Жесткая посадка по-русски

Публікації

Как заявил на Всемирном экономическом форуме в Давосе первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов, экономику России ждет "жесткая посадка". Страна, по его словам, входит в еще более глубокий и затяжной кризис, чем в 2008-2009 годах. Действительно, нынешняя ситуация в российской экономике выглядит весьма тревожно, а во многих отраслях ожидается серьезный спад. Однако причины этих проблем заключаются не только в западных санкциях и падении цен на нефть, но и в ошибочных действиях самого российского правительства и Центрального банка России.

Внешние и внутренние причины

Ситуация в российской экономике стремительно ухудшается. Еще в ноябре прошлого года Министерство промышленности и торговли РФ прогнозировало, что в 2015 году темпы роста национальной экономики упадут, но все-таки останутся положительными. Накануне Нового года Мировой банк предположил, что Россию ждет умеренный спад. Теперь Игорь Шувалов, первое лицо в экономическом блоке правительства, говорит о кризисе еще более сильном, чем в 2008-2009 годах.

Причем представители российского бизнеса также настроены весьма пессимистично. В строительной отрасли в этом году ожидается спад на 10-20%, который затронет как коммерческое, так и жилищное строительство. Сокращение продаж легковых автомобилей оценивается различными специалистами в 20-30%. Еще более серьезным может оказаться обвал в коммерческом сегменте. Инвестиционная активность российских компаний снижается, а дефицит оборотного капитала может привести к валу банкротств уже в ближайшие месяцы. Как заявил в Давосе известный российский олигарх, глава "Русала" Олег Дерипаска, худшее еще впереди.

Но что же привело к такому резкому ухудшению обстановки? Первопричинами российского кризиса эксперты называют падение цен на нефть во второй половине прошлого года и западные санкции, проявившиеся, прежде всего, в резком сужении возможностей для получения зарубежного финансирования.

Доходы от экспорта нефти являются крупнейшим наполнителем российского бюджета, который составлялся из расчета цены в 95-100 долл./баррель. Поэтому более чем двукратное падение котировок во второй половине прошлого года привело к резкому падению поступлений и создало мощное давление на рубль. По некоторым данным, российские власти сознательно допустили ослабление национальной валюты, чтобы сохранить доходы бюджета, деноминированные в рублях, и не допустить резкого увеличения его дефицита.

Кроме того, вслед за нефтью начал падать в цене и природный газ, стоимость которого в экспортных контрактах "Газпрома" привязана к нефтяным котировкам с девятимесячным лагом. Обвал на мировых рынках коснулся также стали, железной руды, алюминия, никеля и других сырьевых товаров, крупными экспортерами которых является Россия.

Не менее важную роль сыграли и санкции. В последние месяцы российские компании вместо рефинансирования кредитов и получения новых займов вынуждены отдавать валютные долги, расходуя свои финансовые ресурсы и создавая избыточный спрос на доллары и евро.

Тем не менее представляется, что все эти трудности усугубились из-за неадекватной политики Центрального банка и правительства России. Сейчас основное неблагоприятное воздействие на экономику России оказывают три фактора: падение курса рубля, составившее порядка 75-80% по отношению к доллару по сравнению с концом июня 2014 года; подъем процентных ставок по коммерческим кредитам до 27-30% при относительно невысокой инфляции, что делает практически невозможным финансирование деятельности реального сектора; падение спроса из-за сокращения государственных расходов, сужения потребительского рынка и уменьшения инвестиционной активности. Во всех этих случаях мы видим сочетание внешних обстоятельств и внутренних причин.

Безусловно, некоторая девальвация рубля была неизбежной. Но Центробанк РФ вполне мог удержать ее под контролем, допустив снижения курса не более чем на 30-40%. Для этого надо было, прежде всего, ввести элементы валютного контроля: ограничить вывод капитала из страны, резко укоротить аппетиты спекулянтов, ввести целевые продажи валюты под импортные контракты и покрытие внешних долгов, обязать экспортеров выставлять на продажу часть валютной выручки.

Однако ничего подобного сделано не было. Все эти меры шли вразрез с либерально-рыночной доктриной, прочно засевшей в мозгах руководства Центробанка РФ и экономического блока правительства. Вместо этого остановить падение рубля пытались с помощью интервенций, хотя их полная бесполезность и даже вредность четко проявилась еще в 1990 годы. С конца июня 2014 года по 16 января 2015 валютные резервы России сократились с 475,8 млрд до 379,4 млрд долл. Большая часть этих средств была перекачана в карманы валютных спекулянтов – без малейшей пользы для курса рубля.

Более того, в середине декабря Центробанк принял еще одно роковое решение, объявив о повышении ключевой ставки с 10,5 до 17%. Это означало взлет кредитной ставки для компаний из реального сектора экономики до 27-30% годовых (при инфляции порядка 13,5%) и грозило резким падением экономической активности, обвалом рынков ипотечного и автомобильного кредитования. Что самое интересное, на курс рубля, который планировалось укрепить таким образом, все это никак не повлияло.

В последнее время российские коммерческие банки и промышленные компании настаивают, чтобы Центробанк немедленно приступил к понижению ставки, чтобы предотвратить обвал бизнеса. Но председатель ЦБ Эльвира Набиуллина заявляет, что ставка будет снижена только при формировании устойчивой тенденции к снижению инфляции и инфляционных ожиданий. Между тем инфляцию в России раскручивает главным образом падение рубля по отношению к доллару, в чем в немалой степени виноват сам Центробанк.

Растрата более 20% валютных резервов за полгода имела еще одно неприятное последствие. Российское правительство, напуганное падением цен на нефть до менее 50 долл./баррель, начало экономить. Его антикризисная программа предусматривает финансирование в размере всего лишь около 21 млрд долл., которые, очевидно, будут "размазаны" по множеству проектов, каковые еще предстоит отобрать и утвердить. Между тем широкомасштабная программа импортозамещения, которая должна была стать новым источником роста российской экономики, отодвинута далеко на задний план.

Трясина

Пока что ситуация в российской экономике не дает особых поводов для оптимизма. Курс рубля и цены на нефть в последнее время стабилизировались, но на очень низком уровне – около 63-66 руб./долл. и 47-49 долл./баррель нефти сорта Brent. Причем рассчитывать на скорое восстановление нефти не приходится. Избыток ее предложения на мировом рынке еще сохраняется. Капиталовложения в разработку сланцевых месторождений в США резко упали, но, очевидно, пройдет несколько месяцев, прежде чем это отразится на реальных объемах поставок.

Не претерпевает каких-либо изменений и политика Центробанка и правительства РФ. Как заявил, в частности, Игорь Шувалов, правительство не будет требовать от Центробанка дополнительных средств для поддержки национальных компаний, так что бизнес в любом случае окажется на голодном пайке. Лишившись внешнего финансирования, он не получит и внутреннего.

Между тем опыт ряда стран подсказывает, что именно максимальное удешевление кредита и массированная подпитка экономики деньгами являются в нынешних условиях наиболее действенными антикризисными мерами. Именно так выходили из спада в последние годы США. Такую же политику начинает проводить Европейский центральный банк. До сентября 2016 года он планирует предоставить региональным банкам 1,1 трлн евро, надеясь, что хотя бы часть этих средств пойдет на финансирование экономического роста.

Ослабление национальной валюты в России приводит к неравномерному подъему рублевых цен. Наиболее серьезной проблемой для национальной промышленности является высокая зависимость от импорта оборудования. Даже программы импортозамещения в большинстве случаев не запустить без иностранных станков и передовых зарубежных технологий. Многие компании имеют значительные валютные долги, затраты на обслуживание которых резко выросли. Вследствие этого промышленники увеличивают стоимость своей продукции в рублях. При этом чем больше доля валютной составляющей в их расходах, тем более резким становится такое подорожание.

Для российской металлургической промышленности основной задачей в последние месяцы, похоже, стало достижение "экспортного паритета" – выравнивание долларовых цен на прокат на внешних рынках и рублевых в долларовом эквиваленте – на внутреннем. Во второй половине декабря, во время недолгого периода укрепления рубля, он был почти достигнут, но январский спад на валютном рынке снова увеличил разрыв, доведя его до 40-70 долл./тонн по горячему прокату.

В январе российские производители стали повысили отпускные цены на плоский прокат на 4-8% на спотовом рынке и на 15-30% для крупных потребителей в машиностроительной отрасли, получающих металл по долгосрочным контрактам. Но в феврале готовится новое подорожание для всех групп клиентов на 5-20%. Это вызвало резко негативную реакцию со стороны строительных компаний, производителей железнодорожных вагонов, сельхозтехники и некоторых других покупателей. Они обратились в правительство с просьбой "власть употребить" и административно ограничить рост цен на прокат.

Конечно, поддержание губительных для экономики завышенных процентных ставок вызывает все больше критики и протестов. Но беда в том, что нынешнюю команду у власти очень трудно подвинуть. Тем не менее власть не отказывается от поддержки национальной промышленности и в случае резкого и заметного ухудшения обстановки, очевидно, прибегнет к более решительным мерам. Если Центробанк все-таки оперативно снизит ставку, обязательно сыграет свою роль импортозамещение, стимулируемое низким курсом рубля. В частности, о намерении увеличивать локализацию недавно заявил "АвтоВАЗ".

Тем не менее в экономике России в текущем году ожидается спад. По оценкам Всемирного банка, он составит 2,9%, Международный валютный фонд прогнозирует 3%, а Европейский банк реконструкции и развития – даже 4,8%. Обстановка в российской экономике, безусловно, сложная, и ее проблемы имеют и внешний, и внутренний характер. А, значит, могут быть обратимы при наличии политической воли властей.

Владимир Никитин

МинПром

Новини

23 Квітня 2024

Україна залишається на 23 місці у рейтингу світових виробників сталі

Бізнес скаржиться на проблеми з пошуком персоналу

Ferrexpo збільшила виробництво окатків у 3 рази 

Україна та Бразилія планують збільшити товарообіг

Україна підтвердила антидемпінгові мита зі сталевих кріплень з Китаю

Валютні обмеження блокують проекти з відбудови у приватному секторі 

Чилійський виробник сталі скасував рішення про закриття заводів після підвищення мита на китайську продукцію

Рада врегулює створення реєстру біопаливних установок

В енергосистемі дефіцит – потужність для промисловості буде обмежена

У березні Україна скоротила імпорт плоского прокату до 62,7 тисяч тонн

Велика Британія підготувала найбільший пакет допомоги для України

Німеччина закликає США поставити Україні хоча б одну систему Patriot

Промвиробництво в Польщі впало через зниження видобутку вугілля

ДТЕК потрібно 350 млн дол для ремонту зруйнованих ТЕС

Країни G7 допоможуть Україні відновити пошкоджену електрогенерацію

У лютому Україна зменшила експорт ЗРС на 21,7%

ВСІ НОВИНИ ⇢