых собственников местного химического гиганта "Карпатнафтохим" вернуть его в работу. Пресс-служба предприятия уже поспешила отрапортовать о запуске производства, но инсайдерская информация утверждает, что после 5-летнего простоя заводские линии работают далеко не так исправно, как хотелось бы.
16.06.17, Максим Полевой
Украинские города понемногу обновляют изрядно устаревший коммунальный транспорт. За соответствующие заказы активно борются и отечественные, и иностранные поставщики.
12.06.17, Игорь Воронцов
Крупнейший в мире горно-металлургический концерн ArcelorMittal Лакшми Миттала упрочил позиции на высоколиквидном рынке ЕС за счет покупки металлургического комбината Ilva в Южной Италии. Возобновление его работы на полную мощность закрепит позиции Италии в топ-10 крупнейших мировых производителей стали и оставит за его бортом Украину.
07.06.17, Ярослав Ярош
В конце мая возле села Васильевка на Буковине был залит первый куб бетона в строительство второй очереди Днестровской гидроаккумулирующей электростанции. Пока речь идет только об установке четвертого агрегата ГАЭС. Потенциально же их число может вырасти до семи. И тогда слаженная работа новых агрегатов поможет стране отказаться от потребления почти 3 млн тонн дефицитного энергетического угля.
29.05.17, Максим Полевой
Украинское судостроение пытается выживать в современных кризисных условиях, в том числе переориентируясь на непрофильные заказы. Украинские верфи остаются конкурентоспособными на внешних рынках, но для полноценного возрождения отрасль нуждается в государственной поддержке и развитии экспортного маркетинга.
23.05.17, Елена Курашина
"Укрзализныця" подготовила новый проект финансового плана на 2017 год, который предусматривает повышение тарифов на перевозку грузов железнодорожным транспортом на 22,5% с 1 июня. По сравнению с предыдущим вариантом финплана "УЗ" минимально понизила свои тарифные аппетиты, но суть документа не поменялась: железная дорога по-прежнему хочет решить все свои проблемы за счет бизнеса без каких-либо объяснений и обсуждений с общественностью.
17.05.17, Игорь Воронцов
Одна из крупнейших госкомпаний страны "Укрзализныця" все больше отрывается от экономических реалий. Под руководством модного импортного "реформатора" Войцеха Балчуна она стабильно теряет объемы грузоперевозок, свой основной источник дохода. Заоблачная зарплата генерального директора "УЗ" в 3,125 млн грн. в месяц давно стала притчей во языцех – а вот обещанных коренных улучшений, которые и подразумевает слово "реформы", через год после его назначения по-прежнему не просматривается.
11.05.17, Галина Резник
В последние годы рынок железной руды упорно опровергает прогнозы экспертов. Масштабное расширение добычи крупнейшими горнорудными компаниями привело к значительному избытку поставок, кроме того, на рынок возвращаются китайские железорудные компании, остановившие добычу в период низких цен. Однако нарушение рыночного баланса не вызвало ожидаемого стабильного снижения цен: после спада происходят периодические скачки.
05.05.17, Максим Полевой
Министерство экономического развития и торговли презентовало Экспортную стратегию Украины на ближайшую "пятилетку". Большинство поставленных целей достижимы – если не помешает война, политические дрязги и косность заинтересованных сторон.
28.04.17, Ярослав Ярош
Кабинет министров постановил выделить почти 2 млрд грн. на строительство двух комплексов по переработке радиоактивных отходов на площадках Запорожской и Хмельницкой АЭС. Это необходимо, чтобы существующие энергоблоки на этих станциях могли проработать дольше, а на ХАЭС появилось еще два новых блока. Продукты их жизнедеятельности на обычную свалку не выбросишь.



Жми «Нравится» и получай самые свежие новости портала в Facebook!